Haunting Ground - дама с собачкой

Благодаря успеху сериала Resident Evil японские разработчики из компании Capcom обрели статус эдаких корифеев (или даже чуть ли не основоположников) жанра ужасов на поприще видеоигр. Хотя фирма выпускала немало разнообразных проектов, пристальное внимание публики начиная с конца девяностых привлекали именно хорроры. Понимая причину и прибыльность ажиотажа, руководство уделяло данному направлению самое пристальное внимание, не жалея бюджетов. Параллельно с флагманским «Резиком» была выкуплена серия Clock Tower, чуть позже основана франшиза Dead Rising. А незадолго до чертовски популярного «порта» Resident Evil 4, на PlayStation 2 появился ещё один любопытный эксклюзив, оставшийся немного в тени эпических похождений Леона Кеннеди. Созданная той же командой, которая произвела на свет крайне недооценённую Clock Tower 3, адвенчура Haunting Ground исповедует философию геймдизайна предшественницы. Игра без оружия и без лайфбара, с задачей выживать любой ценой, притом что хрупкая героиня способна только убегать и прятаться. А также отдавать команды верному пёселю, сопровождающему на протяжении большей части пути.

Haunting Ground - дама с собачкой

Очаровательная восемнадцатилетняя блондинка Фиона Белли просыпается в маленькой собачьей клетке после того, как пережила автомобильную аварию, в которой, судя по всему, погибли её родители. Из одежды на ней лишь тонкое одеяло, а рядом разделывает непонятно кого на мясницком столе жуткого вида громила. Благодаря сломанному навесному замку пленница ускользает в направлении огромного угрюмого поместья, где её встречает не особо приветливая горничная по имени Даниэлла, позволяющая несчастной наконец одеться. С этого момента всё становится ещё страннее. Бугай из первой сцены оказывается дауном с характерным именем Дебилитос, он начинает повсюду преследовать девушку. Ну а горничная через некоторое время вскрывается в качестве одного из самых опасных противников. К счастью, ещё до того, как стартуют самые жёсткие догонялки, Фиона находит белую овчарку, прикованную к дереву. Освободив пса, героиня обретает единственного союзника в своём нелёгком приключении. Кстати, зовут его Хьюи, о чём легко догадаться по найденному ранее ошейнику с выгравированным именем. История динамично развивается на протяжении всей игры, множество видеороликов и сюжетных твистов оставляют приятное впечатление, а нелинейность обеспечивает мотивацию для повторных прохождений, поскольку в зависимости от некоторых действий возможны четыре различных концовки.

Haunting Ground - дама с собачкой

Геймплей вызывает противоречивые чувства. К середине нулевых былая слава классических адвенчур изрядно померкла, даже именитые квестовые сериалы (такие, как Broken Sword, например) отрастили себе экшеновую составляющую. Тем не менее, в Capcom решились практически полностью от неё отказаться. Из активных приёмов у Фионы только неказистый пендель ногой, пригодный разве что для разбивания кувшинов с призами да решения некоторых паззлов (с волшебного пинка заводится дизельный генератор!), и совсем уж бестолковый толчок руками, работающий исключительно с длинного разбега. Поэтому основное содержание игры составляет решение многочисленных загадок. Собирание предметов и поиск логических цепочек разбавляется необходимостью ныкаться от заваливающихся в помещение недоброжелателей. Когда вы сходитесь в одной точке, спрятаться уже не получится – надо пробежать две-три локации, дабы найти укромное место. Тем более далеко не в каждой комнате вообще есть укрытие. Хорониться удобно, поскольку камера фокусируется на действиях неприятеля – вы точно будете знать, когда он ушёл. Если избегать досадных контактов всё же не удаётся, у Фионы потихоньку проседает психическое равновесие, а дальше вовсе включается режим паники. При нервном срыве девица издаёт истошный крик, изображение на экране размывается. Следом ломается управление – жертва неровно бегает, спотыкается, стукается головой об стены и двери, падает на пол. В таком состоянии её легко добить парой ударов. Проходит испуг либо сам через некоторое время, если всё же получится удрать, или моментально под воздействием струи свежей воды, если рядом вмонтирована одна из раковин с краном. Гибель героини напрямую к психическим припадкам не привязана. Один из злодеев, скажем, способен её попросту пристрелить, даже испугаться толком не успеешь. К мементо мори также приводит попадание в ловушки. Но всё же неконтролируемая истерика – одна из наиболее частых причин проигрышей.

Haunting Ground - дама с собачкой

Что касается содержания головоломок, Haunting Ground – типичная игра от Capcom. Вы вновь столкнётесь со множеством запертых дверей, кучей предметов с недостающими элементами, прочими привычными заданиями. Пожалуй, едва ли не единственная нестандартная опция – взаимодействие с Хьюи. Правый аналог отвечает за отдачу команд: идти рядом, сидеть, искать, атаковать противника. Только вот беда, животное далеко не всегда ваши приказы исполняет. Шкалы «доверия» в явном виде нет, но она определённо существует. Команды приходится повторять, а за исполнение следует хвалить. Если же наоборот, ругаться и пинать ногами, пёс будет делать всё максимально неохотно, либо вовсе начнёт огрызаться на вас. Все прелести подобной концепции десяток лет спустя ощутили на себе поклонники творчества Фумито Уэды, пытавшиеся приручить летающую крысокошку в The Last Guardian. Ещё одна неприятность – после очередной серии забегов собачка запросто может потеряться на просторах замка. Совершенно не обязательно она останется ждать вас в той комнате, где вы виделись последний раз. Полагаться на Хьюи в качестве охранника тоже не стоит – отвлечь неприятеля лаем и покусами он в состоянии, а вот причинить серьёзного ущерба неспособен. Зато получить ответку – запросто, после чего на какое-то время выбудет из строя. На «харде» его вообще могут убить, что приведёт к геймоверу.

Haunting Ground - дама с собачкой

Является ли Haunting Ground в полной мере хоррором – вопрос дискуссионный. Да, тут царит вечная ночь, локации иной раз пугают деталями средневекового быта или следами крови на полу, а Dual Shock отчаянно вырывается из рук в самые напряжённые моменты, однако весь саспенс держится исключительно на беспомощности героини. Все преследователи – по сути, обычные люди, разве что с жирнющими тараканами в головах. Обилие бэктрекинга тоже плохо сказывается на общей атмосфере – повторяясь многократно, одни и те же бэкграунды постепенно перестают хоть как-то волновать. Свою лепту в победу над страхом вносят экипируемые элементы одежды. Вплоть до того, что некоторые украшения почти полностью нейтрализуют панические атаки, то бишь устраняют главную угрозу. Но геймерский азарт всё же не затухает. Игру вытягивает отличная сценарная работа, прекрасная графика, почти неотличимая от оной в Resident Evil 4 (помимо общего «движка», оформление декораций напрямую перекликается с интерьерами замка Салазара), ну и, конечно же, годами отточенная квестовая структура. Какими бы вычурными порой ни были фирменные «капкомовские» паззлы, они исправно работают, подогревая вовлечённость игрока в исследовательский процесс. Отдельный прикол для фанатов – внешность Фионы досталось по наследству обновлённому образу Джилл Валентайн в Resident Evil 5.

Haunting Ground - дама с собачкой

По итогу, не стоит всё же удивляться тому, что в пантеон культовых хитов Capcom эта игра не вошла. Её хорошо помнят и очень сильно любят фанаты олдскульных адвенчур (некоторые даже надеются однажды увидеть в списке римейков), но для широкой публики Haunting Ground осталась глубоко экспериментальным проектом. Навязчивые убегалки-догонялки ломают привычный «квестовый» ритм, порой не дают сосредоточиться на решении загадок. В Resident Evil 4 был эпизод с неспособной к активному сопротивлению Эшли в качестве ведущей героини, вносивший разнообразие в экшеновый геймплей, здесь то же самое растянуто на целую игру. Впрочем, любители такого подхода среди аудитории, безусловно, имеются, а к уровню проработки большинства игровых компонентов отсутствуют какие-либо претензии. Отговаривать тех, кто захочет попробовать, у меня нет ни малейшего повода.

Haunting Ground - дама с собачкой

(Статья взята с позволения автора из свежего выпуска журнала Great Dragon’s Dale #35)

2828
16 комментариев

Нравятся мне чём-то всё те хоррорные арт-хаусы ps2 по типу rule of rose, forbidden siren 1-2 и прочее
Во всей их неудобности и сложности есть своё очарование

3

Разбор Полётов можно посмотреть.

1

Или обзор от SirOldSchool, у него веселее.

2