Эстетика киберпанка в музыке

Как популярный жанр творчества обогащается посредством современной электронной музыки.

Эстетика киберпанка в музыке

Во время месяца киберпанка была схожая статья на эту тему, но мне показалось, что автор подошёл к ней весьма поверхностно (без обид). Поэтому я хочу ещё раз поднять вопрос и рассказать о значимых (по моему мнению) для современной киберпанк-музыки исполнителях.

На волне популярности СР2077, многие выяснили, что "киберпанк в вакууме" у каждого свой. То же самое можно сказать и о музыкальном направлении. Первый мигом вспомнит саундтрек блейдраннера, второй пойдёт гуглить композиции Майкла Маккана. А третий вовсе прикрепит свои любимые треки в стиле downtempo или future garage (да-да, кучу интересной музыки я и жду от вас в комментах). Но среди фанатов киберпанка есть негласный идол, музыка которого считается эталоном аутентичного саунд-дизайна.

Знакомьтесь, <b>Access to Arasaka</b>
Знакомьтесь, Access to Arasaka

Rob Lioy - скромный и скрытный от общества человек, значимость которого для жанра сложно преувеличить. Конечно же, было множество экспериментаторов и до него. Но именно Арасака возвёл этот саунд в абсолют. Уникальное сочетание idm, обилия глитча, старомодных синтов и тягучего амбиента - прямые ассоциации с грязными улицами, километрами проводов над головой, повсеместным криминалом и снующими туда-сюда в дождливый вечер human+. Киберпанк стало возможным, что называется, послушать.

Что интересно, Роб нашёл свой фирменный почерк, но при этом никогда не боялся экспериментировать. Музыка и тематика меняются от релиза к релизу. Неизменным остаётся одно - точная передача cyperpunk и sci-fi атмосферы.

Тем более кажется несправедливым то, что Роб всегда оставался в тени более популярной музыки и исполнителей, пребывая годами в андеграунде. Как и весь киберпанк, в общем-то...

Один из немногих треков с вокалом

К сожалению, после релиза 2013 года настало длительное затишье. Некоторые подшучивали на тему того, что Арасака оцифровал своё сознание и продолжил путь уже там - где-то в глубинах интернета, вдали от внешнего мира. Но правда куда прозаичнее - карьера, личная жизнь и увлечение компьютерными играми. Роб практически не поддерживает связь с комьюнити, но фанаты до сих пор верят в его камбэк.

Как же хорошо, что его идеи не остались незамеченными и нашли место в творчестве других музыкантов.

<b>Huron </b>- один из топовых декеров нашего времени
Huron - один из топовых декеров нашего времени

Steffen Schröder - он же Huron, берёт формулу Арасаки, замораживает её в едином темпе, разбавляет обилием клавишных и пускает это всё на конвейер. Получается интересно, аппетитно, пусть и несколько вторично.

Да, музыка Хурона может (и покажется) однообразной во время длительного прослушивания. Но тем не менее это тот музыкант, который берёт количеством, не теряя при этом в качестве. У него есть фирменный почерк, в его паттерны хочется вслушиваться, его композиции заставляют задуматься о неизбежном "hich tech - low life".

И если Хурон стал своеобразным образцом idm-конвейера для фонда киберпанк-музыки, то этот человек решил напомнить нам о том, откуда у жанра растут ноги.

<b>Holon </b>
Holon

Mark Rydyger - он же Holon, использует классические синтвейв-мотивы, заворачивает их в современное звучание, сдабривая всё приличной порцией idm и амбиента. Выходит настолько тепло и лампово, что устоять не получится.

Киберпанк, сам по себе - палка о двух концах. С одной стороны мы боимся технологий и их возможностей. А с другой ждём их с интересом и нескрываемым восторгом. Так вот Холон - скорее про второе. Мотивы у него меняются от релиза к релизу, но в целом это всё тот же ненавязчивый по звучанию синтвейв про сохранение души человека в эпоху цифровых технологий.

Holon в последнее время, что называется, активизировался и начал штамповать релиз за релизом. Кому как, лично я доволен.

Кстати, у Марка есть и второй проект - Sylac. В нём нашла отражение более тёмная сторона музыканта. Мрачный дарксинт с налётом ebm.

И раз уж мы вспомнили про синты и "олдовое" звучание, будет кощунством не поговорить о современной электро-сцене, которая всегда являлась неотъемлемой частью киберпанка... и получила сейчас новое дыхание, кстати.

Carl Finlow (Silicon Scally) - один из тех старичков, которые не сдаются и радуют из года в год
MetaComplex - очень крутой проект многогранного Tamás Olejnik
Plant43 - ещё один пример ламповой ностальгии по золотой эпохе киберпанка

Под конец упомяну о музыканте, который уже оставил за собой огромное наследие и является лицом жанра. Саундтреки к серии Mass Effect, релизы на Tympanik Audio, неповторимый саунд-дизайн:

Comaduster, господа

Real Cardinal также ведёт за собой ещё один проект - Underfelt. Весьма интересное сочетание дабстепа с мрачным амбиентом и фирменными паттернами прямиком из комадастер. Тёплая отсылка к началу 10х, когда дабстеп не играл из каждой дыры и ещё представлял творческую ценность.

Так как страница не резиновая, на этом заканчиваю. Всё вышеперечисленное - всего лишь капля в море, поэтому я буду рад видеть ваш идеальный саундтрек к CYBERPUNK в комментариях.

4949
52 комментария

Для меня музыка киберпанка - это музыка старых демосцен, трекерная музыка, поскольку именно это - компьютерное ретробудущее, безжизненная футуристичная музыка компьютеров.

P.S.
Примечательно, что в первом Deus Ex'е была именно трекерная музыка. Неспроста.

3

OST к Human Revolution до сих пор иногда слушаю, и наверно это был первый OST который мне захотелось послушать отдельно от игры.
https://www.youtube.com/watch?v=n07RJW2BEBc

6

Маккан, конечно, на очень тонких струнах играет. Игра своим успехом во многом ему обязана, мне кажется.

2

Как же меня сегодня радуют люди, кто посещает наш маленький, но гордый раздел. Спасибо вам за текста и за порцию музыки, благодаря которым можно "освежить" воспоминания по многим нишам.

4

Спасибо на добром слове) Я не смогу так же объёмно/информативно заполнять раздел, но пару-тройку статей постараюсь запилить, как будет время.

1

Ох, а вот это хорошо, спасибо.

2

КиберВиабу

2