Operation Flashpoint: Cold War Crisis - мое первое знакомство и моя история

Это не слезы, просто ностальгия попала в глаз
Это не слезы, просто ностальгия попала в глаз

ОФП, ныне Арма - легендарная игра, которую сегодня немногие вспомнят, однако именно она дала зеленый свет таким популярным проектам как DayZ и даже PUBG, а также многим другим, как сейчас принято говорить, тайтлам.

Я уже не помню, что именно появилось на моем компе раньше - ОФП или ГТА 3, но я никогда не забуду своего культурного шока, когда узнал, что в игре можно пользоваться абсолютно всем, что, собственно, в игре присутствует, будь то техника или оружие. Осознание того, что я могу пролететь в онлайне над головой друга на самолете, а он меня увидит в реальном времени, тогда мне просто взрывало мозг.

Тут наверно нужно пояснить, что в 2000-е года для игр это отнюдь не было нормой, как сегодня. Сейчас мы избалованы бесконечными интернет-клиентами вроде Стима, которые качают десятки гигабайт за считанные минуты и автоматически устанавливают все обновления, а тогда у многих из нас не было даже обычного интернета через диал-ап. При этом это не мешает сегодня нам высказывать свое "фи" в адрес новых игр и зевать от скуки за монитором. Но пару десятков лет назад все было немного иначе.

А я закладывал системный блок подушками, чтобы не разбудить предков, и не получить по щам из-за громкого звука модема, ну и за то, что не сплю ночью конечно
А я закладывал системный блок подушками, чтобы не разбудить предков, и не получить по щам из-за громкого звука модема, ну и за то, что не сплю ночью конечно

2000-ые были золотой эрой геймдева, когда он только начинал активно развиваться, и разработчики нередко пытались перещеголять друг друга, показав публике нечто, что по тем временам казалось сверхъестественным. Таким образом многие игры практически моментально становились культовыми и возводились в ранг легенды. Открытые трехмерные миры только-только начинали заходить в массы, а среднестатистическая игра могла предложить лишь низкополигональные модели, спрайтовые текстуры низкого разрешения, корридорный дизайн и вот это все.

И тут вдруг с ноги, наравне с ГТА 3, на полки игровых магазинов залетает не то шутер, не то симулятор военных действий от чешской студии, который предлагает нам десятки квадратных километров ландшафта с населенными пунктами без подгрузки, реалистичные модели техники и живых солдат с настоящими лицами, вместо бесконечной атаки клонов, как это было в большинстве других игр.

Это не просто высокодетализированная моделька УАЗа, а полноценный автомобиль - у него работают фары, крутится руль, заканчивается бензин, шины прокалываются, а стекла простреливаются и бьются
Это не просто высокодетализированная моделька УАЗа, а полноценный автомобиль - у него работают фары, крутится руль, заканчивается бензин, шины прокалываются, а стекла простреливаются и бьются

Взаимодействовать можно было со всем, что есть в игре. Олдам хороша знакома ситуация, когда в игре у противников не кончаются патроны, а взять крутую пушку с трупа поверженного врага нереально. Так вот, в ОФП ничего такого и в помине не было. Все были равны, и если существовало какое-то оружие или техника, все это можно было использовать без каких-либо оговорок. Водный, наземный или воздушный транспорт, а также его арсенал - все к вашим услугам. Это был настоящий некстген.

Вот только и ресурсы компа некстген жрал соответственно. Отличительной карточкой ОФП всегда была плохая оптимизация, причем настолько плохая, что собрав новый комп на RTX несколько лет назад я с легкостью повесил его, запустив игру на максимальных настройках в 1920.

А 20 лет назад мой конфиг на 1024 выдавал стабильные 20-30 ФПС, что вполне хватало для относительно комфортной игры в синглплеере. Тогда в принципе все, что было выше 24 фпс, считалось очень хорошим результатом, про 60 и уж тем более про 120 ФПС даже не слышали.

С полной дальностью прорисовки картинка даже сейчас мне кажется сочной
С полной дальностью прорисовки картинка даже сейчас мне кажется сочной

Но прежде, чем окунуться в кампанию, так уж получилось, что я начал свое знакомство с игрой с миссии "Угнать машину". Управлять настоящим УАЗом от первого лица тогда мне казалось невероятным.

Черт возьми, это была эйфория, когда я с 10-го раза наконец смог отыскать этот УАЗ, запрыгнуть в него и прожать газ с шифтом (в ОФП это значит в пол), не получив пулю
Черт возьми, это была эйфория, когда я с 10-го раза наконец смог отыскать этот УАЗ, запрыгнуть в него и прожать газ с шифтом (в ОФП это значит в пол), не получив пулю

Никогда не забуду, как я впервые услышал эту музыку, выехав на УАЗе на дорогу. Я чувствовал себе чертовым Джеймсом Бондом! Ееее, битч.

Игра была сложной, но до безумия интересной, и в скором времени я пошел экспериментировать в редактор. Так уж вышло, что раньше на дисках, на которых распространялись сами игры, часто можно было найти всякие дополнительные материалы, и одним из таких был туториал по редактору миссий, который я практически сразу сел изучать.

Прелесть редактора была в том, что он оказался очень простым, если делать что-нибудь несложное, вроде той миссии, о которой рассказывалось в туториале: ты играешь за советского солдата, который со снайперкой в деревне охраняет УАЗ, а его пытается уничтожить отряд НАТО, который подъезжает на грузовике.

Ох, сколько же времени я потратил на то, чтобы полностью повторить все то, что было сказано в мануале. Я так часто создавал и дорабатывал этот сценарий, что Антр Де - деревня, в которой происходило действие, стала для меня родным домом.

Entre Deux - та самая деревня на карте. Пишу статью с ноута, так что оригинальный скрин сделать не смог
Entre Deux - та самая деревня на карте. Пишу статью с ноута, так что оригинальный скрин сделать не смог

Сложно сказать, где я больше провел часов - в редакторе или самой игре. Никогда не забуду, как я на пол дня занял городской телефон, чтобы скачать с flashpoint.ru (ныне закрыт) модель гражданского самолета Аэрофлота, который весил 20 мегабайт.

И ведь если связь вдруг внезапно прерывалась, всегда был шанс начать все качать по новой.

В итоге, наигравшись с редактором, я пошел покорять оригинальную кампанию, и тут начиналась самая боль. Сегодня ОФП принято ругать за неудобный и запутанный интерфейс, но я не помню, чтобы в то время у меня с ним были особые проблемы, учитывая, что игра начинается за обычного солдата, где по сути, ничего, кроме самого себя больше контролить не надо. Боль была в том, что в этой игре не было никакого "хелсбара", который показывал бы тебе состояние солдата, за которого ты играешь. Если в тебя попали - скорее всего ты труп. То же самое справедливо и для противника. В лучшем случае тебе ранят руки, и при прицеливании они будут дрожать. Хуже, если попали по ногам, и теперь ты можешь только ползать, а если медика нет, то проще загрузиться. А сохранений на всю миссию - только одно, не считая чекпоинтов. Стамина тоже нигде не показывается, но она есть. Долго бежал и запыхался - ручки по-прежнему все так же будут дрожать, пока не отдышишься.

Но все это мне абсолютно не мешало наслаждаться игрой, хоть периодически и случались хоррор-моменты, когда я не замечал бота, и он внезапно расстреливал меня чуть ли не в упор.

В онлайне и кастомных миссиях солдату можно установить свое реальное лицо. После смерти камера удаляется, и если труп лежит на спине, выглядит стремно
В онлайне и кастомных миссиях солдату можно установить свое реальное лицо. После смерти камера удаляется, и если труп лежит на спине, выглядит стремно

Оригинальность игры была в том, что это не Серьезный Сэм или Дюк Нюкем, где ты один против всего мира. Здесь ты обычный солдат, такой же, как и все, подчиняющийся приказам офицера, а один, как известно, в поле не воин. Конечно в стиле Рэмбо проходить игру можно, но если не пользоваться бесконечными сохранениями с помощью читов, скорее всего это очень быстро надоест.

Сюжет игры крутится вокруг конфликта холодной войны, которая плавно переросла в горячую, и на протяжении кампании нам дают поиграть за пехотинца, поднявшегося в итоге до офицера, а также за танкиста, пилота и бойца спецподразделения, читай - диверсанта.

Гастовски. Джеймс Гастовски (справа)
Гастовски. Джеймс Гастовски (справа)

И вот здесь надо сказать, что между мной и Джеймсом Гастовски, тем самым диверсантом, чуть ли не промелькнула радуга, словно между Гоустом и Соупом в Модерн Варфейр 2. Я настолько проникся этим персонажем, что даже купил себе балаклаву в реале, за которую потом меня троллили сослуживцы из виртуального отряда ОФП на реальных встречах, но об этом чуть позже.

Буквально я
Буквально я

Если после NFS Underground 2 я полюбил безусловной любовью автомобили, представленные в игре, то после ОФП H&K MP5 SD для меня на всю жизнь остался не просто пистолетом-пулеметом.

Первая миссия за Джеймса, где нужно было взорвать танки, навсегда останется в моем сердце. Да, я был шкилой, но на меня произвела неизгладимое впечатление карта с цветными кружочками, которыми были отмечены траектории передвижения диверсантов-напарников. Тогда это все было так круто и атмосферно, что сейчас просто сложно передать словами.

Ни в одной игре не было таких красивых, душевных брифингов
Ни в одной игре не было таких красивых, душевных брифингов

И не успел я толком наиграться в оригинальную часть, как вдруг вышло дополнение "Сопротивление", которое описывает события за несколько лет до оригинала от лица партизана Виктора Трошки.

Не знаю, что тогда считали авторитетные издания на счет этого дополнения, слышал, что отзывы были нелестные, мол все те же самые проблемы остались, да и сюжет говно, но для меня это было все то же самое, только еще больше и лучше.

Скажем так, к сюжету "Резистанса" я относился так же серьезно, как к сюжету первой Мафии, для меня это была культовая кампания, хоть и слишком сложная, даже по сравнению с оригиналом. Оригу-то пройти было нелегко без читов на сейвы, которыми я активно пользовался, Красный молот (кампания за СССР) был еще сложнее, а Сопротивление - это вообще полная жесть. По крайней мере такой я ее запомнил. Но мне все равно очень понравилась.

И да, забыл сказать, что после Дельты Форс 2 я никак не мог привыкнуть в ОФП, что играю за обычного солдата, и мой прицел - это обычная мушка, а не оптика.

Дельта Форс 2 выглядела так, и да, там как раз нельзя было подбирать трофейные калаши:

Моя первая ОФП
Моя первая ОФП

Тем не менее "Резистанс" после ориги взрывал мне мозг не меньше, чем Вайса взрывала мозг после GTA 3. Появились пистолеты, мотоцикл и новый остров, который был в полтора раза больше прошлых.

Спустя какое-то время диал-ап заменила выделенная линия (сейчас кто-нибудь вообще так говорит?) и я решил посмотреть, что же скрывается за словосочетанием "сетевая игра". И надо сказать, это было новой вехой в ОФП для меня.

Так как я все еще продолжал быть шкилой, мне было очень стремно играть в онлайне со "взрослыми мужиками", и я никогда не использовал микрофон, и вообще играл под бабским ником "химерка", потому что таким образом ко мне относились лояльнее и прощали мое ракование. Но из-за стабильного онлайна на меня положил глаз игрок по имени Кедр из отряда -=North=-, который в итоге предложил мне вступить к ним, а я, конечно же, не смог отказаться.

В итоге, сблизившись с отрядом, слушая их переговоры в Вентрилло (это такой Дискорд 30-летней давности), я общался с сослуживцами в чате, и в итоге меня прижали к стенке и сказали, что пора бы уже купить микрофон. Врубать заднюю было поздно, так что здесь и пришлось совершить мой скромный каминг-аут, и сказать, что я не тянка. Народ немного прифигел, но делать нечего, играл я неплохо, поэтому в целом меня приняли позитивно, а чтобы не путаться, я стал Химером.

Если не изменяет память, на тот момент я был самым малолетним игроком, потому что большая часть тиммейтов была 18+, но так как я вел себя максимально серьезно и слушал старших, меня не кикнули из отряда. По уставу у нас было то ли 18+, то ли 16+, но мне было 14 с небольшим.

В общей сложности вместе мы играли несколько лет, состав отряда менялся, мы выступали даже на некоторых международных соревнованиях, и я впервые словил рейдж, когда ударил мышь об стену, потому что не сработало колесико, и я не смог подобрать пушку, и меня убили. Не помню уже, выиграли ли мы тот матч.

Большая часть действий производится через контекстное меню справа снизу колесиком мыши
Большая часть действий производится через контекстное меню справа снизу колесиком мыши

Периодически мы встречались с сослуживцами в офлайне, а так как я продолжал быть шкилой, то приходил на встречи в балаклаве, и меня троллили на тему БДСМ.

Время шло, мы становились старше, я уже поступил в инст, да и популярность игры стала заметно падать. Вентриллу заменил Тимспик, но мы все еще продолжали общаться с отрядом в Мирке (mIRC) и на форуме, как сейчас помню. Я скопил денег и купил себе новый ноутбук уже аж с целыми 512 МБ оперативки вместо нищих 256 на десктопе, и играл ночью в Lineage 2 перед парами.

Давно ходили слухи о выходе Армы, однако когда она вышла, мой комп ее не тянул, поэтому в следующий раз я уже сыграл только в Арму 3, и только кампанию, и естественно от нашего клана уже давно ничего не осталось. Играл и в предыдущие части, но как-то не зашло, видимо уже прошло много времени, а до онлайна руки не доходили.

В целом сеттинг третьей Армы мне не понравился, но на нее есть много модов, включая полный ремастер ОФП, который я возможно пройду. Из относительно современного с радостью играю в Дейз на Подпивасе, правда мой тиммейт потерялся, и теперь я не играю.

А еще всего пару лет назад мы с друзьями каждый Новый год ездили на дачу с ноутбуками, и я подумал, что было бы здорово во что-то сыграть вместе, и так уж получилось, что у всех на ноутах более или менее запускалась старенькая ОФП. Соответственно я начал делать какие-то простые миссии, которые мы проходили вместе каждый год, ну и естественно ЦТИ, куда же без этого. Это что-то вроде стратегии, только от первого лица, когда ты строишь здания и захватываешь города и остров. В итоге получается достаточно масштабная битва на всем острове между НАТО и СССР.

Мои навыки картостроительства росли, каждый год я готовил для друзей зимнюю миссию, где мы были в главной роли. Апогеем этого стала кампания, где я за пол года перенес всю нашу реальную деревню и ближайшие населенные пункты в мир ОФП. Для этого я использовал фотографии и вид со спутника. Было довольно забавно бегать по виртуальной локации, в которой ты находился прямо в момент игры.

Слева - ОФП, справа - фото дачного участка
Слева - ОФП, справа - фото дачного участка

До сих пор кайфую от своей работы, но, к сожалению, два друга отвалились и так не прошли ее с нами.

А год назад мы, сидя на даче, по мобильному интернету решили зайти на один из серверов, и к нам присоединился какой-то парень, с которым мы решили сыграть в ЦТИ, и он легко разнес нас один против троих. Тогда я понял, что еще очень многое не знаю про эту игру.

Со временем друзья повзрослели, у всех появились какие-то свои, более приземленные проблемы, а я до сих пор скучаю по уже давно ставшему родным геймплею.

Короче, я тут это, вот че. Если кто еще играет (НУ МАЛО ЛИ), вы это, пишите. А то сервера пустуют, ф.ру закрыт, а я насрал тут статью как типичная ванилька, но че делать, жизнь такая. Спасибо, что дочитал, че.

Постскриптум

В игре, кстати, просто офигительная музыка. Понятно, что все это скорее всего синдром утенка, но общий саунд и группа Seventh до сих пор остались в моей памяти.

И да, Алекс Каннабис - величайший картостроитель ОФП. Кто играл, тот поймет, о чем я.

7676
42 комментария