Лор Warhammer 40000: Space Marine 2 с помощью пластиковых солдатиков (в том числе тех, которых красил я).
О чем?
Я знаю, что сейчас, после внезапного успеха Space Marine 2 уже есть миллион роликов, поясняющим неофитам за Ваху. Типа "Лор Вахи за 10 минут" или "Лор Вархаммер 40000 кратко" (в 6 частях по часу каждая). Даже здесь что-то писали. И я знаю, что все, кому было интересно, все уже посмотрели. Я понимаю, что люди в основном не тупые и вряд ли кто-то не понял в сюжете SM2 ничего. Там вроде бы все интуитивно понятно. Но некоторые, кто совсем не знаком с лором, путаются в теминах: астартес, примарис, Караул Смерти, вот это вот все. Потому что игра просто без экспозиции выдает это как само собой разумеющееся.
В этой заметке я постараюсь в нескольких тезисах без пространных объяснений и внутряковых мемов вроде "Магнус не предевал" объяснить, что за трансформации происходят с лейтенантом Титом, почему его однополчане могут выглядеть сильно по-разному, и почему обычные солдатики в форме цвета хаки благоговейно преклоняют колени перед бронированными мужиками. Но с упором на то, что основной бизнес Games Workshop - это продажа пластиковых миниатюр по невменяемым ценам (да, от цен на них воют даже в благополучной Европе). Ну, и на примере солдатиков поясню, что успело попасть в игру, а что авторы еще могут задействовать в Space Marine 3, который теперь уже наверняка будет.
А еще ничего не скажу про тираннидов. Их в игре много, но это предмет для отдельной статьи. Тут я в основном про космодесант.
Я, если что, сварщик ненастоящий, и имею только поверхностные сведения . Так что, если есть замечания по неточностям, ругайте, но не сильно.
Ты - волшеб... примарис, Тит.
Итак, в самом начале игры герой предыдущей игры Деметрий Тит во время самоубийственного задания Караула Смерти (о них позже) получает смертельное ранение и... не умирает, а становится даже лучше. Ему объявляют, что он теперь примарис. Что это вообще значит? Начнем с того, что свою настолку Games Workshop выпускает с 1987 года (тогда еще она называлась Rogue Trader). Понятно, что наборы пластиковых миниатюр, как и требования к ним, с годами менялись. Старые миньки лепились руками, на основе этих скульптов делались формы, в которые отливались сначала оловянные (да-да, тогда еще оловянные), а потом и пластиковые миниатюры.
Есть очень хорошие скульпторы, есть гениальные, но когда твоя скульптура размером 28 мм, много не налепишь.
И к 2017 (30 лет прошло, между прочим) году новые модели космодесантников делались уже не врукопашную, конечно, но вынуждены были сохранять пропорции старых. То есть с коротенькими ножками, большими головами и сами поперек себя шире. Называлось все это политкорректным термином "heroic scale" (героический масштаб) и у многих игроков возник запрос на более человеческие пропорции (жаргонно truscale). В этом году выходит новая 8-я редакция правил, а вместе с ней десантники в новых пропорциях. И внезапно оказалось, что поменялись не только пропорции, но и вообще внешний вид доспехов, а в лор, помимо обычных космодесов, которых теперь официально называют перворожденными (firstborn), а неофициально карланами (за малый рост) включили новых десантников примарис, которые выше, сильнее и вообще.
Незнакомому с лором Сорокатысячника новых и старых морячков проще всего отличать по шлемам.
Совсем забыл. Для совсем незнакомых с миром сорокового тысячелетия. Космодесантники - это не обычные люди, нацепившие силовую броню, как Братство Стали в Фоллауте. Это люди, которых сильно модифицировали, добавили им роста, целый набор новых внутренних органов, таких как второе сердце, еще пару легких, полдюжины желез и теперь это качки ростом 2,2 м, которые могут сутки напролет воевать, будучи простреленным в одно из сердец и лишившись руки. Обитают эти сверхлюди в орденах монашеского типа, лишены плотских желаний и думают только о том, как бы получше повоевать за Империум Человечества. Переделку в космодесантника переживает не каждый претендент. Кто-то умирает во время физической трансформации, кто-то во время испытаний. Да и производство одного такого суперсолдата - дело дорогое. Поэтому, несмотря на то, что кажется, что Ваха - это где одни космодесантники, все совсем не так. Их чудовищно мало в сравнении с обычной солдатней. То, что Тит и его двое напарников убивают сотни врагов - это вполне в рамках лора Вахи. Космодесантники - это ангелы Императора. Именно поэтому обычные гвардейцы-человеки (а они в Space Marine 2 с планеты Кадия, то есть элита элиты) встают на одно колено и благоговейно восхищаются при виде исполинов в синих доспехах.
Официальное название космодесантников на высоком готике (что-то вроде латыни в мире Вахи) Adeptus Astartes. И перворожденные и примарисы - это все астартес. Отношения между ними сложные. У первых больше боевого опыта, вторые сильнее, мощнее и вроде бы не подвержены порче Хаоса.
А еще космодесантники - долгожители. Работа у них сложная и опасная, поэтому большинство морячков (так-то вообще все) погибает в бою, но если десантник не убит, то вполне может жить сотни и даже тысячи лет. Например, глава ордена Кровавых Ангелов Данте - самый старый из ныне живущих астартес лоялистов. Ему около 1500 лет.
В комментариях появилось уточнение. Есть космодесантники-лоялисты и постарше. Бьорн Разящая Рука из ордена Космических Волков совсем древний, он застал еще Ересь Хоруса, то есть деду около 10000 лет. Но он запечатан в дредноут (о них ниже)
Разжалованному из капитанов (то есть возглавляющих роту из 100 касок) Титу больше 200 лет. Почему его новоиспеченные однополчане Кайрон и Гадриэль безошибочно определяют, что Тит - старослужащий и ему больше 200 лет? По штифтам на лбу.
Эти отметины многих ставят в тупик. Слышал мнение, что это застрявшие пули или интерфейс для шлема. Но все гораздо абсурднее. Вселенная Вахи такая суровая, что за выслугу лет там вбивают гвозди в голову. Ну, ок, не гвозди, но эти штифты (service rivets) реально вмонтированы в череп. В разных орденах они могут означать разный срок и быть изготовленными из разных металлов. Вот один из моих покрасов Кровавых Ангелов. У ветерана два штифта
А еще это значит, что Тит не родился примарисом, а был сконвертирован, о чем тоже упоминают Кайрон и Гадриэль. А все дело в том, что первая часть Space Marine вышла в 2011 году, когда никаких примарисов в лоре не было, но после выпуска 8 редакции правил GW практически полностью отказалась от выпуска карланов и перешла на массовое производство усовершенствованных астартес. Почему? Потому что нужно продавать больше новых миниатюр, с более лучшими характеристиками (иначе их не будут брать). И не просто больше, но и больше разных миниатюр. И разнообразие было внесено у примарисов на уровне лора. Таким образом Титу негоже было в 2024 оставаться устаревшей моделью. И из него сделали...
Лейтенант Тит - лейтенант примарис. И это мем для своих.
После 2017 года, видя хорошие продажи новых наборов примарисов, GW будто вошла в режим берсерка и клепала новых морячков как не в себя. Фанаты других фракций чувствовали себя как Хатико в ожидании обновления своего модельного ряда. Орков обновили только в 22-м, тиранниов в 23. Все это время фанаты ждали, но GW вместо этого наживалась на продаже одиночных миниатюр обновленных морячков. Дело в том, что одиночная миниатюра особого класса, либо именного персонажа может стоить как 5-10 обычных, будучи того же размера. Капитанов всего 1 на каждую роту (из 100 человек), а вот лейтенантов даже в одной роте может быть много. И их было много
И лейтенант Тит тоже получил свою миниатюру. Реклама должна быть взаимной.
Мне новая миниатюрка Тита не нравится. У нее очень неудачная поза. Есть гораздо более динамичные ребята с пиломечами, даже простые рядовые.
О предыстории.
Вторая часть никак не объясняет, почему ультрамарин Тит в самом начале ходит в черном доспехе, что такое Караул Смерти (и почему это почетно) и что такое Черные Щиты (и почему это, наоборот, зашкварно). Запустив игру, мы видим Тита таким, перворожденным в черном крутом поверарморе.
Караул Смерти - это очень специальный орден космодесанта, в котором нет постоянных членов. Это орден, возглавляемый Инквизицией. А инквизиторы - обычные люди, не астартес, но это очень своеобразные люди с практически неограниченными полномочиями в Империуме. И в Караул Смерти набирают по запросу астартес с крутым послужным списком из других орденов. При этом они надевают черный доспех с серебристым левым наплечником, символизирущим, что теперь их начальтсво - инквизиция, а на правом присутствует геральдика собственного ордена, чтобы было понятно, откуда боевой брат. Отслужив в карауле, морячок возвращается в свой орден с особыми знаками отличия.
Но у Тита в самом начале правый наплечник черный. Это значит, что он попал в местный штрафбат, роту Черных Щитов. Туда попадают космодесантники, опорочившие честь ордена. Ну, или одиночки, оставшиеся от уничтоженных подчистую орденов или лоялисты из орденов-предателей. И, чаще всего, служат до самой смерти. Тит в конце первой части по ложному обвинению попался в лапы инквизиции, где его пытали 100 лет. Но, как мы помним, астартес - долгожители. А инквизитор, державший Тита в застенках, просто умер от старости (updю поправили в комментариях, что стал одержимым и был убит Серыми Рыцарями). После чего Тита обнаружило начальство и решило, чего добру пропадать, и определило на службу к Черным Щитам, где он должен был очистить свое имя. Что, собственно и произошло, после чего Деметрий Тит, хоть и с понижением в должности (лейтенант вместо капитана), вернулся в родной орден. Все это есть в соответствующей литературе (кодексах и худлите издательства Black Library), но в игре никак не поясняется.
Дайверсити среди космодесанта
Мы о другом разнообразии, хотя как раз расы у тех же Ультрамаринов могут быть разными (в игре показано). О разнообразии доспехов примарисов. До 8 редакции был очень крутой терминаторский доспех и обычный доспех для обычных астартес. У примарисов в зависимости от рода деятельности есть аж три базовых типа. Лейтенант Тит и его команда носят обычный доспех MkX (доспех типа 10)
На картинке выше это обычный MkX в цветах ордена Имперских Кулаков. В таком ходит большая часть ордена . Тит тоже носит именно такой. Но среди героев игры, которые засветились в катсценах есть ребята, которые явно отличаются по оснащению. Во-первых, это Капитан роты Севастус Ахеран, а во-вторых, чернокожий гигачад Децимус, о подвигах которого постоянно докладывают по воксу (то он сжег 90% тираннидов прометием, то убил тирана улья).
Севастус и Децимус носят броню фобос. Облегченный вариант с меньшей бронированностью для тех, кому важна скорость и маневренность. Живот в ней не прикрыт бронепластинами, на голенях не такие массивные "клёши", а на голове шлем с лицом-черепом. Астартес в броне фобос, как правило, вооружены пистолетами и ножами (отряды налетчиков (reivers) или легкими, но очень специальными болтерами с обвесом. Выступают как разведчики, снайперы и прочий быстрый спецназ. В такой броне щеголяет нынешний магистр ордена Гвардии Ворона Кайваан Шрайк, потому что в более легкой броне проще летать.
Когда тройка главных героев десантируется с орбиты, один из напарников отмечает, что такой маневр слишком рискованный без брони гравис. Мы видим в игре несколько астертес в броне типа гравис. Она значительно массивнее обычной MkX. И ее владельцы, как правило, сильно тяжелее вооружены. Вот для примера мой покрас отряда искоренителей (eradicators) с мельта пушками.
Есть еще терминаторские доспехи. В мире Вархаммера40000, где из-за долгой стагнации многие технологии были утеряны, доспех терминатора - что-то вроде реликвии на технологиях предков. Носят такой только ну очень заслуженные дядьки и их буквально единицы. В текущем лоре проблем с производством терминаторского доспеха нет, в итоге броня потеряла ореол легендарности.
Астартес в броне терминатора, в отличие от обычных, могут телепортироваться прямо на поверхность планеты, обладают силовым щитом и очень прочные. Мы видим в основном терминаторов легиона Тысячи Сынов,
Когда Тит атакует врага в терминаторском доспехе, видно, как вокруг противника светится силовое поле. Вообще в этот момент игра начинает противоречить даже ультрапафосному превозмогательскому лору космодесантников. Тит сотоварищи кромсают терминаторов направо и налево, но на игровом поле боя такое бы случилось только при большой удаче. Еще интересный момент. Легион Тысячи Сынов (вот эти странные ребята в псевдоегипетских доспехах) с помощью колдунства хотел защититься от мутаций, но что-то пошло не так. Их тела превратились в прах внутри живых доспехов. Именно поэтому. когда Тит отрывает им голову, оттуда фонтаном сыплется волшебный песок, а не кровь.
А еще один знакомый рассказывал, что не понял, что за робот появляется ближе к концу игры и пафосно разносит все из тяжелого оружия и даже бросается гигантскими валунами. Это дредноут. Почему в нем нельзя покататься? Потому что дредноут - это гроб, но не на колесиках, а на ножках. И с руками, а иногда с тяжелым танковым вооружением. То есть, чтобы порулить дредноутом, надо немного умереть или почти умереть. Тогда боевые братья подключат тебя (или то, что осталось) к системе жизнеобеспечения, отпилят тебе руки и ноги, положат в саркофаг, а саркофаг вставят в огромное робо-тело. Жить в таком режиме не очень весело, поэтому дредноуты большую часть своей жизни спят и пробуждаются только, когда без них вообще уже никак. Но когда просыпаются, бодрствуют очень продуктивно. В игре был как раз такой момент и ветерана-старожила пробудили ото сна, чтобы он показал, что такое праведная ярость астартес весом в несколько тонн.
Есть уж совсем кастомная редкая броня, которая принадлежит элите элит и большому начальcтсву. Ближе к концу игры в истории появляется еще и магистр ордена Марней Калгар с телохранителями. И, да, их миниатюры тоже есть. У старика Марнея (тоже перешедшего рубикон примарис) мы видим сочетание брони типа гравис, силовых кулаков, приделанных к ним болтеров и реактивного ранца. И это не считая всяких побрякушек и украшательств, которые так любят все боевые братья. Сразу видно, старик непростой.
Для хохмы покажу, как миниатюра чаптер мастера Калгара выглядела в былые времена
Еще особые черные доспехи носит капеллан роты. Это как бы политрук, заведующей по идеологической части, который должен следить, чтобы братюни не потеряли боевого задора и не увлекались странными мыслями. Например "А если я отращу тентакли, я смогу служить гораздо эффективнее!" Такой боевой брат долже внушать уважение и ужас, поэтому носит шлем в виде черепа. И вооружены боевой булавой. Иногда это булава имеет вид имперской аквилы и называется крозиус арканум. Очень мощная колотушка.
Что в игру не попало, но могло.
Не попало много чего. Просто потому что лор слишком обширен, миниатюр много. Но в Space Marine 3 вполне можно включать сегменты с ездой на мотоцикле. Потому что у космодесов есть свои байки.
Мой покрас.
Даже капелланы могут кататься на байках и это смотрится особо эпично, потому что они с головой-черепом, как Призрачный Гонщик.
Совсем никак не показали, что колдовство варпа - это не привилегия исключительно еретиков и предателей. У лояльных орденов есть свои псайкеры, называемые библиариями.
В подписи ошибка. В синем ходят библиарии орденов, которые следуют правилам Codex Astartes. Рунные жрецы Космических Волков хотят по своей моде, Серые Рыцари в своих цветах, да и библиарий Кровавых Ангелов Мефистон плевал на моду (его фотку увидите ниже)
Не было вот таких вот летающих ребят с ОЧЕНЬ большими пушками.
Что вообще не могло попасть в игру.
Игра, увы концентрируется только на Ультрамаринах. Понятно, что это маскоты франшизы, но из всех орденов космодесанта 40K ультрачи - самые нормальные. В них, помимо остервенелой лояльности почти нет характерной для вселенной ебанцы. Но синие космодесы красуются на обложках наборов и именно такими их представляют обыватели. За бортом часто остаются другие колоритные ребята, которых бы неплохо сделать героями таких вот экшонов. Они даже по внешнему виду сильно отличаются от Ультрамаринов, у уоторых все строго по кодексу. Например, библиарий Кровавых Ангелов Мефистон - это прям граф Дракула в плаще (и да, пьет кровь), который умеет шмалять молниями из рук и гнуть пространство-время в дугу.
Мефистон в моем покрасе.
Есть любящие полетать Гвардия Ворона. Мрачные ребята, у которых мода на гот-культуру не закончилась никогда.
Из нелояльных легионов очень хотелось бы увидеть Детей Императора. Ребята не такие скучные, как големы-рубрики Тысячи Сынов. Обожают яркие наряды, всякие извращения, завязанные на боль и вообще большие выдумщики. Только у них вы можете встретить космодесантника с гитарой.
Очень колоритные космодесантники-предатели служат повелителю разложения Нурглу.
У чумных десантников есть вот такие милашные татикомы. Да и вообще юниты у них как на подбор колоритные, источающие гной, гниль и смрад.
Итого.
Я надеюсь, что стал более понятный сюжетный поворот с изменением статуса лейтенанта Тита и вообще изменение внешнего вида астартес в сравнении с первой частью. Ну, и превратности смены цвета брони и прочие мелочи.