[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-549065259", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Антон Датий", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0438\u0431\u0435\u0440\u0441\u043f\u043e\u0440\u0442","\u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438"], "comments": 14, "likes": 15, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "gamedev", "id": "2445" }
Антон Датий
4 035
Gamedev

Интервью с Tornado Energy о покупке команды по World of Tanks и продвижении бренда на игровом рынке

Старший бренд-менеджер Tornado Energy раскрыл подробности создания собственного состава по World of Tanks и рассказал о стратегии компании на игровом рынке.

Поделиться

В избранное

В избранном

1 декабря производитель энергетических напитков Tornado Energy заключил партнёрство с составом киберспортивной команды HellRaisers, выступающей в дисциплине World of Tanks. Редакция DTF пообщалась со старшим бренд-менеджером компании Андреем Ивановым.

Он рассказал, для чего Tornado Energy пошла на такой шаг, и как компания выстраивает стратегию продвижения бренда вокруг взаимодействия с игровой аудиторией.

О работе с игровой аудиторией

Андрей, привет! Расскажи, пожалуйста, о Tornado Energy подробнее. Как вообще бренд попал на игровой рынок?

Когда компания GFD AG вышла на российский рынок в 2011 году, конкуренция в сегменте безалкогольных тонизирующих напитков уже была очень плотной. В 2014 году в имидже бренда произошли существенные изменения. Наша цель была простой и одновременно сложной: правильно выбрать платформу продвижения энергетика, чтобы вывести его на лидирующие позиции в своей категории.

Сейчас очень популярны разговоры о киберспорте и о компьютерных играх в целом. Я начал заниматься этим ещё тогда, в 2014. Были большие риски, но мы решили двигать идею о том, что мы про гейминг и, если брать выше, про киберспорт. У игр огромная аудитория, достаточно открыть YouTube.

Мне кажется, что в плане трафика и охвата игры скоро обгонят порнографию

Но при этом вопрос о том, как работать с игроками, всегда оставался открытым. Когда мы начали собирать информацию, очень скоро поняли, что ни одно рекламное агентство на тот момент помочь нам не смогло. Был опыт «железных» компаний, производящих комплектующие или периферию, но они всегда работали в формате больших ресурсов и крупных мероприятий. Если мы говорим о масс-маркете, такая стратегия хороша, но её недостаточно.

Вот выходим мы на рынок с молодым продуктом, не будучи крупным брендом со сложившейся репутацией, и появляется естественный вопрос: а как вообще энергетик связан с играми и киберспортом? Ведь исторически сложилось, что энергетики занимают нишу чего-то экстремального — быстрее, выше, сильнее и так далее. О компьютерных играх на рынке РФ до нас никто особо не задумывался.

Почему наш продукт про гейминг? Для себя я сразу ответил на этот вопрос. Зачем люди вообще употребляют энергетики? По статистике самые популярные ответы: чтобы просто проснуться и сконцентрироваться. С достижениями в спорте это никак не связано — мы, условно говоря, будим свою центральную нервную систему, приводим её в максимально рабочее состояние.

И вот геймер — я по себе знаю — сидит за компьютером. Двигает только руками и головой. Но когда начинается движуха, когда надо попасть в нужный пиксель, продумать ситуацию наперёд, то мозг у него работает как у шахматиста, только ещё быстрее. Текущие действия — для него уже прошлое. Собственно, откуда брать для этого дополнительную энергию? Мы её предоставляем.

Гейминг и энергетики идут если не вместе, то точно в одну сторону

Ну и когда киберспорт официально признали спортом, тема окончательно раскрылась. Вообще, наш бренд до недавнего времени целиком основывался на идее гейминга, пока не началась история с кинопрокатчиками. Знаю, что другие бренды сотрудничали с Microsoft и Activision, продвигали Halo и Call of Duty. Так что западный опыт мы рассматривали. Меня вдохновил и опыт спортивных клубов, которые начали подписывать киберспортсменов и приобретать команды.

Ты приходишь на рынок, говоришь потребителю «Привет, мы про киберспорт», любой адекватный человек сначала удивится, а потом ответит тебе: «Докажи». Поэтому ещё в самом начале пути мы подписали контракт с командой RoX.KIS. Это Игорь «Bruce» Уткин, достаточно известный в киберспорте человек. Всем тысячу раз говорю спасибо за то, что с ним познакомился. Он рассказал мне многие вещи, которых я об индустрии не понимал.

Один из наших проектов — сотрудничество с киноиндустрией и, в частности, с 20th Century Fox. Мы всегда старались параллельно с реализацией общей стратегии делать разные занятные штуки для аудитории. Я потому и принёс все наши баночки (берёт бутылку, брендированную фильмом «Дэдпул»).

С «Дэдпулом» интересная история получилась. Акция прошла только в России, и продукцию выкупали коллекционеры по всему миру, особенно в США. Оказалось, что это был единственный партнёрский FMCG-проект по этой теме во всём мире.

Вообще, у нас был большой риск. По разным причинам. Во-первых, в США всё, что связано с гик-культурой и комиксами, развито гораздо лучше, чем у нас. Во-вторых, конечно, роль сыграла специфичность героя и самого фильма. Это первое полноценное появление Дэдпула на экране, плюс кино шло с рейтингом 18+. Тогда-то никто не знал, что у него будут такие бешеные сборы в РФ и по миру. Помню, к нам пришли люди из «Двадцатый век Фокс», у них тогда был только рендер-трейлер, то есть это по сути была история, не имеющая конкретного начала.

Ну и вот, сцена на мосту, Дэдпул выносит хэдшотами несколько человек, кровища, мозги, потом он втягивает носом дым из дула пистолетов и говорит в камеру, что «надо бы вечерком вздрочнуть». Представители «Фокс» сидят, молчат. А я-то этого героя знаю, играл ещё в игру от Activision, понимаю его юмор и характер. Спрашиваю, мол, у кого уже были? Вздыхают: «Если честно, у многих». Говорю — понятно.

Я уже к тому моменту был морально готов согласиться, потому что мы в этом плане закалены. Мы же работаем и с блогерами, и с летсплейщиками. Считай, если день прожит без мата (хотя бы в комментариях), то он прожит зря. Аудиторию нашу я тоже понимаю. Это люди, которые просто отрываются таким образом в интернете, троллят, стресс снимают. Ничего в этом плохого нет— по отдельности в реальной жизни все абсолютно нормальные и адекватные. Но без хейта и нытья никак. Если работаешь и живешь в этой сфере — будь готов. То есть нельзя близко к сердцу ничего воспринимать.

С G2A у нас тоже был интересный спецпроект. Под каждой крышкой у нас было 75 евроцентов в качестве приятного подарка на кошелек для покупки игр на их портале. К G2A можно по-разному относиться, но для конечного пользователя выгода очевидна. Присутствие на «Игромире» мы тоже организовывали вместе. Кстати, на выставке стояли ребята с плакатом «Куплю крышки от Tornado». Так что да, с ними позитивно поработали, Максиму Фомичёву большое спасибо. Уверен, ещё будем сотрудничать.

В Великобритании у нас тоже был интересный кейс: совместно со Square Enix бренд запускал Just Cause 3. Я подсуетился, пообщался с ребятами из «Нового диска», и мы организовали презентацию игры на нашем стенде на «Игромире», а также поддержали совместный запуск в РФ. Правда, на тот момент мы ещё не доросли до брендирования продукции.

Таким образом, планируя совместные проекты, мы всегда ищем в первую очередь интересный контент. С радостью берёмся за увлекательные поп-культурные инфоповоды, будь то комикс, игра, да хоть косплей. Мы решаем бизнес-задачи в своей нише, не толкаясь плечами с другими игроками.

То есть вы не чувствуете конкуренции с другими брендами именно в этой сфере?

Пока нам достаточно комфортно.

О создании собственного состава по World of Tanks

Расскажи подробнее о сделке и о планах на будущее. Как будете расширяться?

Мы пристально следим за игровой индустрией. Для масс-маркета World of Tanks это мощнейшая сила. Почти 90 миллионов активных аккаунтов в СНГ — это сумасшедшие показатели, абсолютный лидер. Так что на «Мир танков» я смотрел сразу, плюс привлекала аудитория, мы всё же ориентируемся на более взрослую публику. Если не ошибаюсь, в «Танках» средний возраст игрока — 34 года.

Сначала мы стали работать с аудиторией, с фанатами. Начали сотрудничать с создателями контента для игры, очень популярными стали брендированные модификации. У нас даже собственный раздел «моды от Tornado Energy» есть у одного крайне популярного создателя видео. Получаем миллионы загрузок.

Кстати, респект Wargaming — они пристально следят за деятельностью комьюнити и забирают многие дельные идеи из модов в официальный клиент.

Одним из первых шагов в непосредственном сотрудничестве с Wargaming, а заодно и первой подобной официальной коллаборацией между WG и производителем энергетиков был турнир по танковому футболу. Он был приурочен к Чемпионату Европы по футболу. Мы были спонсорами, и проект получился очень интересным. Вторая ласточка — грядущий декабрьский WG Fest, там мы тоже выступаем спонсорами и закрываем категорию энергетиков и напитков.

Приобретение команды по дисциплине WoT стало логическим завершением продолжительного развития отношений с Wargaming, такая вишенка на торте. Мы подписали контракт с составом игроков, которые сейчас играют за HellRaisers, одной из лучших команд «танковой» сцены. Будет проведён ребрендинг, ребята уже на WG Fest будут выступать под нашим именем Tornado Energy Team и под нашими цветами. Никаких изменений в плане менеджмента или тренерского состава не будет, нас на данный момент всё устраивает, тем более текущие результаты ребят.

Таким образом мы закладываем первый важный кирпичик, останавливаться мы не планируем. Дело в том, что работа с киберспортивной организацией — это всё равно сложно, и многие вещи для нас оставались за кулисами. В качестве полноценного игрока в киберспорте мы сможем влиять на некоторые процессы, выйдем на новый уровень взаимодействия, появится собственный полноценный ресурс. При этом отмечу, что никаких проблем с Уткиным не было, просто мы приняли решение иметь полностью свой состав. Хотим дать понять, что мы здесь надолго. Считай, навсегда.

А на другие дисциплины уже обращаете внимание?

Да, само собой. В профессиональной среде бытует мнение, что World of Tanks — не совсем киберспортивная дисциплина. Есть такое отношение. Думаю, Wargaming это вскоре исправит. Но для нас это было, повторюсь, логическим завершением многолетнего процесса. Что касается планов на ближайший год, то мы поглядываем на другую дисциплину, хотим получить слот. Думаю, это будет League of Legends. Мы наблюдаем за Riot Games, нам очень нравится то, что они делают. Ну и нужно отдавать себе отчёт о том, что, например, на территорию Counter-Strike уже зашел другой бренд энергетиков, нам там будет не очень комфортно.

А почему не Dota 2?

Ну не верю я в российскую «Доту». Слишком дорого, нет официального представительства.

То есть не веришь в Dota 2 как в дисциплину? Не как в платформу. Потому что в России она популярнее League of Legends.

Dota 2 очень популярна. Но пока с ней происходит то, что мы наблюдаем... Во-первых, конечно, отсутствие официальной поддержки от Valve. С точки зрения мероприятий, всё это пока ни разу не International.

Да, об официальных мэйджорах речи пока не идёт. Не считая Epicenter, но он этот статус ещё тоже не получил.

Epicenter был пробой пера, да и самому Epicenter еще есть куда расти (без обид, проект классный, но его можно сделать ещё круче). Тем не менее, учитывая недавний переход в их команду организатора «Игромира», думаю, это будет большим плюсом. Комментируя начало последнего «Эпицентра», Тина Канделаки сказала, что это первый случай, когда киберспорт демонстрируется по российскому телевидению. У меня это вызвало легкий смешок. Тут же подключился Илья.

Илья?

Илья Соловьев, владелец нескольких киберклубов в Астрахани. Есть бренды, которые поддерживают масштабные мероприятия. А мы ещё с огромным удовольствием поддерживаем огромное количество более мелких региональных киберклубов. Мы поддерживаем связь с локальными представителями Федерации Компьютерного Спорта и всегда готовы помочь энтузиастам. Только в прошлом месяце мы поддержали четыре любительских мероприятия — на базе университетов, какие-то свои небольшие турниры, что угодно. Пермь, Саратов, Астрахань.

К нам обращаются, потому что: «Понятно, что в Москве всё проходит, Москва зажралась, там миллионы долларов в призовых фондах и арены на десятки тысяч зрителей. У них-то всё хорошо. А что если я живу в Астрахани и тоже люблю киберспорт, хочу активничать, но у себя? С соответствующими масштабами. И у нас тут ничего нет». А что делать?

Мы понимаем, что если поддержать десять небольших турниров где-то в регионах, то это будет история в меньших объемах по охвату, но не по значимости. Когда мы это делаем, мы в это верим. К нам приходят ребята с огнём в глазах. Вот нам и названивал один такой парень, обрывал телефоны месяц. Оказалось — собственник трёх компьютерных клубов. Объясняет — вот, я тут занимаюсь, такая-то инициатива. Я посидел, подумал — слушай, а почему нет? Мы же про гейминг, мы же про киберспорт, так какая разница?

Да и ближе к народу.

Верно. У меня было четкое ощущение, что киберклубы умерли. Но вот начинаю узнавать, а у них там загрузка оборудования ежедневно под 70-80%. То есть народ играет и даже бывают очереди.

Моё мнение — пошёл следующий виток истории. Народ наелся домашним скоростным интернетом и готов снова ходить играть в клубы

Потому что это место встречи единомышленников: можно поиграть, пообщаться, перекусить, обсудить чемпионаты. Тот же самый клуб по интересам.

В результате, при минимальных тратах на поддержку тех же клубов в Астрахани мы получаем потрясающий выхлоп. Ребята пишут: мол, дайте сколько-то денежек в призовой фонд. Да, по мере возможности, поможем! Нужна продукция? Разумеется, отгрузим. Могу обратиться к партнерам-вендорам, попросить наушники, клавиатуры для призов. Для нас это вопрос одного – двух звонков, а людям в регионах — радость и классное мероприятие.

Ну и с точки зрения продвижения продукции — есть понятие HoReCa (гостиннично-ресторанный бизнес, — прим. ред.). Так вот для нас киберклубы — то же самое. Людям же нужно пить. Достаточно большие объемы продаж там, кстати. Это win-win — люди с нашей помощью развивают бизнес, я же закрываю задачи по брендингу и продажам.

Как я понимаю, киберспортивное направление — пока фишка только российского офиса? Планируете ли вы с помощью киберспорта развивать бренд на глобальном уровне? В Великобритании, например, Tornado Energy принимал участие в чемпионате по гонкам дронов. Это же тоже какой-то нестандартный формат.

Компания GFD AG — швейцарская, но закрепилась и получила серьёзные позиции именно на российском рынке. И мы продолжаем экспансию дальше. Год назад мы открыли офис в Лондоне, а на британском рынке ещё более высокая конкуренция — там и Rockstar, и Relentless. Гигантов ещё больше.

Рынок энергетиков во всем мире — это в первую очередь маркетинг, над которым работают огромные рекламные агентства. Это даже никак не связано с трейдом, с продажами. Прежде всего маркетинг. Само производство наладить не так трудно.

Продвижение товара — сложнейшая задача, но у нас очень сильный маркетинговый отдел. Наш директор, Сергей Степанов — большой профессионал, человек, с которым очень приятно работать. В своё время он имел непосредственное отношение к раскрутке одного из самых знаменитых энергетиков в России. Да и наши коллеги из Великобритании молодцы: они тоже знают, как надо ловить новые форматы и делать «вау».

Мы, кстати, тоже подхватили эту историю с X-Blades, потому что это же не просто гонки дронов. Это мощный тренд, движуха вокруг которого сопоставима с интересом к VR. К слову, на «Игромире» мы получили отличный опыт сотрудничества с VR Tech — на нашем стенде любой желающий мог опробовать эту технологию в действии. Но вернемся к гонкам дронов.

Мы поддержали команду Tornado X-Blades Racing Team, которая в итоге стала абсолютным лидером начиная с турнира в Дубае весной и заканчивая состязанием во Франции. И там ведь сплав технологий — дроны и VR-шлемы. Гонщики видят полёт от первого лица, то есть, это тоже ближе к видеоигре. По моим ощущениям, это возможный формат киберспорта версии 2.0. Сотрудничество с Tornado X-Blades Racing Team подчеркивает наш подход к выбору маркетинговых кампаний — мы за инновации и за всё новое и интересное.

#киберспорт #деньги

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться