Ace Combat, точка опоры

Ace Combat, точка опоры

Об Ace Combat я вспомнил в контексте Tom Clancy's H.A.W.X., когда наткнулся на ретроспективу от англоязычного ютубера. При этом игру от Ubisoft практически не помню, хотя проходил сюжетку. А сейчас наконец-то добрался до главной серии в жанре, с которым лет 10 не сталкивался.

Ace Combat пришлось проходить на запасном геймпаде. Старый контроллер не выдержал марафон Devil May Cry (прошел все игры в порядке выхода).

Текст отражает мое субъективное мнение как всегда.

Раритетная трилогия с PS1

Ace Combat, точка опоры

У меня сложные отношения с играми с PlayStation 1 и пятым поколением приставок. Раннее 3D плохо состарилось. Тут даже эмуляторы не могут вытянуть картинку, отдельные ассеты и ролики, конечно, не апскейлятся. А разработчики все еще ищут идеальный игровой процесс. Думаю, никто с этим спорить не будет. Но геймплей, повествование и музыкальное сопровождение в отдельных проектах все же стоят того, чтобы потерпеть низкополигональные модели.

Ace Combat (1995) — первая игра в серии. На западе игра издавалась под названием Air Combat. Она сначала появилась на аркадных автоматах и потом добралась до приставки от Sony. Сюжет в игре номинальный. Разработчики постарались и завезли разнообразные модели самолетов, которые открываются для покупки после миссий. Здесь же обозначилась отличительная черта серии — подробные озвученные брифинги перед каждой миссией. Главная проблема Air Combat — не слишком отзывчивое управление, игра создавалсь под геймпады без аналоговых стиков. Благо она проходится за пару часов. Долго страдать не придется. В общем-то, это скорее музейный экспонат, чем то, что сейчас может принести фан или челендж.

В Ace Combat 2 (1997) немного подкрутили графику и управление, добавили возможность посмотреть реплей миссии. Все остальное плюс-минус также. Ну и брифинги стали красивее за счет использования 3D графики. Кампания проходится быстро, игра надоесть не успевает.

Теперь внимание. Ace Combat 3: Electrosphere (1999) в японской и американской версии — две абсолютно разные игры. Причем западное издание — жалкий обрубок от полноценной игры. Namco решили вырезать весь сюжет, диалоги, персонажей и вариативность (там пять концовок и несколько развилок в сюжете), чтобы сэкономить на озвучке. В американской версии на нас вываливают стену текста раз в несколько миссий, но это вообще не помогает понять происходящее. А сюжет там, подозреваю, вполне стоит того, чтобы найти пропатченную японскую версию. Я конечно о ее существовании узнал постфактум. Ладно хоть геймплей не порезали.

Попытка номер два. Японская версия с патчем от фанатов. В третьей части стоит говорить в первую очередь о повествовании. Разработчики в этот раз сделали ставку на лор и персонажей. По таймлайну серии игра про отдаленное будущее. 2040 год в мире Ace Combat, киберпанк про самолеты, война корпораций. Все как мы любим. Кстати с анимационными вставками (в основном — говорящие головы) им помогала студия Production I.G и аниматоры, работавшие над Призраком в доспехах в частности. Причем параллели с этой полнометражкой прослеживаются и в сюжете игры. И чуть-чуть евангелионщины завезли. Концовки варьируются в зависимости от корпорации, за которую вы проходите игру и от персонажей, рут которых вы выбираете. Да, как в визуальных новеллах. Проблема тройки в том, что самолетно-геймплейная составляющая находится на втором плане. При этом экранного времени у персонажей из-за сжатого в 3 часа сюжета также не хватает, чтобы считать Electrosphere чисто сюжетным произведением. В любом случае 3 часть — все равно лучшая Ace Combat на PS1.

Легендарная трилогия с PS2

Ace Combat, точка опоры

Наконец-то мы добрались до моего любимого поколения приставок. Ace Combat 04: Shattered Skies (2001) — технологический скачок для серии после PS1 (самое заметное изменение, как ни странно, для меня — 60 фпс), но еще есть куда стремиться. Если говорить о графике и детализации, то очевидно, что ранние игры жизненного цикла консолей сходу не могут раскрыть потенциал железа. Так уж работает разработка игр. У Shattered Skies тем не менее есть сильные стороны. Сюжет простой, подача интересная. История рассказывается с двух точек зрения через озвученные арты/комиксы и отдает чем-то ремарковским. Геймплейно игра уже близка к идеалу. Разные самолеты ведут себя по разному, управление адекватное. С этой части основным композитором серии стал Кэики Кобаяси. Японец творит чудеса с саундтреком игры. Эпик, меланхолия, динамичный экшен — его мелодиям подвластно все. Причем это относится ко всем последующим частям серии, вплоть до 7-ки.

Ace Combat 5: The Unsung War (2004) — тот самый образцовый Ace Combat, к которому Namco и их внутренняя студия Project Aces шли 10 лет. Сюжет подается через озвученные диалоги, катсцены на движке и 3DCG ролики. Причем сюжета тут много. Игра самая длинная по продолжительности, если сравнивать с прошлыми частями. Почти 30 разнообразных миссий и 6 часов геймплея. Появилась система взаимодействия с ведомыми. Напарникам можно отдавать команды: атаковать, прикрывать, рассредоточиться, использовать специальное оружие. Иногда появляется возможность ответить да/нет на их вопросы — фича небольшая, но вовлеченность повышает. Ну и оркестровый саундтрек. Изумительный. Возможно лучший в серии. Кобаяси гений. Эмоции от игры можно сравнить с Братьями по оружию от HBO. Да и по темпу повествования тоже. Это один сезон мини-сериала. Эпическое путешествие, которое мы проходим с героями игры. И сентиментальная перегрузка в придачу.

Ace Combat Zero: The Belkan War (2006) — приквел к 5 части и самая ладно скроенная итерация серии, на мой взгляд. Игра фокусируется на догфайтах. Есть даже своеобразные битвы с боссами, которые дают челлендж: противники агрессивные, заставляют маневрировать и ловить тайминги для контратаки. В игре нет ничего лишнего. Чистый концентрированный геймплей с незамысловатым сюжетом, который кстати снова раскрывается с двух точек зрения. В Zero грамотно выстроена прогрессия, лучше чем в прошлых частях, где топовые самолеты сыпались как из рога изобилия (кроме 5 части, где появилось дерево прокачки, которым я не воспользовался, так как часто менял самолеты). Здесь на мощные истребители нужно копить дольше и открываются они не сразу. Зато в последних миссиях рассекать воздух на вундервафле Су-37 с таким подходом приятнее. Ах да, тут еще цитируют Блеза Паскаля и ведическую философию на экранах загрузки. Не знаю, насколько это помогает сюжету, но выглядит круто.

Проклятая трилогия с Xbox 360, PC, PS3

Ace Combat, точка опоры

Самое время поговорить о проблеме сохранения игр. Сейчас единственный способ нормально поиграть в Ace Combat 6: Fires of Liberation (2007) это воткнуть диск с игрой в Xbox 360 (можно и в новые боксы, но лицушный диск все равно обязателен). В цифре игру не достать, ее сняли с продажи из-за того, что лицензия на самолеты закончилась*. Переизданий нет. Эмулятор Xenia, конечно, переваривает игру, но с графическими багами и отвалом звука в катсценах и миссиях. Еще саундтрек криво воспроизводится.

* Цифровую версию также выдавали в качестве бонуса за предзаказ 7 части на Xbox One.

Ace Combat, точка опоры

Другая проблема шестой Ace Combat — 30-40 минутные миссии, в которых нужно пылесосить карту от наземной (и иногда воздушной) техники. Затянуто и однообразно. Попытка сделать игру масштабной не сработала. Зато облака стали более графонистыми. Появился сетевой режим с несколькими PvP режимами и кооп миссиями. И пару новых геймплейных фишек завезли. Например, самолеты поддержки, повышающие эффективность ракет. Но в целом эта часть мне не зашла. После хет-трика с PS2 ждешь чего-то более выверенного.

Ace Combat: Assault Horizon (2011) — Call Of Duty 4: Modern Warfare от мира Ace Combat. В этот раз мы попадаем в наш таймлайн в отличии от других частей серии, в которых были представлены вымышленные государства. В игре появились новые геймплейные механики: режим ближнего боя, когда камера прилипает к противнику; обманные маневры, якобы облегчающие дуэли. Плюс вертолетные миссии с тиром. Взрывы, катцены с простыми QTE — джентльменский набор игр от первого лица начала 2010-х. Но в целом душно и перегружено.

Ace Combat, точка опоры

Ace Combat Infinity (2014) выходила с обязательным онлайн подключением. И была заточена под мультиплеер, но одиночная компания там тоже присутствовала. Сейчас сервера не работают. Поэтому ничего не могу сказать об игре. В нее невозможно сыграть ни на одной платформе. Спасибо, Bandai Namco.

В 7-м поколении консолей, все пошло наперекосяк: Ace Combat — не место, чтобы следовать трендам и экспериментировать с формулой, с моей точки зрения. Другая проблема — Bandai Namco не особо заботятся о переносе своих игр на современные платформы из-за проблем с лицензией (в общем, пираты и любители рипнуть пару дисков лучше справляются с сохранением старых игр, чем многомиллионные корпорации). А что касается 7-й части…

Темно-синее небо

Ace Combat, точка опоры

Ace Combat 7: Skies Unknown (2019) играется так, словно это прямое продолжение 5 и Zero на новом движке. Словно три игры с прошлого поколения железа — страшный сон. Миссии разнообразные. Сюжет хорошо прописан. Прокачка — теперь не покупка/продажа самолетов, а дерево из разных модулей, истребителей и штурмовиков.

Ace Combat, точка опоры

Также 7-я часть продолжает расширять лор вселенной Ace Combat. Например, она дает больше контекста о том, как технологическое развитие мира игры привело к анархо-капитализму в Electroshere. У игры есть еще кое-что общее с третьей частью, но об этом распространяться не буду.

Геополитика, интересы отдельных людей и глобальные конфликты — Ace Combat умеет подавать все это в интересном ключе, разбавляя повествование эпичными моментами и запоминающимися персонажами, что от аркадного авиасима я уж точно не ожидал.

Да, часто в плане сценария японские игры лавируют между категорией Б и адекватной стройной историей. Но в них чувствуется душевность. Невыразимый компонент, за который мы любим и серию Yakuza и Devil May Cry, к примеру. И которого так не хватает во многих современных западных играх*.

* Здесь мог быть огромный кусок текста про новую искренность в азиатских играх, манге, анимации и литературе, противопоставляющей себя западному постмодерну. Но еще не время.

Дайте мне хороший геймплей и преданных фанатов, и я переверну жанр. Примерно так думали Project Aces, когда создавали культовую игру про истребители. И у них это получилось (не считая безобразные релизы на PS3 и Xbox 360, я думаю, тут виноваты хотелки издателя в первую очередь). Серия прошла тернистый путь, становясь лучше с каждой итерацией в номерных частях. Благодарю за внимание.

2828
7 комментариев

Ещё клон Project Wingman зашёл.

1
Ответить

А шо по портативным играм серии?

1
Ответить

У Project Aces был еще AC в сеттинге ww2 на wii — Sky Crawlers Innocent Aces. Он сделан по какому-то богомерзкому аниме про амнезирующих ояшей-клонов-пилотов, но штука все равно очень занятная, красивая и с офигенным саундтреком.

1
Ответить

Кстати, для 3DS есть эксклюзив Ace Combat: Assault Horizon Legacy, который является ремейком 2ой части.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А хде здесь Ace Combat X на PSP?!

Ответить