Душевный трэш: обзор второго сезона «Пацанов»

Сериал стал умнее и продуманнее, но и про веселье здесь не забывают.

Недавно закончился второй сезон «Пацанов» — сериала об отряде добровольцев, которые борются с жестокими супергероями в мире, где сверхсилы давно стали обыденностью. Билли Бутчер и его отряд оказались в списке особо опасных преступников и вынуждены действовать подпольно (то есть ещё более подпольно, чем раньше).

В это время Хьюи налаживает отношения со Старлайт, которая, будучи членом супергеройской команды «Семёрка», параллельно пытается найти компромат на мегакорпорацию Vought. В «Семёрку», к слову, прибывает новая супергероиня — Штормфронт, сравнимая по силам с Хоумлэндером и хранящая некую страшную тайну о своём происхождении.

В целом второй сезон получился ещё удачнее, чем первый — он лучше работает с поднимаемыми темами, персонажи наконец окончательно раскрываются, а конфликт с каждой серией становится всё более неоднозначным и сложным.

Душевный трэш: обзор второго сезона «Пацанов»

Первый сезон сделал «Пацанов» одним из самых обсуждаемых сериалов 2019-го и лидером по просмотрам среди проектов Amazon Prime. Это по-своему удивительно, ведь оригинальный комикс Гарта Энниса — в отличие от его же «Проповедника», скажем — никогда не был дико популярным, да и концепция «ироничной супергероики» к тому моменту успела приесться.

Уже был и «Пипец», и совсем попсовый «Дедпул», и какие-нибудь «Бессильные» от DC, не слишком удачно пытавшиеся осмыслить тяжкую жизнь обычных работяг в мире сверхсильных людей.

Но «Пацанам» всё же удалось подойти к теме с действительно оригинальной стороны. В сериале Эрика Крипке, как и в комиксе Энниса, суперы — это утрированные селебрити, а борьба главных героев с ними (и с курирующей их мегакорпорацией Vought), по сути, приравнена к борьбе с капитализмом и обществом потребления в его самых мерзких проявлениях.

Метафора, понятно, очень прямолинейная и простая, но как никогда актуальная во времена абсолютной гегемонии кинокомиксов в Голливуде. Куда более актуальная, чем когда Гарт Эннис писал своих «Пацанов».

Душевный трэш: обзор второго сезона «Пацанов»

И всё же, при всей свежести подхода, первый сезон «Пацанов» был далёк от идеала. Безумного драйва и кровавого трэша не хватало на все 8 эпизодов, сериал выдыхался, тонул под тяжестью навалившихся сюжетных линий, конфликтов и личных драм героев. Ничего критичного, но опасения всё же были — как бы весь этот убойный концепт не свели до очередной мыльной драмы, которых на ТВ (и стримингах как его логичном продолжении) и так хватает.

В этом смысле второй сезон выглядит большой работой над ошибками и заверением в том, что авторы понимают, как работать со своей историей. Если раньше условно «драматическая» и «трэшовая» части «Пацанов» существовали несколько порознь, теперь они наконец образовали идеальную синергию.

В одной сцене герои тут могут разговаривать по душам и серьёзно рефлексировать о произошедших с ними событиях, в следующей кому-нибудь уже взорвут голову или оторвут лицо под русский шансон. И никакого тонального противоречия здесь не чувствуется — всё идеально выверено, всё вовремя и в тему.

Душевный трэш: обзор второго сезона «Пацанов»

Более того, тут даже из шуток могут вырасти вполне себе продуманные сюжетные линии. В начале сезона, скажем, Глубоководного обращают в секту для супергероев-неудачников — и поначалу это выглядит просто как забавный стёб над какой-нибудь сайентологией. Но в итоге всё приводит к очередным политическим играм, а таинственный глава этой секты становится одним из самых неоднозначных персонажей в сезоне.

Вообще во втором сезоне «Пацанов» очень мало однозначного. Если раньше стороны конфликта были очерчены строго, и лишь Старлайт с Хьюи выступали такими актантами, готовыми пересечь эту черту, то теперь всё амбивалентно и неочевидно. Супергерои помогают Пацанам, Билли Бутчер ведёт переговоры с главой Vought, интриги плетутся во все стороны, и понять, есть ли тут однозначно правые и виноватые, всё сложнее.

А в финале — детали которого я спойлерить, конечно, не буду — о себе громко заявляет третья сторона конфликта, чья мотивация и цели пока что не особо очевидны. Причём этот действительно неглупый сюжетный твист ещё и работает как мощный клиффхэнгер — теперь придётся ждать целых полтора года, чтобы узнать, во что это всё выльется для «Пацанов».

Душевный трэш: обзор второго сезона «Пацанов»

Изменение в персонаже Штормфронт — которое некоторые зрители поначалу приняли в штыки (как это, героя-мужчину сделали женщиной), тоже прибавляет этой неоднозначности. Одно дело, когда фашистом оказывается белый ариец, совсем другое — когда нацистские идеи вдруг транслируются героиней, которая пару сцен назад высказывалась за феминизм и в целом пытается быть прогрессивной.

Мысль о лицемерии мегакорпораций, конечно, в «Пацанах» была всегда, но ещё ни разу сериал не иллюстрировал её настолько ярко, как через героиню Штормфронт. По сути, это тоже такая утрированная шутка, но в контексте местной истории такой сюжетный ход воспринимается вполне себе логично. Потому что в идее о том, что ты можешь контролировать разум людей через медиа и развлечения — и создавать так образ некоего врага, уже изначально есть что-то, знаете, неуловимо фашистское.

Душевный трэш: обзор второго сезона «Пацанов»

Как и в первом сезоне, сериал в принципе работает на больших контрастах, утрированиях, крайностях. Если плен — то обязательно в суперукреплённой крепости, если злодей — то нацист, лично друживший с Гитлером, если экшен — то с литрами крови и растёкшимися по стенам мозгами. Это в целом хорошо подходит и жанру «Пацанов», и тем темам, которые они затрагивают — тоже громадным: борьба с системой, модернистская идея сверхчеловека и постмодернисткая её деконструкция.

И оттого удивительнее то, что вся гигантомания сериала — напускная, и на самом деле вопросы всемирной важности тут сводятся к личным проблемам маленькой горстки (сверх)людей.

В каком-то смысле сюжетно «Пацаны» иллюстрируют одно старое высказывание Терри Пратчетта. О том, что все войны и несчастья на Земле происходят не потому, что люди плохие или злые. А потому, что они люди. Здесь похожую мысль высказывает Билли Бутчер, когда учит одного из героев правильно жить лаконичным «Не будь мудаком».

Душевный трэш: обзор второго сезона «Пацанов»

Уже в первом сезоне были намёки на то, что за монолитным образами Хоумлендера и Билли Бутчера на самом деле стоят глубоко травмированные личности. Теперь «Пацаны» пошли ещё дальше: весь из себя крутой и циничный герой Карла Урбана среди монотонных брутальных шуток вдруг показывает себя как ранимого и несчастного человека.

Даже Хоумлендеру — убивающему людей просто так, чтобы самоутвердиться, — почти хочется сопереживать. Не потому, что он вдруг показывает себя хоть сколько-нибудь «хорошим» — но потому, что сценаристы делают из него личность, которую легко ненавидеть, но при этом несложно понять. Симпатии к нему никакой, разумеется, нет, но есть эмпатия — чувство куда более неконтролируемое и сложное.

Душевный трэш: обзор второго сезона «Пацанов»

Вообще поразительно, как второй сезон «Пацанов» успевает делать всё и сразу. Каждому герою тут уделяют необходимое внимание — вплоть до как бы второстепенных, вроде Глубоководного или Поезда-А: а романтическая линия между Французиком и Кимико тут, например, не менее интересная, чем между Хьюи и Старлайт. Авторы глубже проникают в социо-политику местного мира, но при этом не забывают делать сериал весёлым.

В конце концов, сценаристы сильно усложняют конфликт, но при этом делают так, что второй сезон каким-то образом смотрится динамичнее первого, где противостояние было поначалу очень простым и понятным. Если раньше «Пацаны» ритмически шли как бы на убывание, теперь динамика в них нарастает с каждой серией. Хочется верить, что эту тенденцию авторы сохранят и дальше.

236236
343 комментария

Комментарий недоступен

194

Я тоже хотел докопаться до этой фразы) Но не за её смысл. Мне просто не понравилось использование двух однокоренных слов без необходимости, без дополнительного обыгрывания или усиления смысла.
Пора что ли перерыв сделать, чаю попить, а то как будто в Интернете не до чего докопаться больше)

7

Не, я пока останусь, хочу в этом поучаствовать :P

6

Хайль Гидра!

6

Скомкали финал, дёшево сделали финальную битву.
Кто не согласен, тот не согласен.

И дурак.

4

Главный минус второго сезона по сравнению с первым - пропал саспенс. Раньше, когда герои встречали супера, ты всегда испытывал напряжение, страх за персонажей. До сих пор помню, как Хоумлендер обыскивал машину. Теперь же с ними всегда ходит дружественный супергерой, который исправно спасает положение, и потенциально напряженные сцены перетекают в веселый экшон.  

142

На счет саспенса - а как на счет неизвестного противника, который взрывал бошки? Считаю, что это как раз добавляет напряжения. Я наоборот, стал переживать за героев еще сильнее, т.к. их могли выпилить просто в любую секунду.

38