Что есть персонаж?

С одной стороны, ответ на данный вопрос кажется очень простым. Персонажи — это действующие лица художественных произведений, будь то книги, фильмы, игры и так далее по списку. Они могут принимать образы как реальных исторических личностей, так и полностью вымышленных существ. Они могут быть предметами, животными, а в некоторых случаях целыми локациями вроде планет или каких-нибудь чудесных долин.

Главной же функцией персонажей является передача определённых эмоций, смыслов и, как это принято сейчас говорить, вайбов. Когда человечество осознало самих себя и мир вокруг, для объяснения разных явлений, которые они не могли объяснить, придумывались персонажи. Боги, монстры, духи, герои, злодеи и так далее. И все они так или иначе отражали заложенные в них эмоции и смыслы. Ну а впоследствии эти персонажи обрастали многочисленными историями, мифами и легендами.

Например, тот же Илья Муромец встречается аж в 53 сюжетах, в 15 из которых он главный герой. А ведь это только те, что были записаны и не утеряны. Только представьте, сколько разных историй люди придумывали про богатырей забавы ради.

И чем сильнее развивалась человеческая культура, тем сложнее и разнообразнее становились персонажи. Сейчас, во времена, когда человечество находится на пике своего культурного развития, новые персонажи появляются ежесекундно. Уверен, каждый из вас тоже хоть парочку персонажей да придумал за свою жизнь. Это естественный процесс самовыражения собственных эмоций и идей. Даже наша собственная личность — это, по сути, выдуманный нашим сознанием персонаж, чьей задачей является обеспечение выживания организма.

Так что есть персонаж? Как по мне - это один из мощнейших инструментов, чьи возможности по влиянию на людей практически не ограничены. Яркие, интересные и понятные нам персонажи сразу находят отклик в душе. И если знать, как этим инструментом пользоваться, то можно добиться многого. Хороший маскот продаст ваш продукт. Исторический персонаж вдохновит вас на великие свершения. Выдуманный маньяк научит вас не быть излишне доверчивым. Персонаж мультфильма пробудит в вас эмпатию и любовь к жизни. Ну а некоторые просто заставят хотя бы улыбнуться.

Примеров можно привести большое множество. Вы и сами наверняка можете припомнить парочку любимых персонажей, которые навсегда стали частью вас самих.

Но раз уж мы разобрались, что персонажи - это инструмент, то давайте разберёмся в нём подробнее.

Что есть персонаж?

Знакомство с персонажами

Чтобы наш инструмент работал исправно, ему требуется особая настройка. Под разные нужды эти настройки также будут отличаться. Главное знать, что именно настраивать и в какой последовательности.

Роль в сюжете

Первое, что нужно определить, когда придумываешь персонажа, даже не образ, внешность или имя, а его роль в сюжете. Да, такой подход кажется контринтуитивным, но тут есть своя логика. Для начала задайте себе вопрос: Зачем мне нужен тот или иной персонаж?

Бывает в голову приходит образ реально крутого персонажа, которого сразу хочется добавить в сценарий, книгу или в ролевую, но когда он оказывается в повествовании, то обнаруживается, что он ни к селу ни к городу. Главного героя он никак не раскрывает, сам по себе тоже к истории отношения как будто не имеет. По итогу перетягивает внимание на себя, а сюжет вперёд не двигает.

Новые Звёздные Войны особенно любят этим грешить. Помните этого персонажа? Вот и я нет.
Новые Звёздные Войны особенно любят этим грешить. Помните этого персонажа? Вот и я нет.

Поэтому, чтобы таких ситуаций не возникало, следует хорошо представлять структуру сюжета, и то как персонажи взаимодействуют друг с другом внутри неё. В статье о сюжетных линиях персонажей мы уже говорили, что бывают основные, второстепенные и мировые/третьестепенные сюжетные линии. Роли персонажей распределяются в соответствии с этими линиями.

Учитывая это, мы можем дать три ответа на вышеуказанный вопрос:

  • Мне нужен персонаж, чьи действия непосредственно влияют на сюжет и двигают его вперёд. То есть мне нужен Главный герой.
  • Мне нужен персонаж, который раскроет и дополнит образ главного героя и сюжет в целом. То есть мне нужен Второстепенный персонаж.
  • Мне нужен персонаж, который не будет сильно влиять на основной сюжет, но который поможет создать нужную мне атмосферу. То есть мне нужен Третьестепенный/Мировой персонаж.

Как вы можете видеть, все эти роли соответствуют аналогичным сюжетным аркам: Основной, второстепенной и мировой.

Мы можем представить это в виде графика, где:

  • Фиолетовая кривая. Сюжетная линия главного героя.
  • Оранжевая кривая. Сюжетная линия второстепенного персонажа.
  • Лазурная кривая. Сюжетная линия мирового/третьестепенного персонажа.

Соответственно точки пересечения - это моменты где разные линии персонажей оказывают ключевое влияние друг на друга.

Что есть персонаж?

Если кто-то из персонажей начинает претендовать на роль другого, то история начинает перекраиваться сама собой, так как смещается фокус повествования. В некоторых историях это идёт на пользу основному сюжету (например в Гарри Поттере, когда роль персонажа Северуса Снейпа становилась всё более значимой), а в других наоборот рушит его структуру (это хорошо видно в оригинальном фильме «Лига Справедливости», когда из-за большого количества разных персонажей, не удалось толком раскрыть никого).

Что есть персонаж?

Характеристика персонажа

Когда мы определились с ролью персонажа, можем перейти к его внешности, имени, способностям и остальным характеристикам. Помните, что в первую очередь персонаж должен вписываться в выбранный вами сеттинг, тобишь мир. Но давайте пройдёмся по всему по порядку.

  • Внешность и физические данные.

Внешний облик вашего персонажа играет важную роль в его восприятии, как зрителями/читателями/игроками, так и другими персонажами. Внешность сама по себе может рассказать историю и представить характер персонажа. Какую одежду он носит? Есть ли украшения, шрамы, татуировки? Крупный он или наоборот худощавый? Какая у него причёска? Какой голос и манера общения?

Чем на большее число вопросов о внешности вашего персонажа вы ответите, тем легче вам самим будет легче представить его образ в голове. Ну а в наше-то время с бесконечной базой референсов и нейросетями, визуализировать внешний вид своего персонажа становится всё легче.

  • Черты характера и архетипы.

Характер - это то что делает персонажа живым и многогранным. Положительные и отрицательные качества придают персонажу глубины, а также очерчивают паттерны его поведения. Например если у персонажа есть качество - благородство, то он не будет наносить удары в спину. Если есть качество - коварство, то он будет искать нечестные способы победы над противником.

В формировании характера, также можно обратиться к известным архетипам, шаблонам готовых персонажей. Сейчас этих архетипов появилось большое множество (чего только стоят японские цундэре, яндэре, кудэре и так далее-дэрэ). Не бойтесь обращаться к ним, мешать друг с другом и экспериментировать с сочетаниями разных архетипов и черт характера.

  • Навыки и способности.

Определите, какими навыками или способностями обладает персонаж. Это могут быть как физические способности (сила, ловкость), так и интеллектуальные (умение решать загадки, стратегическое мышление) или даже магические (если речь идет о фэнтези).

Мотивация, цели и принципы

Помимо просто черт характера, персонажа также определяют его личные цели, мотивация и принципы по которым он живёт.

  • Личные цели.

Каждому персонажу нужно задать цели, к которым он стремится. Они могут быть как краткосрочными (например, выиграть бой), так и долгосрочными (найти потерянного родственника).

Мотивация по Маслоу
Мотивация по Маслоу
  • Мотивация.

Мотивация - это то, что движет персонажем, то что заставляет его вставать по утрам и двигаться к выполнению своих целий и желаний. Это может быть страх, жажда власти, любовь, месть или стремление к справедливости.

Главное, чтобы мотивация была убедительной и обоснованной логикой. Именно хорошо проработанная мотивация позволяет нам сопереживать или наоборот ненавидеть того или иного персонажа.

Чтобы проверить мотивацию своего персонажа можете задать себе следующие вопросы:

  • Почему персонаж стремится к заданной цели?

Что в его прошлом или настоящем подтолкнуло его к этой цели? Есть ли личные, эмоциональные или рациональные причины, объясняющие его стремления?

  • Какие жертвы он готов принести ради её достижения?

Готов ли он пожертвовать своими принципами, отношениями с близкими, своей безопасностью или даже жизнью ради своей цели? Какие компромиссы он готов принять?

  • Как поведёт себя персонаж если не сможет достичь своей цели?

Потеряет ли он веру в себя или найдёт новый смысл и новые цели? Как неудача повлияет на его характер и дальнейшие действия?

  • Принципы.
Праведное добро или соблазнительное зло?
Праведное добро или соблазнительное зло?

Принципы, как и черты характера определяют паттерны поведения персонажа. Эти принципы могут варьироваться от моральных до этических и обусловлены общественными, религиозными или личными установками. Вот несколько важных аспектов, которые помогут лучше понять принципы вашего персонажа:

  • Моральные установки.

Персонаж может руководствоваться определёнными моральными нормами, которые определяют его поведение в различных ситуациях. Это могут быть такие качества, как честность, сострадание, честь, справедливость или наоборот, какие-нибудь аморальные качества, вроде безжалостности, жадности, бесчестья и т.д.

  • Этические принципы.

В зависимости от сеттинга, персонаж может придерживаться определённых этических норм, связанных с его профессией, общественным статусом или культурными установками. Например, самурай может придерживаться кодекса чести бушидо, а рейдер из пост-апокалипсиса быть каннибалом.

  • Религиозные убеждения.

Если ваш персонаж верующий, его принципы могут определяться его религиозной философией и доктринами. Это может включать как обязательства перед своим божеством, так и моральные предписания.

  • Личные убеждения.

Эти принципы могут быть уникальными для персонажа и определяться его личным опытом, историей и убеждениями. Например, персонаж может придерживаться убеждений, которые проистекают из его семейного или образовательного фона.

История, предыстория и отношения.

После того, как образ нашего персонажа наконец-то сформирован, то мы можем переходить к самой интересной части, а именно к проработке его истории.

История.

Когда я говорю об истории персонажа, то имею ввиду именно тот период, который происходит в ходе сюжета того или иного произведения. Это тот рассказ, который вы хотите представить читателям или игрокам.

История определяет, как персонаж развивается по прохождению своих сюжетных арок, какие испытания он проходит, какие решения принимает и как справляется с трудностями.

В контексте нарративного дизайна построение хорошей истории - это тоже самое, что и построение хорошей структуры сюжета. Поэтому хорошо подумайте о том, к чему именно вы хотите привести вашего персонажа, какой будет финал у его истории.

Примечание: со структурой сюжета можно ознакомиться в этой статье:https://vk.com/@-223138902-globalnyi-konflikt-i-suzhetnye-arki-personazhei

Предыстория.

В отличии от истории, предыстория - это обычно то, что остаётся «за кадром», либо не показывается в рамках основной сюжетной линии. Обычно она включает в себя происхождение персонажа, его семейные узы, образование, профессиональные навыки и опыт. Это помогает определить его начальные возможности и ограничения, а также то, как он оказался там, где он сейчас.

В остальном же хорошая предыстория работает также, как и обычная. Есть своё вступление, конфликт, развитие, кульминация и завершение.

Отношения.

Отношения персонажа с другими играют важную роль в его истории и взаимодействии в рамках сюжета. Это могут быть друзья, враги, семья, коллеги, романтические партнеры или домашние животные. Отношения определяют, как персонаж взаимодействует с другими и какие эмоции они вызывают у него.

Так что же есть персонаж?

Как я указал в самом начале статьи, персонаж - это гибкий инструмент для передачи идей, смыслов, эмоций и вайбов. Персонажи - это не какие-то болванчики для заполнения сюжетного пространства, они буквально двигатель всей истории.
Поэтому при разработке своих историй уделите им особое внимание. Хорошо прописанные персонажи сами по себе создадут вам сюжет, нужно лишь немного подтолкнуть их в правильном направлении.

66
5 комментариев

Отличная статья :) продолжение еще будет? Как то немного без заключения все закончилось

Ответить

Продолжение будет) Я планирую целую серию статей про нарративный дизайн и смежные темы) Про заключение кстати хорошее замечание) Я наверное, прямо сейчас дополню статью Коротким выводом, чтобы законченность как раз лучше читалась) Спасибо)

2
Ответить

Дописал заключение)

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Кстати пример с чёрным самураем из последнего ассасина - хороший пример, как не правильно использовать персонажей, в контексте нарративного дизайна.

1
Ответить