Cereza and the Lost Demon. Внезапное открытие моего игрового года. Рассказываю, почему🌙

[ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ]

Прекрасная сказка в духе Алисы в Стране Чудес, которую я настоятельно рекомендую каждому владельцу Свича. Let's Dance!

Фирменная "узнавашка" серии

Игру я приобрёл ещё в конце предыдущего года, аккурат перед подарком от жены в виде Персоны 5. Именно поэтому "поприключаться" здесь мне довелось лишь сейчас. Будем считать, что я подогревал интерес к истории Церезы все эти месяцы, пока проходил как раз-таки Персону и Кирби.

Но, на самом деле, конечно же нет. Ничего особенного от Cereza and the Lost Demon я не ожидал, поэтому откладывал ее в долгий ящик, отдав предпочтение вышеупомянутым играм.

И как же я ошибался! Нет, конечно, и Кирби - прекрасный ремейк, и Персона - уже признанная классика. Но Церезу либо как-то обделяли вниманием совсем (несмотря на значимый бэкграунд в виде основной трилогии), либо я читал/слышал о ней преимущественно неоднозначные отзывы. Оттого лишь ярче моё восхищение игрой и недоумение от того, почему оценки оказались столь смешанными.

Cereza and the Lost Demon. Внезапное открытие моего игрового года. Рассказываю, почему🌙

🌙По традиции начинаю с геймплея

Боевая система

Для всех фанатов оригинальной трилогии Cereza and the Lost Demon, признаю, может стать разочарованием. Но не спешите с выводами. Игра ещё сможет вас удивить в плане боёвки и драйвовой "отбитости" катсцен. Всё как вы любите.

Но больше, чем на все части Байонетты, Цереза всё-таки похожа на другое творение Platinum Games - Astral Chain.

Главной особенностью игры, как и там, является возможность (или, скорее, обязанность) играть за двоих персонажей одновременно: непосредственно Церезу и Чешира - её мягкого игрушечного кота, в которого вселился безымянный "новорождённый" демон.

Собственно, на этом и строится вся боевая система, решение простеньких головоломок и прохождение НЕ ПРОСТЕНЬКИХ данжей, именуемых Тир-на-Огами (но о них чуть позже).

Cereza and the Lost Demon. Внезапное открытие моего игрового года. Рассказываю, почему🌙

Перечень способностей весьма обширен. Достаточно посмотреть на два этих деревца прокачки, которые разрастаются постепенно, по мере прохождения игры. Красное дерево принадлежит Церезе и левому джойкону, пурпурное, соответственно - Чеширу и правому джойкону.

За исключением беготни по лесу, когда брать Чешира на руки даже выгодно, дабы бегать быстрее, бо́льшую часть времени вы вынуждены сосуществовать раздельно. И это поистине интересно, хоть и немного непривычно.

Цереза отвечает за станлок противников и подпитку своего "питомца". На последнем же - вся боёвка, комбо-удары, различные приёмы и проч. и проч.

Бой с Бармаглотом, пожалуй, первый в игре, в котором ты начинаешь проникаться боевой системой, сменой облика/навыка Чешира прямо в процессе схватки. Здорово и то, что босс заточен не только под изученный последним навык, как это часто бывает, а заставляет пользоваться и прежними способностями, что, безусловно, вносит разнообразие в сражение.

И по мере прохождения Чеширу станут доступны четыре облика четырёх так называемых стихий: травяной, каменный, водный и огненный.

В игре немалое количество врагов - Фей, со своими индивидуальными особенностями. Где-то врагам нужно разбить щит или выбить их из-под земли, используя каменный облик. Где-то понадобится спустить их с небес на землю с помощью лиан травяного облика и т.д. Всё это может сочетаться в рамках одного боя и придаёт динамики.

Главной же моей проблемой вплоть до самого финала игры осталось управление Чеширом и Церезой одновременно. Иногда было действительно сложно сориентироваться, особенно когда девочка, за которую отвечает левый джойкон, оказывалась на экране справа, а демон, наоборот, слева. Дезориентация дикая! Это правда сложно.

В остальном здесь прекрасная, разнообразная боевая система, пусть и отличающаяся от трилогии. Можно, занимая выгодное положение, притягивать Чешира к себе, чтобы, возвращаясь на ручки, он наносил урон. Можно подбирать его обессиленного, создавая взрывную волну. Притягивать врагов, станлочить их, останавливать водной струёй, стрелять огненными снарядами, как из пушки. И много-много всего. В конце даже дадут сразиться со знакомым нам по серии врагом - Ангелом (точнее его копией).

Да и вообще ближе к концу игра все больше раскрывается. Здесь появляются и секции с преследованием:

И момент объединения с Чеширом в одну боевую единицу:

И даже показывают зарождение Witch Time и дают им немного попользоваться!

В общем, в плане разнообразия и постоянного расширения механик Cereza and the Lost Demon держит планку и ничуть не уступает трилогии-предшественнице.

Исследование

Говорил неоднократно, что элемент исследования - главное, за что я ценю и люблю игры. Я прощу условному Элден Рингу повторяющихся боссов за масштаб и чувство первооткрывательства. Но я никогда не проникнусь Ведьмаком с его прекрасно прописанными квестами, если меня заставят бегать по плоскому миру от вопроса к вопросу. И именно поэтому жанр метроидвании и является одним из моих любимых жанров. К слову, и в Cereza and the Lost Demon элемент метроидвании раскрывается в полной мере, несмотря на линейность. Особенно если поставить себе цель - собрать всё и вся. Но это лирика. Вернёмся к нашим Демонам.

Так вот, все вышеупомянутые способности здесь актуальны и для "внебоевого" опыта. Благодаря способностям Чешира, мы перемещаемся по лесу, решаем простенькие задачки, помогая Церезе продвигаться вперёд, и попадаем в новые, ранее недоступные места, открываем новые тропы, сундучки.

Помимо основы мы имеем несколько объектов интереса: вышеупомянутые Тир-на-Оги - местные данжи с испытаниями, Крохи, записки с лором, воспоминания и кристаллы для прокачки Байонетты и Чешира.

Забегая вперёд, скажу, что собрал их все...

Cereza and the Lost Demon. Внезапное открытие моего игрового года. Рассказываю, почему🌙

...и расскажу немного о каждой.

  • Тир-на-Оги

Своего рода участки видоизмененного Феями леса. Найти некоторые из них достаточно непросто. Находя каждую новую локацию с Тир-на-Огом, мы попадаем в какую-то параллельную реальность с трещиной в конце, а пройдя через эту самую трещину, попадаем уже в Тир-на-Ог.

Актрисе, озвучившей рассказчицу, кстати, отдельная хвала! Прекрасная работа. И мне показалось, или она озвучивала и Чешира в тех же диалогах, но другой интонацией? Тогда двойные восторги. Поправьте, если не прав

Здесь нас ждут испытания, которые делятся на два типа.

Примерно 2/3 испытаний, к сожалению, просто бои с определенными условиями, как, кстати, было и в трилогии Байонетты. Не очень их любил уже там, но таков путь. Есть испытания на время с прибавляющимся за убийства врагов таймером. Есть испытания, которые нужно пройти без урона и т.д. Честно, не лучший аспект игры.

А вот второй тип - своего рода полоса препятствий. Вот это уже чистый кайф. Просто посмотрите, как игра испытывает навык игрока управлять двумя персонажами одновременно.

Это необычно, непривычно, непросто и дико фаново! Вот ещё пример участка одного из Тир-на-Огов. Уже в одиночку.

Но ранее я писал, что Тир-на-Оги непростые. И вот, в чём загвоздка. Чтобы пройти игру на 100%, нужно выполнить все эти испытания за определённое время. А их порядка двадцати. В этом и заключается главная сложность для меня. Именно поэтому счётчик моего прохождения остановился на 97%. Оставлю это превозмогателям, задротам и азиатам. Я пас.

  • Крохи

А вот в чём я не пас, так это в поиске Крох!

Феи обходятся с ними слишком жестоко

Каждая найденная Кроха вызывала во мне бурный восторг, схожий с восхищением от каждого найденного Корока в Зельде. Ну люблю я искать всякое, хоть убей.

У каждого Крохи есть свои характеристики роста и веса, хобби и описание. Например, Прихлопок ростом с обычный молоток, весит несколько молотков и увлекается кемпингом, а Мотуша всё ещё растёт и набирает вес, а хобби у неё, что логично, физкультура. Очень мило!

Cereza and the Lost Demon. Внезапное открытие моего игрового года. Рассказываю, почему🌙

Крохи, кстати, собираются в одном поселении и развлекаются от души!

  • Записки и кристаллы

Эти два collectibles объединю. Оба не являются обязательными, но лично мне было интересно их находить. Записки раскрывают лор, а кристаллы двух видов работают на дерево прокачки Церезы и Чешира соответственно, хоть игра и проходится без полного апгрейда.

  • Воспоминания

Их не так много, и они просто добавляют страниц в нашу сказку, описывая живописные локации, на которых и были найдены.

  • А ещё костюмчики

Здесь есть костюмчики! Их выдают за выполнение определенных игровых условий. Например, за полную прокачку обоих деревьев или прохождение сюжета. Мелочь, а приятно!

Кстати, фанаты серии, не подскажете, кто эти двое на плакатах сверху? Хм...
Кстати, фанаты серии, не подскажете, кто эти двое на плакатах сверху? Хм...

И обобщая всё сказанное про исследование, хочу отметить, что лес в Cereza and the Lost Demon - один из лучших проработанных миров в играх схожего жанра, в которые мне довелось поиграть. Все эти открытия новых путей, скрытые тропинки, поиск сундуков, переходы из одной локации в другую, разные уровни (этажи) и т.д., всё это воодушевляет. Особенно я ценю связки локаций в духе произведений Миядзаки или метроидваний уровня Hollow Knight, где ты находишь какой-то путь, а потом оказываешься в уже знакомой локации, но с другой стороны, или под ней, или в месте, которое видел издали, но не знал, как туда попасть. В общем, от исследования леса я получил тонну наслаждения!

QTE

Отдельная механика, которую я так не люблю в играх, когда кроме нее больше ничего нет.

Почему я выделил ее в отдельный пункт? Не знаю. Просто мне показалась необычной именно форма ещё с момента "пробного" отрывка о Церезе, эдакой затравочке в Байонетте 3.

При взаимодействии с различными кристаллическими цветами, скрытыми лестницами и лифтами, мы видим ведьмин круг и отбиваем определенный незамысловатый ритм под танец Церезы.

Нашел скрин из тырнета, ибо футажей с QTE у меня не осталось)
Нашел скрин из тырнета, ибо футажей с QTE у меня не осталось)

Это просто прикольная механика, которая занимает достаточное количество геймплея, поэтому и отмечаю. Но если придётся кататься на рандомном лифте несколько раз в поиске какого-нибудь Крохи, то, конечно, эта механика может и изрядно так задолбать.

Но есть и более классического рода QTE. Такое я, кстати, люблю. В том же первом ЧПуке было офигенное QTE с шикарной постановкой!

Что дальше?

🌙Немного о сюжете

Как я и говорил, типичная сказка в духе Алисы в Стране Чудес. Маленькая девочка со спутником попадает в неизведанный, полный загадок лес, пытаясь из него выбраться.

Целью Церезы является помощь маме, а впоследствии и Чеширу вернуться в Инферно.

По традиции Platinum Games главный злодей известен едва ли не с первых минут, но подаётся это все равно занятно, с двойным дном, я бы сказал. Мне понравилось, хоть и ничего сверхъестественного.

В целом, это типичная история про двух спутников с избитыми тропами по типу:

  1. Знакомство
  2. Неприязнь
  3. Притирка
  4. Совместный путь
  5. Ссора/расставание
  6. Примирение/встреча
  7. Финал варьируется

Не перепутайте.

За происходящим следить интересно, а главное, это не мешает геймплею. Это мы ценим!

🌙Визуал

И я сразу хочу связать его с сюжетом. Мне дико зашёл повествовательный момент через книгу. Отличное решение. Как будто ты действительно читаешь какую-то интерактивную сказку с возможностью перелистывать страницы одним касанием экрана. Класс! Вот, что я имею в виду, когда восторгаюсь форм-фактором Свича, вот такие мелочи!

Однако, в целом, визуал - самый спорный, на мой взгляд, аспект игры. То, за что действительно можно и нужно пожурить Platinum'ов.

Нет, арт-дизайн великолепен! Это нельзя сравнить и с классической мультипликацией, и с творениями Хаяо Миядзаки, и со стандартными решениями именно в играх. Это что-то особенное. Как будто оживший, небрежно наброшенный акварелью скетч. Хотя, мб, я не шарю. Но я говорю об этом как о достоинстве игры.

Но именно разрешение, в котором игра работает, оставляет желать лучшего и снова ждать новый Свич в надежде на изменения. В игре столько восхитительных, красивейших локаций, в которых хочется остановиться, сделать скриншот, полюбоваться деталями. Но это просто невозможно из-за ужасно низкого разрешения. А в боях это вообще превращается в кашу из красок. Это просто никуда не годится. И это главный, если не единственный, минус игры.

При этом, повторюсь, Cereza and the Lost Demon - восхитительная в визуальном плане игра, которая, справедливости ради, зажата рамками Свича, увы.

Даже в меню готовки вот такая красота

🌙Музыка и звук

Я хотел добавить отрывок с главной темой всей теперь уже квадрологии Байонетты, где Цереза успокаивающе поёт Чеширу Fly me to the Moon, но, я узнал это впервые, Свич при записи подобных футажей просто вырезает музыку с авторскими правами. Шок(нет).

Поэтому держите не менее выразительную основную тему игры.

И, например, тему финального босс-файта. Ну это кайф для ушей, разве нет?

И ещё немного непосредственно в процессе боя.

Каждая локация сопровождается интересным звучанием и музыкой. Все сундучки открываются с приятным звуком. Милое пение Крох. Опять же, классная озвучка каждого из персонажей. Нам ведь так не хватает озвучки в играх от Нинтендо, верно?

Всё гармонично и уместно и работает на погружение в сказку. Блеск!

🌙Итоги

Я не ждал ничего выдающегося от приключений Церезы. Честно говоря, я не видел геймплейных роликов, обзоров, анонсирующих трейлеров и прочего. По большому счёту, я в принципе даже не знал, чего ждать от игры.

А получил выдающееся, неповторимое приключение со своими геймплейными особенностями, сказочным, добрым сюжетом, запоминающимися деталями и необычными решениями. Я нашел утоление жажды исследования. Я побывал в сказке, которую запомню и которой захотел поделиться.

Как говорится, я искал золото, а нашел бриллиант. А ведь тут я даже и золота, пожалуй, не ждал, а бриллиант все равно выкристаллизовался, лишь утвердив свою ценность.

Но впереди у меня ещё немножко контента за Жанну!

А пока, браво, Platinum! Спасибо и за новые решения, и за верность прошлым!

Если кому-то вдруг интересно, я сделал хэштег, по которому можно посмотреть мои прошлые обзоры/мнения по играм, коих пока не так много здесь.

Всем добра.

16K16K показов
1.5K1.5K открытий
33 репоста
72 комментария

Хороший гамез.

Ответить

Более чем! Сначала я думал, что моей игрой года будет первая же в году Персона 5, но тепеееерь... Та не, там вообще скала) Но это тоже величина! Столько игр, оказывается, хороших ещё не играно

Ответить

Оооооо!

Ответить

Ооооо здорова! Вынесешь второй лонг за день?

Ответить

Это какая-та Bayonetta на минималках? 🚬🥴

Ответить

Скорее спинофф в другом жанре

Ответить

И да, и нет)

Ответить