Классическая музыка для чайников: Людвиг ван Бетховен

Человек, который изменил всё.

Текст взят из книги: «Классическая музыка для чайников», авторы Пог Дэвид, Спек Скотт.

Даже Моцарт не оказал такого влияния на развитие классической музыки, как Людвиг ван Бетховен (1770–1827).

Портрет Бетховена с партитурой Missa Solemnis («Торжественная месса») кисти Карла Штилера, 1820
Портрет Бетховена с партитурой Missa Solemnis («Торжественная месса») кисти Карла Штилера, 1820

Бетховен родился в Бонне, Германия, в семье придворного музыканта по имени Иоганн. Подобно отцу Моцарта, Иоганн тоже пытался сделать из сына знаменитость. Но, в отличие от отца Моцарта, Иоганн пошел более «трудным» путём, избивая сына, когда ему казалось, будто одаренность последнего проступает слишком медленно. Несмотря на грубое обращение, Людвиг стал отличным пианистом.

Портрет Бетховена в 13-летнем возрасте, неизвестный боннский мастер (предположительно 1783 год)
Портрет Бетховена в 13-летнем возрасте, неизвестный боннский мастер (предположительно 1783 год)

В возрасте 22 лет Бетховен отправился — куда бы вы думали? — в Вену, где бурлила музыкальная жизнь. Там он писал музыку на заказ, для различных торжеств, и выступал в публичных концертах с собственными сочинениями.

И сам Бетховен, и его музыка были зажигательными, импульсивными и порывистыми; люди любили смотреть и слушать, как он исполнял свои страстные фортепианные композиции. В частной жизни, однако, из-за своей вспыльчивости он нередко ссорился с домовладельцами, у которых жил, и со своими подругами.

Бетховен не был паинькой ни в быту, ни в общении с людьми.

Всем нам хорошо известны такие примеры: гении, которых все любят, когда их уже нет.

«Папа Гайдн» преподаёт уроки и Людвигу

Главным мотивом вояжа в Вену для Бетховена стало стремление получить уроки композиции у Йозефа Гайдна. (После кончины князя Эстергази Гайдн возвратился в свой старый венский дом.) Отношения ученика с учителем, увы, не были более спокойными, чем с другими людьми; но Гайдн, видя необычайную одаренность ученика, относился к нему терпимо.

Портрет Людвига ван Бетховена. Работа Кристиана Хорнемана
Портрет Людвига ван Бетховена. Работа Кристиана Хорнемана

Как и Моцарт в своё время, Бетховен изучал искусство создания симфоний и струнных квартетов — то, чем в совершенстве владел Гайдн. В первых двух симфониях Бетховена влияние Гайдна чувствуется во всём: в форме, структуре, продолжительности — эти вещи были буквально идентичны характеристикам симфоний Гайдна того времени.

Классическая музыка для чайников: Людвиг ван Бетховен

Но потом случилось нечто, изменившее Бетховена навсегда. В 31 год он почувствовал, что постепенно теряет слух. Это наихудшее, что могло бы случиться с музыкантом, — тем более с таким темпераментным, как Бетховен.

Подступающая глухота вселяла в душу Бетховена глубокую тревогу.

Однажды композитор прогуливался по лесу со своим учеником Фердинандом Райсом, который стал восхищаться чудесными трелями пастушьего рожка, звучавшего где-то поблизости. Бетховен ничего не услышал — и впал в подавленное состояние. Позже он вспоминал этот мучительный эпизод в документе, одновременно возвышенном и мужественном, который известен музыкантам под названием Гейлигенштадтское завещание:

О, как вы несправедливы ко мне — вы, считающие или называющие меня злонравным или мизантропом. Вы не знаете тайной причины… Вот уже шесть лет я пребываю в безнадёжном состоянии… Ах, разве мыслимо мне было признаться в слабости того чувства, которым я должен был обладать в большем совершенстве, чем кто-либо другой, в чувстве, которым я некогда обладал в наивысшей степени совершенства? О нет, это выше моих сил, и потому простите меня, если я отдаляюсь от вас, когда мне хотелось бы побыть в вашем кругу... Я вынужден жить как изгой...

Бетховенские произведения этого периода написаны человеком, уставшим бороться за свою судьбу. Эта музыка приобретает для нас больший смысл, если принимать во внимание обстоятельства её создания. Выплескивая свои страдания в музыке, Бетховен в одиночку, завершив своим творчеством Классический период, открыл новый — эпоху Романтизма, в музыке которой главным элементом стало выражение чувств.

Маятник классической музыки

Вы можете обратить внимание на любопытные метаморфозы, происходившие с музыкальными вкусами на протяжении всей истории музыки. Это похоже на маятник: каждый последующий период старался вступить в противоречие с предыдущим.

Стиль Барокко с его вычурными орнаментами и импровизациями был эмоциональной попыткой возвыситься над холодным спиритуализмом средневекового искусства и музыки Возрождения. Последовавший за Барокко период классицизма вновь обуздал чувства. А в эпоху Романтизма эта узда была яростно сорвана.

Бетховен как раз и оказался тем, кто это сделал.

Героическая симфония

Если и существует единственное произведение, совершившее революцию в истории музыки, то это — симфония № 3 Бетховена, известная под названием Героическая. В ней Бетховен перестал быть простым последователем Гайдна и Моцарта — он обрел собственный неповторимый голос.

Beethoven: Symphony No. 3 Eroica | Michael Boder & ORF Vienna Radio Symphony Orchestra

С самого начала Бетховен задумал эту симфонию как масштабное произведение, намереваясь воссоздать в нём жизнь и смерть великого героя. Таким героем должен был стать Наполеон Бонапарт; но в 1804 году все изменилось, и вот как писал об этом друг Бетховена Фердинанд Райс:

В то время Бетховен восторгался Бонапартом. На его столе я видел экземпляр партитуры, на титульном листе которой в самом верху было написано Bonaparte, а внизу — Luigi van Beethoven и больше ничего…

Я был первым, кто сообщил ему, что Бонапарт провозгласил себя императором. Людвиг пришел в ярость и закричал: «И он такой же, как все остальные? Теперь он так же будет попирать права человека и потакать только собственным амбициям. Он станет тираном!»

Бетховен схватил титульный лист, разорвал его пополам и швырнул на пол. Первая страница позже была переписана, и единственными словами на ней были Sinfonia eroica (Героическая симфония).

По продолжительности звучания симфония почти вдвое превосходила предыдущие, и структура её, в сравнении с остальными, претерпела существенные изменения. Особенно необычной была вторая, медленная, частьмрачный траурный марш со звуками великой печали и страстными взрывами скорби.

Бетховен написал девять симфоний. Они бросили вызов всем ранее существовавшим симфоническим формам.

В каждой из этих работ композитор пытается сделать музыку более значительной, он хочет сказать больше, он смело ведет музыку по доселе нехоженым тропам.

Пятая симфония

Наиболее прославленной из бетховенских симфоний стала, конечно, Пятая. Это она начинается четырьмя знаменитыми суровыми звуками в до миноре, которые знакомы каждому:

“Та-та-та-ТАААААААААААААМ!”

После четырех частей геркулесовых трудов симфония приходит к финалу, но вместо до минора (строгой тональности, в которой начинается произведение) Бетховен использует здесь светлый, триумфальный, жизнеутверждающий до мажор.

Когда музыка переходит от минора к мажору, вы чувствуете, будто буря прошла, облака стали развеиваться, вот-вот выглянет солнце, и вам, наконец, удалось найти свободную автостоянку прямо напротив ресторана.

Прослушайте хотя бы первую часть симфонии. Но если вам хочется испытать все тревоги волнующего путешествия в мир Пятой симфонии Бетховена — послушайте её полностью.

От черновиков до окончательной версии

В отличие от Моцарта, Бетховен не был лёгким и подвижным композитором; он неделями и месяцами ломал голову над своими черновиками и зачастую оставался неудовлетворен.

Одна из самых простеньких мелодий, когда-либо отражённых в черновиках Бетховена, стала в конечном итоге одной из глубочайших музыкальных тем в истории: Ода к радости из его Девятой (и последней) симфонии.

«Ода к радости» — большое прекрасное стихотворение Фридриха Шиллера. Уже в 23 года Бетховен захотел положить его на музыку. Он нашёл для него подходящее место — в финале Девятой симфонии — 20 лет спустя.

До сих пор все симфонии создавались исключительно для оркестрового исполнения. Но впервые за всё время в свою Девятую симфонию Бетховен ввёл четырёх вокалистов и огромный хор для исполнения шиллеровских стихов. С точки зрения тогдашних музыкальных критиков, добавление вокала в симфонию было тяжким преступлением. Гневные дебаты по этому поводу продолжались в музыкальных кругах еще десятилетия.

Исполнение с четырьмя вокалистами и хором.

К счастью, публику совершенно не заботило мнение крючкотворов; первое исполнение имело громадный успех.

Аудитория забросала Бетховена цветами и наградила его оглушительной овацией. Но к этому моменту Бетховен был уже полностью глухим; он сидел лицом к оркестру и не видел реакции зала. Один из певцов, проявив сердечность, осторожно взял Бетховена за плечи и повернул лицом к публике, чтобы тот мог увидеть ее восторг.

Ода к радости в фильме «Бессмертная возлюбленная», 1994 г.

Перед своей кончиной Бетховен был героем; на его похороны собрались 30 тысяч скорбящих поклонников.

Похороны Бетховена
Похороны Бетховена

Слушая Бетховена

Если вы стремитесь послушать музыку Бетховена, остановите внимание на этих оркестровых шедеврах:

  • Симфонии — все девять прекрасны.

Симфония № 1

Beethoven: 1. Sinfonie ∙ hr-Sinfonieorchester ∙ Christoph Eschenbach

Симфония № 2

Beethoven: 2. Sinfonie ∙ hr-Sinfonieorchester ∙ Andrés Orozco-Estrada

Симфония № 3

Beethoven: 3. Sinfonie (»Eroica«) ∙ hr-Sinfonieorchester ∙ Andrés Orozco-Estrada

Симфония № 4

Beethoven: 4. Sinfonie ∙ hr-Sinfonieorchester ∙ Andrés Orozco-Estrada

Симфония № 5

Beethoven: 5. Sinfonie ∙ hr-Sinfonieorchester ∙ Andrés Orozco-Estrada

Симфония № 6

Beethoven: 6. Sinfonie (»Pastorale«) ∙ hr-Sinfonieorchester ∙ Andrés Orozco-Estrada

Симфония № 7

Beethoven: 7. Sinfonie ∙ hr-Sinfonieorchester ∙ Andrés Orozco-Estrada

Симфония № 8

Beethoven: 8. Sinfonie ∙ hr-Sinfonieorchester ∙ Andrés Orozco-Estrada

Симфония № 9

Beethoven: 9. Sinfonie ∙ hr-Sinfonieorchester ∙ MDR Rundfunkchor ∙ Solisten ∙ Andrés Orozco-Estrada
  • «К Элизе» (нем. Für Elise)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль мажор, ор. 58
Mitsuko Uchida - Beethoven - Piano Concerto No 4 in G major, Op 58
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 5 ми-бемоль мажор, ор. 73
Alina Bercu performs Beethoven's Piano Concerto No. 5 in E flat major op. 73 (full)
  • Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, ор. 61
Beethoven: Violin Concerto, Op. 61 - Liza Ferschtman - Live concert HD

Фортепианные сонаты Бетховена.

  • Соната для фортепиано № 14 до-диез минор (Лунная), ор. 27 № 2
  • Соната для фортепиано № 8 до минор (Патетическая), ор. 13
  • Соната для фортепиано № 23 фа минор (Аппассионата), ор. 57
Beethoven: "Appassionata" Piano Sonata No. 23, Op 57 - III. Allegro ma non troppo

Камерные работы (пьесы для небольших музыкальных ансамблей).

  • Соната для скрипки и фортепиано № 9 ля мажор (Крейцерова), ор. 47
Beethoven Sonata for piano and violin A-dur Opus 47 "Kreutzer" Polina Osetinskaya Maxim Vengerov
  • Фортепианное трио № 4 си-бемоль мажор, ор. 11
Beethoven: Trio B flat Major, op. 11 “Gassenhauer-Trio” / Sabine Meyer / Sol Gabetta / Seong-Jin Cho
  • Струнные квартеты №№ 7–9 (Квартеты Разумовского), ор. 59 №№ 1-3
№ 1
№ 2
№ 3

Бетховен в видеоиграх

«Лунная соната» в игре Earthworm Jim 2 Genesis
И другой отрывок из «Лунной сонаты» в игре Earthworm Jim 2 Genesis
«Лунная соната» в игре Resident Evil 1
Симфония № 5 Бетховена в игре Бетховен - Beethoven (Super Nintendo) Complete
Игрок играет «К Элизе» в игре Overwatch
Игрок играет «К Элизе» в игре Half-Life: Alyx VR Piano
Джилл Валентайн играет «Лунную сонату» в игре Resident Evil (2002)
Джилл Валентайн играет «Лунную сонату» в игре Resident Evil 5

Следующим композитором в этой рубрике (если у неё будет продолжение) станет Франц Шуберт.

Эта рубрика появилась потому, что в начале года я купила цифровое пианино, и мне захотелось узнать хоть что-то о классической музыке. И я решила, что кому-то из вас это тоже может быть интересно.

До этого года я никогда не занималась музыкой, но ещё с детства об этом мечтала. Я помню как отец играл «К Элизе» на фортепьяно. Это было очень красиво. Ещё «К Элизе» играла в моей музыкальной шкатулке с танцующей балериной внутри.

В январе этого года я купила пианино. Я самоучка и играю лёгкие версии «К Элизе», «Оды к радости» и «Лунной сонаты» Бетховена. Мне очень нравится, что я хоть и плохо, но могу играть эти композиции.

И однозначно моя любовь к классической музыке началась с Бетховена.

Также, Вы можете ознакомиться с предыдущими публикациями из этой рубрики:

326326
135 комментариев
3000 ₽

Знаю только одного бетховена

48
1000 ₽

Такое в заметки и обязательно читаем)

30
500 ₽

Комментарий недоступен

3