Вместо «Цитаделей». Обзор на Estoril 1942

Когда я только попробовал настолки, почти 10 лет назад, мне сразу понравилось ощущение, когда вы сидите за одним столом и пытаетесь предугадать замыслы друг друга. Не удивительно, что в моих компаниях сразу же зашли «Игра Престолов» и «Цитадели».

Вместо «Цитаделей». Обзор на Estoril 1942

Потом, когда углубляешься в хобби, акцент смещается на механики, баланс и все в этом роде. И то самое ощущение, хоть и встречается, но уже в менее концентрированном виде. «Цитадели» довольно долго оставались для меня топовой игрой. Да, строить здания за монетки уже не так интересно, но как же хорошо там реализованы роли!

И все же нашлась игра, которая предлагает и напряженный геймплей с ролями, и интересную систему получения победных очков – City of Spies: Estoril 1942. Здесь еще и очень подходящий такому геймплею сеттинг – противостояние шпионов из разных организаций. Дополняет картину приятное оформление и куча отсылок.

Вместо «Цитаделей». Обзор на Estoril 1942

Легкие правила, но напряженная игра

Если без нюансов, то геймплей очень прост.
Случайным образом выкладываем на стол 6 квадратных планшетов с локациями. Каждый из них разделен на 4 ячейки: 3 для шпионов игроков + 1 ячейка с новым шпионом, которого получит тот, кто будет контролировать локацию.
Игроки по очереди в закрытую занимают ячейки своими шпионами (3–5 жетонов, в зависимости от числа игроков).
Далее игроки открывают жетоны и разыгрывают свойства шпионов – в строгом порядке, обозначенном нумерацией локаций и нумерацией ячеек в локации.
У всех шпионов есть показатель силы. После розыгрыша всех эффектов в локации, игрок с наибольшей суммарной силой шпионов забирает награду этой локации.
Когда все победители в локациях определены, начинается новый раунд. Всего их 4.
Между раундами мы сбрасываем лишних шпионов, чтобы на руках осталось только 6.
В конце игры получаем победные очки, указанные на наших шпионах + по одному ПО за каждого сброшенного шпиона + по шесть ПО за каждую общую миссию, если выполнили ее успешнее остальных. На партию у вас есть 4 таких миссии: например, иметь наибольшее количество шпионов с каким-либо гражданством, свойством и т. п.

Вместо «Цитаделей». Обзор на Estoril 1942

Профессиональные качества

Свойства у шпионов следующие:
убийца – убирает персонажа локации;
заговор – позволяет поменять награду в локации;
национализм – чем больше шпионов с тем же флагом на этой и соседних локациях, тем выше сила шпиона (у каждого игрока есть шпионы из разных стран, так что бонус получаем и за врагов);
соблазнение – передвигает на вашу локацию любого шпиона из соседней локации и «отключает» его свойства;
дипломатия – дает шпиону на той же или соседней локации иммунитет к убийству и соблазнению;
двойной агент (в дополнении) – убирает этого шпиона, но до конца раунда дает контроль над шпионом соперника в соседней локации.
Свойств на жетонах-шпионах не так много, но их сочетание в условиях скрытого размещения шпионов заставляет сильно поломать голову.

Вместо «Цитаделей». Обзор на Estoril 1942

Краткий итог

Возвращаясь к затронутой в начале теме, хочу сказать, что сравнение с «Цитаделями» исключительно эмоциональное. По сути, общих механик в играх нет.
Игра дает очень концентрированное удовольствие от планирования своих ходов и попыток раскрыть замыслы соперников. Еще постоянно нужно думать о победных очках: какого шпиона оставить, а какого сбросить; на какую цель претендовать, а на какую забить. И все это за партию на час-полтора.

2 комментария

Дмитриевски

Очень нравятся его иллюстрации в "Империях"