Baldur's Gate 3 — красивая пустая коробка

Сейчас, когда хайп спал, а время в игре перевалило за сотню пора высказать своё непопулярное мнение — но BG 3 так себе игра. Она много чего делает хорошо, а что-то прямо отлично, но ни в чем не привносит ничего нового ни в жанр, ни в индустрию. А главное — не оставляет никакого следа в игроке, кроме просто приятно проведенного времени.

Baldur's Gate 3 — красивая пустая коробка

Я люблю игры, и часто когда прохожу что-то меня прямо тянет обсуждать это, очень давлю на людей вокруг попробовать ту или иную игру. Baldur’s Gate 3 я не рекомендую никому. Это игру можно пропустить и не потерять ничего, как очередной марвеловский фильм про Челпука. Они все классные, и по графике, и по структуре, и персонажи с нормальными мотивами, но в целом это просто качественная пустышка.

Концепция

Самое главное в играх для меня — это насколько они "произведение искусства". Насколько тут есть какая-то базовая идея, какой-то смысл, который они через всю игру проводят линией. Концепция часто есть у самых простых игр, иногда она не цельная, а задевает только некоторые аспекты. Но когда есть концепция, сам факт её наличия заставляет не обращать внимания на некоторые недоработки.

Baldur's Gate 3 — красивая пустая коробка

Например Control — это очень яркий визуал, геймплей и атмосфера, которые собираются в очень цельную картину. При этом сюжет явно не сильная часть, на него и не делается упор. Персонажи не сильно яркие, без предысторий, без развития, но это не так важно, потому что и без этого игра концептуально цельная.

В Baldur's Gate 3 я не вижу никакой управляющей идеи, никакой концепции. И это моя главная претензия к игре, а все остальные аспекты просто поддерживают этот главный недостаток.

Baldur's Gate 3 — красивая пустая коробка

Мир

Ещё одна абстракция. Есть классные попсовые миры со своими интересными фишками. В ЗВ всё крутится вокруг одного семейства, а вселенная и планеты — компактные и простые для понимания. В киновселенной марвел всё было построено на науке, и были понятные правила. Были, но развалились по мере роста киновселенной, которая сейчас кажется сильно ближе к комиксной вселенной, где может быть всё. Также D&D — это вселенная где может быть всё. А чем более универсальная вселенная, тем хуже в ней какие-то спецефичные вещи.

Мир, пространство, смерть, история, всё там условное и, простите, но не концептуальное. Нет какого-то определенного характера. Если бы была локальная история в локальном мире, было бы интересно выявить четкий характер внутри этой локальности, но когда в истории есть и древние империи, и боги, и межпространственные охотники, и дьяволы со своими договорами, и тут же карги с той же функцией, и гигантские подземелья, и обесценивание смерти за счёт возможности воскрешения, не как игровой условности, а как естественной части мира — никакого определенного характера у мира не остается.

Baldur's Gate 3 — красивая пустая коробка

Визуал

Игра нормально выглядит, качественная картинка, хорошо оптимизирована. Но меня больше интересует визуал не с технологической точки зрения, а со стилистической. Никакой стилизации как таковой нет. Персонажи, по крайней мере человеческие, более-менее реалистичные. Костюмы стандартно средневеково-фэнтезийные.

Локации тоже ну очень стандартные. Иллитидские места — стандартно-злодейские постройки из плоти, стандартный гоблинско-оркский лагерь с костяными декорациями, стандартный лес и пляж. Второй акт — стандартное подземелье со светящимися грибами, стандартное проклятое место с кривыми сухими деревьями и синим свечением, третий акт — стандартный фэнтезийно-средневековый город.

Baldur's Gate 3 — красивая пустая коробка

Например Скайрим делает разнообразие, но внутри северных нордских стилей, не отходя от них далеко, и игра получается визуально характерной. Тот же Ведьмак играет на похожем поле, но ударятся в славянские мотивы, делая мир не похожим на обычное фэнтези хотя в каких-то деталях. А тут прямо нет никаких выпуклых особенностей. Просто качественно нарисованное фэнтези.

Персонажи и сюжет

Объединил, потому что персонажей интересно рассмотреть именно в разрезе истории и их изменений внутри этой истории. И на мой взгляд — у каждого персонажа предусмотрена понятный и шаблонная арка, в рамках которой у почти всех злых персонажей есть один слом, который делает их более добрыми. У добрых чуть разнообразнее и интереснее, но в целом тоже, есть как будто бы изменение для галочки, но нет полноценной истории ни у кого.

При этом они качественно сделаны, у них логичные мотивации, но ни одна из таких историй не несет заряда для потенциального катарсиса игрока, ни одна из них не несет какой-то уникальной или сложной истории.

Вспомните как в течении игры меняются персонажи в Red Dead Redemption 2? Вспомните, как развиваются и меняются отношения Кратоса и Атрея в GoW. Здесь нет такой глубины и близко.

А ещё иногда в игровой индустрии происходят революции в повествовании. Когда-то Half-life совершил одну такую, потому TLoU первая соединила кинцо с геймплеем, и тоже продвинуло всё вперед. Какой след может оставить BG 3? Не думаю, что хоть какой-то.

Игра затягивает, это факт. Я сам прохожу её во второй раз. Но если кто-то спросит меня, стоит ли её обсудить за пивом — я бы предпочёл поговорить о других проектах, который оставляют где-то след, во мне, или в индустрии.

Сгенерированные картинки вместо скриншотов и концепт-артов — авторская задумка. Я генерил обычные тривиальные фентезийные темы, и они отлично подходили как иллюстрация к обычности и тривиальности игры.

2828
162 комментария

То есть ты обвиняешь в стандартности вселенную, которая наряду с Толкином (и по его стопам) этот стандарт заложила.

62
Ответить

У Толкина есть ограничения, есть чёткие рамки. D&D давно как Марвел, там можно все.

5
Ответить

честно, глядя на современное фэнтези в целом и днд в частности - там намного больше конины (говарда), мифопоэтикой там в последние лет 15 не пахнет

1
Ответить

Комментарий недоступен

46
Ответить

Комментарий недоступен

22
Ответить

Игра затягивает

прохожу её во второй раз

много чего делает хорошо, а что-то прямо отлично

Это как негативные обзоры в Steam после 1000 часов в игре.

45
Ответить

Ну а кому ещё говорить про недостатки, кроме как тем, кто с игрой лучше всего знаком 🙂

17
Ответить