Субъективно лучшие ambient альбомы среди игровых саундтреков. Часть 2 - Dark Ambient
Введение
Данная статья — продолжение моей старой статьи про игровые саундтреки в стиле эмбиент (Два года назад писал! Ужас!). Так уж получилось, что я сам пишу эмбиент-музыку и очень люблю игровые саундтреки ещё со времён дисков «Игромании». За долгие годы накопил большую коллекцию и опыт слушания. Подобный опыт не может лежать просто так, и появилось сильное желание поделиться чем-то необычным. Поэтому — поехали!
Я специально не буду упоминать симфонические хоррор-треки вроде композиций из Dead Space или Outlast, так как, на мой взгляд, крайне сомнительно, что вы будете слушать их отдельно от игрового процесса. Да и писать про хорроры в статье про Dark Ambient — это прямо-таки скучно. Хочется поделиться более необычными играми!
Кстати, учитывая ограничения, которые я сам себе установил, топ получился крайне небольшим.
P.S. Практически всю музыку можно купить в цифре или скачать, но мне всегда были интересны именно физические издания, поэтому прикладываю изображения официальных дисков.
Quake
Если не брать первый трек альбома, то музыка из Quake — это чистый дарк-эмбиент. Подчерк Nine Inch Nails виден с самого начала. Это синтетический, мрачный, шумовой эмбиент. В музыке есть пульсирующие шумовые слои, которые не дают расслабиться и постоянно давят, а периодический шёпот добавляет паранойи при прохождении уровней. Жаль, раньше мало кто играл в Quake с музыкой, так как она была на отдельном диске, а в пиратских версиях её и вовсе убирали.
Мне лично больше по душе музыка Quake II, но если мы говорим именно про эмбиент, то Nine Inch Nails провели эталонную работу. Треки «The Hall of Souls» и «Parallel Dimensions» так и вовсе отдают Bad Sector.
Кстати, если говорить про Quake и жанр дарк-эмбиент, то работа Quake III Arena «Noises» тоже туда относится, но, на мой взгляд, она настолько шумовая, что теряется как отдельное произведение. Хотя звук, который сопровождал выбор сложности Nightmare, мог заставить непроизвольно перекусить арматуру в известном месте.
Любимые треки: Aftermath, The Hall of Souls
Для ознакомления:
- Музыка на Youtube
- Игра в Steam (в данный момент не доступна)
- Что можно послушать в данной тематике: Bad Sector - Quaternion
Fallout 1 и 2 (Vault Archives)
Я думаю, вы все слышали данный саундтрек, так как это легендарная работа. Марк Морган, основываясь на работах современных (для его времени) культовых электронных музыкантов, таких как Aphex Twin и Brian Eno, написал уникальное произведение. Музыка в Fallout передаёт атмосферу локаций и создаёт 50% ощущения «того самого Fallout». Немного про музыку из Fallout я писал в своей статье «Проблемы музыки в новых частях Fallout»; кроме того, советую почитать интервью с Марком Морганом на сайте Game-OST. В остальном — просто слушайте!
Любимые треки: Vats of Goo, City of The Dead
Для ознакомления:
- Музыка на Youtube
- Скачать бесплатно (официально) можно тут!
- Игра в Steam (к сожалению сейчас не доступна в РФ)
- Что можно послушать в данной тематике: советую глянуть мой плейлист в статье Как звучит постапокалипсис.
Portal
Музыка в Portal для многих осталась незамеченной. Если в Portal 2 у нас есть бодрые электронные мелодии, то в первой части это тягучий эмбиент. Саундтрек получился мрачный, давящий, как стены камер Aperture Science. Келли Бэйли (бывший штатный композитор Valve) сделал потрясающую работу в Half-Life 2 (в которой тоже есть очень мощные эмбиент-треки), но в Portal ему удалось создать свою, уникальную атмосферу. Музыка Portal — это музыка тайны, музыка изоляции и постоянного ощущения, что за тобой наблюдают.
Да, у нас есть три динамичных трека и любимая всеми Still Alive, но большей частью данный альбом — именно эмбиент-альбом, который я очень рекомендую к прослушиванию.
На CD данный саундтрек не издавался, но треки из первого Portal вошли в отличную четырехдисковую компиляцию по Portal 2.
Любимые треки: Subject Name Here
Для ознакомления:
- Музыка на YouTube
- Официально скачать саундтрек можно в Steam
- Купить игру можно в Steam
- На стримминговых площадках часть треков входит в альбом The Orange Box (Original Soundtrack)
- Что можно послушать в данной тематике: часть треков Portal 2, музыка к моду Portal Pro (более в хоррор), ряд треков из Half-Life 2 и эпизодов
Manhunt
Не ожидали? А вот. Музыка из Manhunt — отличный образец мрачного, шумового, синтетического (не оркестрового) эмбиента. Шикарная тема главного меню — это, конечно, не эмбиент, а ближе к нойз-техно, но она заслуживает отдельного внимания!
Если говорить про другие треки, то, по факту, это то, что называется drone-эмбиент с элементами нойза. Музыка очень напряжённая и отлично подходит к неторопливому и кровавому стелсу игры.
Любимые треки: Manhunt Theme, View of Innocence
Для ознакомления:
- Музыка на Youtube
- Игра в Steam (для покупки недоступна)
- Что можно послушать в данной тематике: если честно идей нет, нужно ковырятся в бесконечных коллекциях dark ambient
На CD вышел только альбом Manhunt Remixes, который содержит 18 ремиксов на главную тему.
Фобос 1953
«Фобос 1953» — это квест от российской студии Phantomery Interactive, которая также создала известный в узких кругах Sublustrum. Для европейского рынка игра вышла под названием «1953 KGB Unleashed». По сути, это классический графический квест, где вы перемещаетесь по отрисованным 2D-локациям и решаете головоломки.
Чем примечателен данный саундтрек? Автором музыки является питерский проект Anthesteria, который уже писал саундтрек для Sublustrum. Саундтреки обеих игр были очень хорошо оценены прессой, как и их общая атмосфера.
Музыка «Фобос 1953» — это синтетический эмбиент, обладающий мрачной красотой и давящей атмосферой. Очень рекомендую к прослушиванию.
Любимые треки: 1953, Electric Shadows
Для ознакомления:
- Музыка на YouTube
- Можно купить цифровой альбом на лейбле ZHELEZOBETON
- Игра в Steam (там есть интересная история о том, что данный релиз это пиратка, которую загрузили без разрешения авторов)
- Что можно послушать в данной тематике: музыку из Sublustrum, альбомы Anthesteria: Eis, Nebesnaya.
Worms Armagedon
Продолжаем наш парад «что за странные игры?». Автор музыки Worms — Бьёрн Линн. Первый саундтрек он написал в 1995 году, когда вышла первая часть. Несмотря на весёлый стиль игры, саундтрек оказался атмосферным синтетическим эмбиентом. Часть треков, например «Cavern» или «Outerspace», — это нечто среднее между тёмным и светлым эмбиентом. Музыка в Worms тем и примечательна, что, с одной стороны, не отвлекает от тактических мыслей, а с другой — держит на себе атмосферу этого странного мира.
Любимые треки: Generic, Forest
Для ознакомления:
- Саундтрек на Youtube
- Игра в Steam (в данный момент не доступна)
- Worms Armageddon: Original game soundtrack на Bandcamp
- Что можно послушать в данной тематике: музыку из любой другой части Worms
S.T.A.L.K.E.R.
Я точно знаю, что в статью зайдут люди, которые проверят, есть ли тут S.T.A.L.K.E.R.. По сути, музыку из S.T.A.L.K.E.R. можно смело отнести к хоррорам, но сама игра таковой не является, поэтому она подходит под правила данной статьи.
В одном из комментариев на известном «зелёном сайте» человек высказал мнение, что музыка очень угнетающая, опустошающая и вообще испортила ему игру. На что другие справедливо заметили: в этом и суть! Это же Зона отчуждения. Она должна давить одиночеством и безысходностью. Она должна пугать! Кто из нас, выключая игру в Лаборатории X18, думал: «Я вернусь сюда завтра днём»? Большая часть этого страха — именно заслуга музыки.
Mooze (и другие саундтрек-композиторы серии) проделали потрясающую работу. Текстуры, шумы, эффекты — всё на уровне таких мастеров, как Lustmord и Deathprod. Слушать это в отрыве от игры тяжело, но я настоятельно советую погрузиться в данные работы.
Любимые треки: Redwind Pt.1, S.A.D
Физически саундтрек к сожалению не издавался.
Для ознакомления:
- Музыка на YouTube
- Игра в Steam (в данный момент не доступна)
- Что можно послушать в данной тематике: Lustmord, Deathprod, поискать среди релизов лейбла Cryo Chamber.
Painkiller
Опять скажете: «Автора понесло! Какой тут эмбиент?». Я вам спокойно отвечу. Да, музыку из Painkiller мы любим за гитарные запилы польской группы Mech, но в игре есть ещё и второй слой! Эта та музыка, что звучит, когда мы остаёмся одни, без противников. И вот лично я всегда ощущал себя уютнее, когда на тебя лезут монстры, а не тогда, когда ты пробираешься в одиночестве по тёмным склепам или заброшенным туннелям военной базы.
Музыка окружения, написанная композитором Марцином «Cedyn» Чартынским, очень точно передаёт ощущение, что главный герой — обычный человек. Несмотря на то что он рвёт монстров направо и налево, он не Палач Рока. Он может быть слабым, ему может быть страшно. Пик данной атмосферы это уровень Лечебница или Приют из обновленной версии.
Считаю, что эта часть саундтрека заслуживает такой же похвалы, что и «тяжёлая» часть от группы Mech.
Любимые треки: Bridge Music, Town Music
Diablo
У Diablo настолько мощная и запоминающаяся тема Тристама (трек называется «Town»), что вся остальная музыка часто проходит мимо. А ведь в Diablo уникальная музыка! Она не относится к классу «эпичных» саундтреков, как в Baldur’s Gate или Icewind Dale. Она мрачная, напряжённая, в ней ни капли пафоса.
Подземелья Diablo — это не эпичное приключение бравых героев. Это грязь, кровь, страдание и тьма. И музыка создаёт добрую половину этой гнетущей атмосферы.
Любимые треки: Town, Catacombs
Для ознакомления:
- Музыка на YouTube
- Игра в GOG
- Что можно послушать в данной тематике: музыка из серии Diablo, Touchlight.
Что еще можно послушать?
- Все что от студдии : Penumbra, Amnesia, Soma
- Хорроры: Dead Space,
- Интересное инди: Sunless Sea
- Для фанатов ретро СНГ гейминга: Gorky 17, You are Empty
Заключение
Многим может показаться, что список крайне неполный! Тут нет хорроров, нет консольных эксклюзивов, нет некоторых культовых инди-игр вроде Darkwood или Limbo! Всё верно. Несмотря на мой большой игровой опыт, я во многом не играл и тем более многого не слушал, а рассказать хотел именно о том, с чем хорошо знаком.
Да и анализировать дарк-эмбиент в рамках хорроров — затея довольно предсказуемая, поэтому я их сознательно исключил. Кроме того, поскольку задача была в обзоре именно альбомов как цельных произведений, в статью не попали саундтреки таких игр, как Silent Hill или Resident Evil, где треки в жанре дарк-эмбиент — далеко не главное.
Очень жду ваших идей и рекомендаций в комментариях! Надеюсь, вам понравилась статья.
P.S. Статья была написана человеком. LLM использовалась только для корректировки орфографии, пунктуации и кривых речевых оборотов.
Если кому-то интересно, какого рода эмбиент пишу я сам, можно послушать на моей странице. Так же буду рад видеть вас на моем TG канале.