"Мастер и Маргарита" Локшина - это как Алан Уэйк + Бойцовский клуб. Тема сисек раскрыта.

"Мастер и Маргарита" Локшина - это как Алан Уэйк + Бойцовский клуб. Тема сисек раскрыта.

Посмотрел "Мастера и Маргариту". И это однозначно кино. Ну, то есть не фигня какая-то, там авторская мысль есть. Смотрится за вычетом отдельных моментов очень классно. В отличие от, например, абсолютно невыносимой буквальной экранизации Бортко с полумертвым Басилашвили в роли Воланда.

В кино 2024 года все цельно и все служит замыслу. Один нюанс: не факт, что вам этот замысел понравится. Режиссер Михаил Локшин - явно человек неглупый, поэтому понимает, что изначальное произведение - притча, сила которой держится во многом не на сюжете, а на авторском языке. Булгаков просто очень крутой писатель. И буквальный перенос событий с очень высокой вероятностью превратится в несмешную сатиру над событиями почти столетней давности, которую приправили чертовщиной. Но Локшин трезво оценил силы, поэтому разыграл карту деконструкции.

Поэтому Мастер у нас - Алан Уэйк, а Воланд - Тайлер Дерден (или Мистер Скретч, как вам больше нравится). Новый фильм - он про то, что Автор, под которым очевидно понимается сам Булгаков (но ненастоящий, у них разные биографии), пишет пьесу "Пилат", которую запрещают к постановке, а следом и изымают тираж из журнала. После чего он встречает красивую жену влиятельного советского чиновника, а та вдохновляет его на написание того, что в будущем станет "Мастером и Маргаритой". В которой его альтер-эго пишет роман про Пилата.

"Мастер и Маргарита" Локшина - это как Алан Уэйк + Бойцовский клуб. Тема сисек раскрыта.

Роман работал на трех уровнях: сатирическая Москва, трагическая судьба Мастера и Маргариты и история Пилата и Ешуа. Кино добавляет сверху еще один слой: реалистический. Версия событий, которая могла бы быть в реальности (а не в булгаковской притче) и которая стала катализатором для написания книжки. Будет две версии теологического диспута на Патриарших, две версии смерти Берлиоза и два немного разных Воланда. И вот этот постмодернистский слой - он, с одной стороны ловко написан, с отсылками на Канта, вплетением в повествование истории реальных людей вроде Генриха Ягоды, а с другой как бы брезгует книгой Булгакова. Мол, смотрите, отрезало голову трамваем. Но так ли это страшно, как если бы человек просто пропал из жизни, исчез в неизвестном направлении, услышав ночью стук в дверь?

"Вожатая рванула электрический тормоз, вагон сел носом в землю, после этого мгновенно подпрыгнул, и с грохотом и звоном из окон полетели стекла. Тут в мозгу у Берлиоза кто-то отчаянно крикнул – «Неужели?..» "... А недурно!
"Вожатая рванула электрический тормоз, вагон сел носом в землю, после этого мгновенно подпрыгнул, и с грохотом и звоном из окон полетели стекла. Тут в мозгу у Берлиоза кто-то отчаянно крикнул – «Неужели?..» "... А недурно!

Фильм представляет книгу как месть обиженного автора, который пишет реальность, в которой все его обидчики получают по заслугам, а ненавистный ему строй ничего не может противопоставить искушениям дьявола. Локшин рифмует библейское предательство с реальным, а ироничную философскую фразу про квартирный вопрос очень эффектно и зло показывает на пугающе реальном примере. И от этого немного обидно. Книга была в целом далеко недепрессивная и местами смешная. Во многом это и было причиной ее популярности. Эта ее подростковая романтичность. Кино же саркастически смеется над событиями книги и выходит абсолютно безнадежным. Не как фильм постсоветские фильмы об ужасах советской действительности, но все равно.

Из однозначно хорошего Москва. Это не реальная Москва 30-х, а та Москва, которая могла бы быть. Где сталинский ампир не успел выместить конструктивизм, но где успели построить циклопический дворец советов по проекту Бориса Иофана. Эдакий soviet punk. Не как в игре про майора Нечаева и его любимые пироги, но на полжажка куда-то туда. В этой Москве постоянно что-то строится и перекапывается. И кругом указующие в будущее Ильичи. И это большая удача фильма.

Тут один Ильич высотой 100 метров.
Тут один Ильич высотой 100 метров.

Еще неплохо выстрелили отдельные актеры. Не понравилась актриса Снигирь. Она вся какая-то кукольная и идеальная что ли. Это относится к многим молодым российским актрисам. Они будто больше модели и лучше смотрятся в рекламе. С другой стороны, Ева Грин одна и она невечная. Эх, мои влажные кастинговые мечты об идеальной Маргарите, Йенифер и еще полудюжине роковых брюнеток. Зато неплохой Мастер, спорный, но яркий Воланд. Он чересчур эмоциональный, зато живой. Не меланхоличный Гафт и не одной ногой в могиле Басилашвили. Ему, как будто бы и правда все это интересно и забавно.

"Мастер и Маргарита" Локшина - это как Алан Уэйк + Бойцовский клуб. Тема сисек раскрыта.

В целом, конечно, фильм гораздо более злой и антисоветский, чем книжка Булгакова. И, понятное дело, что часть шуток сейчас внезапно оказались более меткими, чем задумывалось (фильм в 21 уже ушел на постпродакшен). И к самой книжке он относится... снисходительно что ли. Но посмотреть однозначно стоит. Это интересный взгляд на классику от интересного человека Локшина. Его родители-коммунисты переехали в СССР из-за своих политических взглядов. В 1986 году, когда Союз уже трещал по швам. И спустя почти 30 лет сын снял на государственные деньги фильм, где от души проехался по советскому прошлому. И ушел в закат, успев, однако, показать нам голую Маргариту. Недурственно голую, надо сказать.

5252
101 комментарий

Комментарий недоступен

33
Ответить

Эээ, а критику актрисы Снегирь и самоуверенности режиссера и общей мрачности повествования мне тоже оплатили?

P.S. Но если кто готов оплатить, я не откажусь.

11
Ответить

Бля, а че мне никто не заплатил за хвалебную оду... :(

4
Ответить

Вообще не выглядит как продажный обзор

Ответить

Вы как будто оригинал не смотрели

Ответить

оригинал не смотрели оригинал не смотрели

68
Ответить

Оригинал вообще от Гёте.)

4
Ответить