Есть хорошее словосочетание "кино не для всех". Это относится в том числе к фильмам с настолько авторским подходом, что его художественная специфика может не зайти подавляющему большинству. Это не умаляет его достоинств.

Есть фильмы, которые рассчитаны на очень специфичную аудиторию. Это не хорошо, и не плохо. Важно, что автор понимает свою аудиторию. И мне кажется, что Тарковский очень хорошо понимал, что делает кино для очень небольшой аудитории. И очень здорово, что его оценили зрители куда более широкой аудитории, чем ожидал сам Тарковский.

Хуже всего, когда авторы целят в слишком узкую аудиторию (когда почти никто не воспринимает фильм, даже из формально целевой аудитории) и в слишком широкую (попытки угодить всем практически всегда бьют мимо).

Сталкер - яркий пример рафинированного интеллектуального кино, рассчитанного на людей, любящих неспешное, размеренное повествование, готовые к минимуму действия в кадре. Ну и для людей, очень умеющих в символизм. Мне кажется, большая заслуга "Сталкера" в том, что он сумел привлечь и обаять куда более широкую аудиторию.

P.S. Кстати, "Дэдпул и Росомаха" тоже, между прочим, кино не для всех. Я знаю немалое число людей, которые не поймут подавляющее большинство шуток, гэгов и намеков в фильме. К разговору о том, что "кино не для всех" не всегда про глубокую "философскость" и интеллектуальность.

«Мне кажется, большая заслуга "Сталкера" в том, что он сумел привлечь и обаять куда более широкую аудиторию.»
Или как выехать на плечах Пикника на обочине, налюбив всю аудиторию исходника.