Приведу ещё один пример. По сюжету, Элизабет оказывается как в поместье Дарси, так и в поместье его родственницы леди де Бёр. Джейн Остин уделяет огромное количество текста описанию садов в этих резиденциях. Сад леди де Бёр симметричный, выверенный. Сад мистера Дарси более естественный, хаотичный, с меньшим количеством рукотворных решений. Первый сад не особо впечатляет Элизабет, а вот при виде второго она сразу понимает, что его хозяин - современный, прогрессивный, подкованный в культуре человек, который ей близок по духу. То есть на основании кустов и деревьев девушка сделала вывод о внутреннем мире своего потенциального кавалера и его родственницы. Как ? Дело в том, что эстетика сада де Бёр - это классицизм, стиль, который тогда считался уделом консерваторов. А вот сад Дарси - это уже страстный, слегка бунтарский романтизм, это вызов традициям, это открытость к новому опыту и чувствам. Таким образом, Элизабет понимала, что де Бёр - душнила, а Дарси вроде как интересная личность. Понимали это и современники Джейн Остин, пока читали роман. Но для обывателя из XXI века полностью утерян контекст, и без пояснения от культурологов большинству людей покажется, будто писательница просто марала бумагу, описывая эти чёртовы сады. Тот самый мемный дуб у Толстого тоже получил чрезмерное авторское внимание, но за ним по крайней мере стоит бессмертная метафора, которую способен уловить любой человек на планете спустя полтора века. Сады Остин этой универсальности напрочь лишены.
Если взять социальную группу не по происхождению, а по финансовой обеспеченности, то вся Азия в той или иной степени сегодня живет на договорных браках (Индия, Япония, Южная Корея) или на выкупах за невесту (Узбекистан, Китай). В договорных браках родители жениха и невесты изучают семьи друг друга и они точно не допустят мезальянса. Выкупы за невесту приводят к продолжению "традиции" похищения невест. Если девушка добровольно сбежит, то это повторение ситуации сестры Элизабет. Она также будет опозорена и никто ей не гарантирует, что ее и правда возьмут замуж. Но это редкость. Чаще похищения - это преступления с применением насилия и последующий вынужденный брак.
В любом очень хорошо обеспеченном семействе со связями, в любой стране, мезальянса и сейчас никто не допустит.
Не знал об этом ! Возможно, мой взгляд слишком «европоцентричен» 😬
Кхе.
Упомянуть 50 оттенков, но не это
Для меня все романы Остин это такой приятный эскапизм для чтения дождливым октябрьским днем у воображаемого камина. Ничего страшного и ужасного, никакой войны, убийств, бедности и страданий. Все сидят в красивых гостиных и обсуждают, кто на кого как посмотрел на недавно прошедшем балу. Потом гуляют в саду и гадают, кто на кого как будет смотреть на следующем балу. Чрезмерная привязанность книги к контексту своего времени в данном случае даже плюс, потому что эти проблемы настолько нерелевантны нашей современной жизни, что в них приятно погрузиться как легкое фентези
Джентльмен все-таки, а не джентельмен.
Расслоение по доходу никуда не делось и не денется: сыновья состоятельных москвичей не женятся на дочерях дворников, какими бы достоинствами она не обладала. У Дарси доход - 10 тысяч фунтов в год, он входит в сотню самых богатых людей Англии. У многодетной семьи Беннетов доход 2 тысячи в год, чуть меньше половины уходит на содержание семьи, получается примерно 100 фунтов на человека в год (гувернантка Джейн Эйр зарабатывала 30 в год). Если перевести все это на современные деньги, то никого отношение Дарси к вульгарной и не настолько уж богатой семье Беннет не удивит.
Странно, что вспоминаются в первую очередь "Оттенки", а не Роулинг, постоянно говорившая в интервью: Остин - любимый автор, образец стиля и т. д. Ирония, understatement, суховатые описания, рассказы о социальных ритуалах, одобрительное отношение к рациональности и непосредственности, смешные герои, отражающие и дублирующие серьезных героев - все это и в "Поттере" есть, и в "Страйке".
вот это чувства, вот это любовь