Как "Бесконечна история" полностью стирает грань между фильмом и зрителем

Как "Бесконечна история" полностью стирает грань между фильмом и зрителем

Все мы хоть раз видели фильмы, в которых происходит “слом четвёртой стены”, персонажи могут шутить о происходящем, останавливать действие, обращаться напрямую к зрителю. Само выражение берёт начало в театре, где четвёртой была стена, служившая границей между сценой и публикой. К чему же я веду всё вышеописанное? Последнее время подобных фильмов, стирающих эту грань всё больше, и этот приём они используют для комментариев на действительность, персонажи могут не говорить напрямую в камеру, но картина будет заигрывать с нашей реальностью, через сюжет или юмор. Так, Тарантино сюжетом “Однажды...в Голливуде” переписывает реальную историю давая свои комментарии к ней (Как он уже это делал в “Бесславных ублюдках”, высмеивая при этом классические боевики), Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт критикуют моду на софт-ребуты популярных франшиз в “Крике”, а “Матрица” и вовсе становится пародией на саму себя, критикующей политику Warner Bros.

Но, что, если существует фильм, полностью стеревший эту грань для того, чтобы сделать смотрящего одним из участников происходящего?

Как "Бесконечна история" полностью стирает грань между фильмом и зрителем

“Бесконечная история” рассказывает о мальчике по имени Бастиан, что, спрятавшись на чердаке школы весь хронометраж просто читает книгу. Конечно, нам показывают прочитанное им, создавая две параллельные линии: сюжет книги, и реакция Бастиана на него. Главный герой книги, Атрейо, должен найти Императрицу, чтобы спасти страну Фантазию от “Ничто”, постепенно поглощающего её.

По ходу развития событий Атрейо проходит сложный путь, по пути к принцессе ему предстоит потерять коня, перейти врата Южного Оракула, и сразиться с Гморком, который послан “Ничто” для того, чтобы убить Атрейо.

Как "Бесконечна история" полностью стирает грань между фильмом и зрителем

С виду простая детская сказка перестает такой казаться, когда мы понимаем, что действия Атрейо абсолютно никак не повлияли на сюжет, и он просто шёл вперёд в поисках Императирцы, которую он в итоге нашёл в замке, из которого начал свой путь, когда Фантазия уже была разнесена на болтающиеся среди звёзд астероиды. Здесь и начинается самое интересное...

При встрече с Гморком Атрейо узнаёт от него, что они видятся уже не в первый раз, являясь частью бесконечного цикла и показывает ему фрески, что пересказывают его путь к Гморку. В итоге Атрейо убивает Гморка, а “Ничто” почти полностью уничтожает Фантазию. Наконец встретив Императрицу Атрейо слышит от неё, что судьба Фантазии зависит не от них, а от мальчика, читающего книгу.

Речь, конечно, о Бастиане, который ещё некоторое время отрицает прочитанное, пока Императрица не обращается напрямую к нему, в слезах умоляя назвать её имя.

Что же всё это значит?

Как "Бесконечна история" полностью стирает грань между фильмом и зрителем

Здесь стоит сделать отступление и рассказать о “Смерти автора”. Это эссе, написанное в 1967 французским философом Роланом Бартом, критикует устоявшуюся практику интерпретации произведения через биографию её автора. Барт пишет о том, что тогда понимание произведения представляет из себя лишь поиск одной точки зрения - взгляда на это произведение человека его написавшего. Но, если точка зрения найдена, или же изложена им самим, то произведение имеет точную трактовку, то есть - мертво, его уже нет смысла обсуждать, а если же творение живёт, то мёртв автор.

Ролан Барт
Ролан Барт

“Бесконечная история” немного изменяет эту идею, становясь некой вариацией “Смерти автора”, в доказательство тому следующее:

“Ничто” — это конец истории, который всё ближе по мере прочтения книги, потому процесс разрушения Фантазии — это цикл, что начинается заново, когда книгу в руки берёт новый читатель. Остановить гибель Фантазии может остановить лишь закрытие книги, вмешательство читателя в её сюжет - Бастиан должен сам придумать имя Императрице.

Как "Бесконечна история" полностью стирает грань между фильмом и зрителем

Но фильм заходит ещё дальше, говоря от лица Императрицы о “Потоке отражений”, упоминая, что помимо Бастиана, наблюдающего за Атрейо, существуют и те, кто сейчас наблюдает за Бастианом, и для них он тоже лишь персонаж истории. Так, фильм, говорящий, что публика может и должна вмешаться в произведение учитывает присутствие собственных зрителей на протяжении всей истории, раскрывая в конце, что вы, смотря эту картину, являетесь её главным героем и должны выключить фильм, оставив Фантазию в живых.

Как "Бесконечна история" полностью стирает грань между фильмом и зрителем

Таков мой взгляд на смысл “Бесконечной истории”, и если ваша фантазия диктует другую трактовку, вам стоит закрыть написанный мною текст и дать ей волю написав свой.

Как "Бесконечна история" полностью стирает грань между фильмом и зрителем
3131
11
11
8 комментариев

В прошлом году показывал это кино младшей двоюродной сестре, сам давно не смотрел. Понравилась элегантность этой идеи: единственное, что может угрожать Фантазии — это поедающее ее ничто, когда нет зрителя, подпитывающего ее деталями из своего воображения. Зритель/читатель спасает её, когда наконец перестаёт быть зрителем и придумывает принцессе имя, то есть вовлекается в процесс. В итоге любая волшебная страна обязана ломать четвёртую стену, иначе её просто не будет. Красиво.
И ещё выходит, с этой точки зрения, любимая многими «защита канонов» вредна.

7
Ответить

опять рыдать из-за коня, сука.
Книгу очень любил в детстве.

2
Ответить

что интересно, кино это только половина оригинальной книги, а вторая бесконечная история, провальное продолжение кина с пустыми рыцарями это литералли вторая половина той же книги.

1
Ответить

Любимый фильм детства). Не думал что кто то ещё его знает) Все хочу пересмотреть но думал что разочарует сейчас, но судя по статье он отлично смотрится, да?

Ответить

Нет...

1
Ответить

Не надо)

1
Ответить

Блин, думал открою пост а там будет «никак», а тут какое-то полотно, лойк не дам…

Ответить