"Вечный смычок" или на каких музыкальных инструментах играли уличные музыканты 17-го века

Необычный старинный музыкальный инструмент колесная лира
Необычный старинный музыкальный инструмент колесная лира

Этот необычный старинный музыкальный инструмент появился еще в Западной Европе и упоминается в летописях IX-XII веков как органистр или hurdy-gurdy. В разных уголках нашей страны и за ее пределами этот музыкальный инструмент получил разные наименования: колесная лира, реля или рыля, донской рылей, харди-гарди, лира великорусская, белорусская лера или колавая ліра.

Слепые Лирники

На Русь этот инструмент пришел в XVII веке с торговыми путями и получил распространение в народных традициях бродячих лирников, многие из которых были незрячими музыкантами. Также его использовали калики перехожие. Лиру использовали на празднествах, гуляниях, ярмарках и свадьбах. Струны инструментов были либо жильные, которые делали из сухожилий парнокопытных, либо кишечные (овечьи). На смену "живым" струнам пришли струны из шелка, а ближе к ХХ веку из стали.

Часть бурдонных струн инструмента иногда менялась на канительную вместо жильных, а сами струны в месте контакта с ободом колеса обматывали льняными либо шерстяными волокнами.

"Вечный смычок" или на каких музыкальных инструментах играли уличные музыканты 17-го века

Существовали целые артели лирников, а сама традиция просуществовала до 30х годов, а с упразднением класса лирников сохранилась лишь в глубинке и у Донских казаков. Инструмент использовался в качестве сопровождения народных протяжных песен, плясок, частушек, романсов а также духовных стихов.
Известно, что до революции производство отечественных колёсных лир было налажено мастеровыми в деревне Малышовке Дмитриевского уезда Курской губернии.

В XVIII-XIX веках с Белоруссии и Украины в Россию приходили группы слепых лирников с поводырями, добиравшихся даже до Москвы и Петербурга. Слепых певцов в народе уважали, так как они исполняли не только исторические песни, былины и духовные стихи, но также толковали библейские сюжеты на свой, народный лад.

Слепых певцов в народе уважали, так как они исполняли не только исторические песни, былины и духовные стихи
Слепых певцов в народе уважали, так как они исполняли не только исторические песни, былины и духовные стихи

Появление колесной лиры на Руси

Появление лиры на Руси было обусловлено несколькими факторами. Первый из них - лира была достаточно громким инструментом, который было хорошо слышно на улицах и площадях, к тому же на ней было легко играть. Вторым фактором стал закат скоморошества в связи с гонениями на гусляров и скоморохов со стороны Алексея Михайловича (Тишайшего), когда гусли и гудки были подвергнуты сожжениям на площадях городов и сел.

Распространение колесной лиры в Европе

Колесная лира распространилась по всей Европе и с ней пускались в дальние странствия бродячие музыканты и поэты того времени – менестрели Средневековья. Так как колесная лира обрела весьма обширное распространение, то имела множество разновидностей: в XII столетии в Европе она представляла собой весьма громоздкий инструмент, который именовался как "Органистр" или "Органиструм". У Поляков это lira korbowa, во Франции ее назвали sambuca или vielle, в Италии ghironda или lyra tedesca (немецкая лира), в Венгрии "поворотная лютня", а в Германии хёрди-гёрди (hurdy-gurdy).

На Органиструме играли вдвоем, один крутил колесо а другой исполнял саму мелодию.

На органиструме играли вдвоем, один крутил колесо а другой исполнял саму мелодию...
На органиструме играли вдвоем, один крутил колесо а другой исполнял саму мелодию...
Органиструм. Барельеф собора св. Иакова в Сантьяго-де Компостела. 1188 год
Органиструм. Барельеф собора св. Иакова в Сантьяго-де Компостела. 1188 год

Вечный смычок

В корпус колесной лиры, который отдаленно напоминал форму скрипки с четырьмя колками-закрутками для струн, были вмонтированы пережимные клавиши и колесо, называемое еще "вечный смычок". Вдоль корпуса инструмента были натянуты три либо четыре струны. Одной рукой музыкант вращал ручку смычкового колеса, а левой пережимая струну клавишами, создавал мелодию. Бурдонные струны настраивались к основному звуку в кварту или квинту, а иногда в октаву в более низком регистре. Название Органистр инструмент получил из-за отдаленного сходства со звучанием органа.

Кирилл Богомилов

44
11
11 комментариев

Привет, большое спасибо за интересную и необычную статью.)

1
Ответить

Дмитрий, благодарствую на добром слове!

1
Ответить

Посмотрел, отличный у Вас блог! Подписываюсь...

1
Ответить

Струны инструментов были жильные, и делали их из жил животных

Самые простые струны из кишок же, так как и доступнее и проще подобрать.
Жилы ссушивались,скручивались их тяжело было обрабатывать и тяжело с ними обращаться так как стирались очень быстро. Они были, но не настолько доступные и распостранённые притом использовались вплоть до момента когда металлические не начали их заменять становясь дешёвыми.
Я лирщик и волынщик реконструктор, если что, а не балабол который пишет что попало

Ответить

Благодарю друже за комментарий. Да, кишечные струны делались из кишок животных, главным образом овец. Однако были и жильные струны, которые изготавливались из сухожилий парнокопытных животных.

И те, и другие струны имеют животное происхождение и схожий внешний вид, но технологии их производства абсолютно разные.

1
Ответить

На кожаной флейте

Ответить