Школьная сатира. "Bully: Scolarship Edition" (2006-2008)

Школьная сатира. "Bully: Scolarship Edition" (2006-2008)

Разработчик: Rockstart

Платформа: PC

Дата выхода: оригинал - октябрь 2006, ПК порт - октябрь 2008

Время прохождения: 17 часов

Следующей игрой в 20-часовой категории я выбрал симулятор школьного хулигана Bully. Rockstar выпустила игру в 2006 году на консоли PlayStation 2, и портировала на ПК двумя годами позже. Конечно, сейчас она выглядит устаревшей, но тем не менее, это всё ещё игра Rockstar, когда они не зажимали себя рамками цензуры и экспериментировали с концепциями. Посмотрим, как играется сейчас эта игра 17-летней давности.

Задиристого хулигана Джимми Хопкинса, которого уже выгоняли из семи разных школ, мать отправляет в школу-интернат в провинциальном городке Булворт. Сама же она отправляется в бессрочный медовый месяц с новым ухажёром. Хопкинсу с его репутацией и так не рады, так ещё и сама школа оказывается рассадником хулиганов, дегенератов, маньяков и прочих асоциальных личностей. К счастью (или к несчастью), Хопкинса так просто не проймёшь, поэтому он решает стать первым среди равных, а несогласных всегда можно переубедить кулаками.

Школьная сатира. "Bully: Scolarship Edition" (2006-2008)

Сюжетно игра поделена на шесть глав, в которых Джимми Хопкинс налаживает отношения многочисленными группировками (хулиганы, ботаны, мажоры, бриолинщики, качки и городские), решая локальные и личные проблемы и конфликты. Джимми вовлекается в разные активности с неожиданными развязками, но его статус кво при этом остаётся стабильным на протяжении всей игры. Финал раскрывает странное противостояние человека, который пытается быть хорошим, и человека, пытающегося разрушить систему просто потому что может и хочет этого. Добро, конечно, побеждает, а зло в лице эгоцентричного социопата-манипулятора оказывается наказано.

Школьная сатира. "Bully: Scolarship Edition" (2006-2008)

В плане сложности сюжета, Bully не может похвастаться широтой размаха. Здесь попросту нет глобальных конфликтов или масштабных разборок. Всё очень камерно и скромно. Проблемы местечковые, а решения плавают на поверхности, разве что изредка отдают бредом школьника без фантазии. Я от игры, в первую очередь, ждал злостной сатиры на общество, а в контексте школьной тематики - на школьное общество. В этом плане игра полностью себя оправдывает. Здесь хулиганы огрызаются по поводу и без, но пасуют перед грубой силой. Ботаны демонстрируются никчёмными аутсайдерами с сомнительными развлечениями - у них тут даже свой аналог D&D есть. Дети богатых родителей надменно насмехаются над окружающими, но, опять же, признают власть грубой силы. Бриолинщики подражают культуре 60-х, предпочитают кожаные куртки и трюки на велосипедах. Учителя идут отдельной категорией для издевательств - алкоголизм, вуаеризм, пристрастия к галлюциногенам, коррупция и несправедливость в разных ипостасях разглядываются в каждом "взрослом". Доходит до смешного - в игре попросту нет абсолютно положительных персонажей. Каждый может похвастаться скелетами в шкафу, и дело лишь в их количестве. Невольно, Джимми выясняет массу деталей о каждом из обитателей школы, но при этом остаётся демократично нейтральным. При всех своих проделках, протагонист становится образцом для подражания и путеводной звездой к светлому будущему. При такой постановке вопроса весь "симулятор школьного хулигана" на проверку оказывается завуалированным менеджером исправительной колонией, куда игрока направляют навести порядок. И не беда, что порядок приходится наводить с помощью кулаков и тухлых яиц - так эффектнее.

Не так уж много игр про школу и школьников, поэтому ценность Bully на общем безрыбье значительно возрастает. Другой вопрос, насколько интересно оформлена сама "школьная атмосфера". С одной стороны в игре полноценный открытый мир со своим распорядком дня - утром подъём, уроки, перерыв, ещё уроки, свободная активность и отход ко сну. В рамках этого распорядка никто не запрещает делать что угодно, "отыгрывать роль" хулигана или прилежного ученика с регулярными заскоками дефицита внимания. С другой стороны, Bully в первую очередь сатира, а значит и все отображенные процессы жутко и гипертрофированно искажены. Если закрыть глаза на эту искаженность, то получается вполне неплохой симулятор школьника.

Интереснее другое - совсем недавно я играл в серию игр Persona, где главным героем тоже был школьник, который половину своего дня тратил на занятия. Но это была японская игра, с японским же подходом к геймдизайну. Уроки обрамлялись обилием текста, где учителя регулярно делились какими-то знаниями. Причём во время урока главному герою всегда прилетало "ответить на вопрос", и тут можно было как угадать, так и промахнуться мимо верного варианта, который в любом случае озвучивался. Самое любопытное, что в конце игровой "четверти" игрока ждал натуральный экзамен по тем знаниям, которые ты успел получить. В Bully же никакого предварительного "получения знаний" нет - на уроках грамматики всё упирается в словарный запас игрока, на уроках географии - собственные знания о странах и их расположении на карте, ну а QTE - скорее проверка на скорость реакции и внимательность, нежели на реальные знания.

Игра базируется на движке GTA:San Andreas и оттуда же взята вся геймплейная составляющая. У нас тут небольшой открытый мир с простеньким взаимодействием всего и вся, и огромным ворохом разнообразных активностей, только без летального насилия, автотранспорта и радио. Так как играем мы за школьника, то половину дня приходится тратить на посещение занятий. Надо "отсидеть" два занятия в день, а потом можно спокойно заниматься чем угодно вплоть до местного комендантского часа. Впрочем с наступлением ночи развлечения можно продолжать, но есть ограничения - Джимми всё же ещё школьник, и в два часа ночи его стабильно вырубает. Не успеешь добраться до койки - заснёшь на месте с провалом текущего задания.

Все остальные механики перекочевали почти без изменений - Джимми волен заниматься чем угодно, но сюжет двигают вперёд лишь сюжетные задания. Они же добавляют в инвентарь новые предметы, и регулируют изменение рейтинга у разных группировок. Школьные предметы полезны открывающимися дополнительными возможностями, хотя устроены как простенькие мини игры. На химии, музыке и уроках труда - банальное QTE с лёгкой вариативностью, на математике - решение элементарных примеров, которые берут числом на время, а не сложностью, на грамматике - составление слов из имеющихся букв, на географии - раскладывание флагов по карте, на физкультуре позволят освоить пару приёмов из вольной борьбы, а потом заставят до посинения играть в вышибалы.

Сюжетные миссии радуют разнообразием отвратительных персонажей и ситуаций. Проникнуть в дом и что-нибудь там порушить, вломиться в психушку и устроить оттуда побег заключённого, отбивать выстрелами из рогатки нападки на ботаника, решившего выступить на сцене, закидать яйцами окна чужого особняка - фантазия у авторов бъёт ключом, а то и обычной палкой. Забавно, что Джимми берётся за любой кипишь преимущественно ради денег, хотя деньги в игре почти не используются - есть пара сюжетных походов в магазин, да и газировкой можно в вендинговых автоматах заправиться, чтобы здоровье поправить.

Школьная сатира. "Bully: Scolarship Edition" (2006-2008)

Побочные активности включают в себя многочисленные мини-игры на игровых автоматах, соревновательные гонки на велосипедах и боксёрские турниры, низкооплачиваемые работы типа развоза газет и подстригания лужаек, сбор резинок, карточек и транзисторов по всему городу. В идеале каждая активность в конечном счёте может дать какой-то бонус, но его полезность на общем фоне сомнительна.

Тем не менее, играть в Bully весело. Выполнять разнообразные задания достаточно увлекательно, поэтому интерес не угасает до самых титров. Пробираясь по сюжету, мы разблокируем районы города, в которых при желании всегда можно найти чем заняться. Другое дело, захочется ли этим заниматься? На манер GTA тут есть рейтинг разыскиваемости и содержит всего 3 уровня. Разница между ними лишь в количестве одновременно гоняющихся за Джимми блюстителей порядка. Следует отметить, что огнестрельного оружия в игре нет по определению, а значит никто не ведёт огонь на поражение. Вместо этого всегда есть возможность удрать и спрятаться в подворотне.

Школьная сатира. "Bully: Scolarship Edition" (2006-2008)

Так как игра изначально консольная, я сразу взялся за геймпад. Управлять персонажем достаточно комфортно, однако атавизмы эпохи PS2 всё ещё встречаются. Например, инвентарь циклически переключается бамперами, а более "прицельные режимы" у фотоаппарата и рогатки контролируются крестовиной. Игровая карта корявая и неудобная, да и навигация по ней не достаточно интуитивная. Про функции GPS и прокладки маршрута и говорить не приходится.

Интерфейс мне показался излишне громоздким, особенно циферблат часов со временем, на который периодически приходится ориентироваться. Уж не знаю, баг это или фича, но игра отказывалась показывать характер и местоположение учебных занятий - в результате, узнать в какой кабинет бежать можно было только после звонка. В финале игры, когда большинство "учебных курсов" завершено, значок занятия окрашивался серым цветом, а значит можно было смело "прогуливать".

Школьная сатира. "Bully: Scolarship Edition" (2006-2008)

Графически игра использует движок RanderWare с большинством наработок GTA San Andreas. Это видно, как минимум, по продвинутой (для своего времени) мимике персонажей и богатству активностей. Кроме того как и в GTA SA игрок часто получает бонус к "репутации" вместо или вместе с денежным вознаграждением за задания. Любопытно, что для игры авторы наполнили мир уникальными персонажами, которых можно регулярно встретить в разных частях города, чем формируется некое подобие симуляции.

А вот что совершенно не понравилось, так это звуковой дизайн. Если с музыкой ещё всё более менее нормально, то с голосами произошла какая-то неразбериха. Случайные реплики проходящих мимо персонажей воспроизводятся с одинаковой громкостью вне зависимости от расположения. Как результат одновременные разговоры нескольких прохожих превращаются в оглушающую какофонию. Кроме того, на некоторых миссиях звуковые файлы заедает, поэтому приходится играть под аккомпанемент заевшей пластинки, повторяющей одну и ту же фразу снова и снова. Вдобавок, в некоторых катсценах на дорожку диалога накладывается дополнительный фоновый шум, из-за чего разобрать слова становится проблематично. Бонусом идут заедающие звуки разных эффектов на экранах подзагрузки, но это на общем фоне уже мелочи.

Школьная сатира. "Bully: Scolarship Edition" (2006-2008)

"Bully: Scolarship Edition" для своих 17-лет выглядит вполне сносно. Техническая отсталость компенсируется атмосферой школьного балагурства и безудержной сатирой на школьный институт. В какой-то степени обидно, что Rockstar ушла из подобных экспериментов и Bully так и осталась единичным и уникальным симулятором школьного хулигана.

88
3 комментария

Bully отличная игра , я как то все время обходил ее стороной но когда ознакомился с ней в 2021 мне она очень зашла , управление на клавомыши было конечно всратым в некоторых местах но даже это не помешало получить от нее удовольствие

2
Ответить

Спасибо за обзор. Прошёл игру только в этом году, хотя попытки были и раньше, видимо под настроение не попадала она. В принципе согласен с тобой, сюжет прост и сильно не цепляет, но шутки периодически улыбают (зачастую из-за того насколько они идиотские). Я проходил игру на клавомыши и было порой не очень комфортно, видать действительно игра всё же больше под геймпад заточена. В общем, неплохая игра на пару вечеров.

Ответить

Да, именно так))

Ответить