Геймификация жизни, матчасть вторая. Разложение целей и дейлики

Во второй матчасти проведём мысленный эксперимент по оформлению того, как происходит движение к цели, декомпозируем цель на составляющие и сделаем попытку геймифицировать “ежедневные задания”. Будет простая математика, экселевские таблички и несложный скрипт.

Геймификация жизни, матчасть вторая. Разложение целей и дейлики

Структура статьи:

Первая часть, в которой мы определяли ценность цели и затраты ресурсов на неё — тут. Теперь идея в том, что мы выбираем наиболее ценную нашу цель и пытаемся что-то с ней сделать. Но вначале небольшой вводный разогрев.

Введение: путешествие от текущего состояния к желаемому

Поразмышляем, как организовать декомпозицию вашей цели с точки зрения геймификации (то бишь с наибольшим комфортом и неким подобием удовлетворения). В идеале всё должно быть оформлено также, как это представляется в мозге, потому что именно это и обеспечивает наибольший комфорт и удобство в работе с такими вещами. Прежде чем читать дальше, прервитесь и подумайте, как бы вы представили себе визуально переход от вашего текущего состояния к вашему целевому состоянию? Я бы хотел избежать предвзятости, которую я могу сформировать, описывая, как я это представляю в своей голове. К тому же мне было бы интересно знать, какую модель у себя в голове строят другие люди.

У меня в мозге это представляется следующим образом: некий воображаемый холст неопределённого, но достаточного размера. Слева — моё текущее состояние. Справа — моя цель. Идея состоит в том, чтобы соединить между собой целевое состояние и текущее. Слева направо — это то, что мы можем сделать сейчас и далее, чтобы приблизиться к цели. Справа налево — это вначале критерии достижения целей, затем критерии критериев и так далее. В конечном счёте по итогам этого двустороннего “сращивания” левая и правая сторона соединяются, образуются несколько маршрутов. Чтобы воплотить эту картину, очевидно, нужно найти соответствующий инструмент. Причём одного графического представления мало — мне нужны данные, с которыми я мог бы взаимодействовать.

Есть симпатичный, но отдалённый пример чего-то подобного — график дедукции в Gamedec.

К сожалению, более удобного инструмента, чем физическая бумага и физический карандаш, мною не были найдены. Но это скорее инструмент рефлексии, нежели планирования, причём для рефлексии у меня есть другие инструменты, которые намного удобнее листа бумаги с карандашом.

Интеллект-карты не подходят — это по сути графическое представление вложенного списка с неограниченным уровнем вложенности. Мне неудобно двигаться с концов веток к центру. Мне нужен маршрут от текущего состояния к конечному — порядок действий, которые нужно выполнить. Каждый узел — некое целевое/промежуточное состояние. Каждое ребро между узлами — задача, действие, которое нужно выполнить, и которое имеет определённый вес (как определять вес, описано в первой матчасти) .

Дуги/рёбра/переходы — по сути это одно и то же разными словами. В разных контекстах — разная терминология, для данной статьи я так и не выбрал единый термин, простите.

Иными словами, это ориентированный граф, в котором существует лишь одна вершина, не имеющая входящих дуг, и лишь одна вершина, не имеющая выходящих дуг.

Но так как всё равно будет всё хранится в таблицах, наверное можно избежать графического представления, сразу делая всё в таблицах, и держа в голове этот сетевой трафик? Для ответа на этот вопрос нужно представлять себе сетевой трафик, либо сделать хотя бы один такой. Я попытался, и наткнулся на ряд ограничений.

Первая проблема — проблема наглядности, которая оказалась в том, что если из точки А в точку Б, к примеру, исходят, три параллельных ребра, то это должно подразумевать, что у нас есть 3 альтернативных способа перехода из точки А в точку Б. Но что если для перехода нам нужно выполнить все три действия? Если мы создаём три параллельных ребра но с другим типом связи — мы теряем в читабельности и наглядности графа. Если мы создаём три последовательных ребра — то мы, во-первых, навязываем порядок выполнения задач, во-вторых, вынуждены додумывать названия для промежуточных состояний узлов. Третий способ — комментарий или заметка к ребру, содержащий список действий, но этот способ требует дополнительных усилий по обновлению этого списка и обновлению веса ребра, что добавляет ненужного и неинтересного микроконтроля с моей стороны.

Вторая проблема — повторяющиеся задачи. Им сложно придать вес, с их наличием нужно либо смириться, либо переформулировать в последовательные задачи, для чего требуется настолько детальный уровень декомпозиции, что вся эта система просто обрушится под тяжестью собственной громоздкости и неудобства.

Третья проблема — отсутствие технического решения, которое устраивало бы меня по всем пунктам. Я о многом не прошу. Оказывается, мне нужен трёхмерный сетевой график, чтобы наглядно различать альтернативные переходы от последовательных. Этот график должен также включать решение проблемы с дейликами (подразумевается вложенный граф внутри существующего) . Мне нужно отмечать в графе прогресс. Мне нужно определять сумму весов любого интересующего меня фрагмента/пути графа. Например, по всем пройденным и не пройденным участкам мне нужна сумма весов чтобы отслеживать прогресс, или сумма весов по каждой из возможных альтернатив достижения цели для выбора желаемого варианта из имеющихся.

В итоге, модель “сетевого графика на холсте” остаётся умозрительной, по крайней мере, пока не появится подходящего технического решения или пока я сам его не создам (на данный момент, работа с dgml-файлами и их парсинг выглядит наиболее перспективным направлением). Тем не менее, с карандашом и реальным листом бумаги поупражняться имеет смысл для планирования и рефлексии.

Визуальное представление .dgml в Visual Studio
Визуальное представление .dgml в Visual Studio
Ещё один не самый удачный и удобный пример, теперь из https://www.mindomo.com/
Ещё один не самый удачный и удобный пример, теперь из https://www.mindomo.com/

Декомпозиция

Рассмотрим её на примере некоей моей большой абстрактной цели.

Шаг первый — деконструкция. Делим цель на несколько менее крупных подцелей, их, в свою очередь, расщепляем далее.

Я разделил свою цель на шесть направлений, по каждой из них перечислил, что надо сделать что надо сделать для её выполнения. Можете представить это в виде майндмапа, но можно и просто вложенными списками в Excel. Особо не думайте, просто набрасывайте по максимуму, чтобы ничего не забыть.

После этого шага в общей сложности у меня получилось 48 пунктов, каждый из которых относится к какой-либо подцели (направлению).

Шаг второй — выборка.

Все похожие пункты объединяются по смыслу. Объединённые пункты переформулируются.

Некоторые пункты исключаются по субъективным причинам. Например, по критерию «точно не буду это делать» (по крайней мере сейчас) , или можно без них обойтись, или если задача состоит в том, что нужно что-то проанализировать, а я сейчас по факту это уже сделал в ходе декомпозиции, выполненную задачу тоже исключаем из списка.

После этого шага у моей цели осталось 27 вменямых пунктов, за которые я готов взяться. Перед тем, как вписывать их в наш быт (в котором и так не очень много свободного времени), разделяем их по ресурсоёмкости этого самого времени.

Шаг третий — разделение по ресурсоёмкости.

Далее я использую терминологию Pathfinder/DnD для градации того, сколько времени требует задача:

1 — Free Action — совсем не требуют ресурсов времени. Такое, как ни странно, бывает. Например, когда исключаешь что-либо или меняешь что-то, что не связано со временем. Их можно внедрять всем скопом в расписание: хотя они могут требовать иных видов ресурсов, но уж точно не временных.

2 — Swift Action — которые могут быть сделаны заодно с чем-либо ещё, на ходу, для них не требуется специально выделять время в расписании. Однако нужно придумать, как их внедрить в ваш быт.

3 — Full Action — Всё остальное, что требует затрат времени.

4 — Reaction — Ответное действие, как реакция на события или условия. Когда станет актуально, тогда будет включено в ваш набор задач. А может быть, и вообще не понадобится.

В наше расписание идут только Full-действия. И нужно понимать, что это именно те действия, на которые нужно прям специально выделять определённое количество времени, и чаще всего это будет в ущерб прочим вашим занятиям.

После этого шага оказалось, что у меня 6 full, 8 swift и 13 free действий.

Делим их на два списка. Первый: единоразовые задачи, которые нужно просто взять и сделать. Второй: повторяющиеся задачи, «дейлики», которые нужно выполнять регулярно до какого-то предела, пока они наконец не смогут считаться выполненными (на неких условиях) .

Что делаем с этими списками задач? С первым списком понятно — просто выполняем их единоразово, пересчитываем оставшуюся ресурсоёмкость нашей большой цели, и всё. А что со списком дейликов?

Дейлики

Дейлики заносятся в календарь и отмечаются до конца их выполнения. Или пока не надоест. Или пока вы сами не решите прекратить. Или пока они не войдут в базовые привычки (типа чистки зубов).

О каком календаре идёт речь? Я использую шаблон календаря для Excel, причём вполне конкретный шаблон, предоставляющий мне ячейку по каждому дню и по каждой цели/подцели/направлению. Остальные попросту не подходят. Скачать шаблон можно здесь.

Как и что заносим сюда? В моём примере моя большая абстрактная цель содержала шесть направлений. Я предпочитаю записывать в календарь именно направление, которое подразумевает связанный с ней набор дейликов. Это удобнее, потому что направлений меньше чем задач — меньше микрорутины, больше наглядности. Я могу иногда несколько дней игнорировать некоторые задачи, но при этом сфокусироваться на других, что подразумевает, что какой-то прогресс у меня есть. И этот прогресс лучше отмечать за целое направление, а не для отдельно взятых задачек.

Что конкретно заносим в календарь за день? Заносим свою субъективную оценку выполнения всех дейли-задач, связанных с тем или иным направлением:

0 — не выполнялись

1 — выполнилось символически, скорее для галочки

2 — выполнилось частично

3 — выполнилось средне, вроде сделали что хотели, но было тяжко, и осадочек какой-то остался, что можно было бы и получше

4 — выполнился хорошо, не придраться и самообман исключён

5 — отлично, прям не придраться. Выполнено полностью и даже сверх того. Такое бывает, если увлекаетесь. Например, собирались пробежать 5 км, но после 5 поняли что можете и хотите ещё, и пробежали ещё один пятикилометровый круг.

Не забываем, что по сути это Excel-таблицы, поэтому по этим данным можно будет получать интересные метрики.

Первое что приходит на ум, конечно же, среднее за месяц по каждому направлению. Можно увидеть, какие задачи хорошо заходят и делаются хорошо, а какие — кое-как или совсем плохо. Между 3 и 4, я считаю — это нормальная оценка для нормального прогресса. Меньше трёх — скорее чёт не то, но иногда и этого достаточно. И так далее. Что делать с этим, решать вам, конечно же. Например, может быть, имеет смысл убрать цель\направление, по которому всё плохо, или наоборот, поднажать. Только вам решать, зачем и какая аналитика вам нужна.

Какие ещё метрики можно пособирать?

Средний счёт за день (считаем всё по горизонтали) — ваша дневная производительность и приверженность целям. Можно отслеживать как она падает со временем: )

Медианное значение — половина чисел имеют значения большие, чем медиана, а половина чисел — меньшие. Не то же самое что среднее, но часто лучше отражает ситуацию, чем среднее. Например, если вы халтурили весь месяц, а потом несколькими пятёрками выправили своё среднее значение, скажем, с 1.3 до 1.8, то медианное значение вряд ли изменится и останется 1.

Стандартное отклонение — насколько вы последовательны в выполнении своих задач, или всё происходит на спонтанно-импульсивном уровне. Низкие значения свидетельствуют о стабильности, высокие могут отражать проблемы с мотивацией или свободным временем.

Стрики — количество дней без нулей по отдельной задаче, или в целом. Мне лично не нравится идея со стриками, и я никому не рекомендую, но всё же, иногда вы можете потребовать от себя чего-то такого.

Среднее по всем таскам — можно использовать в глобальном отчёте за несколько месяцев, имея несколько таких средних. Показывает в целом, насколько вам надоело (или нет) возиться в Excel, или вообще идти в направлении своих целей

Согласованность с целью — цель, у которой более высокое значение ценности (смотри матчасть № 1), по идее, должна соответствовать таскам, на которых у вас высокие оценки. Для целей менее ценных — дейли-оценки пожиже (при наличии более ценных альтернатив) . Если это не так, ничего страшного, выводы делаете вы сами.

Корреляции — насколько коррелируют ваши оценки по разным таскам. Например, у вас есть направления «качество сна" и "силовые тренировки», вам может быть интересно, как ваша оценка качества сна коррелирует с оценкой по силовым тренировкам. Будет значение от -1 до 1. Если -1, соответственно, корреляция обратная. Сила корреляции может определяться по шкале Чеддока.

Мета-показатели (не привязанные к оценкам, то есть показатели за пределами нашей эксельки) — метрики которые вы собираете не по таскам. Например, таска — силовые тренировки, а мета-метрика — ваш вес или процент жира. Вы можете сравнивать изначальные показатели с результатами в конце месяца и оценивать таким образом общую пользу от всех мероприятий, вносить необходимые изменения в процесс.

Балуем дофаминергическую систему

Есть пара способов побаловать свою дофаминергическую систему:

Первый - “когда сам факт наличия и ощущения прогресса уже является наградой”. Для этого вы можете попробовать вести список завершённых задач. В этот список добавляются те, что завершены и исключаются из числа ваших ежедневных задач. Иногда может быть приятно видеть свои маленькие победы, ощущать прогресс.

Если выполнение задач в конце концов привело к цели — запишите себе среднее значение и порадуйтесь тому, что можно прийти куда-то, продвигаясь понемногу день за днём. Можете ориентироваться на это значение в будущем. Например, достигнув цели со средней оценкой в 2.6, вы не будете сильно укорять себя за двойки или тройки, если даже этого, как показывает практика, оказалось достаточно. Но, разумеется, всё индивидуально.

Второй - “неожиданная награда для хороших мальчиков/девочек”.

Как известно (см. мою статью по дофамину), всплеск дофамина будет тогда, когда вы получаете случайную награду при определённых условиях.

Вы можете дарить себе подарок с некоторой вероятностью всякий раз, когда вы нормально потрудились.

“Подарок”, с точки зрения дофаминергической системы — это то, что вы хотите и можете получить (приобрести, купить, разрешить себе) , но вас душит жаба или совесть. Например, это может быть любой айтем из вашего вишлиста в стиме, или какая-то безделушка, которая вас будет радовать или элемент одежды, это может быть в том числе и то, что каким-либо образом связано с вашей целью (но вовсе не обязательно конечно) , и т. д.

Я использую скрипт для google spreadsheet, который работает с определённым spreadsheet документом. Суть скрипта в том, что если в определённой области таблицы у нас проставлена 3 или больше, то с вероятностью 5% вы имеете право на подарок (ячейка выделяется зелёным цветом — значит вы получаете право на подарок от великого корейского дофаминного рандома) .

function onEdit(e) { // здесь должен быть ID вашей google-таблицы, посмотрите его в URL между /spreadsheets/d/ и /edit var spreadsheetId = "blablablablablablablablablablablablablablabl"; var sheet = e.source.getActiveSheet(); var range = e.range; var editedValue = e.value; // Это участок таблицы, в которой заносятся наши оценки. var targetRange = sheet.getRange("C4:I34"); if (e.source.getId() === spreadsheetId) { if ( editedValue >= 3 && range.getRow() >= targetRange.getRow() && range.getRow() <= targetRange.getLastRow() && range.getColumn() >= targetRange.getColumn() && range.getColumn() <= targetRange.getLastColumn() ) { // генерируем рандомное число между 1 и 20 var randomProbability = Math.floor(Math.random() * 20) + 1; // если выпадает какое-нибудь конкретное число из двадцати, в нашем случае двойка if (randomProbability === 2) { range.setBackground("green"); // меняем цвет ячейки } } } }

Этот скрипт хранится в Google Apps Script и срабатывает при каждом редактировании таблицы (подменю Triggers).

Скрипт проверен временем и данными: 13 положительных срабатываний скрипта из 160 легитимных условий для его срабатывания = 0.081, что в общем не далеко от ожидаемого результата. Либо я был более везуч на такой небольшой выборке (8% удачи вместо 5%), либо рандомайзер оказался слегка кривым. В любом случае, мне ок.

Демонстрационный фрагмент за октябрь для наглядности.
Демонстрационный фрагмент за октябрь для наглядности.

Вместо послесловия. Общие замечания.

Визуализация своей цели — миф. Приверженцы визуализации целей часто утверждают, что ясное и отчетливое представление желаемого результата может помочь сосредотачиваться, мотивировать и создавать позитивный настрой. Но это не соответствует имеющимся научным данным.

Цели ограничены месяцем, потому что это умеренно реалистичный срок, за который можно получить хоть какие-то результаты (включая достаточно красивую статистику) и не успеть утомиться и забросить всё это дело. Через месяц после подведения промежуточных (или окончательных) итогов, можно продолжить, выбрать другую цель или вообще всё забросить.

К тому же, месяц мозг адаптируется к новому окружению. Вам будет надоедать делать одно и то же, поэтому хотя бы раз в месяц что-то должно меняться. Вообще — любые изменения полезны с точки зрения геймификации. Хотя бы цвет шаблона в эксельке меняйте (см главу «эстетика» в другой моей статье) для сохрания эффекта новизны.

Есть мнение про 12 недель — удобно с точки зрения сезона (каждый сезон настроение на новую цель) , или пора отпусков начинается, или зимой одно, весной другое. В общем, связано с мозгом и его годовыми ритмами. Это три месяца.

Важно то, что даже если вы косячите в своих дейликах, это вовсе не значит, что у вас сорвётся стрик, надо начинать всё сначала, или что-то в этом духе. Трагедии в этом нет. Например, если вы бросаете курить, держались несколько дней а потом выкурили сигарету в компании, просто ставите себе за этот день пониженную оценку и движетесь дальше. Вы всё равно курите меньше, и вы всё равно на пути к полному отказу от курения.

Чем больше целей пытаетесь достичь одновременно, тем вероятнее вы их не достигните.

Если вы хотите всё же взять несколько целей одновременно, никто не может вам запретить, но всё же возьмите одну: возможно вам захочется быстрее её завершить, чтобы взять следующую. Или переключитесь на следующую в следующем месяце, а эту возьмёте на паузу или удовольствуетесь предварительным результатом.

Где-то ближе к середине выбранного вами временного интервала будет проседание по мотивации, по вашим оценкам выполнения дейликов и так далее. Что с этим делать, решать вам, можете перетерпеть, можете просто забить. Просто будьте в курсе, что это случается практически всегда ближе к середине, а ближе к окончанию снова можно выпетлять к норме.

Фрустрация — это триггер нейропластичности. Это значит, что чувство разочарования или неудовлетворенности может стать стимулом для активации нейропластичности, процесса, при котором нейроны в мозге изменяют свою структуру и функцию в ответ на опыт и воздействие окружающей среды. Разумеется, не всегда фрустрация будет вызывать положительные изменения; она также может сопровождаться стрессом и негативными эмоциями. Нужно отдавать себе в этом отчёт, прежде чем бросить достижение цели, однако подвергать себя страданиям — тоже вещь на любителя. В общем, тоже будьте в курсе об этой особенности работы мозга.

У меня много сырого материала и экспериментов по геймификации жизни. Из всех моих подписчиков большинство (более 80%) подписано на меня всё же в связи с геймификацией, поэтому она остаётся моей основной темой, хоть и крайне нерегулярной.

Ниже привожу список возможных тем, а вы можете отметить что вам было бы интересно.
Доработка уже вышедших материалов: вычитка и улучшение читабельности, проставление якорей, удаление лишнего, добавление упущенного.
Геймификация рефлексии
Квестовые цепочки и "ветки прокачки"
Игры с образами и моделями реальности
1111
5 комментариев

О, спасибо, что продолжаешь писать. Тема интересная.

2
Ответить

Привет! Хочу вьіразить благодарность за написание таких классньіх статей) Возможно стоило их где-то публиковать еще, например на медиуме ? Просто обидно, как тьі ранее упоминал в одной статей, отклик у людей на такой материал уменьшился )

Я лично для себя почерпнул кое-что полезное) Спасибо!

1
Ответить

Да, будет на медиуме, рано или поздно. Скорее поздно. Собирался скомпоновать всё в один длиннющий лонг, убрать хохмы и смехуёчки и перевести на английский. Но вначале ещё пара-тройка статей должны дозреть. :)

Ответить

Пасиба!

1
Ответить