«Никаких призывов к смерти и суициду там нет»: как в РФ отреагировали на просьбу прокуратуры запретить «жестокое» аниме

В поддержку аниме выступили психолог, преподаватель ВШЭ и депутат Госдумы.

«Никаких призывов к смерти и суициду там нет»: как в РФ отреагировали на просьбу прокуратуры запретить «жестокое» аниме

18 декабря Колпинский районный суд Санкт-Петербурга зарегистрировал пять исков, в которых прокуратура потребовала запретить в России несколько аниме-сериалов, в том числе «Наруто», «Эльфийскую песнь» и «Тетрадь смерти». Прокуратура отметила, что в них содержатся «жестокость, убийства, насилие», негативно влияющие на психику детей.

Ситуацию прокомментировали специалисты по аниме и японской культуре, а также по детской психологии. Юлия Магера — преподавательница факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, исследовательница аниме и манги, японовед — в разговоре с журналистами радиостанции «Говорит Москва» заявила, что аниме-сериалы в большинстве случаев не призывают к насилию и убийствам, а напротив пытаются решить связанные с этим проблемы.

Я расцениваю такое требование необоснованным. Произведение «Тетрадь смерти» представляет собой детективную историю, где поднимается вопрос, может ли человек повелевать судьбами других людей (вписывать имена людей в тетрадь смерти, после чего те умирают спустя время). [...] Никаких призывов к смерти и суициду там нет. Если и запрещать «Тетрадь смерти», то с таким же успехом можно запретить «Преступление и наказание» Достоевского.

«Нападки на аниме вспыхивали в российских СМИ неоднократно. Всё это по причине незнания контента. Аниме, как и любой вид искусства, затрагивает самую разную тематику, например, тему атомной бомбардировки Хиросимы («Босоногий Гэн»), тему издевательств в школе («Форма голоса»). Очень часто это поучительные произведения, пытающиеся художественными средствами обрисовать и разрешить ту или иную проблему».

Юлия Магера, преподавательница факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, японовед

Интернет-издание Piter.TV взяло комментарии у трёх человек, которые интересуются аниме-индустрией: косплеера, главного редактора журнала о косплее и организатора аниме-фестивалей.

Все они тоже не согласились с требованиями прокуратуры о запрете части аниме-сериалов в РФ.

Я не могу не согласиться с тем, что в некоторых из этих картин есть насилие, и их рейтинг 18+. Но в тех же фильмах/сериалах про войну (которые, между прочим, идут по телевизору) насилия и жестокости не меньше. Как и в любых американских фильмах, сериалах, мультфильмах.

Лили Эрлих, косплеер из Санкт-Петербурга

Мне кажется, экспертам нужно принять во внимание, что аниме производится для всех возрастных групп, и далеко не все они являются мультиками для детей. На аниме уже неоднократно возникали нападки со стороны властей, и это происходит уже несколько лет время от времени, и до сих пор не выработано какой-либо нормативной базы. Возможно, стоит наконец привлечь к этому вопросу людей, которые действительно в этом разбираются, и выработать какой-то общий подход.

Денис Шабалин, главный редактор интернет-журнала «COSTIME»

Если «Эльфийская песнь» действительно достаточно кровава и должна иметь рейтинг минимум 16+, то остальные 3 вообще достаточно безобидны. Создалось такое ощущения, что бабушка нашла диски внука, что нашла, те названия и написала.

Kashiari, организатор фестиваля «AniCon»

В свою очередь, психолог и руководитель интернет-службы Общероссийского детского телефона доверия Светлана Шевченко объяснила, что запрет отдельных аниме-сериалов в РФ не поможет уменьшить количество детских суицидов, так как их причины совершенно другие: жестокое обращение в семье, травля.

Не изображения смерти заставляют ребенка задуматься о том, что он хочет уйти из жизни, а различные психологические проблемы, в том числе жестокое обращение в семье, отсутствие любви и доверия, травля в Интернете или в школе, отсутствие близких отношений.

Когда подросток или ребенок обращается к фильмам о смерти, это уже последствия. Они не могут стать первопричиной. Возможно, власти хотят сократить количество символики, которая используется для продвижения темы суицида в социальных сетях. Таким образом, можно повлиять на распространение этой темы в Интернете. Но если говорить про первичную причину суицидов, вряд ли это поможет.

В первую очередь, нужно уделять внимание профилактической работе с семьей, созданию сильных детских психологических служб, которые занимаются не только диагностикой, составлением отчетов, но прежде всего — живой работой с детьми. Психологические службы должны наблюдать, не появились ли какие-то конфликты, проблемы, они могут работать и с родителями. Очень важно, чтобы в случае необходимости любой ребенок и родитель могли обратиться за бесплатной и доступной, в том числе дистанционно, психологической помощью.

Я считаю, что государством принимаются хорошие решения, но, помимо этих небольших шагов, нужны шаги системные. Для начала следует хорошо укомплектовать психологические службы в регионах, чтобы детям физически хватало психологической помощи. Тогда, возможно, даже до японских аниме дело не дойдет […]

В поддержку аниме-сериалов выступил, среди прочих, Сергей Боярский — депутат Госдумы РФ и первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

В своём инстаграм-аккаунте политик рассказал, что аниме-сериал «Наруто», который предлагает запретить прокуратура, смотрит его дочь, поэтому сам он тоже несколько раз смотрел «Наруто» — и не нашёл в нём ничего плохого. Боярский также спросил своих подписчиков о том, считают ли они аниме опасным для детской психики, и в комментариях другие родители тоже выразили мнение о том, что запрещать аниме в России не требуется.

Как отец 12-летней девочки-подростка, я немного удивлён. Мой ребёнок, как и большинство её сверстников, рос и на классике Союзмультфильма, и на Диснее, поёт и песни Победы, и современных поп и рэп звёзд. Она и её друзья с большим интересом и удовольствием смотрят Наруто, обсуждают его, подражают и сопереживают его героям.

Несколько раз смотрел этот мульт вместе с дочей — ничего плохого там не увидел. На первый взгляд — захватывающая, приключенческая история про дружбу, страхи, подвиг и трудности. Дорогие родители, кто в теме? Может я не прав, и Наруто, маркировка которого сейчас на ivi, okko и других сервисах 12+, действительно настолько опасен для наших детей, что его нужно запретить? Что-то сомневаюсь.
П.С. Даттэбайо?

Сергей Боярский, депутат Государственной Думы РФ
Материал дополнен редакцией
362362
127 комментариев

Произведение «Тетрадь смерти» представляет собой детективную историю, где поднимается вопрос, может ли человек повелевать судьбами других людей (вписывать имена людей в тетрадь смерти, после чего те умирают спустя время).А я думал там о настоящей мужской гейской любви, подкрепленной эмо-богом

192
Ответить

Комментарий недоступен

61
Ответить

Ну всё по делу, да. Даже депутат в этом случае адекват.
ИМХО тут даже спорить не о чем - трава зелёная, небо голубое, не аниме и не песни делают из человека убийцу. Вот только у люди, которые в этой стране принимают решения, редко руководствуются причинно-следственными связями и здравым смыслом.

88
Ответить

Только в этой чтоль?

12
Ответить

Комментарий недоступен

83
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Охвау, адекватные люди в треде.
Вообще многие сильно недооценивают психологические проблемы, потому что не в состоянии их понять. "А раз я их не понимаю, значит их нет" - логика некоторых знакомых.

45
Ответить