Выпуск своей игры: ожидания, перипетии разработки и что в итоге

Три года назад Вячеслав Бушуев уволился из Mail,ru, чтобы сделать свою игру; полгода спустя вышла “Rabbit Story” — и ее создатель многое понял о производстве инди-игр.

Далее рассказывает Вячеслав Бушуев.

Кадр из игры Славы.
Кадр из игры Славы.

«Беги за лопатой — бабки грести»

Как-то раз мы пошли со знакомыми в ресторан. Муж одной из девушек, художник, занимался разработкой собственной инди-игры. Он делал арт, а его знакомый программист — все остальное, вплоть до дизайна и продвижения. Разработка шла пару лет, концепция менялась, и наконец, сложился долгожданный билд. Все были полны надежд и ожиданий, фигурировали фразы вроде: «беги за лопатой — бабки грести».

Игру зарелизили игру в американском Google Play, подобрали время, чтобы праймтайм был. Нажали заветную кнопку и... подумали, что баг какой-то. Где игра? Нет ее. Стали листать категорию Top new — и нашли игру в районе 150 места. Она была «фритуплей», количество установок — в районе 50.

Меня эта история тронула до глубины души, но в этом, конечно, не было ничего удивительного. И ежу понятно, Google Play — это черная дыра, где игру без маркетинга никто не найдет. Этот рассказ я услышал спустя год после того, как я выпустил собственную игру Rabbit Story. А в начале 2017, когда я уволился из Mail.ru и начал ей заниматься, я тоже надеялся на успех.

Герои приключенческой Rabbit Story — кролик, кошечка и собачка. С помощью приятного визуала и непринужденного игрового процесса игра поднимает вечные темы: дружбы, преданности, заботы о близких и важности взаимопонимания.
Герои приключенческой Rabbit Story — кролик, кошечка и собачка. С помощью приятного визуала и непринужденного игрового процесса игра поднимает вечные темы: дружбы, преданности, заботы о близких и важности взаимопонимания.

«Сделаю прототип за две недели!»

К тому моменту у меня уже были небольшие наработки: над Rabbit Story я начал думать еще летом 2016 года. Помню, что твердо решил: сделаю прототип за две недели!

Тогда я еще работал в Allods Team, поэтому свободное время было только по вечерам и выходным. Зато мотивации было предостаточно, будто Тайлер Дёрден приставил мне пистолет к затылку и сказал: «если не сделаешь игру — тебе конец!». Конечно, сроки я все равно провалил, но несильно, первая версия была готова через три недели.

Так как я дизайнер уровней и художник по освещению, в игре был больший акцент на левел-дизайне. Времени на создание моделей у меня не было, поэтому я купил готовый сеттинг Toon Environment Pack — простой и с интересной стилизацией. Была пара находок: в Hob от Runic Games я подсмотрел квадратную траву, а в Legion, аддоне для World of Warcraft, — манеру заполнять локации растительностью. Я решил: пусть в Rabbit Story простая стилизованная графика, но я могу заполнить ее зеленью, как это делают современные ААА-игры. Благо, в этом у меня большой опыт после Skyforge и Armored Warfare.

Елкам увеличил полигонаж раз в 10 и добавил на сцену мелкую заполняющую траву. Добавил деталей на дорогу: сухих кустов, веток и цветов. Цветы тут самые важные, т.к. они яркие и дают сцене нужные акценты.
Елкам увеличил полигонаж раз в 10 и добавил на сцену мелкую заполняющую траву. Добавил деталей на дорогу: сухих кустов, веток и цветов. Цветы тут самые важные, т.к. они яркие и дают сцене нужные акценты.

В Rabbit Story фиксированная камера, поэтому я смог ориентировать ассеты только в одну сторону, что значительно упростило их производство. Blizzard использовала подобную технологию в Diablo 3 — студия назвала ее “2.5D”.

Все модели в моей игре слегка наклонены относительно камеры, чтобы сверху они выглядели лучше. При таком способе не нужно делать UV развертку и рисовать текстуру, а отсутствие альфы упрощает рендеринг моделей в движке.
Все модели в моей игре слегка наклонены относительно камеры, чтобы сверху они выглядели лучше. При таком способе не нужно делать UV развертку и рисовать текстуру, а отсутствие альфы упрощает рендеринг моделей в движке.

Похожую схему использовали в The Legend of Zelda: A Link Between Worlds.

Слева - вид сверху, как в игре. Справа — вид в три четверти, по которому хорошо понятен прием.
Слева - вид сверху, как в игре. Справа — вид в три четверти, по которому хорошо понятен прием.

Настоящее производство я начал сразу после новогодних каникул 2017 года. А игра вышла 16 мая 2017. Итого — около 5 месяцев на создание и релиз Rabbit Story.

Все модели цветов и травы сделаны геометрией, не имеют текстур, вместо этого используют материалы разного цвета.
Все модели цветов и травы сделаны геометрией, не имеют текстур, вместо этого используют материалы разного цвета.

«Сейчас выпущу и заработаю миллион долларов!»

Есть офигительная история про самолеты во время Второй мировой войны. На них вешали броню в тех местах, где были дырки от пуль. А на самом деле надо было укреплять совершенно другие участки, которые у вернувшихся были максимально нетронутыми. Потому что повреждения именно в этих “чистых” местах не давали самолетам добраться до базы.

С инди-играми то же самое. У всех на слуху такие известные проекты, как Minecraft, Undertale, Stardew valley — список можете продолжить сами. Все слышали истории о том, как никому неизвестный разработчик сделал игру и заработал миллионы. Все это выстраивает в голове некоторые искажения. «Я тоже смогу, сейчас выпущу и как заработаю миллион долларов!», — думал я, куря сигареточку в окошко у себя на кухне.

Я, конечно, знал, что есть еще и обычное инди, и процент успешных игр маленький, но из-за всех этих искажений не понимал, насколько он мизерный. Есть такая замечательная вещь в Steam, как ссылка на случайную игру. Очень отрезвляет. Как-то раз я за вечер открыл около 300 случайных игр. Там не было ни одной игры с количеством отзывов выше 1000, в основном от 10 до 50. А это значит, что ребята продали от 100 до 500 копий, примерно. А может, и меньше.

Вывод: не стоит в бизнес-план включать примеры Minecraft или Undertale. Это даже не 0.001% всех инди-игр, думаю, что реальные цифры еще меньше.

Не все радужно в мире Rabbit Story. Найдется время и для дождей, и для грусти и печали.
Не все радужно в мире Rabbit Story. Найдется время и для дождей, и для грусти и печали.

Можно целый год постить новости ежедневно, а можно с голой жопой пробежать по стадиону

Еще во время разработки я понимал, насколько это важно. Но вот сколько это отжирает времени — для меня стало сюрпризом. Из пяти месяцев разработки, наверное, около двух ушло на маркетинг. Я в этом ничего не понимал, мои знания были на уровне средневековых врачей: я знал, что перед операцией неплохо бы помыть руки. Делал все по гайдам: статьям из Сети, историям других разработчиков.

Сначала я зарегистрировал игру на всех бесплатных ресурсах для инди. Это заняло какое-то время: подготовка скринов, текста, да и в интерфейсе сайта надо было разбираться. Написал на нескольких инди форумах. Подготовил пресс-кит, завел страницы во всех крупных соцсетях. Разослал письма во все крупные игровые порталы. С пресс-китом и просьбой сделать обзор. Написали обо мне только indiegames.com.

Мне повезло, что скриншоты у меня были красивые. В какой-то степени это облегчило задачу. Постить в соцсетях и т.д. — это уйма времени. Сэкономить не получится: если тупо спамить новостями или гифками, выхлоп просто мизерный.
Мне повезло, что скриншоты у меня были красивые. В какой-то степени это облегчило задачу. Постить в соцсетях и т.д. — это уйма времени. Сэкономить не получится: если тупо спамить новостями или гифками, выхлоп просто мизерный.

Любому проекту нужен маркетолог. А инди он нужен особенно, и не просто человек, который будет постить в соцсетях новости, а чертовски хороший специалист. Чтобы смог придумать что-то действительно оригинальное, что разойдется по сарафану как вирусное видео. Можно целый год постить новости ежедневно, набирая в день по половине подписчика, а можно с голой жопой пробежать по стадиону и собрать миллионы.

Понимаете, маркетинг решает. Какой бы шикарной ни была ваша игра, если о ней никто не узнает, то ее никто и не купит. Конечно, игра должна быть хорошей, раскрутить какое-нибудь «на лопате» еще сложнее.

У разработчиков в Steam нет никаких прав

Мне нравится Steam как игроку, но я ненавижу его как разработчик.

Понимаете, у разработчиков в Steam нет никаких прав. Вообще. Steam берет 30% с продаж за ничего [Прим. ред.: и не только он — с таким же положением дел вы столкнетесь при выпуске мобильных игр в App Store и Google Play b]. Игра в магазине никак не продвигается. В день релиза у меня на страницу зашло около 15000 человек — это смешные цифры.

Любой игрок может вернуть вашу игру в течение нескольких часов, автоматически, без каких-либо проблем. Отзывы тоже не всегда отражают реальность: тормозил Unreal на Пентиуме 1000мгц — игра плохая; не понравилась концовка — плохая, и так далее. В основном все жаловались на то, что игра стоила 200р.

Надо сказать, что прошел я Steam Greenlight по-честному, тогда он еще был. [Прим.ред.: Steam Greenlight — система, в которой само сообщество выбирает новые игры для выпуска в Steam. Разработчики стараются получить как можно больше поддержки от игроков — она даст возможность распространять игру через магазин]. На момент релиза у меня было около 3000 добавлений в вишлисты. По моим наблюдениям, из них примерно 10% идут в продажи: чаще всего игроки просто добавляют игру в вишлист и ждут скидки в 50%. И Steam еще берет 30%. Итого от 200 рублей получается 70.

Я понимаю, что это жалобы антилопы на то, что ее сожрал тигр. Мир так устроен. Просто имейте в виду.

Уютная полянка из Rabbit Story.
Уютная полянка из Rabbit Story.

Конечно, я не один работал на проекте. Были еще сценарист и переводчики. Я бы сказал, что сделал около 90% всей работы — наверное, для 5 месяцев неплохой результат. И еще я получил удовольствие от процесса. Я не люблю фразу «Это был интересный опыт», для меня она чаще всего звучит как «Мы все провалили, но нам за это ничего не было». В моем случае это действительно был интересный опыт. И поставленной цели я добился.

Стоит ли делать свою игру?

Если вы хотите заработать денег, то куда эффективнее будет, не знаю, открыть собственный бизнес по импорту каких-нибудь чехлов для телефонов из Китая.

И уж точно очень плохая идея брать кредит для того, чтобы делать свою игру.

Хотите стать инди-разработчиком? Оно стоит того в двух случаях.

  • У вас есть достаточный опыт, чтобы сделать что-то по настоящему оригинальное и запоминающееся. Как Cuphead например.
  • Вы просто любите делать игры и хотите сделать игру для себя.

Во всех остальных случаях лучше устроиться работать в игровую студию, на проект, который вам по душе.

А вы пробовали выпустить свою игру? Где выпускали и что получилось?
А вы пробовали выпустить свою игру? Где выпускали и что получилось?

Автор текста — художник по уровням и освещению, преподаватель Smirnov School. В ноябре стартует набор на два его курса: «Освещение локации в UE» и «Level art в UE». До 15 октября для читателей DTF действует скидка 10% по промокоду «Хочу UE».

111111
137 комментариев

Facepalm
"Понимаете, у разработчиков в Steam нет никаких прав. Вообще. Steam берет 30% с продаж за ничего [Прим. ред.: и не только он — с таким же положением дел вы столкнетесь при выпуске мобильных игр в App Store и Google Play b]. Игра в магазине никак не продвигается. В день релиза у меня на страницу зашло около 15000 человек — это смешные цифры."
15к в день релиза! и этого ему мало.... даже ни знаю как тут среагировать

35
Ответить

Это вообще нормальные цифры. У меня в день релиза было 7к заходов при 3к вишлистов. И это второй по посещяемости день после зимней распродажи, где было 8к. За первую неделю 17к. Сейчас, за два года раннего доступа 250к заходов. Если делаешь инди и не готовил день релиза со стримерами и журналистами, и не случился внезапный хайп, то продажи будут сильно размазанные по вермени и с хорошими пиками на скидках.

7
Ответить

Просто с такой игрой, скорее всего, стоило идти не в стим, раз за 30% ты не собираешься пользоваться функционалом, который предлагают. На деле 15к это не много, но скорее говорит не о том, что площадка говно, а о том, что своих усилий для того чтобы посещений было больше - сделано не было.

2
Ответить

Я сейчас глянул - мне таргетированная реклама в фб стоила примерно 1р. за 1 просмотр на начальном этапе. Т.е. цена этой услуги около 15к рублей, что действительно копейки
Правда заслуга стима НЕ в предоставлении этого вот первичного трафика. Стим хорошо крутит игры которые получили первичную популярность - т.е. на одного приведенного вами благодарного игрока стим вам еще парочку подгонит (это если очень упрощать)

Ответить

Вопрос в том, насколько «правильно подобранными» были эти 15K.

Ответить

Steam ничего не делаетВ день релиза у ноунейм игры 15к просмотров странички.Ну хз.

24
Ответить
Комментарий удалён модератором