Аниме и джаз. Обзор «Синего гиганта»

Вступление

Когда я садился писать этот текст, я долго думал о чем он будет. На горизонте сознания маячило две моих излюбленных темы - музыка и аниме. И тут на меня снизошло озарение! А как насчет их совместить? Тем более, кое-что подходящее я смотрел не так давно. А поэтому, добро пожаловать на обзор анимационного фильма

«Синий Гигант» (и музыки из нее).

Постер фильма
Постер фильма

Сюжет и Дай Миямото

Синопсис для понимания. "Синий гигант"- это аниме в жанре сэйнен (для возрастной аудитории от 18 до 40) повествует о пареньке по имени Дай Миямото, который стремиться стать лучшим саксофонистом в мире. Чтобы его мечта свершилась, он решает уехать из родной провинции в столичный Токио, где и встречает сподвижников, с которыми будет покорять джазовую сцену Японии. Вершиной для покорения они выбрали лучший клуб страны — So Blue (название отсылает к реально существующему клубу Blue Note). Вы можете подумать: “Пффффф! Так это же типичная история об Американской мечте.” Да, главный герой действительно крайне типичен. Он из тех, кому достаточно лишь усердно трудиться и верить в себя, а остальную работу сделает талант. Но наблюдать за Даем все еще интересно по трем причинам:

Причина 1: Дай не просто трудолюбив, для него джаз — это жизнь. В этом Дая можно сравнить с Эндрю из «Одержимости» Дэмьена Шазелла. При таком раскладе объяснить высокий уровень способностей саксофониста куда проще.

Причина 2: Как раз из-за особого таланта главного героя всегда любопытно увидеть реакцию слушателя на его игру. Во время просмотра часто ловил себя на потирании ладошек с довольной ухмылкой и мыслях вроде “Сейчаааас-сейчаааас… Щас он как дунет, так вы рты поразеваете! Вы только подождите…”.

Причина 3: Автор манги-первоисточника наделил Дая настоящей любовью к джазу и уникальным видением этого жанра. Для него джаз — это страстная, эмоциональная музыка, с помощью которой люди общаются и выражают свои чувства; для него стать лучшим в мире джазменом — это умирать и возрождаться, открываясь на любой сцене, с любыми слушателями; для него хотя бы десятипроцентный шанс того, что его придут послушать — это искренняя радость. Иначе говоря, Дай — это некий “идеальный” джазмен и наблюдать, как он дарит свою душу другим с помощью музыки - одно удовольствие.

Уф какой
Уф какой

Персонажи

Не уходя далеко от сюжетной составляющей, поговорим об основных персонажах, тем более рассказать есть что. Каждый из них обладает своим взглядом на джаз и на мир в целом. Основных персонажей всего три: Дай Миямото, Юкинори Савабэ и Тамада Сюндзи — и все они образуют группу TheJass. О первом я подробно рассказал в части про сюжет, поэтому оставим его в покое. А вот и остальные участники — слева направо:

Юкинори Савабэ

Первым присоединился к Даю. В TheJass играет на клавишных, причем весьма умело. Впервые сел за фоно в четыре года, очень хорошо знает теорию музыки, влюбился в джаз после посещения So Blue — все это с легкой руки матери. Также весьма неплохо умеет в композиторство, поэтому именно он сочиняет все ключевые композиции группы. Является своеобразным менеджером, лидером и отцом ТheJass и очень старается на благо коллектива. Бывает высокомерен, но под влиянием жизненных обстоятельств и Дая меняется к лучшему. В течение сюжета больше всех развился как личность, но был вынужден стать инструментом в руках автора, который тот использовал для запуска сюжетного поворота. По моему мнению, как для подобного жанра персонаж прописан не плохо. Его проблемы и переживания - обычные проблемы и переживания музыканта, любящего свое дело. Не слишком сильные, но и не слишком мелочные — они служат хорошей движущей силой сюжета.

Тамада Сюндзи

Третий и последний участник группы. Барабанщик группы и мой любимчик. Играет и занимается на ударных аж с момента основания JheJass (целый год), и за это время прошел путь от “Фууууу!”, до “Браво! Браво! Бис!”. Развитие навыков Тамады из всей троицы зрителю заметнее всего, ведь играть он начал по ходу самого сюжета аниме, в то время как остальные - задолго до него. По характеру Тамада простой как две копейки, чем и притягивает зрителей. Его амбиции и цели элементарны: просто играть со своими друзьями джаз, а остальное мелочи. Однако чтобы поспевать за ними и быть достойным участником группы, Тамада тренируется изо всех сил, что лишний раз доказывает ценность его желания, даже по сравнению с мечтами Юкинори и Дая. Этого персонажа даже прописывать не пришлось — возьмите любого среднестатистического студента и им наверняка окажется подобный “Тамада”. Если и есть в нем чего необычного, так это трудолюбие и упорство, которые, в свою очередь типичны для сэйнена.

По сути все ключевые персонажи являются гибридами типичных архетипов сэйнена и некоего реализма, что ощущается весьма странно. Я бы сказал, что источником этого “реализма” можно считать самого автора первоисточника, который вложил частичку себя в каждого персонажа. Больше всего это заметно в Дае.

Рисовка и анимация

Теперь о рисовке и анимации. Если дизайн персонажей еще и может прийтись кому-то не по вкусу, то фоны и цветовая палитра тут чуть ли не на уровне Макото Синкая, о красоте работ которого даже собаке известно. Особенно мне понравились виды на ночной Токио, коих тут полно. Однако, с анимацией несколько сложнее. Всю ее я могу разделить на три группы: обычная, сакуга и “ужасный кошмар”. С первым все понятно из названия, но с последними двумя пунктами сложнее, поэтому разберу их более детально.

Сакуга

Образовательная минутка. Сакуга — это моменты в анимации, когда качество оной выкручивается на максимум. Обычно, на такие моменты уходит огромное количество бюджета, поэтому используют ее лишь в самых серьезных, важных и нужных моментах. В «Синем Гиганте», таковыми являются важнейшие выступления группы. И именно в такие моменты, что уши, что глаза, что душа — натурально испытывают эстетический экстаз. Фантастически анимированные кадры, яркие цвета и необычная режиссура, в сочетании с музыкой и сюжетной привязанностью к моменту, одаривают зрителя волнами мурашек. Да что уж, лучше сами посмотрите:

Трехмерная анимация, она же «ужасный кошмар»

Посмотрев это видео, вы, наверное, уже заметили третий вид анимации. И это — натуральная ложка отвратного 3D в бочку добротной сакуги, а иначе это не назовешь. Где-то трехмерная графика лучше, где то хуже, но результат один — она режет глаз, что иногда подпорчивает впечатление от музыкальной сцены. Может быть бюджета у аниме было мало, но использование крайне плохого 3D в большинстве выступлений персонажей — это факт. Пусть это и весомый минус, но я считаю, что подобные моменты можно и нужно перетерпеть ради всего вышеописанного.

Первоисточник

Про аниме вроде поговорили, но осталось еще кое-что. Нельзя поговорить об аниме, но не упомянув первоисточник, которому это оно обязано большинством своих лучших сторон. Поэтому вкратце о нем. «Синий Гигант» — манга, издаваемая аж с 2013 года и имеющая за сюжетными плечами три полноценных акта и один онгоинг. Один акт — один коллектив и одна локация. Так, в первом акте это TheJass и Токио с Сендаем, а во втором — Number Five и страны Европы. Также манга содержит необычную форму раскрытия персонажей, которую, к сожалению, в полнометражке показали не очень хорошо (наверняка из-за временных рамок). Речь идет о формате интервью с людьми, которые когда-то знали Дая. Будь это друг, учитель или сестра — некто за кадром спрашивает их о Дае, после чего они выдают кусочек факта о нем, а заодно и о самих себе. Такие вкрапления в манге шли как дополнительные “экстра” главы, занимающие страницы 3-4. Однако такой метод плохо работает в аниме, как раз потому что кусок сюжета с некоторыми интервьюируемыми вырезан из-за временных рамок в два часа. Зритель, незнакомый с первоисточником, не поймет, или поймет не сразу, кто все эти люди и как они связаны с Даем. За примером далеко ходить не надо. В манге, Дай, будучи в родном Сендае, начинает заниматься у учителя музыки, который раньше сам был саксофонистом. Этот человек тоже когда-то имел большие амбиции, но не имел таланта для их удовлетворения. Увидев в юном саксофонисте гигантский потенциал, учитель хочет исполнить свои мечты руками Дая, поэтому и не берет денег за занятия. Но смотревший полнометражку всего этого не знает, и этот человек для него не будет значить ничего. В итоге, формат работает как отсылка для знающих, но плохо работает как инструмент для раскрытия и не работает вовсе как экспресс-знакомство с персонажем.

Разные акты одной манги
Разные акты одной манги

Собственно, именно поэтому я и считаю нужным ознакомится с мангой, если вам понравилось аниме. В ней пусть и нет звука и она черно-белая, но она цепляет какой-то своей искренностью и чистой, незамысловатой любовью к джазу, которая сочится из каждого фрейма (фрейм - это отдельный комиксный кадр) и которую аниме не сможет передать в полной мере. Даже если вам не нравится джаз, то все равно попробуйте — лично меня всегда вдохновляла любовь людей к тому, чем они занимаются. Совет: если решите читать мангу, поставьте на фоне джаз. Очень подходит. Если не знаете что поставить, то обращайте внимание на названия глав — они очень часто отсылают к знаменитым джазовым композициям. Ну или можете поставить из аниме.

Музыка

И вот я плавно перешел к музыке. «Синий Гигант» аниме про джаз, а джаз я люблю, поэтому и в этой теме я могу вставить свои "диванные" пять копеек. Сам Дай говорит, что в JheJass они не исполняет какой-то отдельный стиль джаза. Они просто играют джаз. И это утверждение прекрасно описывает музыку, звучащую в аниме. То ли я глухой и не могу отнести их музыку к отдельному стилю, то ли в самом деле так, но это просто джаз. Довольно эмоциональный, осовремененный, энергичный, но джаз. Важным элементом также является и тесная связь сюжета с музыкой, благодаря которой они усиливают впечатления зрителя друг о друге. Как пример могу привести композицию N.E.W., которую группа играет на джазовом фестивале в Токио и ее я прикладывал как пример сакуги выше. К тому моменту ребята еще были андердогами и горели желанием заявить о себе. Поэтому, после выхода на сцену, Дай в начале трека извергает из саксофона протяжную скрипучую ноту, режущую слух, которая потом плавно перетекает в мелодию, служащую началом решительной и быстрой композиции. Такой финт ушами нужен был, чтобы обратить на себя внимание незаинтересованных слушателей. И этот финт сработал. Таким образом, зритель видит связь сюжета и музыки между собой, что и усиливает эмоции. Помимо N.E.W., в аниме есть еще три ключевые композиции, о которых я вкратце расскажу. Сюжетную связь постараюсь не упоминать, так как это может стать значительным спойлером.

Серьезный какой
Серьезный какой

We Will

Предпоследняя композиция, сыгранная группой, которую исполняют только Дай и Тамада. Последний в середине трека исполняет соло, начинающееся с простого ритма, который резко перерастает в исполнение сложных пассажей на около профессиональном уровне. У We Will плавная мелодия, но это не мешает ей быть решительной и мощной, что и отражается в четкости ритмов и названии. Вообще, можно сказать, что в этой композиции правят балом Тамада и его чувства. Здесь он показывает все, чему научился за год проведенный с ребятами и, можно сказать, выражает свою признательность им. Что касается Дая, то он исполнял роль поддержки для барабанщика, но это не мешает ему быть на высоте.

First Note

Последний трек, исполняемый группой, что иронично если посмотреть на название. На передний план тут выходят Дай и Юкинори. Оба исполняют соло: первый ближе к концу, второй ближе к началу. У них образуется некий диалог, где большая часть фраз принадлежит Юкинори. Тамада тут почти не заметен и служит лишь поддержкой остальным, но ему все же удается вклиниться и исполнить сложный пассаж в завершении трека. First Note отличается особой лиричностью, показывая слушателям целый спектр эмоций персонажей, которые, иногда градиентом, а иногда очень резко переливаются между собой. Выступление с этой композицией служит крайне важной сюжетной точкой, которая синхронизирует чувства персонажей и зрителя.

Blue Giant

Ее исполняет Дай перед Юкинори в одну из их первых встреч, но во всей красе, исполненная всей группой, она предстает перед нами только в конце. Главным инструментом тут является сакс, который то приземляется и затихает, то резко взмывает ввысь и расправляет крылья. Невероятно воздушная, мечтательная, но в то же время простая по духу — эта композиция заставляет проронить скупую слезу сквозь лёгкую улыбку грусти. Служит вишенкой на торте и подводит черту всему аниме.

Выводы

Пора и нам подводить итоги. «Голубой гигант» само по себе хорошее аниме, а для ценителей джаза оно и вовсе подарок судьбы — его можно сравнить разве что с «Аполлоном» от Ватанабе Синтьиро. Как минимум — это аниме поможет скрасить вам вечер, а как максимум — воодушевить и дать толчок к мечте. Не спорю, подобные истории уже есть (тот же «Голубой период»), но в моем случае роль сыграло знание первоисточника и любовь к джазу. Возможно бюджет аниме был небольшой, что видно в некоторых моментах, но студия NUT и команда из опытных аниматоров постаралась на славу и подарила зрителям множество волшебных моментов. Отдельное спасибо композиторам и исполнителям, которые устранили главный недостаток манги и позволили собственными ушами услышать тот самый TheJass. Вместе, все эти компоненты играют на эмоциях, не хуже чем Дай на саксофоне. Ну и конечно стоит отметить отцов оригинальной истории: Синъити Исидзуку — автора, и Number 8 — редактора. Без них, эта история и вовсе бы не увидела свет, а я никогда не написал бы этот обзор.

Оценка 8/10

Всем добра!

Автор идеи и текста — Нечев Егор

Всяческая поддержка — Ош М. Фукен

2929
18 комментариев

Еще бы заголовок в посте сделать, и совсем отлично будет!

1
Ответить

Спасибо большое! Проглядел

1
Ответить

А какие ещё интересные аниме про музыку можешь подсказать?

Ответить

- Аполлон: дети на холме (там тоже джаз и его очень много, но аниме больше не об этом)
- Кэррол и Тьюсдей (концентрированная поп музыка, в хорошем смысле этого слова)
- Белый альбом 2 (именно вторую часть. Она не имеет отношения к первой, и, по моему, лучше. Чем то похоже на Домекано)
- Детройт. Город метала (это больше комедия, но музыка на месте)
***
Мейнстримные аниме попытался не советовать. Может, они не каждому понравятся, но больше не знаю. Уж извини

1
Ответить

На ролике с 3д всё желание смотреть аниме отпало.
Шучу, знакомиться с музыкальными аниме не хочется от слова совсем. Особенно, в реальном сеттинге (привет боччи, бэк и кейон). Что они могут показать лучше, чем живая экранизация? Только милых девочек делающих милые вещи. А тут и этого нет.

А сами мелодии прикольные, люблю иногда джаза навернуть.
Но смотреть как зрители разевают рты под игру героя это уже такое клише, что даже пробовать смотреть не хочется.

Ответить