«Фостер, ты мёртв» - рассказ Филипа К. Дика

21 век — это век тотально победившего капитализма и соответственно общества потребления. Победа капитализма настолько абсолютна, что современному человеку практически невозможно даже представить себе общество, социум другого форма и вида.

Несомненно рынок является самым оптимальным способом распределения ресурсов, но рынок современный с транснациональными корпорациями, доходящим до абсурда копирайтингом на всё и вся.

Это убивает свободу, искусство и саму суть духовной жизни человека. От некогда существовавших народных и элитарных культур осталась только одна — поп-культура. Всё это приводит к оскудению человека, его деградации, когда вместо настоящего перед нами симуляции и симулякры, когда вместо участия в жизни мы смотрим рекламу, смотри на шоу, но участвовать в нём не можем.

Конечно, это удобно, безопасно, но это не жизнь; жизнь не может существовать без опасности, без страха и любви, она не может быть стерильной пустотой вакуума.

Рассказ «Фостер, ты мёртв» рассказывает нам историю человека, ребёнка, внутренний мир которого зациклен только на одном — покупке.

Паранойя отличный стимулирует сбыт.
Итак, главный герой рассказа мальчик по имени Фостер, с виду обычный ничем не примечательный школьник, но примечательны обстоятельства, в которых он живёт. Общество предстающие перед нами в рассказе пронизано паникой и паранойей перед ядерной войной между Советским Союзом и США. (рассказ был опубликован в 1955 году в США и 1958 в СССР), Но правительство никоем образом не пытается панику прекратить или успокоить своих граждан, оно наоборот аккумулирует панические настроения.

Это позволяет собирать с граждан дополнительные налоги, а корпорациям продавать своих средства защиты от ядерного удара: бункеры, костюмы итд.

Но это всё вторично. Самое интересное, что есть в рассказе — это внутренний мир Фостера. Он и его семья являются своего рода изгоями общества. Изгоями из-за пацифизма отца героя, он не желает покупать не нужный по его мнений бункер, чтобы избавиться от смутной угрозы ядерной бомбардировки.

Купи бункер, пожалуйста!
Фостер страдает от этого, каждый день он встаёт перед витринной магазина с бункерами и смотри на неё. Мальчик подвержен паническим атакам, его воображение вырисовывает ему бомбардировку, во время которой он не успевает забежать в общественный бункер или у него нету при себе мелочи для пропуска. В следствии этого у парня пропадает всякое желание жить, учиться, развиваться.

В конечном итоге отец побеждённый обществом решает купить бункер последней модели, что вдыхает в Фостера новые силы, он начинает лучше учиться, радоваться жизни. Правда всё свободное время проводит в бункере: слушает там музыку, делает домашнюю работу. Вроде бы жизнь наладилась, но отец из-за финансовых проблем был вынужден отдать бункер обратно, на что мальчик реагирует невероятно бурно: замыкается и уходит в себя, пытается прорваться к бункеру в магазине.

Самое страшное, что дело не столько в мальчике, который хочет бункер не из-за реального страха, а потому что, он есть у всех, да и «так нужно».

Самое страшное — это общество, которое сделало мальчика таким.

«Фостер, ты мёртв» - рассказ Филипа К. Дика
3939
58 комментариев

Комментарий недоступен

22
Ответить

А с какими социальными опытами есть в наличии? 

3
Ответить

«...Это [капитализм] убивает свободу, искусство и саму суть духовной жизни»

Вот даже не буду спорить с этим. Но всё таки сделаю наброс в жанре “whataboutism”, извините.
А как там с духовной жизнью и свободой, а особенно со свободой искусства в тех государствах, которые предпочли капитализму альтернативный путь ?

12
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ну, это не моё мнение. Я скорее сделал вывод из рассказа. Филип Дик был достаточно левых взглядов, но СССР не любил. 

Ответить

Вы так говорите будто есть только два выбора и никаких градаций.

Ответить

Глубоко. И правдиво. В США же реально был тогда бум на все эти домашние псевдобункеры, комплекты выживания, запасы продуктов.
Что касается оскуднения, деградации человека разумного в глупую потреблядь, которая немногим выше овцы на выпасе, то по этому пути мне кажется мы очень далеко прошли.
Возможно ошибаюсь, но есть ощущение, что раньше люди больше жили глобальными мыслями, мечтой о покорении космоса, о построении справедливого общества, а сейчас многих из нас замкнули на дне сегодняшнем, на заботах насущных, на погоне за как правило ненужными новинками.
С другой стороны и СССР во многом был разрушен из-за колбасы. Сложный и тяжелый вопрос. Очень надеюсь, что на смену капитализму придет более справедливое и разумное мироустройство. И что придет оно поскорее. Если капитализм продлится слишком долго, то он нас и погубит.

4
Ответить