«Мученик» отмучился. Обзор Warhammer 40,000: Inquisitor – Martyr

Игра, в которую вы пока не сможете поиграть в России из-за блокировок РКН.

«Мученик» отмучился. Обзор Warhammer 40,000: Inquisitor – Martyr

Геймплейная основа Diablo почти идеально ложится на настроение Warhammer 40,000. Одинокий могучий герой отчаянно прорывается сквозь полчища нечисти (еретиков, демонов, предателей), разбрасывается суперударами и превозмогает трудности. Но Martyr интригует не только этим. Игра привносит в классическую Diablo-мясорубку такие несвойственные ей вещи, как укрытия, перестрелки и умения, привязанные к оружию.

Полтора года назад я рассказывал о впечатлениях от альфа-версии Martyr и почти все её многочисленные косяки списал на раннюю стадию разработки. Теперь, когда состоялся релиз, мы можем достать из архивов все старые претензии и проверить, насколько они актуальны.

Одиночная кампания, которой поначалу не было вовсе, в релизной версии уже полностью собрана. Инквизитор Империума (то есть игрок) нападает на след таинственного корабля «Мученик», чей дух машины взбунтовался и обрёл независимость.

Судно «прыгает» сквозь Имматериум в самые неожиданные места галактики: непонятно ни происхождение, ни цели «Мученика», а кроме нашего инквизитора за кораблём ведут охоту и другие личности. Нельзя сказать, что в игре сплетён хороший сюжет, но он точно лучше львиной доли той макулатуры, что ежедневно пополняет собой лор Warhammer 40К.

Перед некоторыми сюжетными заданиями инквизитор должен провести подготовку — удачные решения упростят жизнь, а неудачные... да какая разница? Это ж инквизитор!
Перед некоторыми сюжетными заданиями инквизитор должен провести подготовку — удачные решения упростят жизнь, а неудачные... да какая разница? Это ж инквизитор!

Стоит сразу же оговориться: в Martyr нет цельного игрового мира, где одна локация перетекает в другую, как, например, в Diablo. Martyr состоит из заданий, сюжетных и побочных, которые можно найти на разных планетах — по ним и предстоит путешествовать нашему инквизитору.

Таким образом Martyr ведёт новых игроков от простейших приключений до самых инфернальных. Только вот к сюжетным поручениям это тоже относится. Если не отвлекаться от основного квеста, то спустя несколько часов разница между снарягой инквизитора и требованиями миссии не позволит пройти дальше. Словом, игра заставляет выполнять побочные миссии.

Побочных заданий хоть завались, в каждой системе найдётся дело для инквизитора, но их выполнение — не гарантия добычи, окупающей потраченное время
Побочных заданий хоть завались, в каждой системе найдётся дело для инквизитора, но их выполнение — не гарантия добычи, окупающей потраченное время

Даже разница в 50 очков (250 у героя и 300 у задания) застопорит прохождение. Martyr как бы намекает — ты не торопись, полетай по другим планетам, поубивай хаоситов, прокачайся сначала. Но привлекательность таких побочных занятий быстро пропадает, когда они становятся обязательными.

Локации как были ржавыми готическими коридорами, так и остались. Нет, сами по себе они хорошо прорисованы, уставлены всякой священной техникой Адептус Механикус, залеплены биомассой, а при любом удобном случае (шквальный огонь, взрыв гранаты) вся эта шелуха красиво разлетается по округе.

После знатного побоища вся локация завалена обломками и трупами
После знатного побоища вся локация завалена обломками и трупами

Но к пятому часу в этих коридорах уже никакая разрушаемость не спасёт. А ведь у них ещё и компоновка схожая. Да и сама идея так себе: запереть игрока в коридоре, где движение возможно либо вперёд, к врагам, либо назад, куда идти смысла нет.

Хотя иногда Martyr всё же балует открытыми пейзажами: в такие моменты будто бы ощущаешь свежий воздух, дышишь полной грудью. Но ландшафты там недружелюбные — выжженные скалы, промёрзшие до дна озёра, в которых навеки заперты танки Астра Милитарум, и другие восхитительные биомы мрачного будущего. Обрадуешься и радиоактивной пустыне, после проклятых коридоров-то.

Даже агромиры не могут похвастаться мягким климатом. Что же тут выращивают? Ягель?
Даже агромиры не могут похвастаться мягким климатом. Что же тут выращивают? Ягель?

Всё, прогулка окончена, шагом марш в катакомбы.

Перестрелки и укрытия — на самом деле перспективная идея. Огнестрел и раньше встречался в «дьяблоидах», но его применяли ограниченно, а вот в Martyr стреляют все, включая героя, и потому появилась нужда в укрытиях. Пришлось пойти на жертвы: динамика в Martyr на порядок ниже, чем в любой Diablo-подобной игре. Зато игра обращается к другим навыкам, пестует другие привычки.

Солдаты Имперской гвардии тоже обучены прятаться за укрытиями: в оборонительных эпизодах гвардейцами можно даже немного покомандовать
Солдаты Имперской гвардии тоже обучены прятаться за укрытиями: в оборонительных эпизодах гвардейцами можно даже немного покомандовать

Для начала нужно привыкнуть к разделению врагов на множество подвидов с разным поведением, которому нужно что-то противопоставить. В Martyr много рядовых стрелков, слабых поодиночке, но когда они засядут всем отрядом в укрытиях и сконцентрируют огонь на вас — мало не покажется.

Стоять посреди комнаты, не заботясь о защите, может себе позволить разве что крестоносец — один из трёх доступных классов, — да и то не всегда. Ведь есть ещё и огнемётчики, бомбардиры, грозные ребята с пулемётами, чья скорострельность растёт с каждой выпущенной пулей, колдуны, сосущие здоровье. Не говоря уже о мини-боссах и полноразмерных главарях.

Чем мини-босс отличается от босса? Первый будет гнать вас хоть до самого Берлина. Второй дойдёт до края своей зоны обитания, а потом вернётся к стартовой точке и полностью восстановит здоровье
Чем мини-босс отличается от босса? Первый будет гнать вас хоть до самого Берлина. Второй дойдёт до края своей зоны обитания, а потом вернётся к стартовой точке и полностью восстановит здоровье

Играя в Martyr, учишься искать выгодные позиции для стрельбы, надёжные укрытия, которые просто так не обойти, примечаешь запасные варианты на случай разрушения основного убежища, расставляешь приоритеты, которые меняются в зависимости от расклада сил. В одном случае выгодно сначала поубивать врагов ближнего боя, в другом стоит начать со стрелков или вообще выманить мини-босса и порвать его один на один, пока остальные враги не подтянулись.

Бои ощущались бы совсем хорошо, не будь так занижен урон инквизитора. Два-три попадания для обычного моба — сойдёт, ведь их тут не сотни, а немногие десятки. А вот дюжина ударов по автотурели «Тарантул» — это уже перебор. Будто напильником её пилишь. Это сравнение ещё актуальнее в битве с боссами, которые, за редким исключением, лечатся со страшной скоростью. У меня даже был случай, когда одно из исчадий Нургла пришлось бросить — он лечился быстрее, чем я наносил ему урон.

Опасения насчёт скудности умений подтвердились. Все активные приёмы привязаны к оружию, и такой подход был бы уместен, если бы не классовое разделение. Псайкер, крестоносец и ассассин сильно разнятся по своим параметрам и боевой роли — а ведь там ещё подклассы есть. Martyr назначает каждому классу свои собственные виды оружия, и против этой воли не попрёшь. Можно выдать псайкеру цепную пилу и бросить в самую гущу битвы — и чем это кончится? Псайкер пожалеет, что аквилу не спилил.

Где-то слева вверху забился в угол босс-знаменосец, призывающий новых демонов Нургла. Спустя пару секунд мне придётся сбежать оттуда. А то встал столбом у всех на виду, даже слепой попадёт!
Где-то слева вверху забился в угол босс-знаменосец, призывающий новых демонов Нургла. Спустя пару секунд мне придётся сбежать оттуда. А то встал столбом у всех на виду, даже слепой попадёт!

Потому что по рангу ему положены варп-жезл и психосиловой посох, а также психосиловой и биомантский мечи. Дарованные этим оружием способности останутся прежними даже спустя сотню циклов замены более слабого на более мощное. Единственной возможностью избавиться от опостылевшего за десятки часов алгоритма остаётся переход на непрофильное оружие, что автоматически снижает пользу от персонажа. Есть, конечно, и подходящие по классу альтернативы, только ждать от них кардинальных перемен не стоит. Будет не варп-взрыв, а термический взрыв. Невероятно, правда?

Отчасти проблема смягчается бронёй, которая также даёт одно активное умение. И вот здесь уже можно перебирать: прыгать сквозь Имматериум на малые дистанции, окружать себя стеной огня или укрываться сферой остановки времени. Мой опыт подсказывает, что все такие способности можно успешно применять в бою — но я уверен, что на высочайшей сложности ничтожная доля процента таки склонит чашу весов в пользу одного из вариантов.

Ещё один, пусть и совсем ничтожный фактор — это поясное оружие, которое тоже не привязано к классу. Осколочная граната, мина, персональный щит: с помощью одних можно компенсировать недостаток урона в секунду, с помощью других — выиграть две-три секунды на добивание самого жирного врага и, скорее всего, отступление.

Внешний вид оружия и снаряжения не меняется. Даже иконка та же, просто с другим цветом фона
Внешний вид оружия и снаряжения не меняется. Даже иконка та же, просто с другим цветом фона

В Martyr есть и деревья навыков, только они пассивные, а принцип их работы настолько неочевиден, насколько это вообще возможно. Учитывая, что развитие в Martyr идёт с черепашьей скоростью, и до 50-го уровня — как до Шанхая пешком, зазубренные цепочки действий будут являться вам во снах.

Технически же Martyr далеко ушёл от своей забагованной и временами неиграбельной альфа-версии. И пострадал от ковровых блокировок РКН. Martyr упала у меня всего лишь раз, никто в бою не пропадал, текстуры не мигали. Разве что FPS игра по-прежнему роняет, не блистая при этом качеством картинки, которая как будто выцвела на солнце. Понятно, что Warhammer 40К не про яркие краски, но я же должен отличить по цвету кровь от машинного масла!

Все награды, даже снятые со свежих трупов, герой получает лишь после эвакуации. Если коротнёт сеть или подведёт интернет — плакали вещички
Все награды, даже снятые со свежих трупов, герой получает лишь после эвакуации. Если коротнёт сеть или подведёт интернет — плакали вещички

Увы, как бы игру ни вылизывали, для российского игрока Martyr недоступна. Даже если у вас настроен VPN или другие способы обхода блокировок — игру просто не продают в нашем регионе. Мне повезло дважды: что осталась старая альфа-версия, прокачавшаяся до релизной, и что мой провайдер более-менее лояльный к пользователям, а Martyr запускается без лишних манипуляций.

Warhammer 40000: Inquisitor – Martyr одинаково далеко как до номерных частей Diablo, так и до её кузенов вроде Torchlight. Она вгоняет в апатию одинаковыми интерьерами, одинаковыми умениями и неизбежным гриндом не ради успехов в PvP, а просто чтобы пройти дальше по сюжету.

«Мученик» отмучился. Обзор Warhammer 40,000: Inquisitor – Martyr

Печальный пример того, как отличную, прогрессивную идею (укрытия, тактика, перестрелки) топят сами же создатели непониманием принципов работы «диаблоидов». Контрасты в окружении и среди противников, регулярное пополнение арсенала заклятий, горы ценного и не очень барахла: Martyr жадничает и выдаёт предметы будто хлеб в блокадном Ленинграде, да ещё и такого качества, что теряется азарт, угасает столь необходимая жадность.

Neocore не тратили даром время, прошедшее с альфа-теста, но их усилий не хватило. Martyr рискует заработать то же обидное звание, что и длинный ряд проектов по лицензии Games Workshop: «ну, вон та игра, по „Вахе“ которая, там ещё мужик в броне».

6060
59 комментариев

Когда уже кто-нибудь сделает игру уровня ААА по вселенной 40-вой Вахи?! И желательно НЕ стратегию\тактику. Почему не полноценное РПГ? А если и делают что-то другое, то это весьма средние проекты. Мееее.

19
Ответить

Никогда, вернее таковая вероятность крайне мала. ГВ не заинтересованны в том чтобы делить прибыль с нормальным разработчиком, их интересует продажа пластика по цене серебра по весу. Да и видеоигровой рынок они никогда не считали не то что сопоставимым с настолкой, но хотя бы важным.

4
Ответить

Вот да, кстати, давнор уже диву дивуюсь, что столько лет франшизе, она популярна до безумия и никто до сих пор не сделал годнющую космо-РПГ (типа МЕ). Все же готовенькое уже, и сеттинг и гигатонны лора и сюжет можно с какого-нибудь литературного хита серии можно отчасти подрезать.

3
Ответить

Странное отношение к лору вахи, книги сюжетно намного лучше игр, так что утверждение о годном сюжете создателей диябло клона на диабло клон спорная.

5
Ответить

книги сюжетно намного лучше игр

34
Ответить

Книги по Вахе

15
Ответить

Ну сюжет к этой игре писал автор книг по вахе.

1
Ответить