Корейское кино на выходные: и имя ей — Месть
Пора вспомнить «как надо». Два фильма ниже — не откровение в жанре, а напоминание, что и после культовых работ у Кореи остался запал на бескомпромиссное слово с восклицательным знаком.
Важное отступление, если хотите глубже погрузиться в природу киномести: Тони Чжоу из «Every Frame a Painting» в 18-минутном видеоэссе отработал тему так, как у меня в жизни не получится. Это второй эпизод из сборника «Voir» от Netflix, однажды уже рассказывал о нем в личном блоге. Очень советую именно эту серию, нарратив как раз строится на базе «Сочувствия госпоже Месть» (2005) Пак Чхан-ука.
Я тебя жду / Missing You / 널 기다리며 (2016)
Честный взгляд на кровавую справедливость глазами юной героини
Опасный маньяк был осужден на 15 лет, но это лишь наказание за одно убийство. По второму обвинению в расправе над полицейским преступник получил оправдательный вердикт. Капитан полиции тогда умер на глазах маленькой дочери. Спустя время убийца выходит на свободу, а уже совершеннолетняя девочка не отпускает намерений о мести.
Один из самых увлекательных моментов в ревендж-муви для меня всегда был баланс сил между виновником и мстящим. Если «Олдбой» и «Я видел дьявола» игрались со сменой ролей, то «Сочувствие госпоже Месть» ввело грациозный образ женщины в знакомой функции (образ, отсылающий скорее к давнему поджанру rape-revenge movies). Были у корейцев до этого и другие, менее удачные попытки заменить молоток грубой силы женской шпилькой: например, «Принцесса Аврора» (2005) или «Монстр» (2014). Но вот «Я тебя жду» справилось куда лучше последних на том же поприще.
Главная героиня, жаждущая мести, — практически подросток, умница-отличница, мечтающая о выступлениях в оркестре. И фильм очень последователен в этом образе: девочка не научится за две монтажные склейки кунг-фу, отделая маньяка до смерти. Да, булыжник в этих хрупких ручонках все еще смертоносен, но в остальном она не способна преодолеть ту грань физического превосходства.
Однако последнее не ведет к тому, что жестокости будет меньше обычного. О нет. Кровь ведрам не хлещет, но вполне себе заливает физиономии серийников. Угловатый образ маньяка в исполнении великолепного Ким Сон-о вообще чудовищно фактурен. Предлагаю все роли маньяков отдать Сон-о — он создан для них. Make korean thrillers great again!
Прилежный образ героини и последовательность сюжета лучше всего проявляются с ведущей идеей: девочке мало банальной мести, речь идет о священной Справедливости. Парадоксально, но именно в идеалистическом взгляде подростка справедливость работает вовсе не избирательно. В ней нет места сомнениям по поводу целесообразности возмездия. Так же как и нет кинематографичной красоты в моменте торжества (или проигрыша?) правосудия.
Перед материалом я решил пересмотреть фильм. Когда роскошный саспенс и шок-терапия не замыливают глаза зрителю, знакомому с сюжетом, становится понятно, почему «Я тебя жду» не встал на одну полку с культовыми картинами. Компашка местных полицейских успевает заслужить несколько премий Дарвина, а сюжетный драйв больно уж уводит фокус от интересной героини. Фильм несется по рельсам триллерам, будто упуская важные вопросы между кадрами.
И все же в конце концов сюжет нагоняет свои мысли. На этом моменте можно сказать «прощаю»: за фактуру образов маньяков, нетипичную главную героиню, и предельно бескомпромиссный взгляд на возмездие через призму травмирующего опыта.
Без пощады / No Mercy / 용서는 없다 (2010)
Напряженный триллер по следам «Олдбоя»
Главный герой — опытный патологоанатом, который собирается уйти в отставку. Перед этим он берется за последнее дело: смерть девушки, расчлененный труп которой находят у реки. Подозреваемого быстро вычисляют, однако в этот момент похищают дочь протагониста, которая вот-вот должна была вернуться в Корею. Так, отцу предстоит пойти на многое из-за шантажа.
Если в некой больной фантазии представить, что у самобытного Пак Чхан-уковского «Олдбоя» может быть духовный наследник, то «Без пощады» — лучший кандидат. Конечно, со многими упрощениями.
Без Дантеса или Эдиповщины, но все еще валидный преемник древнегреческой трагедии. Соль Гён-гу, здорово исполняющий роль местного О Дэ-су, слепо бродит в потемках мотивации злодея и исполняет злодейские указания. Он — заложник ситуации, у которого даже нет времени подумать о расплате. Та лежит в морозильнике и ждет своего часа.
Искусство тел тут сродни искусству мести. Герой профессионально-бессознательно потрошит первые, в то время как сюжет препарирует тему возмездия. Как процесс, то и другое чрезвычайно завораживает. Но и внутри по итогу обнаруживается одно и то же: омерзительные потроха, которые вызовут шок или тошноту, в зависимости от вашей впечатлительности.
«На какие еще крайности готовы пойти корейские авторы ревендж-муви?» — спрашивает зритель. «Да.» — отвечают те. Примерно также скажу и я: жестокость, расследования, разряды напряжения в воздухе и безразмерный фатализм вы тут точно встретите. Остальные находки оставлю на откуп под просмотр.
Забавный момент: спустя годы у меня закрепилась стойкая ассоциация Той Самой сцены «Без пощады» с Тем Самым кадром из «Красоты по-американски». Да, это странно. Наверное, я поехавший. Ну еще бы, после стольких то погружений в азиатский экстрим.
О, спасибо! Я из темы мести сейчас сериал "Линчеватель" смотрю и, скажу, давно так с интересом не смотрел корейское кино
Я из темы мести сейчас сериал "Линчеватель"прикольно, как то тихо он прошел, но с диснеевскими сериалами частенько так) возьму на заметку, но бэлин, наверняка тоже будет предельно безопасно)
Отличный материал! Оба фильма не смотрел, так что пополнил список запланированного
азиатское кино, бессмысленное и беспощадное
верно лишь только второе :)
Спасибо за пост.
К своему удивлению ни смотрел ни один из этих двух фильмов.
В закладки добавил.
К своему удивлению ни смотрел ни один из этих двух фильмов.на это и расчет!)