Как «Субстанция» делает из потенциально унылой драмы мультижанровый аттракцион

...и вводит на экраны чуть ли не самого могущественного суперзлодея в истории кино!

Сильный байт я позволил себе в заголовке.

Что ж, тогда действую в таком же темпе и с ноги влетаю со смелых и популярных ассоциаций прошлых лет.
ВОЗМОЖНО, С НАМЁКАМИ НА СПОЙЛЕРЫ.

Ассоциация первая — «Барби»

Как «Субстанция» делает из потенциально унылой драмы мультижанровый аттракцион

Совсем лайтовая вещь, да?

Вроде бы яркие цвета дружат с глубокими темами самоидентификации личности и сатирой на индустрию красоты.

Но нашлись же критики, обвиняющие её в чрезмерной феминистической повестке: мол, штоооо? Кен оказался тупым белым мужчинкой? Да как посмели!

А в «Субстанции» мужчины тоже показаны не слишком радужно, но возмущений я еще не успел встретить.

И это хорошо.

И кто сказал, что это фильм для женщин? Неужто вымерли скуфы? А как же Арнольды Шварценеггеры и Сильвестры Сталлоне?

Когда-то я любовался, как Рэмбо выпячивает банки, сжимая кричащий пулемёт в руках. Вот это было время.

Но самое страшное — я так и не стал Сталлоне, хотя пытался.

Ассоциация вторая — «Всё везде и сразу»

Как «Субстанция» делает из потенциально унылой драмы мультижанровый аттракцион

Это ведь его провозгласили МЕЙНСТРИМНЫМ АРТХАУСОМ?

И здесь также много цветов, много креативного визуала, ещё больше личностей одной героини.

Правда, фильм слишком скатывался в сумбур, при этом осмелился попытаться втиснуться в трёхактную структуру. Вроде бы хотел раскрыть героиню, но куда лучше раскрыл концепцию мультивселенных.

Но там и название отражало смысл.

Здесь — «Субстанция» не стремится натянуть драму на визуальный ураган.

Наоборот, она берёт личную арку Элизабет Спаркл и упаковывает её в блестящую коробку, чтобы даже самому последнему снобу было приятно её распаковать.

Об этой яркой коробке я сейчас и поговорю.

Как не дать проседать драме одного человека, длящейся аж 2 часа 20 минут?

Или как сделать так, чтобы даже простой смертный, воспитанный на супергероике, был заворожён и втянут в кино?

Ответ: создать настоящее шоу!

РАЗ. Да здравствует развлекательный формат!

Нужен для этого многослойный сюжет? Куча перипетий среди персонажной россыпи?

НЕТ!

Пошли прочь унылые самокопания, медлительность и долгие томные взгляды. Уже этого хватит на первое время.

ДВА. Да здравствует клиповый монтаж!

Вайбы "Реквиема по мечте"

Активно трудитесь, оператор в паре с монтажером! Трудитесь под хлёсткую плётку Фаржи. Замеряйте каждую сцену, быстро сменяйте их и делайте бодро.

Клиповое мышление у наших зрителей — 21-й век на дворе, или как, в конце концов?

ТРИ. Да здравствуют яркие второстепенные персы.

Кто из них более мерзкий?

Сценарист, не душни, пусть персонажи светят ярко. Как звездочки!

Больше от них ничего не нужно.

Что крупным планом хрустящий креветки жадный продюсер, что потный сосед с «большим молотком» — пусть сияют!

ЧЕТЫРЕ. Да здравствует торжество жанровых контрастов!

"Всё, везде и сразу" здорового человека

Каржа, не ограничивай зрителя в эмоциях!

Смело взбалтывай жанры — от боди-хоррора до абсурдной комедии. Пусть он смотрит завороженно и прикрывает глаза, пусть плачет и смеётся, радуется и пугается.

Если подбрасывать зрителю новую эмоцию каждый раз, он точно не уснёт!

ПЯТЬ. Да здравствует посыл в лоб!

"Суперзлодейский пинок" — похлопал Дэдпул

Кино, не намекай. Не шепчи. Не рассуждай.

Здесь не нужны полутона.

Отсылки на «Сияние» и анализ визуальных приёмов оставь киноманам, но посыл должен дойти до каждого.

Поэтому обычным нагнетанием с громкими звуками и очевидными терзаниями героини не отделаешься.

Не-не-не. Этого мало.

КРИЧИ НЕИСТОВО! ОРИ! РАЗРЫВАЙ ГЛОТКУ!

Пни зрителя со всей дури, как в одной из сцен в последнем акте!

Именно так работает «Субстанция».

Можно подумать, что я ругаю её за прямолинейность и развлекательность, но нет.

Первое — благодаря этому даже моя сестра побежала в кино и была в восторге, хотя она на дух не переносит авторские вещи, которые не стремятся развлекать зрителя.

Второе — «Субстанция» всё это умудряется провернуть в рамках конфликта героини Деми Мур с самой собой. Фильм не теряет арку героини, а усугубляет её, всё сильнее затягивая в клубок безумия.

Это схоже с «Джокером» и «Реквиемом по мечте», где герои тоже эпично разлагались.

Как же много общего у Сары и Элизабет. Обе жалуются по телефону насчёт препарата, обе принимают его под хип-хоп монтаж, обе сходят с ума

(Я не смотрел Кроненберга, зато смог аж 4 фильма-ассоциации подобрать за целую статью! Вот это я синефил!)

Только здесь фильм не остановится на привычной двухчасовой отметке.

Он будет продолжаться, накатывая новой волной, с большим надрывом. Будет вытряхивать из зрителя последние силы.

А когда покажется, что Фарже пора затормозить, она обрушит на нас новый виток непрекращающихся событий.

Чуть позже нас снесёт на крутые кочки, опрокидывая в том месте, где всё началось. И закольцует историю.

Красиво закольцует.

Самый сильный злодей — это…

…Сью, Сью, Сью, Сью, Сью!

Пыжатся две актрисы.

Героиня Мур сталкивается с лучшей версией себя. Оказывается, это невероятно тяжело — пытаться ужиться в двух телах одновременно. Отверженность внутри не позволяет признать «худшую версию» себя.

Поэтому героиня собственноручно создаёт себе антагонистку. Настоящую злодейку.

Ах какая женщина, какаааая женщина...

Ужасно красивую, привлекательную, соответствующую всем стандартам красоты.

Ту, что будет сиять на обложках глянцевых журналов и ярких телевизионных шоу.

Она будет сиять нарочито броско, подчеркиваясь разными ракурсами, особенно снизу, дабы не пристало на богиню свысока смотреть.

Поначалу не такая уж тонкая метафора ненависти к самой себе превращается в натуральное мясное зло, устраивающее кровавый экшен.

Сия гифка носит исключительно развлекательный характер, к насилию никого не призываю!

Но если учесть, что Элизабет и Сью — одно целое, то сама Элизабет становится формальной злодейкой, обиженной на саму себя.

А мы знаем, что хорошие злодеи когда-то были хорошими людьми, пока не нашли достойную мотивацию свернуть с благих путей.

Ключевое слово — «были».

И красота была. И молодость была. Но в какой-то момент всё это проходит, и прошлое остаётся в прошлом. Его уже не вернуть.

Можно попытаться ужиться с этим сейчас. Попытаться отвергнуть навязанные представления о себе.

Принять себя, полюбить себя таким, какой ты есть. Начать просто жить. В своём теле. В своей жизни. В настоящем.

Можно.

Главное, не столкнуться с самым страшным и кровожадным злодеем на пути к подлинному счастью — собой.

Спасибо, что прочитали!

P. S.: Если понравилась статейка, подписывайтесь на телегу — там вещаю о кино куда чаще. Рубрики-шмубрики, отзывы о новинках, всё-всё-всё, крч.

104104
1212
44
33
22
22
11
11
159 комментариев

Спасибо за пост. Видосы забавные, расписал толково, видно что хотя бы старался. А тут что не «отзыв» про «Субстанцию», ощущение будто судорожно насрали пару предложений, лишь бы побыстрее.

Мне фильм понравился. Процитирую с телеги:
«Фильм практически идеальный. Его можно ругать за темп, за уж слишком очевидный посыл, за финальную феерию компота, но я не могу сопротивляться тому, как он стильно и красиво снят, откровенно и с кайфом тащится от женских тел, не забывает накидывать мерзких деталей и не ссыт зайти достаточно далеко, чтобы часть зрителей порадовать (меня), а часть разочаровать. Кажется, фильму суждено быть в топах лучших фильмов 2024 года — заслуженно»

30

Поддержка — это самое главное! Спасибо за неё 🔥🔥🔥

В топы войдёт, но не на ДТФ, да? 😂

3
1

как он стильно и красиво снят, откровенно и с кайфом тащится от женских тел, не забывает накидывать мерзких деталей и не ссытчто правда - то правда!

2

Ужасно глупый фильм. Фейспалм и скукотища

12
11
1

Фейспалм - это использовать слово «фейспалм» в 2024 году

5

Ничего себе!!!

1

Фейспалм, эт рекомендации у те на странице для скуфичей в потных семейках и алкашке, пропитанной горчицей, а Субстанция представитель хорроров новой волны, занятных и артовых.