«Торчвуд»: эпизоды, которые стоит посмотреть каждому
«В XXI веке всё изменится, и нужно быть готовым».
«Торчвуд» — спин-офф культового британского сериала «Доктор Кто», известного на весь мир рекордной для своего жанра продолжительностью. В то время как основной сериал нацелен на семейную аудиторию и местами сдержан в раскрытии мрачных тем, «Торчвуд» специально рассчитан на более взрослого зрителя.
В отличие от «Доктора Кто», «Торчвуд» намного менее известен и в целом оценивается как зрителями, так и критиками хуже основного сериала. На мой взгляд, в сериале действительно много проблем, но хорошие эпизоды с лихвой окупают неудачные эксперименты.
Моей целью не было составить топ лучших эпизодов. Более того, некоторых общепризнанно лучших эпизодов в тексте вообще не будет из-за их привязки к сюжетной арке. Этот материал рассчитан на тех, кто хотел бы попробовать начать смотреть, а также для тех, кто хотел бы сразу оценить сильные стороны сериала.
В центре событий сериала капитан Джек Харкнесс, бывший наёмник из 51 века, верный друг и компаньон Доктора, главного героя основного сериала. В результате череды событий он оказывается лидером «Торчвуда» — организации, которая занимается охраной Земли (а конкретно, конечно же, Кардиффа), борясь с пришельцами и сохраняя и коллекционируя инопланетные артефакты.
На момент начала сериала Джек руководит командой, состоящей из медика Оуэна Харпера, технического гения Тошико Сато (которая тоже была в одном из эпизодов «Доктора»), «дворецкого» Йанто Джонса и первого помощника Сьюзи Костелло.
Сезон 1, эпизод 1: «Всё меняется»
Повествование идет от лица констебля Гвен Купер. Случайно увидев, как команда «Торчвуда» использует воскрешающую перчатку на мертвом человеке, Гвен уже не может воспринимать жизнь как прежде и начинает своё расследование, которое разделяет её жизнь на «до» и «после».
Первый эпизод хорошо справляется с задачей продемонстрировать свои отличия от основного сериала: затрагивается тема смерти, через призму циничности рассматривается величина и многообразие вселенной (одна из важнейших тем «Доктора Кто»).
Проработав здесь достаточно долго однажды начинаешь задумываться. Почему нам достаются только Долгоносики и прочая ху**я [ерунда]? Это и есть инопланетная жизнь? Вот эта грязь? Может быть где-то там есть что-то лучше, что-то потрясающее, что-то прекрасное. Оно просто к нам не доходит. Эта планета такая грязная, нам достается только дерьмо.
В целом, весь первый сезон «Торчвуда» хочет казаться провокативным и «взрослым»: где-то это ему удается, где-то нет, однако первый эпизод успешно настраивает на нужный тон и правильно расставляет акценты.
Сезон 1, эпизод 5: «Маленькие миры»
В этом эпизоде в качестве главных злодеев выступают... феи. Феи, конечно же, на самом деле злые и не такие, как кажутся.
Эпизод написан Питером Дж. Хаммондом, создателем известного в Великобритании научно-фантастического сериала «Сапфир и Сталь», популярного на рубеже 70-80х годов. Олдскульный, более театральный стиль истории Хаммонда передается и в этой истории.
«Маленькие миры» — мрачная сказка об одинокой девочке и древних, как сама вселенная, феях, в которой нашлось место злому отчиму, жестоким убийствам и даже педофилу. Смелый эксперимент по объединению таланта олдскульного сценариста с современным сериалом об охотниках за пришельцами.
Кстати, феи из этого эпизода — буквально те же, что были в популярной городской легенде о «феях Коттингли», что также добавляет этой истории загадочности и шарма.
Сезон 1, эпизод 10: «Вне времени»
Существует такое понятие, как character piece — это истории, в которых нет явного злодея или открытого внешнего конфликта. Главное в таких историях — раскрытие персонажей. «Вне времени» идеально вписывается в эту категорию.
Команда «Торчвуда» встречает самолет c экипажем из трёх человек, прибывший из 1953 года. Вернуться назад им не получится, портал, который привёл его в современность, уже закрыт. Три человека из прошлого, без семьи, без друзей и без прошлой жизни вынуждены найти своё место в новом мире.
В этой истории нет злодеев и виноватых. Ничто не угрожает миру или хотя бы населению города. Есть просто три потерянных человека, о которых, казалось бы, не стоит и переживать. Но этот эпизод прекрасно прорабатывает их характеры, заодно ещё больше раскрывая личные качества основной команды, которым приходится взять потерянных людей на своё попечение.
Сезон 2, эпизод 11: «Брошенные»
Второй сезон «Торчвуда» любим аудиторией больше первого, и на то есть причины: авторы сериала поняли, в чём его сила, немного сбавили обороты в плане секса и ругательств и стали уделять больше внимания взрослому сторителлингу.
По сюжету Гвен расследует случай потерявшегося мальчика, в результате чего ей открывается страшная тайна о пропадающих людях.
«Брошенные», на мой взгляд, самый «уверенный» эпизод за первые два сезона. Он, как и «Вне времени», сосредоточен больше на локальной и интимной истории, нежели на большом противостоянии с «пришельцем недели». При этом он вбирает в себя весь накопленный за два года производства сериала опыт: в центре стоит совершенно ужасающая идея, показана человеческая природа, хорошо прописаны второстепенные персонажи, присутствует неоднозначная, мрачная развязка.
Финальная сцена «Брошенных» — одна из самых мрачных и тяжелых для восприятия во всей вселенной «Доктора Кто». И это здорово.
Сезон 3, эпизоды 1-5: «Дети Земли»
К третьему сезону сериал изменил формат. На смену тринадцати 45-минутных серий пришли пять часовых, объединенных общей сюжетной линией. Сериал транслировался пять дней подряд, по серии в день, и рекламировался как значительное телевизионное событие, на которое должен был обратить внимание каждый любитель «Торчвуда» или «Доктора Кто».
Для многих «Дети Земли» стали самым травмирующим телевизионным опытом за всю историю британского телевидения. В этот раз «Торчвуд» пошёл ва-банк и построил сюжет вокруг обычных детей.
Дети по всему миру останавливаются и хором произносят одни и те же слова «Мы возвращаемся».
«Дети Земли» — самая наполненная событиями и самая продолжительная история во всей вселенной «Доктора Кто». Здесь полно экшена, юмора, трагических и травмирующих моментов. Третий сезон многими по праву считается лучшим творением Расселла Т. Дэвиса, сценариста и шоураннера «Доктора Кто» и «Торчвуда». Он, будучи одним из самых циничных авторов британского телевидения (возможно, об этом когда-нибудь тоже будет материал), не стеснённый рамками семейной аудитории, позволяет себе исследовать природу государства во время ужасного глобального кризиса.
Будучи лишь одним из сезонов сериала-спин-оффа, «Дети Земли» известны далеко не каждому любителю научной фантастики, хотя сезон однозначно этого заслуживает.
Сезон 4, эпизод 1: «Новый мир»
На четвертый сезон «Торчвуд» попал в руки американского канала Starz. Сезон снимался с расчётом на то, что американская аудитория сможет без проблем начать сериал с этого места, поэтому сериал, можно сказать, стартовал заново: от старой команды остались лишь пара человек, ввели новых персонажей, значительная часть всего действия происходит в Калифорнии. Расселл Т. Дэвис остался в должности шоураннера сериала, при этом наняв нескольких американских сценаристов.
Сюжет в этот раз снова общий на весь сезон, и завязка — одна из самых эффектных, что вы когда-либо встретите на телевидении: в один момент люди перестали умирать. Какая-то неизвестная сила не даёт людям умереть, сгоревшие заживо люди продолжают страдать, находясь при этом в сознании, суицидники не могут уйти на тот свет, морги пустуют, а больницы переполняются людьми, которые по всем законам природы уже давно должны были потерять способность мыслить.
«День чуда» (такой подзаголовок имеет четвертый сезон) критики приняли неоднозначно. Очевидно, что авторы хотели повторить успех «Детей Земли», но десять эпизодов вместо пяти заметно замедлили повествование, и потеря британского шарма прошлых сезонов оттолкнула бывших фанатов.
Однако, на мой взгляд, у этого сезона есть множество сильных сторон: актёрский состав хорош, а увеличенный бюджет и большая кинематографичность создают масштаб. Некоторые сцены, к тому же, шокируют как лучшие эпизоды первых сезонов. Посмотреть хотя бы первый эпизод однозначно стоит.