Давайте попробуем разобрать эту конструкцию на составляющие. Первое это “безмятежность в отношении ко всему происходящему в силу внешней причины”. Марк Аврелий считал, что человек должен быть готов ко всем событиям, происходящим в его жизни, не важно, касаются ли они его напрямую или опосредованно. В первую очередь готовность эта заключается в том, чтобы убрать выборочное восприятие тех или иных событий, убрать влияние наших предпочтений, желаний на способность видеть мир, таким, какой он есть. В своих размышлениях, Марк Аврелий сравнивает здорового человека со здоровым глазом, который видит все доступное зрению, а не выражает пристрастие, например, к зеленому цвету, что говорило бы о признаках болезни глаза. Поэтому, человек, говорящий “все люди должны хвалить меня, чтобы я ни делал” подобен глазу, имеющему пристрастие к зеленому цвету, душевно здоровый же человек должен быть готов ко всякого рода событиям. Во вторую очередь все, что бы ни происходило с нами, является уделом каждого человека, который ступал по этой земле, а значит, нет “ничего такого, чего бы ты не мог бы претерпеть”. Если другим людям их испытания были им по плечу, то и ты не являешься в этом случае исключением. Более того, Марк Аврелий утверждает, что если на твоем пути появляется препятствиее, которому, допустим, удается прервать твое действие, то в то же время оно не сможет аналогично изменить твое душевное устремление. Наоборот “то, что стояло на пути, само укажет путь”. Как человек, проведший большую часть своей жизни в скитаниях, участвую в многочисленных войнах, Марк Аврелий умозаключает:
Самым распространённым мифом у людей встречал то, что "стоицизм - философия терпил". Я читал только Аврелия, но о подобных мыслях я и близко не припомню. Пообщавшись с некоторыми людьми, кто читал труды по стоицизму, то сделал для себя вывод (но он может быть ошибочным, так как лично не ознакамливался с трудами "этого человека"), что корни этого мифа берут начала у интерпритации Сенеки. Он в своём видении стоицизма вносил понятие судьбы, что бы не произошло, то это было придначертано и ничего с этим больше не сделаешь. Аврелий в своих же трудах лишь подсказывал, как можно бороться с негативом от таких людей и дальше возвращаться к своей гармонии. А максимум что можно сделать с такими "глупыми" людьми, так это, то что можно постараться их наставить на путь разума.
Во времена прочтения Аврелия выписал себе такую (сокращённую) запись:
Книга 2 #1 Поутру следует сказать себе: "Сегодня мне придётся столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, зависливыми, неуживчивыми. Эти свойства проистекают от незнания ими добра и зла ... Я защищён знанием от их зла ... Нельзя и гневаться и ненавидеть тех, кто мне родственен. Мы созданы для совместной деятельности, как ноги и руки ... Поэтому противодействовать друг другу - противно природе; а досадовать и чуждаться таких людей и значит им противодействовать".
Хороший комментарий. Очень жаль, что стоицизм на филфаках если и затрагивают - то сильно по верхам, а само течение (на ряду с эпикуреизмом) сегодня больше превратилось в метамем, и цитаты стоиков толком не распространяются в медиа, чтобы случайные люди могли получать о нём хотя-бы поверхностное представление.
Философия терпил? Очень смешно. Скорее уж учение фаталистов-рационалистов с титановыми яйцами. Стоицизм частично перекликается с Бусидо и даже Конфуцианством, к слову.
Да, хорошее замечание. У Аврелия есть определенное понимание фатума, например, в 10-ый книге, 5 часть: "Что бы ни случилось с тобой - оно предопределено тебе из века. И сплетение причин с самого начала связало твоё существование с данным событием." И далее есть такое разделение причин событий в книге 12, часть 14: роковая необходимость или благостный промысел или беспорядок (хаос). Но определенность этих вещей не подавляет (заставляет терпеть), а ободряет человека согласно Аврелию, ведь в человеке есть руководящее начало разума для осмысления этих вещей.
Хорошо хорошо, хотя в основном для большинства просто жвачка на пару минут дофаминового прихода от осмысления, человек сейчас уже совсем другой( не то что бы я знал того человека, 2000 лет увы не живу) , найти кого то кто живет хоть немного так чисто и красиво во времена дешевых удовольствий которые доступны в секунде очень тяжело, даже этот текст осилят единицы ибо посмотреть на жопу аниме женщины или смех-картину дешевле, у наших же далеких предков такого увы в доступности не было, вот и развлекались чем могли.
Сенека в своих письмах критиковал людей за то же самое, что ты сейчас считаешь отличительной чертой нашего времени. Поэтому не надо переоценивать нынешнее и недооценивать прошлое, в действительности не так уж много изменилось