Одиннадцать смертей Дяди Бена
Или каково быть персонажем, которого вечно убивают.
Адаптаций приключений Человека-паука не счесть. В одних только фильмах истории про него перезапускались два раза — а если принимать во внимание неофициальные ленты, то и того больше.
Дядя Бен оказал большое влияние на Питера Паркера, поэтому создатели адаптаций не рисковали убирать его из сюжета — уж слишком многое тогда упускалось в раскрытии супергероя. Однако с учётом того, сколько раз Человека-паука переносили за пределы комиксов, постоянные убийства Дяди Бена стали ненормальной тенденцией. Разбираемся в природе этого клише.
Сила и ответственность
Нам всем известен образ «дружелюбного соседа Спайди» — и он сложился во многом благодаря тому, что произошло с супергероем в начале его биографии. После того, как Питер Паркер получил сверхспособности, его глаза затмила гордыня. Именно она стала причиной смерти дяди Бена.
Человек-паук не остановил грабителя, посчитав это «не своей заботой», и позже этот же самый грабитель вломился в дом и убил Дядю Бена. Поначалу Питер Паркер хотел отомстить преступнику, но после его поимки понял, что ещё одна смерть ничего не изменит.
Так он усвоил важнейший урок в жизни — «с большой силой приходит большая ответственность». Именно эта фраза в дальнейшем помогала герою держаться своих моральных принципов.
Без истории с Дядей Беном характер Человека-паука не раскрывается в полной мере. Это как Баки для Капитана Америка или Джейсон Тодд для Бэтмена — то ключевое звено, без которого не происходит полноценное становление персонажа в комиксах.
Но спустя столько лет в комиксах успели возродить и Баки — как Зимнего солдата, и Тодда — как Красного Колпака. А Дядя Бен с каждым перезапуском продолжал погибать — даже тогда, когда обращения к этой истории можно было избежать.
В комиксах
Впервые Человек-паук появился в комиксах в 1962 году, в пятнадцатом номере Amazing Fantasy. Там же показали его биографию — то, как он приобрёл суперспособности с укусом радиоактивного паука и усвоил урок «большой ответственности». Здесь Дядя Бен погибает впервые.
В серии Ultimate линия с дядей никуда не исчезла. Здесь Бен, как и сам Питер Паркер, намного моложе — ему около пятидесяти лет. В молодости он был хиппи, поэтому все уроки, которую он давал племяннику, исходили из философии этого движения. Дядя Бен был очень добрым человеком и верил в людей — это его и погубило.
Вломившийся в дом грабитель, угрожая оружием, потребовал денег — но у семьи их попросту не было. Дядя Бен с улыбкой на лице тогда сказал: «Возможно, у вас денег даже больше, чем у нас самих». Грабитель разозлился и выстрелил.
Также персонаж упоминался в некоторых альтернативных вселенных. Например, в «нуарной» серии комиксов Бен Паркер, ветеран Первой мировой войны, был одним из протестующих в ходе Великой депрессии. Его убила мафиозная банда Зелёного Гоблина.
В мультфильмах
За пределами комиксов истории про Человека-паука впервые стали выходить в качестве анимаций. Первый мультфильм о супергерое транслировался по телевидению в 1967 году.
Историю становления персонажа показали не сразу, лишь во втором сезоне отдельной серией. Там смерть Дяди Бена практически идентична оригиналу — даже фразы те же самые. Убитого персонажа не демонстрировали: не позволял формат детского сериала.
Следующая адаптация была в 1982 году. Анимация стала лучше, но сцены и диалоги всё те же.
Культовый сериал 1994 года не шёл по стопам предшественников. Историю появления Человека-паука не показывали в сотый раз: об уроках Дяди Бена герой вспоминал лишь в самые ответственные моменты. Момент убийства приходит Питеру Паркеру в виде флэшбека во время битвы с Карателем.
Позже мультипликационного Человека-паука перезапускали ещё несколько раз, но убийство Дяди Бена показали лишь в последнем из них, в версии 2017 года. Вновь без прямой демонстрации — из-за ограничений рейтинга.
В фильмах
В кино Человека-паука начали переносить ещё в семидесятых, однако в тех лентах персонажа Дяди Бена попросту не существовало. Ситуацию изменил фильм Сэма Рэйми в 2002 году.
На этот раз грабитель не врывался в дом Паркеров. В момент его побега с места преступления Дядя Бен (Клифф Робертсон) находился рядом и попытался остановить преступника, но тот его застрелил.
В перезапуске 2012 года Дядя Бен (Мартин Шин) поехал искать Питера Паркера после ссоры с ним, но наткнулся на грабителя возле магазина.
В играх
Клише с убийством попало даже в игры. Но смягчающим обстоятельством является то, что нижеперечисленные примеры — это адаптации фильмов.
В 2002 году вышла Spider-Man: The Movie Game, которая следовала сюжету фильма. Во внутриигровом ролике воссоздали отрывок из аналогичной сцены в кино, но само убийство не показали — опять же, из-за рейтинга E («Для всех»).
В The Amazing Spider-Man 2 от Beenox сцену с убийством показывают прямо в прологе. В то время, как Питер Паркер спешит на происшествие, происходит игровое обучение ходьбы и бега — абсурднее некуда.
В фильмах «Первый мститель: Противостояние» и «Человек-паук: Возвращение домой» Marvel Studio положила конец клише. В них Питер Паркер уже давно усвоил свой урок, а смерть Дяди Бена осталась за кадром.
Судя по всему, появление штампа не предвидится и в грядущей игре Spider-Man от Insomniac. На момент её начала Человек-паук ведёт свою супергеройскую карьеру уже несколько лет, поэтому для линии с Дядей Беном вряд ли найдётся место — разве что, во флэшбеках.
Но даже это было бы лишним: урок про силу и ответственность мы вместе с Питером Паркером усвоили уже больше десяти раз. И вряд ли захотим ещё — наблюдать в очередной раз фатальную судьбу Дяди Бена становится банально жалко.
Комментарий недоступен
Нельзя просто так взять , и не умереть в том фильме в котором ты снимаешься
Я опоздал...
Автор знает, что такое клише? Один из основных, если не главный момент становления персонажа - клише. Намана, давайте у нас Гамлет будет без призрака отца, Бэтмен без убийства родителей и т.д. Ну делает персонаж че-то и делает, будто вам есть какое-то дело до мотивов.
Держи выдержку со словаря:
Штамп литературный, или клише, есть явление речи, бытующее в текстах произведений литературы, где он механически воспроизводится, подменяя собой то, что могло бы отразить творческую инициативу автора
Вместо того, чтобы рассказать в истории про ЧП что-то действительно новое, авторы снова и снова прибегали к убийству одного и того же персонажа. Вот это — клише.
Никто не говорит о том, чтобы убрать Дядю Бена из истории совсем. Просто с очередным перезапуском историю с ним уже давно было пора отодвинуть на задний план, как это и сделали в последнем «Человеке-пауке». Смотреть на убийство старика в сотый раз не очень интересно.
Вот бы Иисус рождался после настоящего секса и Марию об этом никто бы не предупреждал.
Вот бы мама Ахилла купала его, держа за попку.
Вот бы Гамлет сразу знал убийцу папки и ни в чём не сомневался.
Вот бы взять и перепутать штамп, клише, стереотип, сюжет, миф, легенду, канон, сказку.
Вот бы знать, как провести черту между: «Так, падлы, а где супер-специальные легинсы из такой-то сцены, такого-то комикса, такого-то года???» и «Ну камон, дядю убивают. Опять?!»