QT — архитектор звука Хаски

Романтично стоял с сигареткой в зубах у падика, мерно падал снежок, был приятный тихий вечер, а в наушниках играла песня Славы Марлоу — «запретить».

Я ее послушал спустя тыщу лет после выхода и в очередной раз понял, что Слава лучше всех чувствует, что такое поп-песня и как она должна работать. И в очередной раз понял, что Слава был архитектором звука Моргена. Наверное, и без него Алишерчик мог нормально повеселиться в чартах, съесть деда и объебаться всем на свете, но такого мощного и, главное, узнаваемого саунда у него бы не было.

Я почти не слушал новых песен Моргенштерна, потому что, чувствуется, он устал прям дико угарать, его больше не прет так сильно, как в лучшие времена, и все это превратилось в скучняк — в просто нормальную коммерческую музыку. Безумия там стало значительно меньше, хотя условная рекламная кампания ставок — это просто лютое оралово. И рискну предположить, что стало немного скучнее не только потому, что не осталось новых видов объеба и запала, но и потому, что рядом больше нет Славы и его звука.

Как нет рядом с Хаски битмейкера QT.

QT — архитектор звука Хаски

Даже не знаю, что я люблю больше: «Автопортреты» или «ЛПВЛ» в плане лирики. Сложный вопрос, потому что на «Автопортретах» еще нет никакой претензии, нет ощущения: поймал, нашел, выхватил, — просто хорошие стихи, положенные на грязные биточки. А вот на «ЛПВЛ» к этому уже прибавляется музыка. Даже не музыка — форма.

Особенно хорошо это слышно на примере песни «Пироман». Как только к ней прикасается рука QT, она вдруг приобретает невиданную мощь, хотя была придумана и спета многим раньше, под другой инструментал. Тогда все это просто физически не могло стать популярным, потому что между музыкой и словом не произошло щелчка — этого поймал, нашел, выхватил.

Ловцом оказался Толя QT со своими минималистичными битами, винтажно-томными текстурами сэмплов, скрэтчами и очень живой ударкой. Получился альтернативный рэп, в лучших своих проявлениях — «Фюрер», «Мультики», — выходящий за границы жанра достаточно далеко и надолго.

Они выросли вместе с Димой — от «Автопортретов», где и музыка, стилек уже виднелись, но не сформировались полностью, до «ЛПВЛ», где все сошлось. Толя смог найти баланс между уникальным, фирменным звучком, и марловским чувством поп-песни. Это было стопроцентным попаданием — и слова зазвучали на всю необъятную.

Биты Толи просто попали в Димину лирику и подачу (если вообще не сформировали ее). В них всегда довольно много места, они лаконичные, в меру шероховатые и в меру долбящие, — вторящие поэтике Хаски, его образу, его настроениям, его героям.

Музло QT позволяло кайфануть всем: любителям сложным ебальников, любителям беллетристики и 808-ых. Но главное, оно смогло разрядить текст, стать неким громоотводом, придать легкости Диминым языковым витиеватостям. QT смог забрать на себя частичку внимания. Написать аудиостих ничем не хуже, чем Хаски.

Некоторые песни Димы — довольно сложные, многослойные. Иногда он суперски подбирает образный ряд или глубоко прячет идею за штабелями подогнанных метафор (условная «Детка-Голливуд» и ее комментарий к «обществу спектакля»), но QT делает эти песни и идеи внутри заметно легче, сформулированнее.

Это не про прямолинейность, а про соразмерность формы и содержания, про проникновение одного в другое. И вдруг все эти поэтические нарративы и странная подача стали понятны, доступны и проданы миллионам людей.

Разумеется, сыграло еще и то, что такого было в принципе мало; условный образ Раскольникова на адидасе притягивает. Хаски того периода легко можно собрать по меметичным вещам (а я уже писал как-то про важность облака тэгов вокруг исполнителя на примере Фараона): три полоски, лысина, клипы, подача, обложки и афиши, загадочность, афористичность.

Но и музыка QT — это еще один важный и неотъемлемый, хоть и не такой очевидный тэг, из которого состоит лучшая версия Димы Хаски.

Для меня звук QT такой же яркий, образный, как черный костюм адидас, как панелька, как «хочу быть автоматом».

Хаски — архитектор звука Хаски

Слушая все новые песни Димы, вспоминая «Хошхоног», никак не мог найти ответ на вопрос, кто же является новым архитектором его звука.

А потом понял, что, работая с разными битмарями, постоянно пытаясь найти и придумать новое, Хаски сам становится архитектором своей музыки, как сам любит снимать и придумывать клипы, короткометражки.

На «Хошхоноге» много хороших песен и много хороших битов; из новых синглов, сайд-проектов и желания сконструировать «Русский альбом» тоже иногда вырисовывается что-то интересное и стоящее, но лично для меня все это звучит в разы менее интересно, чем совместные с QT работы.

Во всех новых песнях Хаски чувствуется разрозненность и невозможность битмарей дотянуться до уровня Димы, разговаривать с ним вровень на треке, написать аудиостих, какие писал QT.

Хаски находит ебущие биты, пытается экспериментировать, пишет сам, — старается, в общем, сам выдумать свой новый звук, но с точки зрения видения музыки не может тягаться с QT, — как Толя, я думаю, никогда не сможет перечитать Диму на бите.

Сейчас, когда я об этом подумал, то выстроилась в голове картинка: Хаски все эти годы ищет то, что потерял с уходом QT. И никак не может найти. Сейчас у него нет достойной его уровня музыки под рукой. Приходится перебиваться всякой-всячиной, искать лазейки, искать возможности, людей, неочевидные варианты, но все это отдает наебаловом.

Мне нравится «Хошхоног» (в том числе инструментально), нравятся некоторые новые синглы, но каждый раз, когда я включаю их, то чувствую, что эта музыка — просто прикольная, хорошо сведенная, модная или неожиданно экспериментальная, немного безумная или веселая, — то есть она не плохая в принципе-то, не пустая, не тупая, — просто относительно его текстов, его работы с подачей, его образности, она — фоновая, чтобы Димась навалил интересного рэпа. В ней нет равноценного содержанию и подаче стиля, градуса, смысла.

Если звук QT находился в постоянном диалоге с лирикой, уравновешивал ее, что-то прятал, что-то подсвечивал, создавая многослойность, определенный тон и уровень, то нынешний звук просто подыгрывает, подтанцовывает Диме, на самом деле, тормозя его развитие как рэп-артиста с уникальной, безумно крутой подачей.

Он идет на поводу у этой музыки, возможно даже подстраивает под нее содержание, но ничего действительно впечатляющего из этого не извлекает, хотя в силу таланта, чуйки, визионерского скилла, все еще звучит местами вполне убедительно и круто, закрывая харизмой, экспериментами, классной лирикой, музыкальные дыры, пытаясь хоть что-то вытянуть, хоть как-то присвоить, на самом деле, чужеродный, неравноценный себе звук.

И пока Дима не найдет нового архитектора для своей музыки (или пока у него не получится самому делать на должном уровне), он все время будет звучать половинчато — как бы круто, интересно, но...

и вот это «но», которое эдлибами-союзами врывается в сознание каждый раз, когда я слушаю новую песню Хаски, смущает меня и не дает возможности поверить всему, что происходит в наушниках настолько же сильно, насколько я верил этому раньше, — когда QT заводил свою пластинку, а Хаски пел свою музыку.

больше текстов в паблике вк

и еще больше в тг-канале

22
4 комментария

Все бы вот заебись, но манера читать отвратительная. Сука, когда хочется "сложного" хипхапа, то втыкаю в Ножевые незабудки или Он Юн, а может и 2h Company с Птицу Емъ

2
Ответить

это да. ну и на концертах того времени в маске этой он запоминался

Ответить

песня Славы МарлоуАга, очередной "его" минус так я и поверил

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить