"Трудно быть богом", Burut Games, 2007

"Трудно быть богом", Burut Games, 2007

История обо мне и одной старой, полузабытой игре, которую, наконец, одолел.

«Все квесты были пройдены. Последний клик мыши поставил жирную точку в этом прохождении. Я убрал руку с клавиатуры - все было кончено». Примерно так я ощутил себя во время просмотра финальных титров, все-таки с первого знакомства с игрой прошло 16 лет, срок немалый. Но обо всем по порядку.

История знакомства

В конце 2007 года, в котором многие (и я тоже) хотели бы снова оказаться хоть на денёк, дома у меня появился интернет, да к тому же быстрый, включающий в себя локальную сеть на несколько городов, и огромный портал с играми, кино, музыкой и всем, что душе угодно. Это был DC-портал так называемого «Советского сервера», ныне отключенного. Портал этот был очень круто оформлен, удобен в использовании и богат на контент, который постоянно обновлялся и пополнялся свежаком, а я был подростком и любил компьютерные игры, которые там были представлены в изобилии. Начав исследование этого ресурса, практически тут же наткнулся на страницу игры «Трудно быть Богом», о которой и буду рассказывать сегодня.

Вот так выглядел этот портал, благодаря Wayback Machine нашел сохраненную страницу от апреля 2016, за 2 месяца до закрытия.
Вот так выглядел этот портал, благодаря Wayback Machine нашел сохраненную страницу от апреля 2016, за 2 месяца до закрытия.

На тот момент я был знаком с творчеством Аркадия и Бориса Стругацких только по «Пикнику на обочине», который прочел на фоне легендарного ожидания первого «СТАЛКЕРА», конечно же, ничего особо не поняв, маловат был, так что название «Трудно быть богом» не вызывало никаких ассоциаций, а привлекла больше картинка с обложки диска, где бравый фехтовальщик мастерски исполняет хэдшот из пистолета, что вызвало много вопросов и заинтересовало, поэтому, прочитав описание и оценив скриншоты, решил, что надо попробовать поиграть.

Мне понравилось сразу, было очень красиво, красочно и интересно, хоть я и не был знаком с первоисточником. Баги особо не смущали, ну бывает, чего уж там. Сколько тогда было криво и не до конца собранных дисков с радиорынков, в вонючих пластиковых боксах, которые порой были вообще непроходимы, так что дело привычное, пару раз перезагрузишь сохранение, глядишь, скрипт и сработал. Романтика. Бодро двигаясь по сюжету, я дошел до момента отправления в локацию «Южный Арканар», Арканар - это местная столица. Знающие люди уже наверняка поняли, к чему всё идет. В этой игре была очень крутая защита от пиратства – переход на локацию просто не работал, если в приводе не было лицензионного диска. Я был обескуражен, но про защиту не знал, поэтому потыкавшись немного, я начал проходить все заново, вдруг что-то просто не сработало. Но нет, все как раз таки сработало правильно, о чем потом было прочитано в интернете. Вот так грубо оборвалось прохождение, очень обидно было. Редко встретишь такую защиту, жестоко обошлись разработчики с пиратами. Но, погрустил и хватит, жизнь продолжается. И я забыл об этой истории на некоторое время.

В дальнейшем, я периодически вспоминал об этой игре, все-таки она мне понравилась, остался какой-то открытый вопрос, хотелось дойти до конца. Навязчивой идеей это, конечно, не стало, просто раз в пару лет вспоминал, лез на форумы, убеждался что защиту до сих пор не победили, и спокойно забывал опять. Примечательно, что я не пытался найти лицензионный диск, не знаю почему.

Так прошло лет пять, я наконец добрался до книги-первоисточника, прочел ее и остался в восторге, всем советую. Философская история про будущее, в котором ученые с Земли прилетели на планету, где эволюция находилась на стадии, аналогичной нашему средневековью, и начали на этой планете вести наблюдения и осуществлять мягкие корректировки исторического процесса. Главный герой – молодой ученый по имени Антон, называемый по-средневековому «Дон Румата Эсторский», этакий попаданец, но без презрительного оттенка. Да и не попаданец, а осознанно отправившийся в экспедицию ученый, на тысячи лет опережающий в развитии изучаемый им мир. Вокруг него и крутится вся история, именно он и чувствует себя Богом, которым трудно быть, потому что неизвестно еще, чего заслуживает этот мир – помощи или уничтожения. Или, может быть, его просто нужно оставить в покое и дать возможность идти своим путём? Философии, раздумий и интересных мыслей в избытке.

Прочел книгу, полез опять на форумы – нет, вроде еще не победили защиту. Ну и ладно. В тот момент я уже и забыл о чем была игра.

Спустя еще несколько лет я узнал, что нашлись умельцы, и игра стала проходима. Обрадовавшись, я решил, что время пришло, загрузил и…так и не запустил ни разу. Ну вот как то не хотелось и все, наверное подсознательно отталкивало то, что прошло около 10 лет и играть в это устаревшее произведение будет проблематично…Странное чувство, ведь хотелось же, да и старыми играми не брезговал никогда… Не знаю как так. Но и это прошло.

Еще пару лет спустя, решил попробовать снова. Были ковидные времена, времени было много, и вот, вспомнилось опять. Поставил, запустил – вылетает сразу почему-то. Ну и ладно, разбираться лень. Опять удалил и забыл.

И вот, на дворе 2023 год. Мне захотелось перечитать оригинальную повесть – перечитал, опять понравилось, даже еще больше, видимо с годами больше понял. Нельзя было не вспомнить об игре, которая уже пару лет доступна в стиме за пару сотен. Поставил, запустил. И затянуло, точь в точь как и 16 лет назад!

Итак, настало время перейти непосредственно к обзору.

Геймплей

Незатейливая экшн-рпг из нулевых, с простой прокачкой. Открытый мир, довольно большой, включающий в себя города, деревни, замки, леса, поля, горы и прочие красоты. Играть довольно интересно, квесты живые, битвы напряжённые. Много беготни, что порой раздражает, довольно часты ситуации, когда надо бежать минут пять реального времени, да еще и с загрузками, чтобы сдать квест. Именно бежать, больше ничего не происходит вокруг, так как возвращаешься по уже пройденной тропе. Но все равно интересно. Много лута, надо все собирать, продавать, копить деньги, покупать улучшения, классика в общем.

Карта мира, открытая только наполовину, где-то середина сюжета
Карта мира, открытая только наполовину, где-то середина сюжета

Отдельного упоминания заслуживает фишка с переодеванием, настоящий средневековый «Хитман» получается. Одеяние героя состоит из нескольких элементов, а сама одежда делится по видам, например: «дон», «вор», «монах» и другие. Собираешь комплект одежды вора, надеваешь – и бандиты на дорогах не трогают, принимают за своего. Очень удобно. Если оделся во все подряд – будешь просто «наемник». Иногда возникают вообще мощные ситуации, охранник одного посещаемого учреждения, архива, останавливал героя, одетого в обличье наемника, и рассказывал, что пройти никак невозможно, дверь заперта, а ключ похитили два дезертира. Все идет к квесту по поиску дезертиров и нахождению ключа. Так и вышло. Однако, если прийти к этому стражнику в комплекте одежды гвардейца, то он предложит благородному господину выломать дверь, обойдясь вовсе без ключа, раз уж такое важное государственное дело. Добавляет разнообразия в прохождение.

Возможные роли героя
Возможные роли героя

Вместе с тем, большого разнообразия ждать не приходится, игра линейна, а варианты ответов появляются в диалогах редко и практически ничего в истории не меняют, все идет по сценарию. С другой стороны, интересное линейное приключение тоже может оставить очень приятное впечатление.

Оружия и одежды много, реально много. Мечи, топоры, луки, кирасы, жилеты, шлемы и шляпы. Легендарные мечи Дона Руматы имеются. Под конец игры даже дают оружие «попаданцев землян», и тогда средневековье содрагается под выстрелами гранатомета и какого-то навороченного бластера. Патроны только добывать негде, боезапас ограничен, но вполне достаточен для того, чтобы почувствовать себя машиной смерти.

С огнестрелом тут можно переть на кого угодно, пещерный человек просто в шоке
С огнестрелом тут можно переть на кого угодно, пещерный человек просто в шоке

Баги имеются, но меньше чем в 2007-м, выходил какой-то патч от разработчиков, многое было исправлено. Однако, они не исчезли совсем. Пару раз не срабатывали скрипты. Пару раз персонажи проваливались через текстуры. Пару раз все просто зависало. Ужасно работает механика открытия одновременно своего и чужого инвентарей (когда торгуешь, смотришь содержимое сундуков, или обшариваешь побежденных противников), нажав на кнопку взаимодействия, каждый раз ждешь секунд по пять, без шуток, сбор трофеев после заварушки оборачивается пыткой. А самый дикий баг, который я словил, это миссия сопровождения, в которой под конец просто не срабатывал скрипт, по которому запускалась катсцена. Это привело к нервам, перезагрузкам, попыткам забежать на финальную квестовую локацию с разных сторон и прочим неинтересным и бесящим действиям. Но по итогу получилось. Спустя два часа. Кроме того, в последнюю треть игры начинают надоедать бои, разработчики решили расставлять разбойников и прочих агрессоров на всех дорогах мира, даже если герой пробегал там уже десять раз. Путешествуешь – готовься биться на каждом шагу, то со всяким ворьем, то с безумными монахами, то с представителями местной агрессивной фауны. Есть лошади, но совершенно бестолковые, во-первых, они почему-то через раз переносятся на следующую локацию следом за героем, а во вторых, очень быстро погибают. И стоят дорого, а украсть или добыть в бою их нельзя. Не пользовался ими.

Меню торговца и окно прокачки
Меню торговца и окно прокачки

Но несмотря на все сказанное, даже в конце игры, когда герой, как самый настоящий Дон Румата, вырубает одновременно пять противников, делая вертушку с двумя мечами, это выглядит круто. Когда в очередной раз обманываешь стражников, переодевшись благородным доном, это тоже круто. И когда наконец проходишь квест, из-за которого потратил кучу времени, это все-таки тоже круто, чувствуется вкус победы. Да и повышение уровня героя приятно до самого конца, радует каждый раз, хоть прокачка и очень проста. В общем, играть можно, надо просто по-старинке включать воображение и закрывать глаза на игровые условности. Ну и терпеть баги, конечно. Если удастся поймать волну и проникнуться этой старенькой, местами багованной, но сделанной с душой игрой – то все понравится.

"Фаталити" с двумя мечами 
"Фаталити" с двумя мечами 

Сюжет, персонажи, ЛОР

Интересный! Ради него, в основном, и стоит игру пройти. События происходят после событий книги, как мне кажется, очень развивают и дополняют её. Главным героем на сей раз выступает не прибывший для исследований землянин, а безымянный местный уроженец, на момент начала игры заканчивающий некую Имперскую разведшколу. Короче, молодой средневековый суперагент. История здорово закручивается и с самого начала берет хороший темп, не ослабляя его до конца. По ходу пьесы наш персонаж пройдёт множество передряг, несколько раз попадет в плен, станет бароном, познакомится с землянами и наворотит еще кучу славных дел. Встретится с легендарными персонажами из книги, например хитрый Арата, весёлый великан барон Пампа… Вчерашние враги будут регулярно переквалифицироваться в друзей, и наоборот, а многое совсем не то, чем кажется на первый взгляд. Концовка, кстати, очень похожа на концовку серии «Mass effect», в хорошем смысле.

Выпускные экзамены главного героя, надо победить чучел и сделать на лошади круг по двору. Серьезная подготовка, ничего не скажешь.
Выпускные экзамены главного героя, надо победить чучел и сделать на лошади круг по двору. Серьезная подготовка, ничего не скажешь.

Неспешное прохождение займет часов 30, кроме основного сюжета здесь имеются побочки, тоже зачастую весьма приятные. Например, про неудачливого фермера, который просит героя найти знахаря, который сможет вызвать дождь, в итоге знахарь оказывается раздолбаем и вызывает пожар, сжигая половину поля, и просит помочь героя спасти его репутацию, расставив жертвы перед специальными идолами в определенном порядке. Причем в конце квеста мне показалось, что дело вовсе не в идолах, и знахарю просто повезло, что дождь все таки пошел. Встречаются интересные персонажи, с которыми интересно говорить. В сундуках и библиотеках можно найти книги, расширяющие и дополняющие ЛОР вселенной. Также интересно почитать записки и дневники персонажей из книги, которые глубже их раскрывают. Единственное, юмор, в стиле «Ты, шаман, завязывай с грибами», уже как то не веселит. А может быть, просто времена изменились и я сам стал повзрослее.

В общем, событий полно, мир интересный и персонажи симпатичные, видно, что писали поклонники Стругацких, при этом писали с душой и, возможно, даже в некотором соавторстве с авторами книги (один из братьев на момент разработки был еще жив).

Графика и звук

Графика – в духе времени. Все эти немного ненатуральные цвета, простые тени, «светящиеся» модели персонажей, простенькие текстуры. Выглядит как типичная отечественная игра нулевых. Но глаз не режет, все окружение хорошо проработано, детализация довольно высока. Лес ощущается лесом, а поле – полем. Есть даже динамическая смена дня и ночи. В картинку «веришь».

Что касается звука – то тут, к сожалению, тоже не обходится без условностей, с которыми придется мириться. Персонажи, диалоги, книги и прочее – очень хороши, но их портит плохая озвучка. По ходу игры я с удивлением слышал много знаменитых голосов, что потом подтвердилось титрами, но что-то видимо пошло не так…С другой стороны, надо сделать поправку на время, тогда, вероятно, у отечественных разработчиков озвучка, делалась просто «чтоб была». А вот музыка хорошая, не особо запоминающаяся, но приятная и не раздражающая, вовремя и удобно переключающая на мирный и боевой режимы. Мне только не хватило какой-нибудь эпичной и пронзительной композиции в финальных титрах, они вообще беззвучно идут. Но это кому как.

Итоги

Вот такая получилась история, длиной в 16 лет. Кто-то успел родиться и почти закончить школу, а я вот наконец прошел «Трудно быть Богом». Перепроходить не буду, да никому и не советую браться второй раз, она совсем не реиграбельная, один раз продраться сквозь все эти баги, бесконечные хождения и стычки на дорогах, увидеть классный сюжет и мир, а затем спокойно удалить с жесткого диска, вот хороший рецепт. Так что, советую только если не довелось пройти раньше.

Хочется задонатить разработчикам, но компании «Burut games» уже не существует, как и издателя, легендарной «Акеллы». Представители уже совсем другого десятилетия и другой эпохи.

На душе моей умиротворение от завершения давно начатого дела, и приятное послевкусие от отличной истории, после которой есть о чем подумать. Ну и поделиться захотелось, что и сделал, впервые в жизни написав обзор на игру (или это у меня лонгрид?). С удовольствием поговорю на затронутые темы с любым желающим)

P.S. Скриншоты не мои, просто из поисковика, идея написать о впечатлениях возникла уже после прохождения. Если затронул чье-то авторское право – прошу прощения, пишите - уберу.

164164
114 комментария

Пока читаю эту статью, жду про:

31
Ответить

Ох уж эти снгшные и рфные RPG в то время. Еще помню Бельтион, Сердце Вечности, Заговор Темной Башни и Пограничье.

14
Ответить

книги неплохие кстати, ну таковыми я их запомнил. В конце правда какое то аниме происходит, но подростку оно то и нужно было

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

А есть реально такая игра?

Ответить

Мой друг и земляк, был главным геймдизайнером этой игры - Дмитрий Князев. Фанат Стругацких и просто талантливый человек.(кинул ему ссылку на твой лонг, пусть порадуется-понастальгирует) Он ради этого проекта уехал из Ижевска, бросил работу журналиста, и устроился в Акеллу. А я вслед за ним тоже в геймдев подался, только художником, так и тружусь до сих пор на этой ниве, как то цепануло :) ...спасибо за статью!...пиши исче :)

13
Ответить

ух ты, здорово, привет Дмитрию, и спасибо ему за игру! а Вам - удачи на выбранном пути)

4
Ответить