"Самый красивый звук после тишины"

Краткая история ECM Records и некоторые избранные записи.

<i>Молодой Манфред Айхер и контрабас</i>
Молодой Манфред Айхер и контрабас

Я достаточно давно почитываю DTF и совсем недавно заметил, что тут появился подраздел, посвященный музыке. Мимо него-то я точно не смог пройти и решил зарегистрироваться на этом замечательном ресурсе.

Собственно здесь я и пишу свою первую статью, посвященную феномену европейского звукозаписывающего лейбла Editions of Contemporary Music, более известного как ECM Records. Здесь издавались Кейт Джарретт и Чик Кориа, Пэт Мэтини и Ральф Таунер, Ян Гарбарек, Джек ДеДжонетт, Джон Серман, Терье Рипдаль, Art Ensemble of Chicago, Ануар Брахем и еще бесчисленное множество имен, которые так приятно слышать любителям музыки по всему миру. Этот текст — одновременно попытка немного препарировать этот феномен и ода любви к одной из наиболее значимых современных европейских звукозаписывающих компаний.

Конечно, прежде чем приступить к небольшому историческому экскурсу, необходимо рассказать, чем же этот конкретный лейбл так примечателен и уникален в контексте музыкальной индустрии не только европейской, но и мировой. Конечно, никого не удивить существованием полностью независимой звукозаписывающей компании, особенно в нынешнюю цифровую эпоху, но ECM выделяется тем, что никогда не вкладывая деньги в пиар или рекламу, не находясь на острие чартов, не поддаваясь на сиюминутные веяния моды и занимая узкую нишу, эта фирма за практически пять десятков лет своего существования под неустанным и постоянным руководством Манфреда Айхера не только успешно проигнорировала все кризисы индустрии, издав приличными тиражами более 1500 записей, но и сделала свое название именем нарицательным. Термин ECM Style Jazz давно прижился и активно используется — сейчас это словосочетание ассоциируется с характерным минималистичным и атмосферным звучанием, уникальной эстетикой, в том числе и визуальной, и неизменно высочайшим качеством записи. Помимо этого, лейбл издает различные записи экспериментального и академическую музыку, современную и классическую, но в первую очередь он известен благодаря джазу.

История

А пока перенесемся в Мюнхен 1969 года.

<i>Манфред Айхер </i>
Манфред Айхер

Тогда создателю ECM, Манфреду Айхеру, было 26 лет и он играл на контрабасе в никому за пределами его родных мест не известных джазовых коллективах, когда ему пришла в голову идея о создании лейбла, который бы издавал современную авангардную музыку. От слов будущий успешный продюссер сразу приступил к делу, и в 1969 году вышла первая пластинка Free at Last за авторством Mal Waldron Trio. Эта запись еще не представляет из себя образец характерного для ECM звука: просто добротный пост-боп. Но лейбл только набирает обороты — впереди семидесятые. А пока у ECM выходят релизы молодых и перспективных музыкантов европейского джаза (в частности блистательный Afric Pepperbird молодого и все еще страстного Яна Гарбарека!), несколько полностью авангардных релизов, таких как Afternoon of a Georgia Faun и The Music Improvisation Company. Но никакой речи о ECM Style Jazz все еще не идет.

<i>Скромность</i>
Скромность

Музыка

Что стало первым предвестником грядущих стилистических преобразований? Вероятно, изданная в 1971 году пластинка Sart, где помимо раннее упомянутых Гарбарека и Рипдаля играют Стенсон, Андерсен и Кристинсен. Именно тут во всей красе проявляют себя стилистические особенности, в будущем ставшие характерными — стремление к неторопливости, внимательному и бережному использованию тишины и "пустого пространства", созидательная атмосфера, столь нехарактерная для авангардного\фри-джаза тех лет, в особенности для европейского. Да и именно в 1971 году у лейбла появился девиз — в канадском журнале CODA музыку ECM охарактеризовали как "The Most Beautiful Sound Next to Silence" (отличный заголовок для статьи, не правда ли?).

Буквально за год из ничего вокруг ECM Records начинает формирование новая музыкально-эстетическая система, в которой важно буквально все.

В 1971 году выходит и еще более характерная для лейбла запись норвежского гитариста Терье Рипдаля, нехитро названная Terje Rypdal. Он ранее уже успел немного поиграть в психоделик коллективах The Vanguards и Dream, записал блестящий альбом с коллективом Min Bul (рекомендую!), чуть менее заметный дуэт с Гарбареком и приятный джаз-роковый дебютник Bleak House, но именно с переходом под крыло ECM он не только окончательно сформировал свой мгновенно узнаваемый воздушно-неуловимый стиль, но и оказал очень важное влияние на становление ECM Style Jazz. Музыка на Terje Rypdal представляет собой сочетание вспышек мягкого джаз-рока с практически эмбиентным фьжном. Норвежский гитарист продолжил взятый курс и в более поздних записях, лишь оттачивая мастерство, и стал одним из наиболее известных и влиятельных музыкантов европейского джаза.

В 1972 году выходит пластинка Return to Forever Чика Кориа, известная, наверное, каждому любителю джаза. Виртуозный, но мягкий и душевный фьюжн, замешанный на латиноамериканской музыке и с ну очень красивой обложкой (будет чуть ниже). Выходит годом позже достаточно нетипичная для ECM запись Conference of the Birds Дэвида Холланда, ставшая тем не менее важной вехой в истории фри-джаза.

Ближе к середине семидесятых начинается золотая эпоха для ECM Records. У Яна Гарбарека и квартета Бобо Стенсона выходит пластинка Witchi-Tai-To, образцовый спиричуэл-джаз. Выходит The Colours of Chloë Эберхарда Вебера, важная в равной степени для джаз-фьюжна и для эмбиента. Один за другим выходят записи у Аберкромби, Таунера и Джарретта, а The Köln Concert издается тиражом в два с половиной миллиона (!!!) экземпляров.Перечислять все записи тех лет попросту бессмысленно, буквально каждая из них достойна внимания, так что тут я рекомендую отправиться на discogs. Отдельно стоит упомянуть, например, Bright Size Life Пэта Мэтини — умный и при этом предельно мягкий джаз, или Survivor's Suite того же Джарретта.

Приближаются восьмидесятые и лейбл движется в свою самую спорную эпоху, эру господствующего нью-эйджа, репетативности и упрощения. И именно тогда за ECM закрепился образ "джаза для тех, кто не любит джаз". Позитивная тут коннотация или нет — судить читателю. Впрочем, в 1978 году компания выпускает Music for 18 Musicians композитора-минималиста Стива Райха, вероятно, одну из наиболее значимых записей второй половины XX века.

Если говорить в целом о ECM Style Jazz, то это музыка достаточно полистиличная, не гнушающаяся и свободных форм, и экспериментов с пресловутым третьим течением, и джаз-рока, но при этом сдержанная, задумчивая и минималистичная. Достаточно глубокая внутри и простая снаружи одновременно. Звучит пафосно и банально, но somehow it just works.

Еще одной характерной чертой ECM стало большое внимание к неевропейским и восточно-европейским музыкантам, и особенно оно начало проявляться как раз в эпоху нью-эйджа. В 1984 лейбл ECM New Series (отдельное подразделение, фокусирующееся на академической музыке), выпустил Tabula Rasa легендарного Арво Пярта, неоднократно выпускало записи украинского композитора Валентина Сильвестрова, в частности, потрясающие "Тихие песни". Компания издала множество записей этнического характера, один из самых известных современных джазменов лейбла — тунисский удист Ануар Брахем, играющий характерный ECM Style Jazz, покрытый флером музыки Средиземноморья и Среднего Востока.

Можно очень долго бродить по истории записей лейбла, и я не охватил и 5% всех вкусностей, но предлагаю еще и взглянуть на остальные составляющие уникального стиля ECM Records.

Камера

Едва ли не первый способ определить принадлежность релиза к ECM — взглянуть на его обложку. Лейбл славится безупречным минимализмом и очень красивой фотографией. И, что характерно, визуальное оформление каждой записи полностью определяет глава лейбла. Обложки настолько хороши, что собраны в отдельном 448-страничном альбоме. Захотели приобщиться? Приобретите WINDFALL LIGHT - THE VISUAL LANGUAGE OF ECM.

А можете просто взглянуть на них в Интернете, совместив с прослушиванием музыки.

Звук

Снова отмотаем время назад, в сентябрь 1970 года, когда Манфред Айхер случайно встретил Яна-Эрика Конгсхауга, который вскоре станет главным и фактически единственным звукоинженером ECM Records. Любой, кто слышал хотя бы несколько записей лейбла, почти наверняка почувствовал, что для саунда немецкой компании характерно едва осязаемое ощущение пространства и кристальной чистоты. Именно за это стоит благодарить Яна-Эрика. Он успел поработать в нескольких студиях и сделать записи в разных точках мира, прежде чем создал свою собственную Rainbow Studios и окончательно обосновался в Осло, где, впрочем, предпочитал записывать музыкантов и задолго до этого.

Но не только Ян-Эрик и музыканты оказывают непосредственное влияние на звук. Манфред Айхер является не только главой лейбла, но и неизменным продюссером всех релизов и присутствует при записи практически всегда. По словам Конгсхауга, он никогда непосредственно не вмешивается в процесс, но точно знает, какой звук он хочет получить. И он его получает. И остается лишь удивляться таланту Айхера, который умудряется блюсти эстетическую традицию лейбла и при этом чужд творческого деспотизма.

Еще одна фишка ECM — запись в различных экзотических для современного обывателя местах с необычной акустикой, в частности в монастырях и соборах.

Мотор!

У ECM Records всегда были особые отношение с кинематографом, строившиеся в основном вокруг симпатии Айхера к независимому кино. Лейбл приложил руку к саундтреку "Возвращения" Звягинцева, нескольким фильмам Годара, "Путешествия надежды" Коллера и еще достаточно большого числа кинокартин. Неоднократно на лейбле выходили релизы-посвящения режиссером, а одним из лучших альбомов, когда-либо выходивших на ECM, является Litania: Music of Krzysztof Komeda, где музыку известного польского джазового и кино-композитора исполняет не менее известный и, к сожалению, совсем недавно почивший Томаш Станко.

<i>Это действительно красивый альбом </i>
Это действительно красивый альбом

Что-то вроде итога

Можно долго спорить, является ли фирменный звук ECM красивым примитивом или же глубиной, сокрытой в простоте, да и всякое бывало за пять десятков лет существования лейбла, но мало кто не согласится с тем, что это один из наиболее влиятельных, узнаваемых и уникальных независимых лейблов Европы, а может и всего мира.

Но это не все, бонусом для тех, кто вытерпел все это занудство — несколько избранных релизов ECM. Это крохотная толика того, что прослушано мной у этого лейбла, и еще более крохотная толика того, что стоит прослушать. Считайте это просто приятной стартовой точкой. Повторять тут те альбомы, что в тексте выше выделены курсивом, я не буду.

<i> Ralph Towner — Solstice (1975)</i>
Ralph Towner — Solstice (1975)

Великолепный мягкий камерный фьюжн с великолепным составом, что еще для счастья надо-то?

<i>Pat Metheny &amp; Lyle Mays — As Falls Wichita, So Falls Wichita Falls (1981) </i>
Pat Metheny & Lyle Mays — As Falls Wichita, So Falls Wichita Falls (1981)

Да, простовато и нью-эйдж, но по-прежнему красиво.

<i>Jan Garbarek &amp; Hilliard Ensemble — Officium Novum (2010) </i>
Jan Garbarek & Hilliard Ensemble — Officium Novum (2010)

Hilliard Ensemble, более известные по аутентичным исполнениям классической музыки, поют тут всякое разное литургической направленности, Арво Пярта в том числе. А Гарбарек что? А он уже давно не тот необузданный фри-джазмен, так что отлично вписывается.

<i> Anouar Brahem Trio — Astrakan Cafe (2000)</i>
Anouar Brahem Trio — Astrakan Cafe (2000)

Уд, кларнет, Средний Восток, немного Средиземноморья. Как итог — мелодии невыносимой красоты и игра на грани восприятия.

<i>Gary Peackok &amp; Ralph Towner — Solstice (1994)</i>
Gary Peackok & Ralph Towner — Solstice (1994)

Гитара и контрабас, акустический ECM-джаз как он есть. Даром что авант-, все равно спокойный, неторопливый и уверенный в себе. Впрочем, как обычно.

<i>Paul Motian Trio — Le Voyage (1979)</i>
Paul Motian Trio — Le Voyage (1979)

Фри-джаз, который звучит как кул-джаз. Прекрасный выбор для ночных посиделок под пледиком.

<i>Kenny Wheeler — Angel Song (1997)</i>
Kenny Wheeler — Angel Song (1997)

Песня ангелов дьявольски красива и сильно отдает фолк-музыкой.

<i>Terje Rypdal — Whenever I Seem to Be Far Away (1974) </i>
Terje Rypdal — Whenever I Seem to Be Far Away (1974)

Мощный и мечтательный гитарный фьюжн, который немного заигрывает с академической музыкой.

Финальное слово

Если кто дочитал — спасибо. Надеюсь, что я поделился тут чем-нибудь хоть мало-мальски интересным. Это моя первая подобная статья не только на dtf.ru, но и вообще на ресурсах такого типа, так что приветствуется любая критика, высказанная в достаточно вежливом формате. Всем добра!

3434
26 комментариев