Обзор Batman: Arkham Shadow без спойлеров — лучшая VR-игра 2024 года
Сегодня я хочу поделиться с вами своими впечатлениями от VR-игры Batman: Arkham Shadow. Сразу скажу, что это одна из лучших VR-игр не только в этом году, но и вообще. А также это одна из лучших игр про бэтмена, которую смело можно ставить на одну полку с аркхэмской трилогией от Rocksteady. Впрочем, пойдем по порядку.
Начнем как раз со сравнения новинки с плоскими играми серии. Тут важно сказать, что Arkham Shadow — это не какой-то необязательный спин-офф, который только формально относится к вселенной Batman: Arkham, а полноценная часть серии, содержащая в себе все знакомые элементы и фирменные черты, начиная от бэт-гаджетов и заканчивая боевой системой. Давайте пройдемся по основным моментам.
Графика и визуал
Начнем с того, что сразу бросается в глаза — с графики. Для тех, кто не в курсе, стоит пояснить, что Batman: Arkham Shadow — это игра не для компьютера, а для портативных шлемов виртуальной реальности Meta Quest, которые по сути являются VR-консолями. То есть игра устанавливается прямо в шлем и для её работы не нужно ни подключение к компьютеру, ни к какому-то другому устройству, — только VR-гарнитура и ничего больше. Таким образом, за работу игры отвечает мобильный чип Snapdragon XR2 Gen 2, который накладывает большие ограничения на графические изыскания. Однако даже несмотря на это визуальный ряд Batman: Arkham Shadow вполне нестыдный. Да, полигонов в модельках хотелось бы побольше, но спасибо уже за то, что завезли наконец в автоном динамические тени, которые делают картинку более живой и глубокой.
Персонажи и анимации в игре также на уровне. Герои двигаются плавно и естественно, что очень сильно сказывается на погружении в историю. Вы как будто действительно находитесь на одной крыше с комиссаром Гордоном или ведете диалог с Барбарой, которая чуть было не приложила вас ломом. Лицевые анимации, кстати, тоже смотрятся отлично, — видно, что 4 года разработки были потрачены не зря. Порой я даже забывал, что играю в автономную игру, а не в ПК VR.
Боевая система
Главное достоинство нового Бэтмена — это драки. Когда вы начинаете сражение, то сразу забываете про количество полигонов в моделях противников и просто выбиваете всё говно из бандосов. У разработчиков действительно получилось перенести боевую систему из плоских игр в виртуальную реальность. При этом удары наносятся не по нажатию на кнопку, а своими собственными руками. И бить абы как не выйдет — игра четко показывает, какой удар сейчас от вас требуется — прямой, боковой или добивающий. Это делает Arkham Shadow чем-то похожей на смесь ритм-игры и бокса, вот только ощущается это гораздо круче, особенно когда речь заходит об оглушении плащом или добиваниях. Сломать своему противнику ногу с локтя — это прямо сильно. Круче только допросы, когда вы одной рукой держите врага за горло, а второй мутузите по лицу, периодически спрашивая где детонатор. После тяжелого рабочего дня — то, что доктор прописал.
Стелс
Впрочем, вариативность прохождения из игр Rocksteady никуда не делась. Во многих ситуациях вы сами будете решать, как именно избавляться от крыс — вступать с ними в прямую конфронтацию или устранять по стелсу, прячась в тени. Так, например, вы можете подкрасться к врагу сзади, схватить его за шею и придушить, совершая характерные движения корпусом из стороны в сторону. Такой же трюк работает при нападении снизу, из ниши с решетками. Как видите, этот элемент гейм-дизайна также был успешно перенесен из плоских игр серии. Впрочем, как и механики, связанные с горгульями.
Как и в играх Batman: Arkham для мониторов, вы можете использовать гаргулий для скрытных атак. Сначала нужно свеситься вниз, дождаться, пока враг окажется под вами, после чего схватить его, поднять и сбросить вниз, привязанного за веревку. Если его подельники при этом вас заметят, то нужно будет быстро перепрыгивать с одной гаргульи на другую, пока противники не потеряют вас из виду. Довольно привычно и знакомо, но за счет иммерсивного управления ощущается совсем не так, как в плоском виде.
Перемещение
Кстати, про иммерсивность. Единственная недоработка в игре связана как раз с перемещением с помощью бэткогтя. По какой-то непонятной причине он появляется в руке сам по себе, по нажатию кнопки “А” на контроллере. Хотя вот дымовую гранату, например, мы сами достаем из левого предплечья, а бэтаранг снимаем с груди. Почему бэткоготь нельзя было также повесить на тело, как обычный пистолет, я лично не очень понимаю. Но, повторюсь, это единственный косяк в игре, больше мне докопаться не до чего.
Другая механика быстрого перемещения — планирование на распахнутом плаще — реализована не в пример круче. Чтобы спрыгнуть с уступа вниз, вам нужно зажать триггеры на контроллерах, как будто вы хватаетесь за полы своего плаща, развести руки в разные стороны, как будто вы его натягиваете, как парус, и прыгнуть вниз. Ощущается это просто невероятно. Даже я, далеко не фанат бэтмена, получил огромное удовольствие от такого планирования.
Также в игре иногда будут встречаться секции с карабканьем, как в Assasin’s Creed, или небольшими загадками. Например, в прологе в одном из мест вам нужно будет передвинуть подъемный кран, чтобы позже взобраться по нему на крышу.
Детективное зрение
Ещё один важный элемент, который перекочевал в VR из плоских игр, это детективное зрение. Активируется оно простым поднесением руки к левому или правому виску, что очень удобно. В бою его можно использовать для точного обнаружения врагов в укрытиях или за стенами, а также для понимания угрозы, от них исходящей. Бэтмен по-прежнему довольно легко переносит тумаки в ближнем бою, но крайне уязвим для пуль.
Также детективное зрение очень сильно пригодится вам для поиска интерактивных элементов на уровне. Например, чтобы найти кнопку или рычаг, открывающие дверь. Плюс иногда попадаются интерактивные секции, в которых вам нужно будет искать улики, на основе которых бэтмен примет решение о дальнейшем продвижении по сюжету. Духоты, слава богу, здесь авторам удалось избежать, общий темп повествования такие участки не ломают и проходятся довольно быстро.
Секреты и исследование мира
Ну а если вам вдруг захочется задержать на какой-то локации, то вы всегда сможете отправиться искать статуэтки крысиного короля или точки радио-пропаганды. По сути они являются аналогом загадок Энигмы из плоских игр серии, но не такие душные.
Как правило, для поиска радио-станций достаточно просто внимательно исследовать окружение. А вот для получения статуэток зачастую нужно будет решить какую-то несложную головоломку. На мой вкус снижение уровня духоты сделало эти побочные активности интересными. По крайней мере, лично я находил вполне увлекательным изучение локации и поиск секретов, в то время как в играх Batman: Arkham от Rocksteady я всё это скипал без какого-либо зазрения совести.
Прокачка
На месте осталась и прокачка персонажа. Называется она также, как и в других играх серии — Уэйн Тэк, а найти её можно в игровом меню. Здесь есть несколько разделов: боевые способности, улучшения костюма, прокачка гаджетов и стелс (который тут называется режимом хищника). Ткнув в любую из способностей, можно почитать о том, что она дает и зачем нужна. В целом тут все довольно просто, понятно и привычно.
Сюжет
Последнее, о чем я ещё не рассказал, это сюжет. Но, знаете, я принципиально не хочу говорить о нем вообще ничего. Обозначу только, что он здесь есть, и на мой вкус ничуть не хуже, чем в других играх франшизы. А если сравнивать с Arkham Origins, так и вовсе сравнение будет не в сторону плоской игры.
Итоги
По итогу же могу сказать, что Batman: Arkham Shadow однозначно удалась. Если даже мне, не фанату Бэтмена и плоских игр от Rocksteady, были интересно в неё играть, то мне страшно представить, какую бурю эмоций получат фанаты бэтса и всей игровой серии. К тому же в этой части у Бэтмена, в кои-то веки, есть внятно прописанная арка и мы можем наблюдать явное развитие персонажа по ходу раскручивания сюжета. Здесь мы видим, что бэтс находится в самом начале своего пути. В прологе он легко срывается и не способен контролировать свой гнев. А то, что мы играем за него от первого лица, очень хорошо дает нам это понять и прочувствовать.
Благодаря этой игре вы сможете узнать, как бэтмен стал тем, кем он стал. Какие ошибки он совершал в начале своего становления, и к каким выводам пришел в процессе превращения в темного рыцаря Готэма. На 99% уверен в том, что грядущие Behemoth и Metro Awakening не смогут переплюнуть Batman: Arkham Shadow, даже если окажутся очень хорошими играми. VR-игра года, не иначе.
P.S. Перевод для игры уже есть. Он машинный, но вполне приличный. Скорее всего переводила нейронка, так как косяков очень мало:
* Компания Meta признана экстремистской на территории РФ