Как снимаются погони

Изобретательно снятые и лихо смонтированные автомобильные погони – это одни из главных козырей в рукаве создателей боевиков. При должном уровне мастерства и зрительской любви к фильму подобные сцены нередко обретают культовый статус и становятся доминирующей ассоциацией, связанной с фильмом. Например, так произошло с картинами ГРАН-ПРИ (1966) и ФРАНЦУЗСКИЙ СВЯЗНОЙ (1971). Уже мало кто помнит, о чем эти фильмы, но сцены автомобильных погонь из них еще живы в воспоминаниях некоторых синефилов.

Кадр из фильма "Французский связной"
Кадр из фильма "Французский связной"

С усовершенствованием съемочной техники и развитием цифровых технологий погони и автомобильные трюки вышли на новый уровень зрелищности. Кинофраншизы ФОРСАЖ, Бондиана и Борниана временами впечатляют не на шутку. В статье расскажу, как чаще всего снимаются и ставятся автомобильные трюки в больших голливудских фильмах.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Съемкой экшн сцен, как правило, занимается вторая съемочная группа во главе с режиссером, постановщиком трюков и супервайзером по спецэффектам. При этом работа нередко идет параллельно со съемкой основных драматических сцен, которыми всегда занимается режиссер-постановщик всего проекта. Чем сложнее трюк, тем тщательнее к нему проходит подготовка. Но это, разумеется, в теории, а на практике все происходит по-разному. Времени всегда в обрез.

Если трюковая автомобильная сцена потребует серьезной компьютерной обработки, как в случае с экшном в марвеловских опусах , то эпизод всегда предварительно превизуализируется на компьютере. Помимо этого все автомобили, участвующие в трюках, проходят техническую подготовку и обкатку. В салон автомобиля вваривается каркас безопасности, а дверные панели и передний бампер усиливаются ребрами жесткости, чтобы металл при первом же ощутимом столкновении не рвался на части. За руль же садится каскадер, специализирующийся на вождении.

Мартин Иванов дублирует Дэниела Крейга в "Кванте милосердия"
Мартин Иванов дублирует Дэниела Крейга в "Кванте милосердия"

Одним из лучших в этом деле является наш соотечественник Мартин Иванов, дублировавший за рулем героя Дэниэла Крэйга в «Бондиане», Мэтта Дэймона в «Борниане» и Джейсона Стэтхема в "Форсаже: Хоббс против шоу". На счету Мартина три каскадерских премии Таурус. Итак, в эпизоде с эффектной погоней по улицам Лас-Вегаса за рулем Dodge Charger сидел Мартин, а не Мэтт. За полгода до съемок каскадерскую группу собрали в Лос-Анджелесе для подготовки, чтобы они протестировали трансмиссию, тормоза и управляемость машин. В салон Dodge, как и положено, вварили каркас безопасности, также автомобилю отключили противобуксовочную и противозаносную системы. Из интересных особенностей, пожалуй, отмечу замену ручного тормоза кнопкой рядом с педалями. При нажатии включался компрессор, который блокировал задние тормозные диски. С одной стороны это было удобно, потому что во время вождения руки у каскадера все время могли быть на руле, но с другой – «ножной» ручник срабатывал чуть с большей задержкой, и сила нажатия не регулировалась.

Мартин Иванов дублирует Мэтта Деймона на фильмах о Борне
Мартин Иванов дублирует Мэтта Деймона на фильмах о Борне

СЪЕМКА

В окончательный монтаж фильма войдет несколько минут динамичного действа на дороге, но съемки этих кадров всегда отнимают кучу времени и сил. При этом прикладывать усилия приходится не только производственной группе на площадке, но и административному отделу, который решает бюрократические вопросы, связанные с получением разрешения на съемки. В штатах, где городское руководство привычно к съемкам, с этим чуть проще чем у нас. Погоня Dodge Charger за бронированным фургоном по оживленной улице снималась в Лас-Вегасе в течение двух недель по ночам. Киношникам выделили полосу для езды. При этом крайний ряд они всегда оставляли свободным на случай проезда пожарных машин или карет скорой помощи. Основная сложность заключалась в синхронизации всех действий и соблюдении скоростного режима. На разных участках шоссе автомобили разгонялись до 80 км/ч.

Чаще всего погони снимают с автомобильного крана по типу Russian Arm. Ригг крепится на крыше мощного внедорожника, как правило, Porsche Cayenne или Mercedes ML AMG. Если бюджет позволяет, то в воздух дополнительно поднимается вертолет или дрон. Частота съемки зависит от характера и стилистики экшна. К примеру, если режиссер-постановщик планирует замедление или эффект «слоу-мо», то камера снимает в рапиде.

Кадр из фильма "Квант милосердия"
Кадр из фильма "Квант милосердия"

Борн снимался со стандартной частотой, поскольку у фильма документальный стиль и довольно агрессивный монтаж. Помимо машины с камерой по дороге ездил автомобиль, с которого снимались панорамы ночного Лас-Вегаса. Панорамы снимаются для последующей работы на постпродакшн этапе. полученные изображения используются при воссоздании вида за окном в тех кадрах, где актера показывают в салоне автомобиля. Обычно голливудских звезд снимают отдельно, чаще в павильоне на подвижной платформе с хромакейным фоном. Помимо этого панорамы могут пригодиться при создании сцен в графике. Так было в последних киносериях франшизы ФОРСАЖ, окончательно скатившейся в жанр ненаучной фантастики. Этот фильм изобилует не только реальными трюками, но и полностью компьютерными кадрами.

Кадр из фильма "Джейсон Борн" 
Кадр из фильма "Джейсон Борн" 

Перевороты и опрокидывания исполняются при помощи азотных пушек, пневматических подъемных устройств, пандусов или трамплинов. В БОРНЕ использовался пандус для прыжка на крышу фургона. Трюк снимался вживую. На постановку ушло четыре дубля. Труднее всего оказалось рассчитать скорость, но команда подобралась опытная. Трюки ставил Гарри Пауэлл, работавший над Бондами.

Как снимаются погони

ПОСТПРОДАКШН

На заключительном этапе отснятый материал монтируется в динамичное и в идеале драматургически выверенное киноповестование. Опытный режиссер монтажа задаст необходимый ритм и соберет отдельные клипы в наиболее выигрышные монтажные фразы. Визуальные эффекты добавляются иногда после утверждения монтажа, но чаще в процессе. Художники по эффектам заменяют хромакей пейзажем за окном автомобиля на крупных планах с исполнителем главной роли. В их же компетенцию входит создание неотснятых, но необходимых объектов в графике.

В фильмах Marvel графики всегда вагон. Даже погоню они превращают в CGI аттракцион там, где другие обходятся реальной съемкой. Например, в "Черной вдове" Мартин Иванов обгонял воображаемые автомобили, которые позднее будут добавлены в кадры средствами графики.

А какие погони запомнились вам?

5151
49 комментариев

Нормальные погони сейчас в фильмах удается встретить все реже и реже. Обычно это трясущаяся камера, смена кадра каждую секунду, крупные планы лиц и дальше в том же роде, такие погони можно снимать со стоящим автомобилем, зритель все равно ничего не поймет.

16
Ответить

Не знаю, можно ли считать "Ронин" 1998 года современным фильмом, но погоня там очень крутая. Снято просто великолепно.

11
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Лучшие погони - когда по ходу движения что-то сыплется - автомобили, яхты, брёвна, или вагонные колёса.

8
Ответить

У Бэя почти в каждом фильме хорошие погони)
В Терминаторе 3 еще веселая

4
Ответить

Классика

7
Ответить

Вечная! Один из любимых фильмов со Стивом и золотая погоня! Стив вроде сам рулём был.

1
Ответить