Hibike! Euphonium или Конец выступления

Закончился долгожданный 3 сезон франшизы "дуделочек", так горячо полюбившихся мне. Местами спорный, но всё же держа планку на стандартно высоком уровне для себя, KyAni заканчивают историю ансамбля, идущую на экранах вот уже 9 лет.

Hibike! Euphonium или Конец выступления

Предыдущий фильм, о котором я тоже писал, получился очень спокойным и не богатым на события, эдаким затишьем перед бурей, которая ожидалась в заключительном сезоне франшизы. Ведь не зря же нам тизерили нового персонажа Маю Куроэ с эуфониум в руках, которая должна была и стала соперницей Кумико за сольную партию на музыкальном инструменте. Но обо всём по-порядку.

Третий сезон с ходу забрасывает нас в новый учебный год, в котором всему коллективу предстоит поработать так, как никогда до этого, пройдя на префектурный конкурс и в этот раз выиграв конкурс и золотые медали, наконец отпустив старые сожаления и с гордо поднятой головой выпуститься из школы, прямиком во взрослую жизнь, полную новых событий и впечатлений.

В этот раз, Кумико и компания уже выступают в роли семпаев, так как являясь выпускной группой, им необходимо передать эстафету новеньким ребятам, попутно разгребая проблемы не только в учебе и подготовке к национальному конкурсу, но и определяясь со своим будущим. Именно это и станет центральной веткой сюжета, в лице главной героини Кумико, проецирующей все эти мысли и идеи через себя для зрителя.

Поэтому, хоть аниме и является музыкальным и нам действительно безостановочно показывают жизнь оркестра, взаимодействие старичков и новеньких, упор в этот раз идёт на психологию и личности, взросление одних и принятие себя у других. Студия, возможно из соображений экономии, а может такой и была идея, намеренно отказалась повторяться и показывать нам, по сути, те же самые события, предшествующие финальному концерту. Конечно, всем нам нравится и классическая музыка оркестра и их аранжировка, однако убрав из хронометража длинные проигрыши композиций, освободившиеся минуты не пропали даром и их посвятили персонажем, к которым мы уже так прикипели, позволяя погрузиться во внутренние переживания отдельных личностей, а не оркестра как единого и живого организма. Точнее не так - весь сезон, всё происходящее так или иначе сводится к Кумико, ее личностному росту и прогрессу и, параллельно, взрослению других членов коллектива.

И если мелкие ссоры и недопонимания, к которым мы уже привыкли, проходят быстро и почти без задоринки, то вот центральный конфликт, который нам так тизерили, на деле оказался не то что бы фикцией, но ширмой, а ещё лучше сказать функцией, так как персонаж Маю добавлен исключительно для того, чтобы с помощью неё развить линию Кумико, её саму как личность и помочь ей выбрать свой путь в будущем.

Да, на бумаге она её соперница, нам часто говорят, что они похожи, однако добрую половину времени на экране она только и делает, что повторяет одни и те же фразы, постоянно недоговаривая свои мысли, вызывая недопонимание и безостановочно пытаясь "забайтить" Кумико на реакцию, ответное действие или что-то ещё. Мы не успеем к ней привыкнуть, полюбить её, проникнуться чувствами к её "печальной" истории, которая на деле получается до боли мелочной и при этом, всё что она делает, это выполняет свою роль и функцию и только. Вот что в итоге меня разочаровало. Её миссия ясна и понятна, задумка студии удалась, однако то, как и главное когда это реализовано в сюжете всей франшизы вызывает сомнение.

Зато что точно удалось, а точнее не опустилось ниже уровня и даже возросло, так это картинка и анимация. KyAni по-прежнему на коне и невероятно талантливо рисуют, в новом сезоне нет ни одной серии, где они бы решили схалтурить или сэкономить. Бесчисленное количество задников, индивидуальный дизайн персонажей, даже статисты являются не клонами друг друга, а разными и непохожими людьми. И всё это в уже знакомой, но полюбившейся обёртке, которая так сладко выглядит в плане работы со светом, всякими отражениями и ракурсами оператора, благодаря которым тебе кажется, что ты смотришь полнометражку, а не сериал.

Конечно, чардиз и прочее всегда на любителя, но я считаю, что тут им нет равных, в плане проработки деталей и качества рисунка это одна из лучших, если не лучшая, аниме-франшиза. В которой, к слову говоря, такое большое количество персонажей, где каждый зритель сможет найти себе любимицу на любой вкус и под свой фетиш.

Другим может не прийтись по нраву серьёзность происходящего и относительно взрослые разговоры учитывая возраст учеников, потому что порой вспоминая себя из реальной жизни, ты вдруг обнаруживаешь, насколько оказывается был инфантильным и глупым. Понятное дело, что это художественный приём, однако я считаю, что он идёт "Эуфониуму" только на пользу, во-первых не позволяя скатываться в ряды глупых тайтлов, а во-вторых банально помогая адекватно воспринимать происходящее, где персонажи перед тобой похожи на живых людей, пусть и слишком фанатично заряженных идеей, а не архитипичных болванчиков для фансервиса, работающих строго в рамках своего образа. Тут можно и нужно слушать диалоги, а не пытаться поскорее дойти до момента, когда станет интересно и финальный сезон лишь закрепляет эту идею, начатую много лет назад. Да и вообще, само аниме настоящий кладезь для разбора типажей людей, психологии выделена одна из ведущих позиций.

Весь сезон борясь сами с собой и дрязгами внутри коллектива, само собой под конец они находят выход и решают проблемы, каждый понимает и встаёт на своё место, потому что только так этот живой организм, под названием оркестр, может существовать и дышать. Любая неприятность одного задевает всех, а значит и решать нужно сообща.

Те, кто беспокоились из-за симфоний, спешу заверить - в конце вы таки получите свою дозу музыки, полноценную, а не урезанные варианты на тренировках. Для остальных же, финальная серия наполнена ностальгией к ушедшей эпохе Китауджи всех ведущих персонажей школы, в которой каждый год бесконечным циклом приходят и уходят новые дети, становящиеся участниками безумного крутого школьного оркестра. Талантливые и эгоистичные, добродушные и трудолюбивые, серьезные и веселые, тут найдётся место всем и каждому, лишь бы было желание, мечта и цели, совпадающие с другими участниками коллектива.

Это аниме, эта франшиза, она буквально пропитана духом японского коллектива, который так ярко и душевно нам показали аниматоры и художники, сценаристы и сэйю, монтажеры и режиссер из студии KyAni. В которой, на минуточку, тоже самое главное - это крепкий, здоровый и надёжный коллектив. И когда он действительно таким является, это всегда заметно и в итоге мы с вами получаем замечательное аниме и экранизацию, не уступающую мэтрам всей индустрии и задирающие планку для всех остальных, показывая, как надо создавать свою мечту и что они не зря кушают и получают свой хлеб (рис(рыбу)).

Хотя опять же, пик их мастерства был показан в "Лиз и синяя птица", ставшим одним из моих любимейших аниме. В художественном плане это лучшее, что было во франшизе, однако без контекста предыдущих сезонов полноценно оценить и прочувствовать у вас не получится. И если что, я не принижаю финальный сезон, а скорее хочу отметить, чтобы у вас не возникало чересчур сильных ожиданий из-за моих слов. Этого вообще нужно стараться избегать, но я к тому, что пускай их уровень действительно высок, выше головы они не прыгнули, а именно что довели до конца в лучшем варианте, как это они умеют.

Мои девочки

Да, пускай в самом конце после титров история закольцевалась, показывая круговорот земной жизни, однако финальные минуты не подарили мне настоящего покоя. Знаете, как это бывает, когда "недоговорил", вот тут тоже самое, хочется поставить точку не карандашом, а ручкой, чтобы не стереть. Поэтому, я всё же не хороню надежду, что в будущем мы получим ОВУ, в которой нам покажут обозримое будущее, дать нам возможность увидеть, кто и чего добился в жизни, каким путём пошёл, где обрёл своё место и в очередной раз насладится прекрасной картинкой и музыкой в компании с любимыми "дуделочками".

ЗВУЧИ, ЭУФОНИУМ! Мы тебя услышим всегда!

Hibike! Euphonium или Конец выступления
2222
9 комментариев
Автор
Ответить

Внесу небольшую лепту негатива конкретно по 3 сезону:
Есть одна фундаментальная проблема, которая потянула за собой ещё несколько - это скомканность. То, что ранее заняло 2 сезона (1 школьный год), теперь - 13 серий. Из за этого мы получили:

1. Отсутствие какого либо раскрытия персонажей за пределами Кумико и Рейны (сейчас могу вспомнить только контрабасиста с проблемой на 1,5 серии).

2. Маю, которая существует ради одного - отобрать соло у Кумико и создать, хоть и крутую, но одну сцену - концовку 12й серии. Она как пришла - так и ушла.


Это всё ещё великолепная франшиза, которую я буду не раз и не два пересматривать, но спасибо "внешним" факторам - закончить не без проблем не получилось

1
Ответить
Автор

Поспорю, потому что всё равно считаю, что повторное затягивает сюжета лучше не сделает. Экранизировать ещё один год в два сезона нет смысла, потому что по концепции, банальному расписанию событий он такой же, за исключением того, что экзамены, поступление и прочее. Поэтому в очередной раз проходить одни и те же тропы, может новыми персонажами, мне не хочется, а раскрывать новичков слишком сильно тем более, так как продолжения с ними не планируется.
Про Маю я сам так и написал, что персонаж функция и не более? Расстроился из-за этого ли я? Немного, но не сильно, думаю не я один такой на свете.

Кумико и Рэйна центральные персонажи, точнее единственные, что остались и пускай ими и остаются. Переключать внимание и делать новых главных героев нет смысла, получится еще более скомкано, да и мне не сильно интересно, потому что предыдущие интересные ребята уже выпустились в прошлом.

2
Ответить

Дуделки очень хорошо закончились. Я до последнего момента думала, что будет условный хэппи энд для Кумико с ее соло, но подсознательно хотела, чтобы студия не делала его, так как концовка от этого получилась бы только лучше. Единственный минус только в том, что лично мне ооочень не хватило раскрытия Маю, у нее было слишком мало времени для этого. А так, овашку вряд-ли стоит ждать, так как студия идеально завершила всю историю.

1
Ответить