Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

В мифах древней Греции, какими мы знаем их со школьной скамьи, а также в киноиндустрии Бог Посейдон нередко предстаёт перед нами мускулистым и грозным владыкой морей с трезубцем, который только и делает, что разъезжает на своей колеснице, запряженной гиппокампусами, восседает на троне в подводном царстве и насылает шторм на своих врагов, не гнушается потопить парочку кораблей. Но таким ли было это божество в те архаичные времена, когда греческая цивилизация только зарождалась? А вот и нет! Учитывая то, что Греция - это не единый материк, а несколько островов, входящих в ее состав, то культ Посейдона каждой античной страны мог преподноситься по-разному, и один и тот же Бог мог совмещать в себе разные функции!

Например, в Микенах и Пилосе Посейдон был богом подземного мира, причем задолго до Аида (!), и его культ был связан также с защитой дворца. На территории Пилоса Посейдон носил титул "анакс", что переводится как "царь" или "защитник". Была у этого божества и своя супруга - но не нереида Амфитрита, а некая Потния, микенская богиня природы. Ее основными аспектами были деторождение и растительность. На Крите же богиню-супругу заменили фигурой Эйлетии/Илефией, считавшейся богиней акушерства. Несмотря на то, что Микены были связаны с морской стихией, конкретно Посейдон ей ещё не правил. В примитивных беотийских и аркадийских мифах Посейдон сохраняет функцию божества подземного мира, но теперь уже совокупляется с богиней земли (Деметрой или заменявшей ее Эринией, ставшей известной позже как богиня мести за ложные клятвы) в образе коня. Конь, пожалуй, самый частый персонаж греческих мифов - это и Арион/Ареон — божественно выведенный от союза Посейдона и Деметры/Эринии, сказочно быстрый, вороной конь и его сестра Деспойна, которую в Элевсинских мистериях также почитали и как Персефону/Кору, и крылатый Пегас, родившийся из капель крови отрубленной головы Медузы Горгоны, упавших в море. Культ Посейдона, связанного с лошадьми, был популярен также и в Фессалии.

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

С коневодством связан и другой, более "официальный" миф про олимпийца. Посейдон был вторым сыном титанов - Кроноса, повелителя Времени и Реи. В большинстве историй он проглатывается Кроносом при рождении, а позже спасается вместе с другими своими братьями и сестрами возмужавшим Зевсом. Однако, в некоторых версиях мифа Посейдон, как и его брат Зевс, не разделил судьбу других своих брата и сестер, которые были проглочены Кроносом. Он также был спасен своей матерью Реей, которая спрятала его среди стада ягнят и притворилась, что родила жеребенка, которого она отдала Кроносу на съедение. И обман удался, как и в случае с Зевсом.

Однако, в самом искусстве мы не найдём никаких изображений Посейдона в виде коня или оплодотворяющего богиню земли в виде лошади. Это - не пропаганда зоофилии, а символизм. Дело в том, что в греческом фольклоре конь часто ассоциируется с подземным миром, и считалось, что он обладает способностью создавать источники. А вот сам мотив управления Посейдоном колесницей, запряженной одним или четырьмя конями с рыбьими хвостами вместо задней части туловища с хвостом, был вполне популярен среди художников как того времени, так и современными! Сам культ Бога Посейдона в качестве покровителя коневодства может быть связан с появлением в Греции лошадей и боевых колесниц из Анатолии около 1600 г. до н. э.

Изображение Посейдона на керамической вазе в Афинах верхом на гиппокампе,  около 500-480 гг. до н. э.
Изображение Посейдона на керамической вазе в Афинах верхом на гиппокампе,  около 500-480 гг. до н. э.

Сама связь Посейдона с морской стихией, вероятно, происходит от того, что ахейцы когда-то мигрировали в Ионию. Там миф о божестве оброс новыми интересными подробностями - ионийцы сильно зависели от моря, и объясняли связь Посейдона с ним реальными природными явлениями - землетрясениями, вызванными эрозией скал водами и реками на Пелопоннесе, которые, как видели греки, исчезали в земле, а затем снова вырывались наружу. Так из повелителя подземного мира, связанного с сельскохозяйственной культурой, Посейдон "переквалифицировался" в бога воды (в целом) и "Сотрясателя/Колебателя Земли", божество землетрясений. Но опять же, в самом искусстве изображения Посейдона именно как бога землетрясений или подземного мира, Вы никогда не увидите, к сожалению... А вот изображений Посейдона, связанных конкретно с морем, предостаточно...Стоит сказать, что Посейдон рассматривался и как божество ВОДНОЙ СТИХИИ В ЦЕЛОМ, а не лишь конкретно - моря, чем он, собственно, "сместил с должности" старшее поколение олимпийцев - Понта и титана Океана.

Греки верили в то, что поскольку море окружает и удерживает землю на своем месте, то и Посейдон является богом данной стихии, который ещё и имеет способность вызывать землетрясения. Позже полномочия Посейдона расширились - ему стали приписывать и возникновения штормов, однако мифы не объясняют, каким образом Бог морей это делал и использовал ли он свой знаменитый трезубец?! Об этом атрибуте божества расскажем чуть позже. Гораздо важнее отметить один важный момент: греки боялись Посейдона, но всё же не так, как его брата Аида, которого сделали повелителем мира мёртвых. Страх утонуть посреди бескрайнего океана в шторм породил в сознании людей того времени образ свирепого, не ведающего пощады, непредсказуемого божества, которое может выйти из себя одномоментно.

И дело не в том, что сам Посейдон по нынешним меркам такой безумный и буйный психопат! Это всего лишь - метафорическое отображение природной стихии. Грозы, шторма и прочие катаклизмы могут возникнуть внезапно, буквально на ровном месте и погубить много людей. А чтобы такого не происходило, божество необходимо было задобрить, молиться тому, кто внушает страх и просить о благополучном исходе морских путешествий, которые в те времена - не роскошь, а жизненная необходимость! Так, Посейдон выполнял в Древней Греции уже двойную функцию - мог запросто потопить корабль, но и считался покровителем моряков и рыбаков! Или считался богом землетрясений и штормов, однако был и тем, кто властен укротить разбушевавшуюся стихию!

Голова Бога Посейдона из бронзы, 227-221 г.г.до н.э.
Голова Бога Посейдона из бронзы, 227-221 г.г.до н.э.

Примечательно, что в Афинах и других городах Греции Посейдону молились и как богу растительности, то есть делали Деметру фактически СУПРУГОЙ божества! Греки устраивали фестивали "Haloa" ("Галоа") в Элевсине в честь как самой Деметры, покровительницы плодов земли, так и Диониса, бога винограда и вина, и Посейдона, который считался богом прибрежной растительности. Еще одним таким праздником был "Протригея", фестиваль виноделия, который Посейдон умудрялся разделять с Дионисом... В своем благосклонном аспекте Посейдон также считался создателем новых островов и культа нового животного - быка, который был широко распространен на территории Ближнего Востока и дошел аж до античных времён. Сам бык считался олицетворением плодородия, ярости, физической силы, духом воды и даже - природной стихии как таковой.

Примечательно, что бык был тесно связан и с братом Посейдона, Зевсом Громовержцем. Его культ был широко распространен на Крите. Согласно древнегреческим мифам, Марафонский бык принадлежал реальному царю острова - Миносу. Именно этот бык привез Европу – дочь финикийского царя, к Зевсу. Именно в честь нее позже и назвали целый материк... Хотя, в этом мифе есть две версии. Первая – Зевс сам превратился в белого быка и попросту выкрал Европу. Вторая версия гласит, что он послал быка за нею, и тот на своей спине привез ее на остров Крит.

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

Критский бык фигурирует также и в биографии Геракла, сына Зевса и смертной женщины Алкмены. А именно - седьмой подвиг греческого полубога был связан с укрощением этого животного, которое взбесилось и крушило все подряд. Геракл оседлал быка и переплыл на нем море с Крита до Пелопоннеса. А вот историю, в которой фигурировал Посейдон, в нынешнее время мы могли бы назвать пропагандой зоофилии! Дело в том, что критский царь Минос, но уже - другой монарх с аналогичным именем, сын Зевса и Европы, пообещал Посейдону принести ему в жертву самого лучшего белого быка из своего стада. Но потом монарх прикипел к животному, пожалел его, а самому Богу (который выступает в мифе как исключительно морское божество) отдал в жертву обычного быка.

Рассвирепев от такого обмана, Посейдон прокачал навыки ещё и Купидона/Эроса (божества любви, наряду с Афродитой) и лично внушил супруге критского правителя - Пасифае - неудержимую страсть к быку! Пасифая заставила мастера Дедала сделать полую деревянную корову, в которую она забралась, чтобы совокупиться с быком. Вскоре от противоестественной связи человеческая женщина родила на свет Минотавра, свирепого полубыка-получеловека, который питался человеческой плотью. И мало кто знал, что Минотавр также имел и другое, свое собственное имя - Астерион. Странный гибрид удерживали в Лабиринте, также созданном Дедалом, и ежегодно скармливали ему четырнадцать юношей и девушек с Афин якобы за убийство сына царя Миноса, Андрогея. Так продолжалось долгое время, пока конец бессмысленному и беспощадному жертвоприношению не положил греческий герой Тесей, который по мифам, вел прямое происхождение не только от царя Эгея, но и даже... от Посейдона, который спарился с его супругой гораздо раньше! Выходит, и битва Тесея с Минотавром - это не только борьба культурного героя с чудовищем, но даже в каком-то смысле и сводных братьев по отцу!

Пасифая с младенцем Минотавром, рисунок на вазе
Пасифая с младенцем Минотавром, рисунок на вазе

При этом сама внешность Минотавра не описана в мифах, что дало художникам больше простора для фантазии. Минотавра часто изображали, как мускулистого человека с головой быка, но была и иная версия - в виде кентавра, только вместо лошадиного - бычий торс. Но гораздо больше распространен был культ быка, связанного с Посейдоном, именно в Ионии. Там было возведено главное святилище Паниониум (древнегреческий : Πανιώνιον, Paniōnion), посвящённое Посейдону Геликонию. Однако, помимо связи с быками и водой, Посейдон в Греции имел и другие функции, не связанные с природными стихиями и животными. Так, согласно Павсанию, Посейдон был одним из смотрителей оракула в Дельфах до того, как другой олимпийский Бог - Аполлон - не сменил его в этой должности.

Тем не менее, Аполлон и Посейдон тесно сотрудничали во многих сферах: например, в колонизации Дельф Аполлон давал разрешение на выход и поселение, в то время как Посейдон следил за колонистами на их пути и обеспечивал очистительную воду для совершения жертвоприношения. В тексте Гиппократа, датируемом примерно 400 г. до н. э., «О священной болезни», Посейдону приписывается способность насылать на людей определенные типы эпилепсии. Ну, а миф о том, как Посейдон насильно женил на себе одну из нереид, морских божеств, по имени Амфитрита объяснять не приходится...Это были те времена, когда похищение и принуждение к браку решало все, особенно если ты - Бог. С того момента и стала Амфитрита женой Посейдона, в точности как и их с Зевсом общая сестра Гера - женой последнего...Но в те времена подобного рода браки воспринимались не как инцест, а как союз между небом и землёй. Ведь сначала олимпийские боги олицетворяли силы природы, в первую очередь, а уже потом греки перенесли на них человеческие отношения, дабы те были "ближе к народу", как говорится...

Амфитрита - дочь морского бога Нерея и Дориды, одна из пятидесяти нереид. Ноэль-Николя Куапель. Триумф Амфитриты, XVIII в.
Амфитрита - дочь морского бога Нерея и Дориды, одна из пятидесяти нереид. Ноэль-Николя Куапель. Триумф Амфитриты, XVIII в.

Впервые изображать Посейдона греки стали на керамических вазах V - VI веков. Бог имел то ли длинную белую, то ли козлиную черную (в зависимости от краски, которой изображался) бороду, и показан был как человек знатного происхождения, носил тунику с хитоном, а на голове - то ли просто повязка, то ли - венок из остролиста. Порой, была роспись на вазе, где Посейдон еще не имел знакомых нам атрибутов. И доказательством моих слов служит вот этот рисунок:

Фрагмент картины с изображением Посейдона, Амфитриты и Харит, изображающей шествие богов на свадьбе Пелея и Фетиды.
Фрагмент картины с изображением Посейдона, Амфитриты и Харит, изображающей шествие богов на свадьбе Пелея и Фетиды.

На вазе, датируемой ок. 580 - 570 до н.э., Бог Посейдон и его жена Амфитрита едут в колеснице, запряженной четверкой лошадей. У пары нет атрибутов, и они неотличимы, за исключением именных надписей, от других божеств в этой сцене. Есть и еще одно отличие - лошади изображены обычными, а не "морскими". Три Хариты являются служанками богини Геры и следуют за ее колесницей, впереди Посейдона. Стоит сказать, что в ранние годы именно Посейдон пользовался большим уважением среди смертных, нежели сам Зевс, его родной брат.

Даже в истории возникновения Афин, столицы Греции, именно Посейдон сыграл решающую роль. Так, Посейдон поспорил с дочерью Зевса, своей племянницей - Афиной Палладой - насчёт того, кто будет покровителем города. Посейдон дал жителям источник пресной воды, но те отказались принять ценный дар. В конечном итоге победила Афина, давшая жителям оливковое дерево. Какая жалость, а мог бы возникнуть Посейдополь... Этот момент не мог не отразиться на вазописи тех времён:

Роспись на амфоре "Спор Афины с Посейдоном", около 540 - 530 до н.э.
Роспись на амфоре "Спор Афины с Посейдоном", около 540 - 530 до н.э.

У коринфян была история, похожая на историю основания Афин, об их собственном городе. Согласно мифу, божество Солнца - Гелиос и Посейдон схлестнулись в яростной схватке, оба желая сделать город своим. Их спор был доведен до сведения одного из Гекатонхейров, Бриарея, старшего бога, которому, таким образом, было поручено уладить борьбу между двумя богами. Бриарей решил отдать Акрокоринф Гелиосу, а Посейдону он отдал Коринфский перешеек.

Вообще, мифов про то, как Посейдон стремился заполучить чужие города себе и стать национальным богом-покровителем, было немало. Известно, что Посейдон договорился с другой богиней, Лето (матерью Аполлона и Артемиды), что он отдаст ей остров Делос в обмен на Калаврию, а также обменял Дельфы на Тенар с Аполлоном. В древние времена в Калаврии стоял храм Посейдона. Посейдон поспорил и со своей сестрой Герой из-за города Аргос. Для урегулирования этого вопроса был выбран местный царь Фороней, и он в итоге решил отдать город Гере, которая затем стала его покровительницей, а оставшийся с носом Посейдон в отместку наслал на город засуху... Но все эти истории не были отображены на вазе, и лишь спор Посейдона с Афиной из-за одноименного города стал самым популярным источником вдохновения:

Афина и Посейдон, фалисканский краснофигурный кратер-волюта, художник Наццано, 360 г. до н. э.
Афина и Посейдон, фалисканский краснофигурный кратер-волюта, художник Наццано, 360 г. до н. э.

Вот вы все ругаете Зевса за его любовные похождения, вызывавшие гнев его жены и одновременно - сестры Геры, но оказывается, и Посейдон был не чужд прелюбодействовать. Так, в истории города Аргоса, проиграв спор со своей сестрой и невесткой одновременно, Посейдон отказался признать свое поражение и наслал на город засуху. Среди всех жителей греческого полиса неукротимому божеству приглянулась смертная женщина Амимона, дочь Даная, ливийского царя. Имя девушки переводится как «безупречная», "невинная".

Из-за сходства имён правителей Греции Амимону часто отождествляют с другой героиней мифа - Гипермнестрой, которая оказалась единственной из 50 (!) дочерей Даная (Данаид), кто не убил своего мужа родом из Египта в первую брачную ночь. За это и другие преступления Данаиды были покараны уже после смерти, в царстве Аида, вынужденные черпать воду из кувшина с открытым дном. Прекрасна была Амимона. По мифам, она пошла искать источник воды, но была схвачена местным сатиром (также известном, как силЕн). В Греции эти существа изображались по-разному - с голым мужским телом, лошадиными задними лапами, ушами и хвостом. "Козлиные" черты внешности наблюдались лишь у римских фавнов.

Изображение классического греческого сатира на вазе, 520–500 гг. до н. э. ,
Изображение классического греческого сатира на вазе, 520–500 гг. до н. э. ,

Греки выражали восхищение тому, что в наше время кажется постыдным и вульгарным - сатир воплощал в себе ценные мужские качества того времени: обладал физической силой, атлетическим телосложением, мускулатурой и мощной эрекцией. Сатиры характеризовались своей непристойностью и были известны как любители вина, музыки, танцев и женщин. Они играли на духовых музыкальных инструментах вроде авлоса, всё свободное время сопровождали Бога Диониса, любили выпить, домогались и пытались изнасиловать нимф, да и обычным женщинам с девушками тоже доставалось... Чаще всего сатиры обитали в отдаленных местах, таких как леса, горы и пастбища.

Амимоне не повезло столкнуться с сатиром, попытавшимся овладеть ею. По одной из версий мифа, Бог Посейдон, увидев сие непотребство, неожиданно вступился за даму...но только для того, чтобы воспользоваться ею самому! Сатир бежал в страхе, позабыв про свои намерения, а Амимона разде­ли­ла с Посейдоном ложе в знак благодарности. Их сыном был Нав­плий — эпо­ним горо­да Науплиона на Пелопоннессе. Этот юноша вскоре отправился в Колхиду с Ясоном за "Золотым руном". Также Посей­дон открыл Ами­моне и источ­ни­ки пресной воды в Лерне, а по дру­гой вер­сии, Бог морей уда­ром сво­его тре­зуб­ца выбил из ска­лы ключ, назы­вав­ший­ся сна­ча­ла име­нем девушки, а затем Лер­ней­ским. Сюжет соблазнения Амимоны Богом Посейдоном также стал популярен в греческом искусстве:

Посейдон преследует данаиду Амимону. Бог держит свой знакомый трезубец, а дева — кувшин с водой (гидрия). Другая женщина, предположительно, вторая данаида.
Посейдон преследует данаиду Амимону. Бог держит свой знакомый трезубец, а дева — кувшин с водой (гидрия). Другая женщина, предположительно, вторая данаида.
Посейдон приближается к Амимоне, чья личность символизируется кувшином с водой, а Купидон над ним представляет эротический мотив сцены (мозаика римской эпохи)
Посейдон приближается к Амимоне, чья личность символизируется кувшином с водой, а Купидон над ним представляет эротический мотив сцены (мозаика римской эпохи)

Важно отметить то, что с самого начала Бог Посейдон изображался исключительно в человеческом обличии. Но есть в мифах и сюжеты, в которых олимпиец наряду с Протеем и Зевсом прокачал навык оборотня - то он превратится в жеребца, дабы изнасиловать Деметру, богиню земли, то принял облик речного бога Энипея, дабы удовлетворить свою похоть к смертной женщине Тиро. Бог откуда-то знал, что она была замужем за Кретеем, но неровно дышала к речному богу, который часто отвергал её. В итоге обман удался, а от изнасилования Посейдоном Тиро родила близнецов - Пелия, царя Иолка, отправившего Ясона за Золотым руном, и Нелея - правителя Пилоса. Но это был еще не весь сюжет! Самый популярный в античном искусстве - это похищение финикийской принцессы Европы Зевсом в форме быка. Однако, и Посейдон точно так же выкрал красавицу Аврипалею/Эврипалею, приняв облик то ли леопарда с рыбьим хвостом, то ли Морской пантеры:

Финикийские сестры Эврипалея и Европа уносятся богами Посейдоном (римский Нептун) и Зевсом (римский Юпитер) в облике крылатого леопарда с рыбьим хвостом и быка с рыбьим хвостом соответственно. Однако, фигуры могут быть и двумя нереидами
Финикийские сестры Эврипалея и Европа уносятся богами Посейдоном (римский Нептун) и Зевсом (римский Юпитер) в облике крылатого леопарда с рыбьим хвостом и быка с рыбьим хвостом соответственно. Однако, фигуры могут быть и двумя нереидами

Как и Зевс, Посейдон в мифах всегда изменял своей жене как с богинями и нимфами, так и со смертными женщинами. Известен случай, когда Бог "влюбился" в очередную пассию - Каэниду, идущую по берегу моря, поймал ее и изнасиловал. Насладившись ею в полной мере, он предложил ей исполнить любое желание. Травмированная женщина пожелала превратиться в мужчину, чтобы больше никогда не подвергаться насилию. Посейдон выполнил ее просьбу в полной мере, наделив небывалой физической силой, которая всё же не спасла сменившего пол персонажа от страшной гибели во время битвы кентавров и лапифов в Фессалии...

Посейдон, как и его брат Зевс, оказался чрезвычайно плодовитым! Общее число детей в мифах этого божества превалирует за сотню! Да и не каждый из них был человеком... Законная супруга Посейдона - Амфитрита - родила от своего мужа морское божество - Тритона и ещё двух сыновей - Бентозицима и Родоса, в честь которого и был назван одноимённый остров. В браке с Геей, богиней Земли, породил он великана Антея, того самого, с которым боролся позже сын Зевса и Алкмены - Геракл. Вторым таким сыном Посейдона от Геи являлся Лестрион. В число детей изначальной богини-земли и божества вод и подземного царства причисляют также и Харибду. Афродита тоже не осталась в стороне - от Посейдона она родила троих детей, одной из которых была Герофила/Сивилла - пророчица.

В браке с нимфой Кратейс Посейдон породил героя Беллерофонта, который летал на Пегасе в оригинальных мифах. Да и Пегас, собственно говоря, оказался сыном Посейдона - кровь Медузы Горгоны попала в море и трансформировалась в летающего коня. Вторым таким "сыном" от Медузы оказался Хрисаор. Причем, миф с совращением жрицы богини Афины Посейдоном придумали не греки, а древние римляне, которые адаптировали греческую культуру под себя и дополняли некоторые сюжеты. В большинстве греческих мифов Медузу Горгону Посейдон не соблазнял в виде птицы, как Зевс - Геру и вовсе не насиловал ее - она ИЗНАЧАЛЬНО была показана чудовищем со змеями вместо волос, которое не только обращало людей в камень, но и разрывало их на части медными руками и пожирало их! И убить должен был эту Медузу сын Зевса - Персей, поскольку из трех сестер (другие Горгоны - Сфено/Стено и Эвриала) лишь она была смертна.

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

Также греки считали, что философ Платон вёл своё прямое происхождение от Посейдона. Но мне не понять одного, КАК от брака бога морей в поэме Гомера и Тоосы/Фоосы, тоже дочери изначального морского божества Форкия мог появиться на свет великан, да ещё и киклоп Полифем, чье имя означает «изобилующий песнями и легендами», «многоголосый» или «очень известный»?! Последних одноглазых великанов, ковавших молнии Зевсу до рождения Гефеста, по мифам олимпийцы истребили, но какая-то часть из них таки выжила и перебралась на Сицилию, где из искусных кузнецов деградировала в живущих в пещерах людоедов и дикарей... Великана Антея породила богиня земли Гея - она мастерица была плодить чудовищ, от которых лишь Тартар и спасал, но вот почему от брака с Посейдоном и обычной морской нимфой вымахал такой одноглазый гигант?! Загадка века... И почему из ВСЕХ сицилийских циклопов один лишь Полифем являлся сыном Посейдона?! Это ж каких размеров должен быть сам Бог или нимфа, чтоб породить Полифема?!

Циклоп Полифем, сын Посейдона
Циклоп Полифем, сын Посейдона

Во всех вариантах иллюстраций на вазе или мозаике Бога Посейдона часто изображали держащим в руке трезубец. Этот атрибут божества возник не случайно. Есть версия, что он ведет свое происхождение от обычного копья для ловли рыбы, столь типичное для греков, живущих на побережье. Другая версия гласит, что оружие олимпийских богов (трезубец Посейдона и молнии Зевса) изначально символически изображались в виде священного лабриса - топора с двумя лезвиями. Но позже художники пришли к стандартному изображению этих атрибутов.

Трезубец Посейдона - вещь символическая: с одной стороны, он отражает три свойства воды: текучесть, плодовитость и жидкость, пригодную для питья, а с другой - «море считается третьей частью мира или потому что существует три вида воды: моря, ручьи и реки». Официально, по мифам Посейдон сумел воспользоваться трезубцем лишь в трёх случаях:

  • Когда оспаривал с Афиной власть над Аттикой и ударяет по скале на холме Акрополя, создав колодец с морской водой;
  • Когда создает новые источники пресной воды ударом своего трезубца, чтобы вознаградить Амимону за ее встречу с ним. Также, согласно одной из версий мифа, сатир был прогнан и напуган не появлением иль криком Посейдона, а именно - ударом его трезубца;
  • Когда персонаж "Илиады" - Аякс - изнасиловал жрицу богини Афины - вещую Кассандру в ее храме, после чего пытался уйти от божественного возмездия, Посейдон был вынужден убить дерзкого юношу трезубцем. И то - после того, как он заявил, что избежит опасностей моря, бросив вызов бессмертным. Разгневанный Посейдон расколол скалу трезубцем и убил юношу:
Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

Другими атрибутами Посейдона были тунец, как символ рыболовства и дельфин. Из растений - сосна и дикий сельдерей, которые использовались для коронации победителей на Истмийских играх бога. Символом власти Посейдона был трезубец или копье с тремя наконечниками, которым он разбивал скалы, вызывал или усмирял бури, сотрясал землю и т. п. Геродот (II. 50, IV. 188) утверждает, что имя и поклонение Посейдону были заимствованы греками из Ливии, но он, вероятно, был божеством пеласгийского происхождения и первоначально олицетворял оплодотворяющую силу воды, от чего переход к почитанию его как бога моря был несложным.

Также заслуживают упоминания и следующие легенды о Посейдоне. Вместе с Зевсом Посейдон сражался против Кроноса и других титанов, а в состязании с гигантами преследовал Полибота по морю до Коса и там убил его, сбросив на него остров. Затем Посейдон сокрушил кентавров, когда их преследовал Геракл, под горой в Левкосии, острове сейренов. Он ходатайствовал вместе с Зевсом за руку Фетиды, но отступил, когда Фемида предсказала, что сын Фетиды будет более велик, чем его отец, и захватит власть. Когда Арес был пойман в чудесную сеть Гефестом после того, как возлежал с Афродитой, последний освободил его по просьбе Посейдона, но Посейдон впоследствии выдвинул обвинение против Ареса перед Ареопагом за то, что он убил своего сына Галиррофия. Вот таким вот разноплановым и многогранным был Посейдон в оригинальных мифах. Бога часто изображали не только в тунике, но и держащим развевающуюся мантию:

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

Чаще всего Посейдона изображали и на вазах, и на картинах эпохи Возрождения в истории похищения нереиды Амфитриты. Но Амфитрита не собиралась замуж, она еще мечтала пожить свободной жизнью, резвясь в теплых морских водах со своими 50-ю (!) сестрами - нимфами. Да к тому же, была неглупой и прекрасно понимала, что она, простая нереида, не пара всемогущему верховному богу морей, родному брату самого Зевса. Поэтому, чтобы скрыться от настойчивых ухаживаний Посейдона, Амфитрита спряталась в пещере Атланта. Однако, Посейдон послал дельфина на поиски сбежавшей нереиды.

Тому не составило большого труда узнать, где скрывается Амфитрита. Об этом же дельфин сразу доложил Посейдону, который и прибыл на колеснице, запряжённой гиппокампусами, своими водяными конями. История не сохранила достоверных сведений, как именно поступил Посейдон. Возможно, он просто забрал Амфитриту силой, и это было похищение, как в случае его брата Аида с Персефоной. Возможно, задарил её подарками. Какая молодая девушка устоит перед несметными богатствами, которыми обладал бог морей? Возможно, применил шантаж, заявив, что если она не согласится, то нашлет он страшную бурю, в которой погибнут и корабли, и её сестры. А может быть, сама Амфитрита, сидя в пещере Атланта, поняла, что иметь в супругах верховного бога не так уж плохо. Амфитрита дала согласие и стала морской богиней, соправительницей всего морского царства. Причем, хорошей богиней. Только она могла уравновесить буйную природу Посейдона. Сюжеты картин и рисунков на вазах часто изображали эту пару проносящейся на колеснице, запряженной гиппокампусами:

Посейдон и Амфитрита. Рисунок на вазе, около 400 - 390 до н.э.
Посейдон и Амфитрита. Рисунок на вазе, около 400 - 390 до н.э.
Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

А есть иллюстрация, где Посейдон любуется своей супругой. Бог держит трезубец и носит плащ, свободно накинутый на руки. Его царица держит королевский скипетр и опирается локтем на постамент:

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

А вот здесь Посейдон становится все более похож на Бога Яхве (или же - пожилого Иисуса Христа) на византийских иконах VI века нашей эры:

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

Обращаем особое внимание на одежду и шевелюру Посейдона, а также стиль изображения, которые часто используются в канонической иконописи. Многие художники эпохи Возрождения изображали Посейдона похотливым старцем, а Амфитриту - невинной прекрасной девушкой:

Маттеус Тервестен "Похищение Амфитриты"
Маттеус Тервестен "Похищение Амфитриты"
Франс - Франкен младший "Триумфальное шествие Посейдона и Амфитриты"
Франс - Франкен младший "Триумфальное шествие Посейдона и Амфитриты"
Якоб де Гейн "Посейдон и Амфитрита"
Якоб де Гейн "Посейдон и Амфитрита"
Парис Бордоне "Посейдон и Амфитрита"
Парис Бордоне "Посейдон и Амфитрита"
Феличе Джани "Свадьба Посейдона с Амфитритой", 1802 г.
Феличе Джани "Свадьба Посейдона с Амфитритой", 1802 г.
Бонь Булонь "Триумф Посейдона"
Бонь Булонь "Триумф Посейдона"

С возникновением скульптуры отношение греков и позже - римлян, к Посейдону не изменилось. Как и в изобразительном искусстве, Бог сохранял свои человеческие черты внешности. Греки восхищались его правильными чертами лица, мужественностью и анатомией обнаженного мускулистого тела. Есть две статуи Посейдона: одна - греческая под названием "Посейдон Мелосский", вторая - римская, где Бог Посейдон (его эквивалентом стал прежний бог сельского хозяйства Нептун) уже выглядит, как брат-близнец Зевса:

Посейдон Мелосский
Посейдон Мелосский
Статуя Нептуна - Посейдона в Риме
Статуя Нептуна - Посейдона в Риме

Имеется и статуя Нептуна в порту Копенгагена, в Дании:

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

Начиная примерно с XX века, образ Посейдона постепенно стал приобретать животные черты, как это случилось когда-то в Средневековье с персонажем Сатаной-Люцифером. Но это было сделано не для устрашения зрительской аудитории, а подчеркивания тесной связи божества с морской стихией. Как мы знаем, картина и скульптура - это не икона, конкретного канона в изображении олимпийца не существует по сей день! Первым, кто показал нам Посейдона с рыбьим хвостом, был художник Ганс Эрни, написавший картину в 1983 году:

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

На просторах Интернета также можно встретить Посейдона, напоминающего персонажа из игры "Warcraft", с золотыми поручами на руках, золотой застежкой на хвосте и в странной формы короне:

Посейдон (Нептун) Греческий Бог - Художественная картина GenzoMan
Посейдон (Нептун) Греческий Бог - Художественная картина GenzoMan

Популярный сюжет современных картин - когда Посейдон взмахом трезубца топит очередной корабль. При этом Бога Морей часто изображают гигантских размеров, как Кракена, по сравнению с человеческим ростом:

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

Подобные иллюстрации Посейдона, вероятно, и послужили прототипами для Короля Тритона, владыки Атлантического океана и диснеевского персонажа мультфильмов про Ариэль... А есть иллюстрации, где Посейдону вместо рыбьего хвоста пририсовали осьминожьи щупальца, с которыми этот Бог выглядит брутальным и очень опасным:

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?
Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

Именно таким вот дреургом - получеловеком-полуосьминогом Посейдон предстает перед нами и в мультсериале - аниме под названием "Миссия Одиссея" 2002 года:

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

Надо отдать ему должное - как злодей, персонаж выглядит вполне харизматичным, и реплики Посейдона в оригинале на английском языке звучат прекрасно, наполнены саркастическими нотками, цинизмом и язвительностью:

"И ты им веришь?! Что у тебя между ушами, камни?!!" - Посейдон беседует с Полифемом в эпизоде "Глаз Циклопа".

"Не волнуйся, сынок... Я снабжу тебя совершенно новым волшебным глазом, лучше, чем когда-либо...Но что до тебя, Улисс, как бы ты ни старался, тебе никогда не добраться домой!!!"

Обращаясь к мошеннику Синису в эпизоде "Путешествие в подземный мир": "Для начала, я спас тебя из океана не потому, что мне нравится твое лицо! Тогда слушайте внимательно, и я расскажу вам, как вы можете выплатить свой первый взнос!".

Давая свой трезубец Синису и поручая ему заместо себя уничтожить Одиссея/Улисса, Посейдон говорит: "Ммм, твоя вывихнутая лодыжка была неудачной попыткой выполнить наше соглашение, смертный! К сожалению, есть правила, которым должны подчиняться даже боги, иначе я бы давно сделал это сам! Давай. Избавься от этого вредителя Улисса, немедленно!"

Посейдон обращается к Улиссу/Одиссею по отношению к своему брату Аиду в том же эпизоде: "Что?! Достаточно того, что ТЫ обвиняешь МЕНЯ в предательстве! Но намекать на то, что мой брат настолько ГЛУП, что его обманывают..?!"

Посейдон (обращаясь к Сове Афины тонким, но злым голосом): "Эй, отойди, ты, перьевая швабра! Последнее, что мне нужно, это - зрители! ( более глубокий, более впечатляющий голос ) Ты меня слышала... УБИРАЙСЯ!"

Посейдон (сардонически): "Духи с запахом морских водорослей и раковина — против трехголового монстра размером с корабль! ( хихикая ) Хе-хе! ( в стиле спортивного фаната ) Это битва, которую я бы не хотел пропустить!"

Посейдон (фальшиво-сладко): "Извините, Харибда, но позвольте мне напомнить вам, что я, бог морей, только что приказал вам... ( впадая в полную ярость ) СМЫТЬ ЭТИХ ОТВРАТИТЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВ В ЦЕНТР ЗЕМЛИ?!!!".

Посейдон (яростно): "Не могу поверить! Это огромное каменное лицо бросило вызов МНЕ, Посейдону, из-за любви к трехголовому чудовищу? Мир катится к чертям...".

Посейдон (Кроносу, с сарказмом): "Это был хороший план, Кронос... Но он как-то пошёл коту под хвост — в канализацию Обливиона!"

Посейдон (раздраженно): "Я не собираюсь стоять в стороне и смотреть, как смертный побеждает бога! Дай мне разобраться с этим!"

Посейдон (спокойно): "Ладно, Улисс, мы квиты. Но мы все еще враги. И я ни за что не позволю тебе и твоим дружкам вернуться на Итаку!"

Посейдон (хитро): "Эээ! Да, Дейтс/Датус, это же дилемма, в которой ты находишься! Пожалуйста, не обращай на меня внимания, если я сделаю твое затруднительное положение еще БОЛЕЕ скользким!".

Посейдон (злобно): "Король Таурос! Боюсь, это не светский визит. Группа шпионов, работающих на вашего злейшего врага, прибыла, чтобы собрать информацию для вторжения! Если бы я был тобой, я бы поразвлекался за их счет некоторое время, а затем, естественно, устранил бы их! Ты правда думаешь, что небольшой прогулки по ЛАБИРИНТУ будет достаточно, чтобы избавиться от этих жалких шпионов?! ТЫ — воплощение неэффективности! Ох! Я бы не был так уверен, эти шпионы умнее, чем кажутся. Ох, ну, тебе нечего терять, кроме своего королевства! Ты, жалкий двурогий смертный. Теперь ТВОЯ очередь разделить судьбу Улисса и его спутников!"

Посейдон (коварно, яростно и мощно: "Поднимите все силы океана! Давайте научим этих смертных глупцов настоящей цене оскорбления БОГА! В следующий раз, Улисс, не будет ни богини, ни урода с рогами, который спасет тебя! Не могу передать, как мне доставит удовольствие смотреть, как ты встретишь свою СМЕРТЬ!".

Посейдон (за кадром, цинично): "Видишь ли, Аглаопа, я случайно узнал, что эти моряки изголодались по песне! Этот корабль принадлежит главному вредителю, Улиссу, и его паршивой команде. Твой долг — проследить, чтобы их путешествие завершилось благополучно, но ужасно!".

Посейдон (торжествующе, про себя): "Эти дураки-музыканты — пластилин в руках Аглаопы. Наблюдать, как она выворачивает их жизни, будет художественным удовольствием — не пропустите!"

Посейдон (торжествующе): " Хм-м-м. Я с удовольствием добавлю этот жалкий маленький дворец в свою коллекцию украшений. Он будет смотреться гораздо лучше на дне океана".

"На самом деле, я ни за что не упущу тебя из виду, МОЙ ДОРОГОЙ УЛИСС, пока твои кости не сгниют на дне моря!"

Посейдон (ликуя, иронично): "Вижу, ты уже познакомился с моим сыном, Беллеро! А как только ты проснешься, мне будет приятно познакомить тебя с еще одним близким другом семьи...монстром, пожирающим воинов, известным, как ХИМЕРА!"

Посейдон (раздраженно): "Как эти товарищи всегда приземляются на ноги, в то время как я вечно застреваю с такой кучей НЕКОМПЕТЕНТНЫХ ДУРАКОВ?! ( пауза ) Если бы только законы богов позволяли МНЕ САМОМУ иметь дело с Улиссом!"

Несмотря на то, что сюжет древних мифов создатели мультсериала немного переделали и приписали Одиссею/Улиссу подвиги других героев - Тесея и Ясона, а также спутали богинь Судьбы Мойр со слепыми Грайями, у которых был один глаз на троих, сам сюжет показался мне захватывающим. Отличие от мифов было то, что в оригинале Посейдон гнал Одиссея от берега и не давал вернуться на Итаку только в качестве кары за ослепление его сына Полифема. В мультсериале же Посейдон еще и заключил пари с Афиной и пытается одержать победу всеми доступными способами, манипулируя и используя других. Если в оригинале мифов Сцилла и Харибда, Сирены и Цирцея вредили Одиссею, случайно попавшись ему на пути, то в мультсериале уже сам Посейдон вступает с ними в сговор... Ещё одно отличие мультсериала от оригинальных мифов и в том, что Посейдон не имеет права напрямую убить или навредить Одиссею, а вот вызвать бурю трезубцем - в его власти!

В игре "Gods of Rome" Посейдон тоже брутален. Он сохраняет свои антропоморфные черты. Его кожа - синяя, волосы заплетены в длинный хвост, а борода - в косичку, как у викингов или дворфов. На плече у него что-то железное и тяжелое, с цепью, на пояснице - железный гигантский пояс в виде краба, а вот трезубец уже напоминает корабельный якорь:

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

Посейдон с синей кожей фигурировал и в других играх на античную тематику:

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

Конкретно в этой игре у Бога Морей - лазурные волосы, и сам он похож на персонажа из "Warcraft"а :

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

А в аниме "Record Of Ragnarok" Посейдон представлен таким вот высокомерным красавчиком (чем-то напоминающим диснеевского Адониса и Саске в одном лице):

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

Дисней же превратил божество морей в рыбоподобного гуманоида с бирюзовой кожей, голубыми плавниками вместо волос, белыми свисающими усами и бородой, напоминающей плавники, и зелеными глазами. Он носит только темно-зеленый хитон. В мультсериале "Геркулес" Посейдона уничижительно называют "дядюшка По-По" и, несмотря на то, что в оригинальной греческой мифологии Посейдон обычно характеризовался как эгоцентричный, злой и мстительный Бог, который часто использовал свои силы, чтобы терроризировать моряков, портовые города и цивилизацию в пределах досягаемости. Версия Диснея, хотя и эгоцентричная, значительно более мягкая и часто характеризуется как бездельник, хотя и жаждущий признания.

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

В сериале "Once upon a Time" диснеевцы вообще показали Посейдона...ТЕМНОКОЖИМ:

Как изображали Бога Посейдона в искусстве и массовой культуре?

А какое воплощение Бога морей нравится лично Вам?

22
2 комментария

А какое воплощение Бога морей нравится лично Вам?

Ответить

Наконец-то нормальный лонг, ради которых я подписан.

Ответить