История "Наблюдателя", или Как я перестала кушать кактус и стала разработчиком визуальных новелл

Обложка игры в Steam
Обложка игры в Steam

Говорят, что если хочешь сделать что-то хорошо - сделай это сам. В особенности это касается тех вещей, которые можно сделать относительно просто в контексте видеоигровой разработки, где есть пространство для полета творческой мысли, где не нужно отбивать многомиллиардные бюджеты, а, значит, можно говорить на любые, даже самые запретные темы. В сфере ВН и РуВН таких народных энтузиастов и небольших студий выше крыши, у каждого свое творческое видение, свой уникальный стиль, и каждый будет воспроизводить свою культуру и исследовать непопулярную в мейнстриме проблематику, так ведь? Так ведь???

Это история становления творческого объединения No Skill Lodge.

Важно отметить, что я не буду здесь как-то упоминать и ругать малоизвестные проекты энтузиастов. Я понимаю, какой это тяжелый неоплачиваемый труд и желаю всем доделать свои новеллы, набраться опыта и идти дальше по творческому пути, углублять сюжет, усложнять персонажей и избавиться уже наконец от постколониального синдрома. А вот про популярные новеллы, нарратив которых имеет влияние на большие массы игроков, я, пожалуй, выскажусь. И так...

Романтизация хтони

Вроде бы мы живем в обществе, где плохо относятся к насилию, где поощряют независимость и субъектность женщин, где осуждаются всякие харассменты, газлайтинги, гос(т/л)инги и прочие ред флаги. Тех, кого весь этот движ раздражает, могут смело играть в визуальные новеллы для женщин, ведь там есть:

Очень романтичные друзья-преследователи со здоровой психикой 
Очень романтичные друзья-преследователи со здоровой психикой 
Получение острых ощущений с бессмертным твинком
Получение острых ощущений с бессмертным твинком
Ну похитил и похитил, чего бухтеть-то? 
Ну похитил и похитил, чего бухтеть-то? 
Тюряга: от чушпана до авторитета
Тюряга: от чушпана до авторитета

Похищения, обман, агрессия, домогательства, суицид, обесценивание, нарциссизм, психические заболевания и непроходимо глупые пассивные главные героини политы в таких новеллах щедрым соусом романтизации. Вместо раскрытия главной героини через романтическую линию и выборы, которые делает игрок, или хотя бы прописанного романтического интереса с глубокой проблематикой мы получаем набор плохо исполненных клише с нормализацией всех деструктивных практик в отношениях какие только можно вообразить.

Вы, разумеется, скажете мне, что это черта исключительно отомэ, и в настоящих глубоких инди-проектах такого нет, но...

Привет! Я поехавшая яндере, которая убила всех и сломала игру ради тебя! Настоящий женский идеал! Кровь, кишки и манипуляции - это круто! 
Привет! Я поехавшая яндере, которая убила всех и сломала игру ради тебя! Настоящий женский идеал! Кровь, кишки и манипуляции - это круто! 
Я нитакаякакфсе романтично вижу мир по-своему! Очень страдаю, таблетки надо пить! Ни разу не претенциозно!
Я нитакаякакфсе романтично вижу мир по-своему! Очень страдаю, таблетки надо пить! Ни разу не претенциозно!

Последней каплей для меня стало открытие такой вещи как underground subliminal, это музыкальные ролики со вшитыми в звук заговорами на те самые психические заболевания, физические недомогания, проблемы в семье, появление романтического преследователя и быструю, красивую смерть. Деструктивный нарратив активно продвигается и поддерживается даже в нишевой культуре. Вместо того чтобы рефлексировать и преодолевать, люди копируют и упиваются.

Надо что-то с этим делать...

Найти сталкера

Начало игры
Начало игры

Главная героиня после смерти матери приезжает в заброшенную деревню, чтобы продать дом, в котором она когда-то выросла. Некогда облагороженный участок прибрала к своим рукам природа, а внутри остались лишь воспоминания о давно умерших родных.

Знакомство с предысторией главной героини через квест
Знакомство с предысторией главной героини через квест

Сфотографировать дом, выложить объявление на сайт, показать объект, оформить сделку. Рядовое, во многом рутинное занятие, хоть где-то изнутри и грызет чувство неправильности всего этого. Но что делать, если объявлением, а, точнее, его хозяйкой заинтересовался таинственный наблюдатель?

Не только наблюдает, но и действует
Не только наблюдает, но и действует

Прятаться, бежать, выкинуть телефон, оборвать все контакты, пока он медленно, но уверенно приближается. Пытаться унять клокочущее дыхание, слышать, как сердце пытается вырваться из грудной клетки, чувствовать, как тело предательски отзывается на каждый его шаг. Забиться в самый темный угол в последней попытке оттянуть неизбежное, пока он не придет, и не сделает все, что захочет, все, что возжелавший мужчина может сделать с напуганной женщиной...

Но так ли все просто на самом деле?

Разобраться в этой непростой ситуации главной героине помогут два оставшихся жителя села Скоморохово, которые так и не смогли покинуть населенный пункт вместе со всеми.

Аппаратик выкупил, ручки потираю...
Аппаратик выкупил, ручки потираю...

Королев Всеволод Борисович, он же просто Сева. Бывший одноклассник главной героини, который после выпуска так и не смог никуда поступить, максимум отслужить в армии и вернуться в родное село к спивающемуся отцу и уехавшей в неизвестном направлении матери. Работает в местном шиномонтаже, так сказать, веселым промоутером, чинит бабушкам в соседних селах спутниковые тарелки, распространяет самогон, в общем, крутится как умеет. Искренне рад видеть главную героиню спустя столько лет и пытается защитить ее от преследователя.

Главная героиня прячется в доме Севы от преследователя
Главная героиня прячется в доме Севы от преследователя
Интересно, она вообще стареет?
Интересно, она вообще стареет?

Чехова Октябрина Антоновна, она же тетя Октябрина, она же Старый Октябрь. Застала еще прадеда главной героини, принимала активное участие в воспитании Севы и протагонистки, живет по соседству. Любит поливать цветы в шинах, ухаживать за огородом с помощью Севы и гадать на таро. Не любит присутствие чужаков на своей территории. Возможно из-за этого ее в принципе устраивает заброшенное состояние села, если бы еще дорогие ей сердцу люди приезжали почаще и пенсия была бы побольше, то вообще красота. Решает с главной героиней земельные вопросы и выдает туманные предсказания будущего.

Фигура же сталкера не раскрывается до самого конца новеллы. Тут, как говорится, поживем - увидим. Если доживем.

Будьте осторожны, когда выкладываете объявление на Вол4ке 
Будьте осторожны, когда выкладываете объявление на Вол4ке 

Как все это разрабатывалось

Когда мне в голову только-только пришла идея написать свою историю про необычного сталкера, сразу нужно было определиться с формой, со структурой будущей визуальной новеллы. Слишком большое количество выборов и развилок усложнит разработку и отвлечет игрока от главной темы, а кинетическую новеллу делать попросту скучно. Поэтому первым источником вдохновения для меня была игра Bastion от Supergiant Games.

Выбор концовки 
Выбор концовки 

В Bastion игроку постепенно и довольно линейно подается сюжет и лор, раскрываются немногочисленные персонажи, даются разные точки зрения на происходящее. Все ради того, чтобы выбор в конце был максимально важен и для сюжета, и для игрока. Я решила взять эту структуру и немного усложнить ее для своих нужд. Так, если в Bastion концовки две и доступны они сразу, то в Наблюдателе их четыре, и открываются они постепенно. Лучшую из концовок игроку нужно будет заслужить, в то время как худшую скорее всего получит тот, кто любит романтизировать деструктивные явления.

Выбранный мною формат был далеко не идеальным и требовал своих корректировок. Основной проблемой было отсутствие интерактивности, вся она была сосредоточена в самом конце. Да, визуальные новеллы не особо интерактивный жанр сам по себе, но даже мне, любительнице этого формата, читать кинетические новеллы откровенно скучно. Нужно разнообразить игровой процесс. И решение пришло довольно быстро. Элементы point-and-click квеста.

Это классика, это знать надо
Это классика, это знать надо
Источник вдохновения номер два
Источник вдохновения номер два

К сожалению, движок Ren`Py не шибко хотел в себя засовывать чуждый для него геймплей, поэтому пришлось использовать много костылей для того, чтобы все работало. Зато программист, как завещал учебник по геймдизайну, смог выжать из полторы механики целые геймплейные сегменты. Таким образом были решены две самые важные концептуальные задачи: игрок вовлечен не только историей, но и геймплеем, и интеракция с сюжетом работает в синергии, делая игру целостной. Последнее, как мне кажется, в играх самое главное, это то, что отличает этот вид медиа от всех других.

Дальше дело было за озвучкой. Да, в игре она есть, озвучены все, кроме главной героини. Актриса, озвучившая Октябрину Антоновну, выкуривала настоящую кубинскую сигару, чтобы добиться старческой хрипотцы. В роли сталкера выступил уже опытный человек, голос шабашита Андрея в русской локализации Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Важно отметить, что по характеру сталкер - это полная противоположность актера, поэтому записывать было сложно и весело одновременно. Ну, а с главной звездой этой постановки - Севой - мы прорабатывали каждую реплику, поэтому он получился очень живым и эмоциональным, особенно в напряженных моментах.

CLGWC-0A7ZZ-4444W Кто успел, тот и съел

Озвучка есть, а как же музыка? Здесь тоже были свои сложности. Большинство музыкантов, которых я встретила в своих поисках, откровенно говоря, не попадали в жанр. Электронщина, всевозможные виды рэпа, death metal, неприкрытое фэнтези, все что угодно кроме музыки для заброшенной русской деревни где-то в первой половине двадцать первого века. К счастью, RedPanda и Mike Isakov смогли выдать что-то, выходящее за рамки мейнстрима, и наполнить село Скоморохово жизнью. В любой игре любого жанра, даже в хорроре, всегда должно быть приятно просто находиться, и музыка в первую очередь этому способствует, поэтому вопрос "Как будет звучать игра?" стоял остро. В ранних версиях новеллы в сцене с дискотекой играл мэшап pICCЯ - VILLAGE OF IDIOTS, но, когда встал вопрос о релизе в Steam и авторских правах, пришлось что-то придумывать на замену. И замена была придумана! Слышать это надо во время игры, результат достойный.

Если ваша сельская дискотека не похожа на что-то подобное, даже не думайте звать меня
Если ваша сельская дискотека не похожа на что-то подобное, даже не думайте звать меня

Но, если вы думаете, что, доделав игру, все закончилось, вы ошибаетесь. Выпуск игры можно сравнить с рождением ребенка. Вот произвели мы его на свет и пытаемся куда-то пристроить, чтобы детеныш развивался и получал навыки социализации. Но Anivisual, крупнейший ресурс по новеллам, закрыт, VNHUB не взлетел, а крутой и элитный Steam мало того, что требует вложений и наличия английского языка, так еще и недоступен простым смертным из-за санкций. Иностранного счета для покупки Steam Direct ни у кого не было, но, к счастью, помог человек с DTF SCoPoLamiN, и благодаря ему Наблюдатель смог увидеть своих первых, и, надеюсь, не последних игроков. А актер, озвучивший Севу, научил жителей Скоморохово английскому языку, что позволит и Джонам с Гансами приобщиться к частичке русской культуры.

Тернистый путь, наконец, закончен! Или нет?

Что в итоге

Обычно, когда люди рассказывают о том, что привело их в какую-либо индустрию, они ссылаются на хорошие, качественно сделанные примеры из этой индустрии, вдохновившие их на творчество. Могу вас заверить, что плохие примеры вдохновляют ничуть не хуже, а то даже и лучше всех этих вылизанных идеальных всеми признанных объектов массовой культуры. Если вы играете раз за разом в игры с плохим исполнением, дегенеративным содержанием, триста раз повторенным геймплеем и деструктивным вредным посылом, то не сидите на месте, не терпите засилье однотипных игр, сделайте свою игру, про то, про что никто и никогда игр не делал.

Да, мое поделие не идеально и понравится далеко не всем, но я считаю, что мир, в котором Наблюдатель есть лучше, чем тот, в котором Наблюдателя нет.

Всегда твоя, команда No Skill Lodge.

Наблюдатель в Steam:

3131
11
11 комментариев

Ключ забрал, спасибо. Посмотрим, поглядим.

1
Ответить
Автор

Ждем обзор!)

Ответить

Увидел первые скриншоты подумал, ого круто нарисовано, а оказалось что это из другой игры((
Почему фоны идут не рисованные/найденые в интернете/сфотофопленые/сгенерированые, а из какого-то корявого 3д? Визуально прям плохо выглядит

1
Ответить

Многие новеллы до обновления фонов и без большого стартового капитала выглядели всрато а теперь общепризнанная классика.

Ответить
Автор

Да и с большим стартовым капиталом новеллы используют всратый прирендер, но никого это не смущает, когда игра хайповая

Ответить

Как всегда интересно, как идут продажи)

Ответить
Автор

С кайфом

1
Ответить