«Прометей» Ридли Скотта — лучший фантастический фильм 2012 года

Конкурсная работа #вполевоин

«Прометей» Ридли Скотта — лучший фантастический фильм 2012 года

Оглавление

Когда речь заходит о «Прометее» его вспоминают как показательный пример фильма, не оправдавшего ожиданий фанатов, изобилующего глупыми персонажами и нелогичными сюжетными ходами, разочаровывающими изменениями в лоре.

Отмечая достойный визуальный ряд, рядовой зритель предпочитает о картине всё-таки забыть, как о страшном сне, правда только лишь для того, чтобы к своему ужасу вспомнить о существовании фильма «Чужой: Завет».

В этой статье я постараюсь объяснить почему «Прометей» не просто «не так плох на фоне «Завета», но и почему он, на момент выхода, был отличным научно-фантастическим фильмом и остаётся таковым до сих пор.

Оглавление

Немного истории

Прежде чем приступить к разбору фильма, я хочу уделить внимание истории его создания.

На момент анонса «Прометей» выглядел как предложение от которого трудно отказаться: новый фильм в рамках любимой миллионами поклонников серии, к тому же не сиквел, а приквел, обещающий приоткрыть завесу тайны над происхождением ксеноморфов и, возможно, открыть правду о загадочном Космическом Жокее из первого фильма. Режиссёром сего потенциального шедевра выступал сам Ридли Скотт, чей «Чужой» (1979) положил основу для всего франчайза.

Первый тизер-трейлер

Разговоры о съёмках нового фильма во вселенной «Чужого» под эгидой Ридли Скотта начали ходить в студии 20th Century FOX с середины 2008 года, а уже в 2009 году работа над фильмом была объявлена. Была также названа ориентировочная дата выхода — декабрь 2011 года.

В качестве сценариста был приглашён Джон Спэйтс, автор «Пассажиров», написанных им в 2007 г. и экранизированных лишь в 2016 г.

Отправную точку для сюжета будущей картины наметил сам Ридли Скотт, задав вопрос, на который, к его удивлению, никто из авторов сиквелов оригинального фильма не пытался дать ответ:

Кто этот здоровый парень в кресле, известный как Космический Жокей?

Ридли Скотт
, режиссёр
Alien (1979)<br />
Alien (1979)

После обсуждения основополагающей идеи будущего фильма с продюсерами и режиссёром, Спэйтс написал первую версию сценария.

История получилась масштабной: действие должно было начинаться на орбитальной станции Вейланда, куда прибывали Шоу и Холлоуэй с целью продвижения идеи своей экспедиции, по результатам раскопок на Марсе. В сюжете присутствовали классические атрибуты серии: лицехваты, яйца чужих, грудоломы и т.д., тесно связывавшие будущую картину с «Чужим» (1979).

Концепт-арт фильма
Концепт-арт фильма

Сценарий, прошедший в руках Спэйтса несколько итераций, требовал 200—250-миллионного бюджета, который FOX не готова была выделить. В результате для переписывания истории был нанят Дэймон Линделоф (сценарист сериала Lost), который ужал её до границ 130 миллионов, выделенных студией, и убрал, согласно изменившемуся видению картины режиссёром и продюсерами, очевидную связь с первым фильмом франшизы, придав ей больше самостоятельности.

Во время работы над сценарием, фильм сменил множество рабочих названий: Alien: Prequel, Alien: Origins, Engineers, LV — II II III и др. В итоге выбор пал на «Прометей» — название, не носящее титульного имени франшизы и отсылающее к фигурирующему в сюжете древнегреческому мифу о титане, подарившему людям огонь. Стоит отметить, что изначально и корабль главных героев назывался иначе — «Магеллан», но сменил своё название вслед за самим фильмом.

«Прометей» Ридли Скотта — лучший фантастический фильм 2012 года

Переписывание сценария вследствие бюджетных ограничений, привело и к сдвижению сроков производства фильма. Премьера теперь была назначена на лето 2012 года.

Параллельно препродакшену проводился кастинг актёров. Впечатлённый работой Нуми Рапас в «Девушке с татуировкой дракона» (2009) Скотт выбрал её для исполнения главной роли Элизабет Шоу. Майклу Фассбендеру досталась роль андроида Дэвида. Изначально претендовавшая на главную роль, но не получившая её из-за конфликта расписаний, Шарлиз Терон, в итоге, после сдвига производства, получила роль Мередит Викерс — корпоративного босса на «Прометее». Роль её отца, организатора экспедиции Питера Вейланда досталась Гаю Пирсу. На роль капитана «Прометея» Янека был взят Идрис Эльба, работавший со Скоттом над «Гангстером» (2007).

Параллельно набору актёров и дописыванию сценария велось строительство декораций на арендованном павильоне 007 в Pinewood Studios в пригороде Лондона.

Скотт решил не мелочиться и поручил возвести декорации практически для всех встречающихся в фильме локаций. За пять месяцев, с октября 2010-го по март 2011-го, в павильонах были воздвигнуты: внутреннее убранство «Прометея», вход в инопланетную пирамиду и её коридоры, грузовой отсек и мостик корабля Инженеров и многие другие декорации.

21 марта 2011 года, когда сценарий, декорации и кастинг были закончены, съёмки фильма стартовали.

На съёмках Скотт был верен самому себе времён «Чужого» и «Бегущего по лезвию» и следовал почерпнутому во время их производства правилу — «можешь снять что-то вживую, снимай это вживую».

Поэтому одними лишь вышеупомянутыми декорациями дело не ограничилось. Скотт минимизировал применение компьютерных визуальных эффектов в пользу эффектов практических. Был создан проработанный реквизит. Актёры облачались в скафандры, в шлемах которых для аутентичности были встроены девять работающих LCD-экранов. Все встречающиеся в фильме наземные транспортные средства были настоящими, созданными на основе реальной техники. Для сцены эксперимента с головой Инженера в медотсеке использовалась аниматронная модель. Поведение жидкости в «вазах» было обусловлено её особым составом и работой встроенных в основании сосудов динамиков. Различные существа, встречающиеся в фильме, также были представлены в виде аниматроники.

Проработанное окружение и использование практических эффектов, также помогало актёрам адекватно реагировать на происходящие по сюжету события. Например, в сцене сожжения заражённого Холлоуэя, Шарлиз Терон действительно подожгла каскадёра и её реакция на происходящее абсолютно естественна.

«Прометей» Ридли Скотта — лучший фантастический фильм 2012 года

Когда съёмки в студии были завершены, съёмочная группа отправилась в Исландию для натурных съёмок. Там были сняты поездки героев по поверхности LV—223 и начальная сцена с Инженером.

Всего съёмочный процесс занял 82 дня. За ним последовал постпродакшен, за время которого, для соответствия требованию студии о двухчасовом хронометраже, были вырезаны или сокращены одни сцены, получили альтернативные варианты — другие, был, наконец, определён возрастной рейтинг фильма — R (Скотту изначально пришлось снимать по две версии некоторых сцен — для рейтингов PG-13 и R, соответственно).

Наконец, в мае 2012 года, спустя 14 месяцев после начала съёмок, фильм вышел на экраны.

Критика фильма

«Прометей» показал себя в прокате относительно слабо, собрав мировую кассу в 400 миллионов долларов, тем самым окупив 130-миллионный бюджет, но не оправдав ожиданий студии на успех возвращения Ридли Скотта во франшизу.

LV—223
LV—223

Планам режиссёра на трилогию приквелов не удалось сбыться. Продолжение фильма, снятое за меньший 97-миллионый бюджет, вышло лишь спустя пять лет, за которые растеряло большую часть изначальных задумок, вывело из повествования главную героиню «Прометея» и приобрело ещё больше сюжетных дыр, чем предшественник.

Зрители и критики в основной своей массе сошлись во мнении, что фильм, безусловно, обладая великолепным визуальным рядом, имеет множество сценарных проблем, выраженных нелогичными сюжетными ходами и откровенно глупым поведением некоторых героев.

Часть поклонников вселенной «Чужого» была разочарована репрезентацией Инженеров и раскрытием природы Чужих, как искусственного биооружия.

Сейчас, выступая адвокатом дьявола, я хочу вкратце пробежаться по основным, вызывающим вопросы моментам в фильме, в попытке дать им какое-либо объяснение (но не оправдывая их полностью!).

Инженеры создали людей (а возможно и всю жизнь на Земле)

Через призму общего нарратива франшизы в целом, это довольно странное развитие сюжета, по тематике не имеющее никакого отношения к «Чужому» и, в купе с религиозными мотивами, вносящее в концепцию загадочной расы инопланетян Космических Жокеев, излишнюю антропоцентристскую определённость.

Оправдание: в отрыве от инородности такой экзистенциальной тематики, идея экзогенного происхождения жизни имеет право на существование в рамках научной фантастики и является довольно редкой темой в массовом кино, что делает «Прометей» в достаточной степени оригинальным фильмом, который умудряется не только расширить, но и придать большую глубину вселенной «Чужого».

Касательно фундаментальности таких изменений и дополнений в каноне, могу лишь ответить, что франшиза начала претерпевать изменения в плане лора, начиная уже со второго фильма.

Королева Чужих — первый символ дробления канона
Королева Чужих — первый символ дробления канона

Главные герои находят наскальные рисунки, по которым «триангулируют» точные координаты планеты, куда, согласно их интерпретации, им предлагается прилететь

Неубедительность выводов главных героев можно объяснить тем, что сегмент сценария, в котором они презентовали идею своей экспедиции Питеру Вейланду, был вырезан (что, разумеется, для зрителя не должно иметь значения, т.к. он смотрит финальный вариант фильма), а также тем, что убеждать они должны были дряхлого умирающего старика, одержимого идеей продления своей жизни и готового поверить во что угодно, способствующее, по его мнению, достижению поставленной цели (при этом в сюжете присутствует скептически настроенная Викерс).

«Прометей» Ридли Скотта — лучший фантастический фильм 2012 года

Команда гениальных «учёных» — почётных лауреатов премии Дарвина

Речь здесь, конечно, о низких навыках выживания героев.

Восстанавливая историческую справедливость, стоит отметить, что и команда «Ностромо» из первого «Чужого» не преминула не раз и не два продемонстрировать свою «гениальность», даже безотносительно наличия коварного андроида Эша.

Касательно «Прометея», хочется остановиться на двух моментах.

Во-первых, знаменитая «самоубийственная» сцена снятия героями шлемов в пирамиде Инженеров.

Справедливости ради, команда «Прометея», во время вхождения в атмосферу LV-223, запускает для её изучения несколько исследовательских зондов, которые, как и более поздний анализ атмосферы Дэвидом, дают героям основания полагать, что воздух не заразен. В иных фантастических произведениях можно не обнаружить даже такого, казалось бы притянутого за уши, объяснения художественного допущения, основанного на нежелании актёров и режиссёра скрывать лица героев от зрителей.

«Прометей» Ридли Скотта — лучший фантастический фильм 2012 года

Во-вторых, вся сюжетная линия с заблудившимися в пирамиде Инженеров геологом, который между прочим не задолго до этого картографировал эту самую пирамиду, и биологом. А также неадекватное поведение последнего при встрече с неизвестной и откровенно опасно выглядящей формой жизни.

Как и почему они заблудились объясняется в вырезанных из фильма и сценария сценах, в которых персонажи, в соответствии со своими заявленными ранее характерами, ссорятся и не могут решить каким путем двигаться к выходу, из-за чего не успевают покинуть пирамиду до наступления бури на поверхности.

«Прометей» Ридли Скотта — лучший фантастический фильм 2012 года

Восторженное же поведение биолога перед лицом очевидной опасности, также находит объяснение в вырезанной сцене и в том, что, по словам сценариста картины, «он уверен в прочности/пуленепробиваемости своего костюма» и, соответственно, не способности существа ему навредить.

Однако все эти объяснения даются создателями за кадром и не могут быть восприняты зрителем, так как он смотрит конечный вариант картины, из которого всё вышеназванное понять очень сложно.

Странное поведение андроида Дэвида

Для некоторых зрителей свободное волеизъявление Дэвида по ходу повествования показалось странным и несоответствующим заданной арке характера персонажа. Однако это не так. И его опасное поведение в пирамиде Инженеров, и опыт над Холлоуэем были продиктованы необходимостью достичь цели, поставленной перед ним его создателем Питером Вейландом, который к тому же является единственным ограничителем Дэвида в области морали. Дэвид ставится в центр заявленного в фильме конфликта творения и творца и является своеобразным отражением представителя Инженеров, также как он относясь к людям с крайним пренебрежением и скрытым желанием их уничтожить.

«Прометей» Ридли Скотта — лучший фантастический фильм 2012 года

Главная героиня бегает и прыгает, после перенесённой операции на животе

Тут всё просто. Нам показывают как Шоу множество раз использует инъектор с обезболивающими и, вполне вероятно, стимуляторами. Также актриса отыгрывает явный дискомфорт главной героини от последствий операции.

«Прометей» Ридли Скотта — лучший фантастический фильм 2012 года

Гигантский осьминог а-ля кракен из «Пиратов Карибского моря»

«Прометей» Ридли Скотта — лучший фантастический фильм 2012 года

Данное существо создано на основе неиспользованного концепта Гигера к первому фильму и, согласно задумке создателей, является протолицехватом.

Таких гигантских размеров он достиг, видимо, по тому же принципу, что и грудолом из «Чужого", за несколько часов выросший в 2,5-метровую особь идеального организма.

Субъективное мнение о фильме

Сейчас, когда основной разбор полётов закончен, я хочу поделиться сугубо субъективными впечатлениями от фильма.

Сразу же скажу, что моя личная оценка даже выше той, что вынесена в заголовок данной статьи.

«Прометей» — один из фильмов, популяризировавших Исландию как место для съёмок, теперь там не снимает только ленивый.
«Прометей» — один из фильмов, популяризировавших Исландию как место для съёмок, теперь там не снимает только ленивый.

Несмотря на то, что я в числе первых негодовал от недостатков фильма — след от фейспалма, полученного мной от сцены с заблудившимся персонажем, пять минут назад картографировавшим местность, виден до сих пор — на мой взгляд, его достоинства полностью их нивелируют, причём с запасом.

В момент выхода «Прометея» в 2012 году я, как зритель, уже как минимум в течение пяти лет, был пресыщен чередой голливудских блокбастеров, выполненных в рамках популярных и не очень франшиз и обладающих одними и теми же недостатками: отсутствием оригинального сюжета, смысловой нагрузки, преобладанием компьютерных спецэффектов весьма среднего уровня качества, излишнее использование которых, в купе с популярной в то время жёлто-коричневой цветовой гаммой, делало для меня эти фильмы невыразительными копиями друг друга (пресловутое «мыльное кинцо» я в то время наблюдал именно в кино).

И вот на фоне всех этих кинопроизведений, выходит «Прометей», выполненный вернувшимся в жанр режиссёром Ридли Скоттом, в соответствии с теми же принципами, которыми он руководствовался при производстве оригинального «Чужого» и «Бегущего по лезвию» — создание максимально проработанного окружения, использование практических спецэффектов, игра с психологией актёров.

«Прометей» Ридли Скотта — лучший фантастический фильм 2012 года

«Прометей» с его кристально чистой картинкой, отличной актёрской игрой, качественным промдизайном, великолепными практическими и эталонными, на момент выхода, компьютерными спецэффектами, с глубоким, несмотря на все недостатки, и не затянутым сценарием, обладающим выверенным темпом повествования, стал настоящим глотком свежего воздуха, лучиком света в тёмном царстве кризиса кинофантастики (как бы банально и смешно это не звучало).

Фильм исследует одну из основных тем «Бегущего», а именно взаимоотношение творения и творца. Как и Рой Бетти, Питер Вейланд, в конце истории обращается к своему «создателю» с желанием избежать смерти, которую он, спустя короткое время, тут же и находит.
Фильм исследует одну из основных тем «Бегущего», а именно взаимоотношение творения и творца. Как и Рой Бетти, Питер Вейланд, в конце истории обращается к своему «создателю» с желанием избежать смерти, которую он, спустя короткое время, тут же и находит.

Для меня «Прометей» встал в один ряд наравне с лучшими работами Скотта — вышеупомянутыми «Чужим» и «Бегущим по лезвию», став результатом своеобразной синергии этих двух фильмов. Обладая напряжённостью и загадочностью первого, он также имеет сценарную глубину второго.

«Прометей» Ридли Скотта — лучший фантастический фильм 2012 года

«Прометей» — это умная кинофантастика, способная дать пищу для размышлений даже через призму откровенной глупости, встречающейся в сценарии, и при этом обладающая великолепным визуальным рядом, выгодно отличающим её от коллег по жанру.

3333
13 комментариев

умная кинофантастика, способная дать пищу для размышлений даже через призму откровенной глупости

Ради этого феерического выражения стоило прочитать сие полотнище.

9
Ответить

Получается я и время сэкономил и это фееричное выражение прочел.

4
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

*заслуженно

6
Ответить

Мусор без сюжета, без актёров, без всего.
Мне всегда было интересно, кто́, даже не пишет, а утверждает такие сценарии?
Кто эти тупицы с миллионами долларов? Ну явное же дерьмо! 
Что интересно, в этом фильме члены экспедиции даже не пытаются выглядеть серьёзными, а предстают отмороженными недоумками с первых же минут!

4
Ответить

Понравился фильм. Заворожил своей атмосферой и загадочностью. Даже не обратил внимание на некоторые глупости. 

3
Ответить

Замах в выборе объекта статьи был хорош (на рубль), а вот удар (опровержение критики) на копейку. Мало того, что не один раз оправдания строятся на: "Было вырезано, но если учесть это, все логично" дак ещё и сам блок занимает достаточно небольшую часть текста. 

3
Ответить