Почему технически совершенный Спейс шаттл, стал нерентабельным и был закрыт⁠⁠

Шаттл "Челленджер", STS-7, 24.06.1983 год
Шаттл "Челленджер", STS-7, 24.06.1983 год

В наше время, по поводу космических кораблей написано множество всевозможных материалов и сделаны сравнения между ними. Тем не менее, никто не будет спорить с тем фактом, что вершиной космической отрасли, стал американский Спейс шаттл, созданный в последней четверти 20 века. Конечно, кто-то скажет, что вершиной пилотируемой космонавтики стал наш "Союз" или ракетоплан "Буран". Спорить тут нет никакого смысла, так как "Союз" другой в принципе и он, действительно, лидер в своем классе.

"Буран" же после своего единственного полета 15 ноября 1988 году, стал жертвой распада Советского Союза: программа была закрыта в начале 1990-х ввиду того, что в космической отрасли России начался кризис и недофинансирование. Кроме того, изменилась сама внешнеполитическая конъюнктура и надобность в "Буране" отпала сама собой.

И тут, на олимп пилотируемой космонавтики выходит американский Спейс шаттл. Конечно, в нем были определенные недочеты, например, он возвращался с орбиты на Землю ни так совершенно, как это умел наш "Буран", но тем не менее, Спейс шаттлы отлетали, в общем, более 30 лет и это заслуживает уважения. Кроме того, эти "птички" сделали много работы на орбите Земли, например: при строительстве МКС и выводе космического телескопа "Хаббл". В общем, эти "грузовики" оказались как раз при месте и вовремя, так сказать, своевременно.

Последний полет по программе "Спейс шаттл". Шаттл "Атлантис", STS-135? 8.07.2011 г.
Последний полет по программе "Спейс шаттл". Шаттл "Атлантис", STS-135? 8.07.2011 г.

Но все же, ответим на банальный вопрос: "Почему Спейс шаттлы, будучи совершенные технически, стали экономически невыгодными и в конце концов, программу просто закрыли по экономическим соображениям"? Но будем честны, программу закрыли не только по этой причине. а также потому что построенные в 1980-х-1990-х гг. Спейс шаттлы стали морально устаревать к 2010 годам с ними стали случаться некоторые сбои при подготовке к запуску на орбиту.

Повлияла и катастрофа с шаттлом "Колумбия", произошедшая над штатом Техас в 2003 году. Все эти факторы и сыграли свою роль в окончательном закрытии программы, произошедшем в 2011 году. Содержать такие дорогие по стоимости запуски шаттлов, которые становились морально устаревшими и имели некоторые риски - стало экономическим бременем для всей космической отрасли США.

Шаттл "Индевор". Последний из построенных челноков. Был построен в 1987-1991 гг.
Шаттл "Индевор". Последний из построенных челноков. Был построен в 1987-1991 гг.

Вообще, изначально Спейс шаттл разрабатывался для более крупной космической программы по строительству станции на орбите Земли, освоению Луны в 1970-х гг., но программу не осуществили, хотя шаттл был одобрен и его разработка была доведена до конца и на выходе был получен всем известный Спейс шаттл, отлетавший более 30 лет.

За время действия программы "Спейс шаттл" с 12.04.1981 года по 21.07.2011 г. было совершено 135 полетов этих кораблей. Всего было построено пять челноков, два полномасштабных макета для испытаний и один прототип шаттла, который никогда не взлетал в космос. Два челнока были потеряны при крушении.

Шаттл "Атлантис" на орбите Земли
Шаттл "Атлантис" на орбите Земли

Всего, к 2006 году вся программа "Спейс шаттл" обошлась бюджету США в 160 млрд долларов. Один запуск шаттла, в среднем, стоил около 450 млн долларов. Это огромные суммы по тем временам. Уже после 2006 года НАСА стало понимать, что программа экономически нерентабельна и нужно что-то решать с этим вопросом. Не найдя никакого решения по продлению программы - в 2011 году она была окончательно закрыта, а оставшиеся челноки стали музейными экспонатами.

Вывод напрашивается сам собой. Экономическая нерентабельность, риск, моральная и техническая изношенность челноков - стали основными причинами закрытия программы "Спейс шаттл". Тем не менее, программа осталась в истории мировой космонавтике как вершина космического кораблестроения. На данный момент, ничего лучше Спейс шаттла придумано не было и, вряд ли, аналогичный проект, вообще, будет создан когда-нибудь в таких огромных масштабах, чтобы корабль стал частью культуры и целой эпохи.

На канале идет сбор на приобретение нового телескопа, чтобы выпускать новые интересные материалы на космическую тематику. Для тех, кто хочет поддержать канал материально, можно это сделать перейдя по ссылке: https://yoomoney.ru/fundraise/7zv2LgKBtKs.230805

Рады вашему лайку и подписке на канал. Это помогает развитию и продвижению нашего канала!

Ссылка на первоисточник с нашего канала на Дзен:

2020
25 комментариев

Тема поста не раскрыта. Что в заголовке, то и в выводах. Цифру только добавил про 450 миллионов. Хуйня!

19
Ответить

Так это и есть причина, уже незачем письками мериться, можно уже не мазаться мазями дорогими по увеличению члена

Ответить

🤔🤔🤔

9
Ответить

Разлет в строительстве тоже заебись)))

Ответить

Ещё один пост, в котором и воду даже искать приходится

4
Ответить

Вообще, изначально Спейс шаттл разрабатывался для более крупной космической программы по строительству станции на орбите Земли, освоению Луны в 1970-х гг.,Изначально он разрабатывался для военных и у них не про рентабельность, а про характеристики и чтобы работало.

4
Ответить

Блин. "Экономически не целесообразно", Дак МКС вообще финансовая бездна, хабл и вот это всё. Сколько они денег принесли?
.
Я ждал что то типа "шаттл запускать дороже чем одноразовые ракеты", хз. Не информативно в общем

1
Ответить