Deus Ex: Mankind Divided - обзор

Deus Ex: Mankind Divided - обзор

Некоторое время назад я опубликовал обзор на Deus Ex: Human Revolution (HR). Пришло время обозреть сиквел - Deus Ex: Mankind Divided (MD). Несколько лет назад MD понравился мне больше, чем HR, но недавно я перепрошёл эту игру и...

История создания

Deus Ex: HR, вышедший в 2011-ом году, возымел успех среди игроков. Разработчики принялись за продолжение не сразу, а только в 2014-ом году. Летом 2015-го года состоялся анонс игры. По идее, её должен был ждать успех, но действия компании перед выпуском игры сильно испортил впечатление геймеров.

Разработчики внедрили акцию "бонусы за количество предзаказов". Чем больше предзаказов сделают игроки, тем больше бонусов они получат в игре, а сама она выйдет на несколько дней раньше. Неудивительно, что это вызвало у геймеров вопросы: акцию отменили, а обещанные бонусы дали всем в полном объёме.

Вторая беда - система микро-транзаций, а именно - покупка праксис за деньги. Напомню, что за очки праксис можно прокачивать аугментации Адама Дженсона, и их предложили купить за реальные деньги. Будь это free to play шутер с системой pay to win - одно дело, но MD - это платная сингл-плеер игра. Такое решение, как вы поимаете, публику не обрадовало.

Трейлер игры

Ряд вопросов вызвал трейлер игры. Лично у меня нет к нему претензий: он получился отличным, вполне в духе Deus Ex. Но что есть Deus Ex? Это игра, которую можно пройти, не убив ни одного врага. Т.е. противников можно просто вырубать, проходя игру по стелсу. За это Deus Ex любят, в этом заключается фишка игры. И вот выходит трейлер, где есть немало убийств, экшена, взрывов: не того, что любят игроки Деус Экса. И сейчас мы знаем, что стелс в игре получился как всегда отличным, но до выхода игры часть геймеров недоумевала: а не пошла ли игра не в том напралвении? То ли мы получим, что ждём?

В итоге, ещё до выхода игры её начали воспринимать со скепсисом. А когда она вышла, игроки столкнулись не с лучшей оптимизацией (хотя это не помешало мне в своё время пройти её на связке i3 6100 + gtx 750 ti). К чему это привело - скажу позже, а сейчас перейдём к сюжету. Или дыре в сюжете?

Между играми.

Так как MD - продолжение HR, нужно вспомнить, чем там он закончился. А кончился он в комплексе Панхея после "панхейского инцидента", когда миллионы аугментированных вдруг начали совершать деструктивные действия. Игроку предложили четыре варианта того, как объяснить этот инцидент: 1) обвинить аугментированных, 2) обвинить борцов с аугментированными, 3) обвинить миллиардера Хью Дэрроу, 4) ничего не говорить и уничтожить Панхею.

Финальная локация Deus Ex: HR
Финальная локация Deus Ex: HR

Разработчики продолжили сюжет MD на основании 4-ой концовки. За это их принято винить: дескать, финальный выбор игрока в HR ничего не решил. Я с критиками не могу согласиться: Deus Ex - это не интерактивное кино, тем более у нас две игры, а не одна. Тут важно смотреть на другое: как разработчики продолжили игру, опираясь на 4-ую концовку. И продолжили хорошо.

И сейчас мы подходим к "дыре в сюжете". В общем-то, это никакая не дыра. Между событиями HR и MD прошло два года, и за эти годы в жизни Адама Дженсона произошли некоторые изменения. О них разработчики предпочли рассказать... в книгах. Да, в бумажных, чёрт возьми, книгах. Насколько мне известно, они были изданы только на английском языке; все имеющиеся переводы сделаны фанатами серии.

А будет ли рядовой игрок читать сотни страниц текста, чтобы узнать, что там произошло с персонажами за два года? Да нет, не будет. И я ничего не читал. Как по мне, достаточно было сделать какой-нибудь ролик на несколько минут и тезисно рассказать, как там у героев прошли эти два года.

Книги по вселенной Deus Ex
Книги по вселенной Deus Ex

Итак, что там произошол с Адамом? Он выбрал вариант "уничтожить Панхею и ничего не сказать людям". После этого Адам попал в кому, но его тело нашли, положили в медицинский комплекс и через несколько месяцев привели в чувства. Во временном бешенстве аугментированных народ обвинил их самих, компания Шариф Индастриз закрылась. Официально Адам ушёл работать в опер-группу 29 (ОГ-29), но тайно он входит в группировку хакера Януса. Пожалуй, этого минимума достаточно, чтобы перейти к сюжету MD.

Сюжет

Если к моменту прочтения этих строк вы посмотрели трейлер, то в игре вы не увидете и половины этих событий. А всё потому, что игру решили разделить на две части (т.е. сделать из Deus Ex трилогию).

Итак, аугов обвинили в Инцеденте. Следствием этого стало ужесточение политики государств по отношению к аугментированным. Самому большому угнетению ауги подвергаются в Чехии, где и происходят действия игры. Мы приезжаем на станцию Ружичка (то ли вокзал, то ли метро), где встречаемся с Алексом Вегой - нашей подружкой из коллектива Джагернаут, глава которого - хакер Янус. Но вдруг у нас на глазах происходит теракт, в ходе которого погибают люди, а у Адама отключаются все аугментации. В терракте, что неудивительно, обвинили самих аугов.

Теракт на станции Ружчика (в новостях)
Теракт на станции Ружчика (в новостях)

Адам направляется к своему другу Вацлаву Коллеру, чтобы тот починил его аугментации. Но наш юный гений обнаруживает у Адама скрытые аугментации неизвестного происхождения. Причём реально неизвестного: к концу игры мы о них толком ничего и не узнаем. Эти аугментации, как и имеющиеся у нас, носят военный характер, но по сути они экспериментальные (и читерные, но мой взгляд).

Вацлав Коллер
Вацлав Коллер

Главная задача игры - узнать, кто стоит за терактом на станции Ружичка.

Атмосфера (гейм-дизайн)

Фактически, перед нами игра в стиле киберпанк. Действия её происходят в 2029-ом году, в будущем, где у людей есть (была) возможность поставить себе аугментированные части тела.

И как же необычно этот киберпанк сделан! Вспомним HR: там всё более-менее классически: небоскрёбы, двухуровневые города, футуристичные здания и проч. Хотя имелись и трущобы. Что же здесь: а здесь Прага. Просто Прага с её старинными, двух-, трёх-, четырёхэтажными старинными домами. Атмосфера классического европейского города. Но по улицам летают полицейские дроны, ходят аугментированные и футуристично одетые полицейские. И такому будущему, пускай и не далёкому, пускай близкому к нам, веришь куда более охотно. Будущее не сотрёт с лица земли архитектуру прошлого и не поставит на неё место светящиеся стеклянные небоскрёбы.

Если вам нравится архитектура и общий вид Праги в реальности, то он понравится вам и в MD. Город сделан красивым, уютным, интересным. По нему интересно гулять, его интересно исследовать. Да, исследовать: при помощи паркура можно попасть через балконы внутрь некоторых зданий, найти спрятанные вентиляционные шахты, изучить подземный мир канализаций (что является классикой Deus Ex) и найти прочие секреты.

Прага днём
Прага днём

Прагу мы видим разной: дневной, ночной, ночной и дождливой. Днём это приятный европейский город, ночью в нём открывается знаменитый квартал Красных фонарей. В последнюю дождливую ночь в городе введён комендантский час: ходящие по городу полицейские готовы открыть огонь против каждого вышедшнего на улицу человека; здесь нам нужно передвигаться по стелсу, чтобы не нарваться на неприятности. Либо же перебить всех копов и роботов, что я и сделал.

Прага ночью
Прага ночью

Другая запоминающаяся локация - комплекс Утулек. Если Чехия - самое жёсткое по отношению к аугам государство, то Утулек - его зловещая сердцевина. Туда отправляют аугов, нарушивших хотя бы малейший закон. В Утулеке царит полное бесправие и бедность. Ауги там голодают и умирают на открытом воздухе, люди живут в тесных камерах. Именно в этом месте мы впервые встречаемся с Владимиром Марченко (главным злодеем) и Таласом Рукером - главой "Коалиции за права аугментированных", который превратился в спившегося, уставшего от жизни человека.

Комплекс Утулек
Комплекс Утулек

Во всех отношениях графика стала лучше. HR вышел в 2011-ом году, и для своего времени графика там была устаревшей. MD вышел в 2016-ом, и на максималках он выглядел очень хорошо. Учитывая, что процесс заметного улучшения графики в играх замедлился, MD хорошо выглядит и сейчас.

Геймплей

Одна из главных фишек Deus Ex - агмуентации. Основные аугментации остались почти неизменными; к счастью, нам больше не нужно прокачивать скорость и время бега, как это было в HR: Адам Дженсон хорошо бегает по умолчанию.

Теперь у нас появились новые экспериментальные аугментации. Их первая особенность заключается в том, что при их включении нам нужно отключить какую-нибудь основную, но ненужную нам аугментацию. В противном случае наша система будет нестабильна. Эту проблему Коллер сможет решить только к середине игры, когда мы достанем для него какую-то штуковину.

Строго говоря, эту же самую штуковину можно принести и в начале игры, за что нам дадут отдельное достижение в Стиме.

Аугментации (основные и дополнительные)
Аугментации (основные и дополнительные)

Вторая особенность - они читерные. Нет, правда. Аугментация "не получаем урон вообще от всех взрывов и выстрелов". Неплохо, да? Или "разбираем почти все предметы на запчасти" (о запчастях скажу отдельно). Или аугментация телепортации на короткие расстояния. Игра в целом стала проще, и часть "заслуг" принадлежит именно этим аугментациям. В Стиме есть достижение "пройти игру, никого не убив". Если в HR только 4% игроков получили эту достягу, то в MD - 8%.

После того, как мы в первый раз уходим от Коллера, он даёт нам праксисы. Знаете, сколько? 11 штук. 11 штук!!! И это не считая тех праксисов, которые мы успели получить к моменту прихода к Коллеру.

Уже в начале игры игрок получает неплохо прокачанного персонажа: за эти праксисы можно на максимум прокачать невидимость, взлом, энергию. В HR нам потребовались бы часы, чтобы дойти до такого уровня, а здесь - праксисы с барского плеча.

Следующее нововведение - запчасти (делати для сборки). Теперь путём лута окружения и поражённых противников мы получаем запчасти, из которых можно сделать отмычку для замков любого уровня (т.е. навык взлома не нужен), энерго-батарею для восстановления энергии. Из запчастей можно сделать и другие предметы, но эти два - самые полезные.

Детали для сборки (запчасти)
Детали для сборки (запчасти)

В чём проблема этих запчастей? У нас есть аугментация, дающая возможность разбирать большую часть предметов на запчасти; она же понижает стоимость изготовления разных предметов из запчастей где-то на треть. Если действовать по тактике "вырубить противника - залутать его оружие и патроны - разобрать их на запчасти", то количество запчастей у нас быстро перевалит за несколько тысяч.

Причём создавать предметы из запчастей можно прямо в инвентаре, т.е. даже к продавцам не нужно будет бегать. Благодаря этой фишке я вынес всех копов ночной Праге, т.к. врубил невидимость и использовал одну энерго-батарею за другой. Это же можно использовть и в обычных боях: про дефицит энергии можно забыть. В HR нам нужно было покупать энергоносители в магазине, лутать окружение дял их поиска. Энергоносители были дефицитом, если хочется часто использовать невидимость. Теперь же дефицита нет, игра упрощена.

В остальном же - Deus Ex остался Деус Эксом. В игре много крутых побочных миссий. К некоторым из них нам нужно будет вернуться несколько раз за игру. Например, интересна линия с расследованием убийства. Или линия Отара Ботковелли - лидера грузинской мафии в Праге. Если мы поладим с ним при первой встрече, то впоследствии он даст нам ещё парочку заданий. Или миссия с запрещёнными веществами - нам нужно будет решить целую головоломку, чтобы докопаться до сути дела. Разумеется, за всё это нам щедро насыпят опыта, а за опыт мы получим ценные очки праксис.

Отар Ботковелли - лидер грузинской мафии
Отар Ботковелли - лидер грузинской мафии

Стелс в игре остался на высоком уровне. Прятаться от противников, просчитывать их шаги, вырубать их и прятать улики - это очень увлекательно. Локации предлагают разные варианты их прохождения: можно сломать стену и пройти сбоку, можно пройти черзе вентиляцию снизу или сверху, можно пойти напрямик и вырубить врагов. Кстати, враги стали менее тупыми, чем в HR.

В игре улучшили взлом. С ним нам предстоит столкнуться очень много раз (если игрок, конечно, не решит всегда использовать отмычки). Теперь у нас есть горячие клавиши для совершения действий (взломать, защитить, стоп-червь и проч).

Отдельного внимания заслуживает режим максимальной сложности. При первом прохождении игрок не имеет к нему доступа, но после первого прохождения игры он открывается. В чём суть: игроку запрещено сохраняться, а после первой смерти игра прекращается, т.е. Адам Дженсон больше не может воскресать. Stop Game выложил отдельное большое видео об одном этом режиме, рекомендую к просмотру.

Видео от Stop Game о максимальной сожности Deus Ex: MD

В игре вновь хорошая музыка, т.к. сохранились те же композиторы, что и в HR. В самой игре они замечательно создают атмосферу; выделить какие-то отдельные композиции не могу, т.к. отдельно от игры они мне показались не такими интересными, как в HR. Вот эта звучит неплохо.

Мне следовало бы что-то сказать про DLC, но я в них не играл. Я знаю, что DLC из Deus Ex: HR многим не нравится, т.к. он не раскрывает мира, да и на сюжет никак не влияет. Мне же этот DLC понравился: он гармонично встроен в игру (т.е. он проходитя в середине игры), и игрока лишают всех прокачанных им аугментаций, что весьма необычно. В MD нужно проходить DLC отдельно, и желания сделать это у меня не возникло.

Как я говорил, игру решили разделить на две части. Из-за этого к концу игры ты думаешь: "а, это всё?". И вроде бы потрачено столько же времени, сколько и на прохождение обычной игры, но чувство незавершённости остаётся. Как стало известно в начале этого года, продолжения мы не увидим.

Мнение геймеров

Я недавно увидел мем: "мой любимый жанр игр - финансовый провал". К MD это подходит: разработчики не получили желаемых продаж. В конце 2017-го года, видимо, на зимней распродаже, я купил все части Deus Ex и Lead 4 dead за 350 рублей. MD стоил 135 рублей. И это игра AAA-уровня.

Deus Ex: Mankind Divided - обзор

Причём что обзорщикам, что геймерам игра понравилась. Куда ни посмотри - положительные отзывы. Но из-за проблем, случившихся до старта, игру покупали не активно. Я где-то слышал, что к 2022-му году было продано 2 млн. копий игры (в Стиме или вообще - не знаю).

В начале этого года нам стало известно, что над продолжением Deus Ex работали два года, но проект был окончательно закрыт. Это особенно печально, если учесть следующее: новая часть Deus Ex шесть лет была в заморозке, и надежды на воскрешение серии почти не было. И вот выяснилось, что эта малая надежда всё-таки сбылась, но её обрубили на корню.

Что по итогу. Мы имеем достойное продолжение серии с улучшенной графикой, отличным стелсом и сюжетом. К сожеланию, игра стала проще, но есть хардкор-режим. Лучше ли эта игра, чем HR? Как по мне, на одном уровне: одни достоинства компенсируются минусами.

Рекомендую. 9/10

3131
11
23 комментария

Надо будет перепройти HR и MD, обожаю эти 2 игры

5
Ответить

HR сейчас уже грустно выглядит.

Ответить

Любимая игра

5
Ответить

Мне же этот DLC понравился: он гармонично встроен в игру (т.е. он проходитя в середине игры)Проблема в том, что встроено оно было не сразу. На момент выхода доступ к нему был лишь через меню. Это уже в переиздании, где добавили новые методы победы над боссами и ТД длс встроили в саму игру.

2
Ответить

Им просто надо было:
а) делать новую часть с новым героем, а не цепляться за стильный образ Дженсена
б) не связывать и без того перегруженный сюжет двух игр друг с другом, а писать новую историю
в) не обрывать все на полуслове, а нормально закончить сюжет

Ответить

Сюжет там перегруженный только для подпивасов у которых мозг не работает.

4
Ответить

Ничего перегруженного там нет от слова совсем. С первой частью связаны пара событий. В MD идёт абсолютно своя сюжетка

4
Ответить