Орда. Северный ветер

Разговоры на работе - странная штука. Зачастую можно свернуть туда, куда даже не загадывал. И узнать такое, что казалось забытым навсегда.
Однажды у нас зашел разговор о том, во что мы играли на ПК в детстве. И кто-то упомянул Орду. Я несколько удивился, ведь слышал только про Horde от Toys For Bob. А это далеко не та игра о которой ожидаешь услышать историю из детства. Да еще и рассказывали о ней с таким воодушевлением…
Разумеется, я ошибся. Речь была совсем не о ней. Когда я показал скриншоты и спросил, что интересного он нашел в этой игре, будучи подростком, то ответом мне было: “Что это за дичь? Та игра называлась - Орда. Северный ветер”. И дальше следовала пространная речь о ее великолепии и гениальности.

Ну что сказать…заинтриговал, заинтересовал. Даже можно сказать - продал мне эту игру. Ведь я отправился на Авито и купил ее.

Итак. Орда. Северный ветер.

Игра настолько сурова, что обходится без заголовка на стартовом экране
Игра настолько сурова, что обходится без заголовка на стартовом экране

Вроде как стратегия в реальном времени, но с рядом черт прямиком из ролевых игр . В редких упоминаниях об игре, что в российской прессе, что в зарубежной рефреном шла мысль - что это этакий русский Варкрафт.
Возможно-возможно… эт мы еще посмотрим.

Разработчики игры - 7th Bit Labs. Это такая компания из Нижнего Тагила. Известны, в первую очередь, игрой… Орда 2, а уже потом Орда. И как бы на этом все.
Но если немного полазать в сети, то можно откопать следующее:

Основана компания была в 1996 году, и к 2001 году выпустили те самые две игры - Орда и Орда 2. Правда, вторую часть на иностранных сайтах зачастую называют expansion pack, а некий Антон Логвинов оценил ее аж 0,001 балла. И на этом все. Дальше - лишь тишина и молчание.
Но… в 2003 году появляется некая компания Antitank, подозрительно похожая на героев нашей истории. Antitank известен в узких кругах как разработчик славянской рпг - Талисман. Игра прошла под радарами игровой прессы и о ней почти ничего не написано. Я в нее немного погонял, но этого недостаточно, чтобы сделать хоть какой-то вывод. Да и не о ней сегодня речь. Возможно, расскажу позже.
После выхода Талисмана - вновь туман неизвестности. И лишь в 2006 году мелькает новость, что в России решают осваивать рынок “многопользовательских игр для мобильных телефонов”.
Для этого в Екатеринбурге на базе провайдера КАБiNET компанией Медиальт создаются игровые сервера. А для разработки игр привлекают, в том числе, некую команду разработчиков из Нижнего Тагила. Да, именно их.
Проект получает название i-Jet. И его задачей было охватить до пятой части пользователей сотовых телефонов. Такие довольно-таки амбициозные цели. Проект множество раз сменил направление деятельности, но жив и до сих пор. В настоящее время занимается созданием и продвижением социальных игр. И многим из вас он известен. Всего два слова… “Счастливый фермер”.

Вот такая вот непростая история… под стать тогдашним временам.

Но давайте ближе к телу.

В общем стало понятно, что игра та еще загадка. Ну что ж тем интереснее будет разбираться. Итак, небольшой танец с бубном, чтобы запустить игру - и вперед.
Сразу на старте встречает эпичная музыка под которую на нас вываливают пару страниц затравки игры.

Не Звездные войны, конечно, но все равно внушает...
Не Звездные войны, конечно, но все равно внушает...

Если кратко, то дело вот в чем. Были где-то на условной Руси неисследованные земли, куда или изгоняли, либо сами уходили всякие непонятные люди… друиды, маги, да колдуны. И жили они там среди птиц и зверей, пока не прознали о богатстве тех мест князья, владевшие землями неподалеку…ну и понеслось..

Окей, нам все понятно, давайте уже играть.

Перед началом игры предлагают ввести имя. Ладно, ввожу свое - не, не подходит, нет такого имени в игре. Ммм… А какое есть? Где найти? Смотрю на обложку джевела - ничего нет подходящего. Может на задней стороне? Нет, и здесь ничего такого не написано. Ну ладно, может в руководстве что-то написали… вот как раз есть в меню строчка такая: “От авторов”. Видимо, мне туда.

Тут у нас три пункта:

  • Колоритные фото разработчиков
  • Демонстрация игры
  • Помощь

И вот последний пункт крайне важен для изучения. Он, конечно, не ответит на все вопросы, но точно даст какой-то стартовый импульс к пониманию происходящего.

Первое небольшое отступление. Крайне желательно, помимо, пункта “Помощь” в игре. Полазать по форумам, группам в ВК, посвященных игре. Есть огромное количество важных мелочей о которых нигде не сказано, но знание о них очень помогает прохождению.

Вооружившись знаниями возвращаюсь к игре… Оказывается ввести надо было имя одного из трех героев игры: Олег, Игорь или Эйрик.

Каждый из героев начинает в своем углу глобальной карты.

Да. Здесь есть одна большая карта, на манер стратегий вроде Дюны, состоящая из нескольких карт поменьше, на которых мы, собственно и играем. Отличие лишь в том, что между этими небольшими картами можно переходить в любое время.
Игорь и Эйрик расположились в нижних углах, а Олег - в верхнем левом.
У Олега, кстати, самый напряженный старт - на него сразу же нападают какие-то фантомы, от которых он с трудом, но отбивается. Буду играть за Олега - он крутой… Или нет, возможно, эти фантомы призваны Олегом и нападают на диких зверей.
Каждый раз, начиная первую карту, я менял свое мнение относительно этих призраков, но так и не понял враги они или нет.

Ну вот, с героем определились, пора двигаться к достижению нашей цели.
Кстати, а что за цель то? Из вступления не очень понятно, что вообще тут надо делать. Кто вообще наши враги? Какая обстановка на местности? Обожаю ранние игры. Простор для воображения. Ну ладно будем разбираться.

Жмем “Старт” и поехали.

Интерфейс тут очень напоминает ранние стратегии, по типу тех же C&C, да Warcraft. Поэтому игрокам со стажем разобраться проблем не доставит. А тем, кто только решил прикоснуться к играм старины далёкой придется чуть привыкнуть... И главной задачей для них станет - случайно не разрушить здание, пытаясь отменить какую-либо постройку в нем. Есть там такая кнопка в виде креста, жмешь на нее, надеясь отменить постройку - а в итоге все здание идет под снос.
Но в целом все просто:

  • правая кнопка шаг в дереве назад
  • глаз это выбор возможных построек.
Орда. Северный ветер

Главное - не забыть после того как выбрали, что строить нажать кнопку “Построить”. Я так с крестьянами тормозил - выбирал их и не понимал, когда ж они все-таки построятся. А потом отменял их кнопкой с крестом… и строил замок заново.

Кстати, замок строит главный герой. Это нужно помнить. Роль замка вполне стандартна для игр подобного жанра - тут мы нанимаем рабочих для лесопилок и шахт, заказываем постройку всех зданий и складируем ресурсы да артефакты.

Графически игра приятно удивила: флажки отрядов меняют свое положение вслед за ветром, на песке остаются следы ваших солдат, над избами - дым из труб... Если лес поджечь - он будет гореть... Прикольно. И это все в игре от отечественных разработчиков в конце 90-х, когда большинству в стране было ну не до игр. Встречал замечания от обзорщиков, что графика ну так себе Но мне кажется, что они зажрались. Очень все приятно визуально.

Единственное, к чему я так и не привык - все горячие клавиши на русской раскладке. Но они не то, чтобы и прям важны. Можно приноровиться играть без них. Всего стоит запомнить две клавиши:

  • Enter позволяет выделить всех на экране. Очень полезно, чтобы не давать нашему войску разбегаться по локации.
  • Пробел находит нашего главного героя. А это очень важно - знать, где он находится. Стоит на минуту забыть про нашего воинственного князя, как он в одиночку бросается на толпы врагов и героически гибнет.

Что еще… А, ну есть дипломатия. Не такая разнообразная как в Цивилизации, но какие-то базовые вопросы урегулировать получится: объявить войну, помириться, взять или сдать квест.

- Война? - Да, Илья, война...
- Война? - Да, Илья, война...

Ну, чтобы начать игру - информации достаточно.

В первые полчаса игры я выучил несколько важных уроков выживания в этой игре:

  • лес - он очень опасный. Необходимо проверять каждую рощицу на предмет опасных зверей, иначе крестьяне могут внезапно закончиться. Да что там, у меня однажды там и сам Олег закончился. Помимо защиты крестьян от нападения диких животных, крайне важно убить в лесу медведя дабы получить возможность строить оружие победы - баллисты. Узнал я об этом на форуме, посвященном игре. Вроде так оно и есть.
  • золотая шахта - приоритет номер один. В начале игры налогов катастрофически не хватает, так что дополнительный приток золота лишним не будет.
  • продолжение предыдущего пункта - заметить, где расположены залежи золота, либо железа очень непросто. На локации залежи руды выглядят как небольшая кочка, и догадаться, что именно тут надо строить шахту… ну почти невозможно. Поэтому постоянно надо смотреть на мини-карту, где руда обозначается синей или желтой точкой.
  • армия нужна прям большая. И там должны быть баллисты.

Второе небольшое отступление. Про баллисты и катапульты. Сами по себе они не самостоятельные юниты - ими управляют “водители”. Так вот, зачастую, враги довольствуются убийством этого самого водителя, а сама техника остается целой, так что можно туда посадить ополченца или лучника - и машина снова на ходу. Прикольно сделано.

Но вот прошло некоторое время, я приноровился к особенностям игры, и дело пошло.

Единственное - долгое время не понимал, как работают фермы. Было понятно, что не так, как в том же варкрафте. Они явно не поднимали лимит населения, но однозначно как-то на него влияли.
Оказалось - все просто. Фермы тут своего рода шахты, которые генерируют очередной ресурс - население. Который также как золото, железо и дерево необходим для построек зданий и формирования ополчения.
А еще они источник налогов… И это очень важная часть игры. Можно сказать - ключевая. Ведь золото и железо в шахтах довольно быстро кончаются… И чем больше население - тем жирнее выплаты. Правда армия поглощает часть выплат, значительно уменьшая доход. Так что постоянно надо искать баланс. Интересная система - тут игре огромный плюс… Ну и да, шахты оказывается далеко не так важны, как я подумал в начале. Фермы, вот, что действительно важно.

Нужно больше ферм...
Нужно больше ферм...

Ну так вот. Сказал я, что дело пошло…но пошло оно ровно до того момента, как я перешел реку и столкнулся с Ильей - местным князем. Оказывается, пока я изучал возможности игры - тот уже отстроил огромную армию и вынес мой скромный отрядик. Но в этом бою я оценил мощь Олега - оставшись один, тот вынес чуть ли не полдеревни, и лишь с десяток катапульт смогли его остановить. Тааак, понятно, тормозить тут явно не стоит.

Начнем заново…да именно так. Так как смерть нашего героя означает полный и бесповоротный конец игры.

Небольшое отступление номер три. Вообще в игре есть горячие клавиши для быстрого сохранения и загрузки. F2 и F3 соответственно, но также есть и автосейвы “примерно раз в две минуты”. Но чтобы это узнать - необходимо нажать F1. а вот как вы узнаете про F1 - это дело случая. Вроде как эти самые автосейвы не перезаписывают ручные, но я на всякий случай периодически копировал папку с сейвами. Слишком уж велика цена ошибки.

Вскоре моя копилка знаний пополнилась следующими пунктами:

  • мельницы ускоряют постройку армии, так что 3-4 штуки желательно поставить.
  • церкви повышают мораль воинам. Вроде как должны реже разбегаться. Узнал об этом опять же на форумах. Проверить так ли это - довольно сложно. По идее они к тому же должны реже предавать, но чет не работает этот пункт. Предают, и еще как.
  • от лаборатории есть огромная польза, но как она работает - тайна великая. Отдаем туда золото и людей и вскоре появляется возможность строить новые юниты. В целом мне этого знания хватило.
Вот так вот и работает лаборатория
Вот так вот и работает лаборатория

В общем тут я не стал жадничать и собрал армию побольше. И настала битва… которой практически невозможно управлять.
У всех юнитов разная скорость, все куда-то бегут, отвлекаются на здания, на отдельных врагов… Поэтому главное правило всех сражений - превосходство в числе и качестве.
И если с первым проблем особо не возникает, то вот со вторым - сложнее. Разработчики почему не озаботились хоть как-то продемонстрировать, чем одни отряды лучше других.
Поэтому приходится руководствоваться логикой - что позже появилось, то и лучше, да внешним видом - явно рыцарь в доспехах должен быть лучше ополченца. Конечно у отрядов есть еще шкала опыта, и по идее они должны становиться лучше с набором очков. Но опять же это нигде не отражено, да и мой стиль сражений - посыл волн на врага пока тот не закончится, не очень-то способствует появлению в армии ветеранов.

Битва...не, бойня!
Битва...не, бойня!

Спустя некоторое время Илья был загнан в угол карты и уже особо не мешал мне. Даже, наоборот, он был постоянно занят разборками с местными варварами, которые расположились где-то там же. И они удачно отвлекали друг друга.
Поэтому я спокойно добрался до противоположного края карты, где меня встретил местный маг. Встретил меня мирно и предложил найти и отдать ему какой-то сиреневый камень. Ну я подумал, да согласился. Вот так я выяснил, что в игре есть квесты. И это было приятной неожиданностью.

И вот вроде все дела на этой карте закончены - пора переходить на следующую…
И здесь я получил следующий, возможно, самый важный урок: ваш князь должен идти лишь после того, как обычные воины проверят нет ли на местности волчьих ям. Это надо помнить всегда. Забыли - начинайте сначала. Очень… подлый, я бы сказал, момент в игре. Вообще, конечно, сам виноват, надо было идти в нижнюю часть глобальной карты, а не в правую.

Опять все заново. (Заново, потому что про быстрые сейвы я узнал несколько позже).
Но теперь уже проще. Все необходимые знания уже прочно сидят в голове и игра идет довольно успешно. Илья вновь загнан на край карты, теймуровцы засели где-то вдали и не беспокоят. Камень отдан Руфусу (это так того самого мага зовут). Пора переходить на следующую карту.

Нооо… тут я задумался, а так ли я был прав, отдав камень колдуну? А ну как, он зло великое с его помощью творить будет… да и вон какой-то пергамент валяется у пещеры. К ней, правда, не так-то просто подойти. А вдруг там важные данные какие…

Не, не дело. Приговор вынесен - смерть проклятому колдуну.
Но вынести приговор - оказалось самым простым пунктом. А вот привести его в исполнение заняло добрых минут 40. И лишь благодаря толпам поджигателей все закончилось успешно.

Ну вот дела на этой карте завершены, понимание о том, что происходит в игре появилось.

Пора в путь.

И здесь нас ждет последний урок - если решаешь взять в дорогу большую армию, то позаботься о достаточном количестве золота. Достаточным - это, значит, прям много его должно быть. Иначе - бунт и прочие прелести жизни нищего феодала.

А ведь впереди еще так много интересного… Но эти истории я бы хотел услышать от вас. Уверен, что кому-то эта игра все ж встречалась в те далекие времена, и, без сомнения - она всерьез и надолго увлекала. Так что, вэлком, как говорится.

Вот так я в 2024 году познакомился с игрой, которой стукнуло уже почти четверть века.

И если бы мне сказали, что в 1999 году, командой уральских разработчиков будет сделана игра, в которой я с удовольствием буду проводить время в свои выходные, то рассказывающий мне об этом, в лучшем случае, удостоился б ленивой отмашки: мол, ладно, как-нибудь да погляжу. Но все так. Это действительно хорошая игра, которая заслуживает того, чтобы про нее вспоминали немного чаще. Хотя бы потому, что это доказательство того, что наши разработчики могут делать годные вещи в любых условиях.

1717
13 комментариев

Жесть, я уж в какой-то момент своей жизни был уверен, что эта игра мне приснилась. Рад, что кто-то ещё в нее играл. Купил ее в детстве и не мог запустить - не знал какое имя ввести. Даже пытался сдать обратно в магазин, но не приняли. Чудом нашел файл с именами героев, пытался играть, но так и не осилил - то волки загрызут, то ещё какая хрень (

6

Комментарий недоступен

2
Автор

Если только как игру для соц.сетей)

О, помню такую) Игра своего времени)

1

Вводил название этой игры в поиск совершенно наугад, был уверен что ничего не найдется) Приятно удивлён)

1

играл только во вторую часть - орда 2. цитадель, но вообще не помню о чем она

Первый раз слышу, а я шарю за древние игры.