Марк Аврелий “Наедине с собой. Размышления”. Чему мы можем научиться у стоика-императора?

Доброе утро, DTF! Я, по старой доброй традиции своего маленького бложика, загоустил этот сайт на долгие месяцы, но, собрав силы разума в кулак, возвращаюсь не с пустыми руками, а с длинным повествованием о философии одного из виднейших императоров Римской империи (давно, кстати, думали о ней?), дабы и вы могли почерпнуть мудрости древних бородачей в суровый понедельник.

Марк Аврелий “Наедине с собой. Размышления”. Чему мы можем научиться у стоика-императора?

В этой статье:

Приступаем.

Немного о самой фигуре Марка Аврелия в контексте истории.

Бюст Марка Аврелия в Метрополитен-музее, Нью-Йорк
Бюст Марка Аврелия в Метрополитен-музее, Нью-Йорк

Марк Аврелий родился в 121 году н.э., при рождении получил имя Марк Анний Вер, его отец, Анний Вер, занимал должность претора римской империи, а мать, Домиция Луцилла, была дочерью бывшего консула. Впоследствии был усыновлен императором Антонием Пием, после чего приобрел имя Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Марк Аврелий был последним из пяти хороших императоров Римской Империи. Пять хороших императоров это период наивысшего расцвета Римской Империи под предводительством пяти последовательно правивших римских императоров из династии Антонинов: Нервы, Траяна, Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия. Время их правления (с 96 по 180 годы н.э.) отличалось стабильностью во всех сферах жизни, развитой культурой, отсутствием конфликтов между сенатом и императорами, а сама империя при них достигла своего пикового масштаба. Период так называемого “Pax Romana”, что в переводе с латыни означает «римский мир».

Pax Romana на момент 122 года н.э.
Pax Romana на момент 122 года н.э.

О пяти хороших императорах упоминает всемирно известный философ и политтехнолог Никколло Макьявелли в своем труде «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»:

Кроме того, прочтя историю римских императоров, государь увидит, как можно образовать хорошую монархию, ибо все императоры, получившие власть по наследству, за исключением Тита, были плохими; те же из них, кто получил власть в силу усыновления, оказались хорошими; пример тому — пять императоров от Нервы до Марка; когда императорская власть стала наследственной, она пришла в упадок.
Никколло Макьявелли

Дело в том, что вместо того, чтобы передавать власть своему родному кровному наследнику, каждый император при жизни усыновлял себе приемника с одобрения Сената и армии, которому в итоге и передавал власть. Эта традиция передачи власти была заложена императором Нервой с целью избежания гражданской войны. Соблюдалась она, как вы догадались, вплоть до Марка Аврелия, который прервал ее, передав власть своему родному сыну Коммоду. Власть которого современники характеризовали как тираническую. Есть разные версии, объясняющие этот поступок, от старания избежать гражданских войн и потрясений до обещаний своей жене Фаустине. Однако, как пишет С.А. Котляревский в своем послесловии к “Размышлениям”, “для Марка Аврелия монархическая наследственность могла быть лишь средством, не целью. Быть может, он не видел вокруг себя других достойных преемников”. И я склонен верить этой версии.

Если 5 хороших императоров это период расцвета римской империи, то Марка Аврелия можно назвать его венцом. “Философ на троне”, как прозвали его потомки, стал воплощением мечты Платона об императоре-философе из его диалога “Государство”, где он рассуждает об идеальном политическом укладе. Марк Аврелий был рассудителен и мудр, иногда мягок (из-за чего иногда был подвержен критике) и в то же время справедлив. За свою честность, прямолинейность и приверженность правде в общении с людьми его предшественник, император Андриан называл Марка Аврелия “Verissimus”, что переводится как правдивейший.

При нем расширились права и свободы рабов, укрепилась представительская власть посредством назначения зажиточных граждан провинций на места в сенате, он добился выгодного мира с Парфией, отразил вторжение маркоманов, подавил мятеж в Египте. В Афинах он учредил четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в его время философских направлений — академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Так же как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот через финансирование так называемых алиментарных учреждений.

И хотя он осуществлял свою императорскую власть в полном согласии со своей стоической философией, так как видел философию и жизненную практику неразделимыми, он никогда не предавался утопиям и наоборот стремился развенчивать мечтательный образ, складывающийся вокруг его персоны. Вот слова самого Марка Аврелия:

Всеобщая причина есть как бы стремительный поток: он все уносит с собой. Как жалки все эти преисполненные самомнения люди, мнящие, что они по-философски ведут дела государства!.. Чего ты хочешь, человек? Делай то, чего от тебя требует в настоящее время природа. Не надейся осуществить республику Платона и будь доволен движением вперед хотя бы на один шаг — и не считай этот успех маловажным. Кто может изменить образ мысли людей? А без такого изменения что может быть, кроме рабства, стонов и лицемерного повиновения?
Марк Аврелий
Юрий Норштейн хорошо уловил суть Марка Аврелия. Из нового выпуска Солодникова

Марк Аврелий умер 17 марта 180 г. н.э. от заражения смертельной болезнью в лагерной стоянке на берегу Дуная во время похода на германцев, который проходил весьма успешно до момента распространения эпидемии оспы среди римских солдат. Он умер в одиночестве, не допуская в свои покои даже родного сына во избежание распространения болезни и принимая свою смерть согласно стоической философии. В своих размышлениях Марк Аврелий часто касается темы мимолетности настоящего момента и бессмысленности стремления к посмертной славе, но, несмотря на это, ему было уготовано ее приобрести. По словам греческого историка Геродиана, “не было человека в империи, который бы не принял без слез известие о кончине императора. В один голос все называли его — кто лучшим из отцов, кто доблестнейшим из монархов, кто великодушным, образцовым и полным мудрости императором — и все говорили правду”.

А так напишет Капитолин, римский политический деятель, об обожествлении Марка Аврелия после его смерти:

Таково было почтение к этому великому властителю, что в день его похорон, несмотря на общую скорбь, никто не считал возможным оплакивать его участь; так все были убеждены, что он возвратился в обитель богов, которые лишь на время дали его земле. Когда еще не кончился торжественный обряд его похорон, сенат и римский народ провозгласили его “богом благосклонным” (Deus propitius), чего не было раньше и что не повторялось позже. Был воздвигнут в честь его храм, установлена коллегия жрецов, получивших имя Антониниев. Не только ему воздавались божеские почести, но считали нечистивцами тех, кто не имел в своем доме его изображения.
Капитолин

Таков был апофеоз правления Марка Аврелия. Кем он был в первую очередь, какое начало было главенствующим — императорское или философское? Думаю, что верно будет утверждать следующее: Марк Аврелий, во всем следовавший своей философии, никогда не стремился сбросить с себя свои императорские обязанности, предельно ясно осознавая выпавший ему жребий и понимая всю возложенную на него ответственность перед народом римской империи. И тем не менее, мы видим, что Марк Аврелий-император это часть истории со всеми ее прошедшими великими и трагичными событиями, а Марк Аврелий-философ это философская мысль, странствующая из века в век, оказывающая влияние на такие великие умы, как Л.Н.Толстой и Джордж Вашингтон, на западную философию, становясь навечно достоянием человеческой культуры.

панель с триумфальной арки Марка Аврелия 177—180 гг. н. э.
панель с триумфальной арки Марка Аврелия 177—180 гг. н. э.

Стоическая философия Марка Аврелия и уроки, которые мы можем из нее извлечь.

Особенности написания Размышлений.

Жизнь — борьба и странствия на чужбине; посмертная слава — забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии.
книга вторая, 17 “Наедине с собой. Размышления”

Переходя непосредственно к его трактату “Наедине с собой. Размышления”, считаю важным отметить несколько важных вещей. Во-первых, это искренность, с которой написаны Размышления. Большую часть времени Марк Аврелий проводил в военных походах, хотя он никогда не отличался воинственным характером. Свой великий философский труд, о котором мы и собрались поговорить, он написал по большей части в полевых условиях, буквально в палатке. В таких условиях, где он находится исключительно наедине с собой, складывается особенный подход к написанию. Не даром “Размышления” также переводятся на русский язык как “к самому себе” — мы можем ясно видеть, что мысли и изречения Марка Аврелия направлены в первую очередь на себя самого, а не на кого-то стороннего, становясь своего рода рефлексией с целью заглянуть глубоко внутрь себя и найти ответы на морально-нравственные вопросы.

Смотри внутрь себя. Внутри источник добра, который никогда не истощится, если ты не перестанешь рыть
книга 7, 59 “Наедине с собой. Размышления”

В тяжелых жизненных обстоятельствах Марк Аврелий рассматривает философию, как ключ к спасению, как единственно верный путь к истине. Поэтому, читая его трактат, ни секунды не сомневаешься в правдивости и искренности всех написанных слов.

Во-вторых, отсутствие догматизма в “Размышлениях”, так присущий различным религиозным или философским трудам. Опять же, это последствие того, что размышления это скорее личная рефлексия, нежели строго структурированный философский трактат. Марк Аврелий пишет:

Вещи настолько сокрыты от нас, что многим философам, и незаурядным, они представлялись совсем непостижимыми; и даже сами стоики признают их трудно постижимыми: всякое наше согласие с чем-нибудь не есть нечто неизменное — где можно найти человека не менявшегося?
книга 5, 10 “Наедине с собой. Размышления”

Действительно, в этой книге вы найдете и упоминания схожих со стоиками идей Эпикура, представителя гедонистической философии, которые Марк Аврелий заимствует. И то, как Марк Аврелий ссылается на философскую концепцию изменения и непостоянства, которая соответствует идеям досократического философа Гераклита. Идея о том, что все находится в постоянном движении, является постоянной темой «Размышлений». Поэтому не являются исключениями и сами убеждения Марка Аврелий, которые могут со временем меняться, следуя главному принципу — поиску истины:

Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неправильно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в свое заблуждении и невежестве.
книга 6, 21 “Наедине с собой. Размышления”
Колонна Марка Аврелия в Риме
Колонна Марка Аврелия в Риме

Основы жизни согласно стоицизму.

Если попытаться сжато рассказать об основных принципах стоицизма словами самого Марка Аврелия, то, на мой взгляд, это можно сделать через следующее изречение:

Безмятежность в отношении ко всему происходящему в силу внешней причины, справедливость во всех действиях, причиной которых являешься ты сам, иначе говоря, стремление и деятельность, направленные на дело общего блага, как отвечающее твоей природе.
книга 9, 31 “Наедине с собой. Размышления”

Давайте попробуем разобрать эту конструкцию на составляющие. Первое это “безмятежность в отношении ко всему происходящему в силу внешней причины”. Марк Аврелий считал, что человек должен быть готов ко всем событиям, происходящим в его жизни, не важно, касаются ли они его напрямую или опосредованно. В первую очередь готовность эта заключается в том, чтобы убрать выборочное восприятие тех или иных событий, убрать влияние наших предпочтений, желаний на способность видеть мир, таким, какой он есть. В своих размышлениях, Марк Аврелий сравнивает здорового человека со здоровым глазом, который видит все доступное зрению, а не выражает пристрастие, например, к зеленому цвету, что говорило бы о признаках болезни глаза. Поэтому, человек, говорящий “все люди должны хвалить меня, чтобы я ни делал” подобен глазу, имеющему пристрастие к зеленому цвету, душевно здоровый же человек должен быть готов ко всякого рода событиям. Во вторую очередь все, что бы ни происходило с нами, является уделом каждого человека, который ступал по этой земле, а значит, нет “ничего такого, чего бы ты не мог бы претерпеть”. Если другим людям их испытания были им по плечу, то и ты не являешься в этом случае исключением. Более того, Марк Аврелий утверждает, что если на твоем пути появляется препятствиее, которому, допустим, удается прервать твое действие, то в то же время оно не сможет аналогично изменить твое душевное устремление. Наоборот “то, что стояло на пути, само укажет путь”. Как человек, проведший большую часть своей жизни в скитаниях, участвую в многочисленных войнах, Марк Аврелий умозаключает:

Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному
книга 7, 61 “Наедине с собой. Размышления”

Вторая составляющая это “справедливость во всех действиях, причиной которых являешься ты сам”. Справедливость, к которой постоянно обращается Марк Аврелий в своих Размышлениях, это многокомпонентное понятие. Во-первых, справедливый человек это тот, кто стремится к истине и говорит истину, не лукавствуя, не пытаясь обмануть тех, к кому обращается. Как я уже упоминал выше, прозвище “правдивейший” не с проста было спутником Марка Аврелия. Во-вторых, справедлив тот, кто “поступает всегда согласно закону и считаясь с достоинством и чтобы не служили для тебя препятствием ни чужой рок, ни убеждения, ни пересуды, ни ощущения облекающего тебя тела”. Мы видим, что справедливость здесь выступает внутренним ориентиром для человека, когда дело доходит до принятия жизненных решений. Она, как компас, направляет нас и помогает жить сообразно представлениям о добродетели. При этом никакие внешние обстоятельства не должны становится препятствием для жизни согласно справедливости.

Далее Марк Аврелий пишет, что справедливые действия другими словами это “стремление и деятельность, направленные на дело общего блага, как отвечающее твоей природе.” Здесь же мы сталкиваемся с понятиями природы и общего блага. Начнем с первого. Для стоиков жить согласно природе означало жить согласно разуму, согласно логосу, то есть в соответствии с космическим миропорядком. Зенон Китийский, основатель школы стоицизма, писал, что “жить согласно природе — то же самое, что жить согласно добродетели”. Кто живет согласно природе, тот живет счастливо. Что же в таком случае будет расцениваться как жизнь в несогласии с этим постулатом? Марк Аврелий на это отвечает, что “всякое уклонение в сторону несправедливости, излишеств, гнева, огорчения, страха есть не что иное, как измена природе”. Эти вещи тождественны несчастью.

Далее перейдем к общему благу. Так как римская империя была наследницей римской республики, она продолжила традиции общественной мысли последней. Немного отойдя в сторону, для лучшего понимания приведу описание понятия республики словами римского философа Цицерона, что “республика (res publica res populi) есть дело, достояние народа”. При этом он подчеркивает, что народ это не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов. Общее благо- это достижение целей в рамках наших общих интересов. Настоящий гражданин республики, согласно Цицерону, должен задаваться не вопросом, что общество может дать полезного мне, а вопросом - чем я могу быть полезен обществу? Подобный принцип, когда деятельность людей согласуется с представлениями об общем благе, продолжил существовать и во времена Римской империи, поэтому Марк Аврелий видит в нем важную компоненту своей философии.

Итак, если подвести итог и упаковать все вышесказанное, то мы приходим к двум вещам, которые мы должны сделать. Во-первых, мы должны следовать велению нашей высшей природы и подчиняться воле разума. Во-вторых, мы должны относиться мудро и беспристранстно ко всем событиям, которые посылает нам судьба, будь то удовлетворение или боль, похвала или хула, жизнь или смерть.

4 добродетели стоицизма: практическая мудрость, смелость, справедливость и умеренность. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2Fg2rgzG&postId=2371815" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Работа Seth Khaw</a>
4 добродетели стоицизма: практическая мудрость, смелость, справедливость и умеренность. Работа Seth Khaw

Жизнь в настоящем моменте и связанная с ней тема постоянного изменения.

Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?...

..Настоящее– вот все, чего можно лишиться, ибо только им и обладаешь, а никто не лишается того, чем не обладает.
Марк Аврелий

Как часто мы погружаемся в наше прошлое? Как часто мы страшимся будущего? И как в силу этих двух вещей мы теряем связь с настоящим? Марк Аврелий в своих размышлениях часто поднимает тему важности пребывания в моменте настоящем, так как по его словам этот момент является единственной вещью, которой мы действительно располагаем. В представлении стоиков о времени - конечным является только настоящее, а прошедшее и будущее причастны бесконечности. Но каждое "настоящее", приходя на смену бесконечному будущему, "сообщает юность беспредельной вечности”. Мы не можем изменить прошлое, едва ли способны предвосхитить будущее, что оставляет нам только одну возможность для маневра — действовать в настоящем.

Марк Аврелий объясняет это не только неосязаемостью и абстрактностью понятий прошлого и будущего, но и самой природой вещей, а именно их свойством к изменению.

Чаще размышляй о том, с какой быстротой проносится и исчезает из виду всё сущее и происходящее. Ибо сущность подобна непрерывно текущей реке; действия беспрестанно сменяют друг друга, причины подлежат бесчисленным изменениям. И нет, по-видимому, ничего устойчивого, а рядом с нами - безмерная бездна прошедшего и грядущего, в которой всё исчезает. Так не глупцом ли будет тот, кто станет гордиться чем-нибудь подобным, или волноваться по его поводу, или же жаловаться, точно дело идёт о бремени, которому предстоит длиться века?
книга 5, 23 “Наедине с собой. Размышления”

Изменение и скоротечность в основе нашего мироздания создают условия, когда мы буквально не успеваем уследить за происходящим. Рассуждая ли о длительности горя или упиваясь славой, впору прийти к размышлению, что и природа этих вещей подчиняется общей природе, а значит не далек тот час, когда и сами они изменятся, и изменится наше к ним отношение. Марк Аврелий сравнивает природу изменения с рекой. И правда, река, даже если войти в нее в одном и том же месте, никогда не бывает той же самой, что и миг назад, ведь течение приносит новые воды. Отсюда и знакомое всем нам выражение, что в одну реку дважды не войти. Течение времени смоет все и нашу жизнь в том числе.

Краткий итог к вышеизложенному:

Все то, чего ты желаешь достичь окольными путями, ты можешь иметь уже теперь, если только будешь доброжелательно относиться к самому себе. А именно, если ты оставишь прошлое, будущее предоставишь промыслу, сам же исключительно займешься настоящим, сообразуя его с благочестием и справедливостью.
Книга 12, 1 “Наедине с собой. Размышления”
Марк Аврелий “Наедине с собой. Размышления”. Чему мы можем научиться у стоика-императора?

Смерть в философии Марка Аврелия.

Здесь мы плавно переходим к теме смерти, которую нельзя обойти, ведь она занимала одно из центральных положений в философии стоицизма еще с момента основания стоической школы. Марк Аврелий понимал значимость смерти в глазах людей и в то же время никогда не отделял ее, как некое событие, которое стоит особняком ото всех остальных вещей в нашей жизни. Он не наделял ее исключительной важностью, не раболепствовал перед ней. Наоборот, он считал, что смерть точно такая же часть бытия, как и рождение, как и все, что происходит с человеком.

Смерть есть такая же тайна природы, как и рождение. В одном случае соединение, в другом разложение одних и тех же элементов. Вообще в них нет ничего, что могло бы быть для кого-нибудь постыдным, ибо нет ничего несоответствующего одухотворенному существу или разуму того же строения.
книга 4, 5 “Наедине с собой. Размышления”

Мы приходим в этот мир из вечности, из целого, не помня самих себя до рождения, претерпиваем изменения на протяжении всей жизни. Из детского возраста входим в этап юношеский, из юношества становимся взрослыми и так далее. И, в конце концов умирая, снова становимся частью целого, что для Марка Аврелий является ничем иным, как изменением в соответствии с нашей природой и природой целого. Он находил важным формирование разумного подхода в отношении к смерти, осознавать ее как неотъемлемую часть любой жизни, естесственную и неизбежную.

И как бы ни парадоксально звучало, но размышление о своей смертности, о конечности отведенного нам мига, призвано лишь для того, чтобы наполнять наше настоящее жизнью. Ведь ничто так не подчеркивает значимость отведенного нам момента, как его конечность. Если мы боимся конца, то можно ли сказать в таком случае, что мы живем полной жизнью? Марк Аврелий акцентирует внимание на том, что стоит “бояться не того, что когда-нибудь жизнь прекратится, а того, что никогда не начнётся жизнь, согласная с природой.”

Марк Аврелий “Наедине с собой. Размышления”. Чему мы можем научиться у стоика-императора?

Оставаться родником.

И завершить философскую часть мне бы хотелось тем, что особенно сильно срезонировало со мной. А именно: мысли Марка Аврелия по поводу взаимоотношений между людьми, отношения к словам других в нашу сторону, о порицании, осуждении и о том, где все же должна быть сокрыта наша внутренняя опора. Как часто слова или действия других заставляют усомниться нас в самих себе? В выбранном пути, в правильности совершенных поступков? Марк Аврелий пишет:

Люди убивают, рвут на части, преследуют проклятиями. Но чем это может помешать душе оставаться чистой, рассудительной, благоразумной, справедливой? Так, если кто-нибудь, подойдя к прозрачному и пресному роднику, стал бы изрыгать на него хулу: родник всё же не перестанет бить ключом питьевой воды. И пусть он даже бросит в него грязь или навоз, родник очень скоро рассеет всё это, смоет и нигде не помутится. Когда же будешь ты обладать вечно бьющим родником, а не стоячим болотом? Если ты ни на час не будешь оставлять попечения о своей свободе, сопряженной с благожелательностью, простотой и скромностью.
книга 8, 51 “Наедине с собой. Размышления”

Концепция Марка Аврелия проста: нивелирование негативных вещей в нашу сторону основывается на формировании внутренний опоры, которая будет подпитывать и обновлять нас. Как прийти к этой опоре? Через добродетель, ведь сколь сильно не было бы влияние на нас кого-то стороннего и его убеждений, именно мы остаемся главным актором, в итоге совершающем действия. “Свобода, сопряженная с благожелательностью, простотой и скромностью” призвана дать нам силы сохранить нашу душу такой, какой она нам видится единственно верной — чистой, рассудительной, благоразумной, справедливой. Следуя этому принципу, благие дела станут источником изменения, унося за собой обиды и невзгоды, копящиеся внутри нас, и принося за собой душевное обновление.

Тем не менее в нас часто зарождается стремление понравится окружающим людям. Или мы можем стремиться к получению одобрения со стороны. Но бывает так, что наш поиск может быть заранее обречен на провал, если мы говорим о людях, у которых достаточно своих сомнений относительно себя. И здесь мы подходим к следующему вопросу — а имеет ли смысл искать одобрения у того, у кого нет одобрения к самому себе? Не всегда это очевидно, но это рассуждение наталкивает на мысль, что будет сложно найти в таком человеке опору или хотя бы источник чего-то созидательного для формирования представлений о себе. Марк Аврелий акцентирует внимание на том, что невозможно получить от человека того, чего у него самого нет:

Ты жаждешь похвал со стороны человека, трижды проклинающего себя в течение одного часа? Ты желаешь нравиться человеку, который не нравится самому себе? Разве нравится себе тот, кто раскаивается почти во всех своих поступках?
книга 8, 53 “Наедине с собой. Размышления”

И другой важной темой, сопряженной с поиском одобрения у других, является наше убеждение о себе. Часто мы подвержены осуждающим и неодобрительным словам, которые кажутся нам несправедливыми. Нам хочется сразу же броситься в бой и доказать обратное. Но если мы уверены в собственной правоте, то действительно ли искренне мы верим в самих себя, в свои убеждения, когда рьяно стремимся доказать другим неправоту о себе или опровергнуть мнение другого? До конца ли мы верим в свою непогрешимость в каком-то вопросе или же внутренние сомнения толкают нас на то, чтобы заставлять других думать о нас лучше, чем мы есть?

Пусть никто, утверждающий о тебе, что ты человек неискренний и нехороший, не говорит правды, пусть ошибается всякий думающий о тебе что-нибудь подобное. Всё это зависит только от тебя. Кто, в самом деле, мешает тебе быть хорошим и искренним человеком?
книга 10, 32 “Наедине с собой. Размышления”

В действительности наше представление о себе зависит от наших дел. Если мы действием в согласии с нашими ценностями и принципами, то едва ли найдется такая брешь, через которую сможет пробиться сомнение. А если сомнение все же закралось, то оно может быть быстро развеяно. И в то же время мы можем создавать когнитивные искажения, оправдывающие наши поступки, которые не согласуются с собственными же представлениями о правильном. Что и может посеять в нас зерно сомнений и раздора.

В завершении этого раздела приведу цитату Марка Аврелия о возникающем гневе внутри при виде заблуждения относительно нас или же чего-либо. И что с этим можно поделать:

Если тебя возмущает чьё-либо заблуждение, не медля, оглянись на себя. Представь в каком сходном грехе ты сам повинен, почитая, например, благо деньги, наслаждение, суетную славу или что-нибудь в этом роде. Усмотрев это в себе, ты вскоре забудешь о гневе, особенно, если сообразишь, что тот человек вынужден быть таким. Что ему остается делать? Если можешь, то освободи его от этого принуждения.
книга 10, 30 “Наедине с собой. Размышления”
Марк Аврелий “Наедине с собой. Размышления”. Чему мы можем научиться у стоика-императора?

Мифология стоицизма

Стоицизм это про подавление или отрицание эмоций? Нет, стоицизм как раз четко осознавал все начала человеческой природы, поэтому чувства и эмоции, возникающие в нас, это лишь часть нашей природы. Но стоики делали акцент на мимолетности эмоций. Действительно, кто сможет поспорить с тем, что эмоции возникают также стремительно, как и проходят? Важно соизмерять наши действия с разумом, а не с эмоциями, ибо эмоциональный порыв также быстр, как порыв ветра, пройдет мгновение, и его уже нет. В конечном итоге нам остается иметь дело с последствиями наших действий. Также стоицизм не порицает и не видит ничего постыдного в человеческих эмоциях, будь то скорбь или страдание.

При каждом страдании вспомни тотчас же о том, что оно не постыдно и не делает руководящую всем душу худшей, ибо оно не действует пагубно ни на её разумность, ни на её общественность. При большинстве страданий можешь призвать на помощь слова Эпикура: "Это страдание не нестерпимо и не вечно, если только ты будешь помнить о его границах и не будешь ничего примышлять от себя". Помни также о том, что многое тягостное для нас тождественно со страданием, хотя мы и не замечаем этого, как, например, сонливость, жара, скука. Поэтому, если ты тяготишься чем-нибудь подобным, то скажи самому себе: "Я не превозмог страдания
книга 7, 64 “Наедине с собой. Размышления”

Важно то, что с ними нужно как-то совладать. И Марк Аврелий считал, что необходимо действовать согласно нашему разуму, активировать наше мышление, чтобы совладать с ними. В данном случае для стоиков жить согласно разуму означает то же, что и жить счастливо.

Также распространенным мифом о стоицизме является предубеждение, что стоики призывали презирать и насмехаться над смертью. Или же быть к ней полностью безразличным, как будто бы ее не существует вовсе. Но это не так. Выше я уже затрагивал эту тему, но еще раз хотел бы подчеркнуть: стоицизм учит принятию смерти как естественной части жизни, но это не означает безразличия к ней. Стоицизм признает эмоции, связанные с перспективой смерти, но при этом в основе подхода к ней это рациональное мышление, которое призвано объяснить природу смерти и ее органичность в контексте нашего бытия. Главная цель состоит в том, чтобы развить спокойное принятие, а не поддаваться иррациональным страхам. Марк Аврелий считал так:

Не презирай смерти, но будь расположен к ней, как к одному из явлений, желаемых природой. Ведь разложение есть явление того же порядка, что молодость, рост, зрелость, прорезывание зубов, обрастание бородой, седина, оплодотворение, беременность, роды и другие действия природы, сопряжённые с различными периодами жизни. Поэтому человек рассудительный должен относиться к смерти без упорства, отвращения или кичливости, но ждать её, как одного из действий природы. И как ты теперь ждёшь, пока дитя выйдет из утробы твоей жены, так следует ждать того часа, когда твоя душа сбросит с себя эту оболочку
книга 9, 3 “Наедине с собой. Размышления”
Марк Аврелий “Наедине с собой. Размышления”. Чему мы можем научиться у стоика-императора?

Заключение

Марк Аврелий не стремился при жизни к посмертной славе, считая ее забвением. И тем не менее он ее получил. Он никогда не отрекался от своей ответственности, занимая престол императора. И в то же время уделял много времени философии, практикам, связанным с ней, считая ее неразрывно связанной с практикой жизни. В итоге, оставив после себя философский труд, оказавший огромное влияние, как на западную философскую мысль в целом, так и на отдельные великие умы человечества.

Стоицизм Марк Аврелия постоянно направляет фокус внимания на следующую истину — жить счастливо означает жить согласно природе, что в свою очередь означает жить согласно разуму. Для этого нам необходимо активировать мышление, то есть реагировать на ситуации разумно и мудро. Источником этой мудрости могут послужить обсужденные в этой статье “Размышления. Наедине с собой”, став богатой пищей для ума.

Спасибо, что прочитали мою статью. Я затронул лишь небольшую часть тем, поднятых в труде Марка Аврелия. А там затрагивается большое количество интересных, толкающих на размышления о жизни вещей. Возможно, прочитав исходный материал, вы не согласитесь с изложенными мною выводами, сформируете свою картину. И это будет замечательно. Мне бы хотелось, чтобы мой текст сподвиг кого-то из вас на прочтение данной книги, и, возможно, на поиск ответов на волнующие вопросы, потому что окружающий нас мир всегда будет наполнен событиями и явлениями, с которыми нам так или иначе придется сталкиваться. И которые впоследствии нам придется проживать. На мой взгляд, в Размышлениях Марка Аврелия можно найти некую опору, дабы находить в себе силы справляться с выпадающими на нас испытаниями. Что-то может показаться нам неуместным в современном контексте, но он отразил и предал словесную форму многим немаловажным человеческим истинам, которые как бы окружают нас, но при этом остаются трудноуловимыми. И это делает его философскую мысль очень ценной для прочтения.

P.S Если вы дочитали до сюда, то поздравляю! Теперь вы выглядите вот так:

P.P.S С наступающим вас! Если возникает желание поблагодарить меня, то, пожалуйста, подписывайтесь на мою телегу https://t.me/EstChePochitat. Там я пишу что покороче, но тоже интересное! Или можете закинуть че-нить в стим, буду благодарен :3 https://steamcommunity.com/profiles/76561198015305219/

154154
11
51 комментарий

Самым распространённым мифом у людей встречал то, что "стоицизм - философия терпил". Я читал только Аврелия, но о подобных мыслях я и близко не припомню. Пообщавшись с некоторыми людьми, кто читал труды по стоицизму, то сделал для себя вывод (но он может быть ошибочным, так как лично не ознакамливался с трудами "этого человека"), что корни этого мифа берут начала у интерпритации Сенеки. Он в своём видении стоицизма вносил понятие судьбы, что бы не произошло, то это было придначертано и ничего с этим больше не сделаешь. Аврелий в своих же трудах лишь подсказывал, как можно бороться с негативом от таких людей и дальше возвращаться к своей гармонии. А максимум что можно сделать с такими "глупыми" людьми, так это, то что можно постараться их наставить на путь разума.
Во времена прочтения Аврелия выписал себе такую (сокращённую) запись:
Книга 2 #1 Поутру следует сказать себе: "Сегодня мне придётся столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, зависливыми, неуживчивыми. Эти свойства проистекают от незнания ими добра и зла ... Я защищён знанием от их зла ... Нельзя и гневаться и ненавидеть тех, кто мне родственен. Мы созданы для совместной деятельности, как ноги и руки ... Поэтому противодействовать друг другу - противно природе; а досадовать и чуждаться таких людей и значит им противодействовать".

14

Хороший комментарий. Очень жаль, что стоицизм на филфаках если и затрагивают - то сильно по верхам, а само течение (на ряду с эпикуреизмом) сегодня больше превратилось в метамем, и цитаты стоиков толком не распространяются в медиа, чтобы случайные люди могли получать о нём хотя-бы поверхностное представление.

Философия терпил? Очень смешно. Скорее уж учение фаталистов-рационалистов с титановыми яйцами. Стоицизм частично перекликается с Бусидо и даже Конфуцианством, к слову.

5

Да, хорошее замечание. У Аврелия есть определенное понимание фатума, например, в 10-ый книге, 5 часть: "Что бы ни случилось с тобой - оно предопределено тебе из века. И сплетение причин с самого начала связало твоё существование с данным событием." И далее есть такое разделение причин событий в книге 12, часть 14: роковая необходимость или благостный промысел или беспорядок (хаос). Но определенность этих вещей не подавляет (заставляет терпеть), а ободряет человека согласно Аврелию, ведь в человеке есть руководящее начало разума для осмысления этих вещей.

3

Хорошо хорошо, хотя в основном для большинства просто жвачка на пару минут дофаминового прихода от осмысления, человек сейчас уже совсем другой( не то что бы я знал того человека, 2000 лет увы не живу) , найти кого то кто живет хоть немного так чисто и красиво во времена дешевых удовольствий которые доступны в секунде очень тяжело, даже этот текст осилят единицы ибо посмотреть на жопу аниме женщины или смех-картину дешевле, у наших же далеких предков такого увы в доступности не было, вот и развлекались чем могли.

4

Сенека в своих письмах критиковал людей за то же самое, что ты сейчас считаешь отличительной чертой нашего времени. Поэтому не надо переоценивать нынешнее и недооценивать прошлое, в действительности не так уж много изменилось

14