Planescape Torment — это просто отвал башки

35 часов чистого удовольствия...
35 часов чистого удовольствия...

Почему он в 2к24?

Так вышло, что в детстве у меня не было нормального компа, поэтому я играл во всякие Готики, Морровинды (даже Обливион не тянул) и другие старые игры. Но к Балдурс Гейт и Плейнскейп не притрагивался, слишком уж они "старые" были для меня. Когда комп появился, я, в целом, прошел много сюжетных игр, но, к сожалению, руки так и не доходили до так называемой классики. Потом я вообще стал думать, что это ностальгия старперов, а мне там делать нечего: в конце концов, у нас есть Диско Элизиум, Baldur's Gate 3 и все такое. Но вот я их затер до дыр, игр с по-настоящему хорошей историей становилось все меньше в списке. Я прошел гениальный Архолос, а во что играть дальше не мог понять. Спасибо Балдуре за то, что приучила к днд механикам... От этого мне стало не так страшно попробовать классику. Качаю я этот ваш Плейнскейп, плачу от графики первые пять минут, а потом вижу текст начальных диалогов... И... Они актуальнее и современнее 95% игр, что выходили после...

Постоянный "вау-эффект"

Planescape Torment — это просто отвал башки

1. В игре реально уникальный сеттинг и стиль. У этой игры попросту нет конкуренции. При этом вам необязательно знать весь днд-лор, чтобы наслаждаться этой игрой. Вас познакомят со всем, что нужно знать по ходу игры. Куча уникальных локаций посмертия, неизвестных вам существ, фракций, которых нигде не было. Тленные, жаждущие истинной смерти и окончательного освобождения от жизни. Чувствующие, ищущие как можно больше впечатлений и опыта, чтобы "познать" жизнь. Боголюди, проповедующие смысл и порядок. И все эти фракции так или иначе осуществляют и находят желаемое, пока мы лавируем среди окружающего нас разложения, полотен хорошо написанных текстов, непохожих друг на друга локаций.

Одни спутники чего стоят: летающий череп остряк со своими мрачными тайнами; вечно горящий, но не сгорающий маг, не могущий произнести больше одного предложения, потому что он горит и страдает; суккуба, решившая завязать с суккубством, чтобы почувствовать другие грани реальности (не как в Патфайндере, в разы лучше); ревнивая тифлингша-воровка с не очень высоким интеллектом, но крайне смешными диалогами; робот с двумя арбалетами вместо рук. Это не все спутники, но я ходил с этими.

И все это только капля в море... При этом вы человек, который может убить себя на спор за деньги и тут же воскреснуть. Где вы такое видели? Правильно, нигде.

2. По-настоящему отличные диалоги и сюжет. Это та ситуация, где ты видишь, что игра не считает тебя за дебила. Она не боится литературы и философии, а сценаристы явно шагнули далеко за фэнтезийную беллетристику. Почти во всех случаях с вкачанным интеллектом и мудростью, вы можете выпутаться нестандартно из любой ситуации, квеста и т.д. В те времена в играх еще можно было шутить, поэтому не удивляйтесь, когда череп предложит вам воспользоваться мертвой женщиной зомби "в своих целях", а продавец брони обстебет вашу спутницу, потому что она в нескромной одежде (бронелифчике), который вообще ни от чего ее не защищает.

Но игра при этом не теряет своей абсолютно трагичной серьезности. Она правда в этом схожа с Диско Элизиумом. И тут, и там вы лишены памяти настолько, что не помните имя, а так же расхлебываете последствия прошлого, о котором не помните. Вспоминаете о былой любви, которая давно умерла вместе с ее носителями. По крупицам воссоздаете прошлое, чтобы выяснить, как же так вышло, что вы не можете умереть. Попутно придется ответить на ключевой вопрос: что способно изменить сущность человека? Ответ на него не менее трагичный и интригующий, чем сам вопрос. Ну а бордель для "утоления интеллектуальной страсти" вообще отвал всего. Абсолютное "вау" и разрыв шаблона.

Planescape Torment — это просто отвал башки

3. Игра отлично играется, несмотря на то, что она такая старая. В игре нет присущего современному проекту гигантизма, который есть даже в третьей Балдуре. Помню, когда я пришел в город, у меня опускались руки от предвкушения еще 50-60 часов, геймплея, когда за спиной уже 100. Это очень короткая, но крайне насыщенная игра. В ней попросту отсутствует гигантизм современных ААА. Небольшие локации с небольшим количеством контента, но зато какое качество... За 35 часов я не заскучал ни разу. Почти все, чем вас занимают в этой игре, уникально. Чтобы взять в спутники горящего мага Игнуса, придется вообще узнать, что его можно слегка потушить, потом найти этот квестовый предмет, и только потом сделать это. Никаких пояснений и отметок. Ничто из этого не очевидно и не напрашивается, это можно запросто пропустить.

Контент не кричит из каждого угла восклицательным знаком и знаком вопросика, а первый попавшийся проходимец не расскажет вам о тайном братстве под ближайшим люком. Это абсолютно иной опыт. Вы можете снизить сложность до минимума и закликивать врагов простой дубинкой, чтобы не разбираться с механиками ДнД. Но даже в таком случае игра подарит кучу уникального геймплея. Я постоянно ловил себя на мысли: вау, а так можно было? И задавался вопросом: почему сейчас так нельзя? Откуда эти искусственные границы? Что стало с жанром?

Итог

Planescape Torment — это просто отвал башки

Я блин всем рекомендую эту игру. Особенно, если вам нравятся хорошо написанные игры, потому что такой истории вы нигде не найдете. Ее попросту больше нигде нет. Трагичной, реально переворачивающей что-то внутри. Современная игровая индустрия очень боится быть непонятой, поэтому разжевывает очень многие вещи, а Плейнскейп вообще не боится трясти все ваши извилины. "Что способно изменить сущность человека?". Что-то выводящее его за свои пределы, за эту сущность. То, ради чего он захочет преодолевать инертное в себе. Это можно назвать верой, любовью к чему-то большему или даже страхом. Эта игра не пожалеет вас, в этом смысле, как и Диско Элизиум, она полна экзистенциальных вопросов, которые близки к загонам.

Вы сталкиваетесь с уже готовыми решениями, сделанными когда-то в прошлом вашим ГГ. Это очень трагичная часть. Гуляете среди теней ужасных и аморальных решений, стараясь вспомнить, как к этому пришел возлюбленный вами ГГ, чтобы потом постараться вспомнить имена погибших, свое имя, а самое главное принять ответственность. Или не принять.

Planescape Torment — это просто отвал башки

Во времена когда всякие сони годовары получают 94 из 100, а Baldur's Gate 3 является феноменом и воскрешением умершей индустрии, Planescape подарит не просто глоток свежего воздуха, а позволит по-настоящему дышать. То великое прошлое, которое мы потеряли. Слова не-старпера из 2к24

Planescape Torment — это просто отвал башки
5151
44
38 комментариев

там все это добро буквально за пару-тройку лет вышло - fallout 1-2, baldur's gate 1-2, torment вообще мегаигра, тогда думал, что наверное скоро выйдут такие игры, что огого, все будет лучше и лучше

довольно забавно получилось

12
Ответить

Arcanum была тоже неплоха

2
Ответить

Не, ну по совести говоря, буквально через пару лет и правда вышли такие игры что огого - Моровинд, Deus Ex, Готика, VTM Bloodlines, KOTOR.
Ну и дальше там всякие Масс Эффекты, Драгонаги, Ведьмаки 3 выходили и проч.
Хотя такого плотного и качественного РПГ-периода, как 97-2000 наверное, больше не было.

1
Ответить

Князь,златогорье,nox к тому времени)

Ответить

Одна из любимых. Жаль что такого плана игры крайне редки. Разве что Диско подобрался

10
Ответить

Сеттинг там потрясающий. Я добрался до игры сравнительно поздно, году в 2007-м, и был приятно удивлен, что игра не сделана по шаблонам стандартного фентези про обрыдлых эльфов-орков-гномов. Реально было очень круто исследовать локации, где в подземельях нежити скрывался крысиный король, городом правила Госпожа Боли, улицы рожали, посреди пустыни торчали колонны черепов, гигантский голем-кузнец ковал оружие в мрачной башне-кузнице...

Это вам не бегать по очередным декорациям средневековой Европы, побивать гоблинов дубинкой, терпеть высокомерие эльфов и гулять по тоскливым штампованным склепам и крепостям.

9
Ответить

Для разбирающихся в тогдашней редакции D&D он выглядит как ещё более шаблонный, увы. Ибо Сигил - это план между планами, где свалено все, что есть в этой мультивселенной, чисто фансервиса ради.

1
Ответить