Мнение о попаданцах в современной литературе.

Мнение о попаданцах в современной литературе.

Дисклеймер: эта стена текста – не истина в последней инстанции. Это мнение обычного читателя, который решил немного погундеть. Возможно, моя позиция вызовет негодование, поэтому я буду рад услышать иную точку зрения.

Я люблю читать книги и бродить по просторам интернета в поисках новых авторов. С литературой как с играми – все сокровища в «инди сегменте». Впрочем, кризис идей, инфантилизм и погоня за легкой наживой, подвели книжный рынок к глубокой пропасти под названием «попаданцы». Эти мерзавцы заграбастали огромный пласт рынка и просочились во все литературные жанры.

Споры о художественной ценности произведений, эксплуатирующих замечательный и полезный литературный прием, не утихают уже лет пятнадцать. Каждый день на многочисленных онлайн площадках выходят десятки книг от «новоиспеченных писателей», повествующих нам историю Сергея – ветерана древнеэльфийской войны, Алексея – офисного работника из захудалой конторы с силами архимага и Михаила – трудного подростка, угодившего в тело благородного рыцаря эпохи короля Артура. Что объединяет все эти работы? Почему они столь популярны? И где та грань, разделяющая графоманский идиотизм и годную фантастику?

Что мы знаем о «попаданчестве»? Зародилось оно давно: еще в 1889 году Марк Твен написал роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», а в 1895 году свет увидела работа «Машина времени» Герберта Уэллса, которая задала целое направление – хронофантастика. Но нынешние работы настолько далеки от прародителей, что диву даешься, как сатира о средневековых рыцарских романах, социально-политическая критика монархизма, размышления о научном прогрессе и неравенстве превратились в примитивную историю о борьбе Дарта Вейдера с нацистами или гоблинами.

Мнение о попаданцах в современной литературе.

Итак, попаданец – это человек, попавший в прошлое-будущее-сказочное путем «умерщвления» (или перемещения) любым доступным способом. Новые авторы не славятся изобретательностью, поэтому чаще всего герой либо ловит маслину в неравной битве с врагом где-то в Сирии, либо грузовик-сама превращает будущего спасителя вселенной в пудинг. В новом мире, помимо расширения кругозора, герой будет «приключаться»: изменять ход истории, карать самых злых злыдней, собирать аниме гаремы из знойных красоток и нести демократию чумазым аборигенам, пользуясь всеми благами Руси девятого века.

И тут происходит первая значимая развилка. Герой встает у большущего камня с надписями: налево пойдешь – великим борцом за свободу станешь, направо пойдешь – Наполеоном будешь. Каждая схема имеет двойное дно и хитрые уловки.

Типы попаданцев.

Мнение о попаданцах в современной литературе.

Первый тип современного попаданца – путешественник во времени в своем теле. Интернет пестрит произведениями в духе «клерк попал в эпоху Петра Великого или Ивана Грозного». У вдумчивого читателя в голове зреет ряд вопросов: как героя не насадили на кол, стоило ему появиться перед ликом царя? Как он общается с людьми или как он выживет в жесточайших условиях без Интернета, смартфона, инструментов для более или менее сносной жизни в лесу? (Первым же делом банда монахов, священников, мракоборцев и светлых магов вытянут из бедного плачущего Сережки всех демонов и чудищ).

Будем честны: большая часть вопросов останутся без ответа. И правда, оно это надо, когда герою мир предстоит спасти! И все равно, что современный язык разительно отличается от языка Древний Руси, а окажись герой в СССР, как любят фантазировать особо ярые поклонники изменения хода истории, его тотчас сдадут условным НКВДшникам. И будет наш Сережка до седых волос сидеть за решеткой и кричать о своей нормальности.

Мнение о попаданцах в современной литературе.

Выходит, что будущий спаситель мира вполне может откиснуть в первый час «приключенства». Поэтому авторы и отправляют в мир не абы кого, а настоящих гигачадов, морпехов, космодесантников или гиков и фриков с двумя высшими образованиями в области геополитики 9-10 вв. и экспертов по части военного дела, гениев тактики и стратегии. Впрочем, я частенько натыкаюсь на такие многотомные опусы, как: «Сантехник», «Электрик» и «Слесарь». Видимо, чтобы сделать историю более обыденной, хотя сути это не меняет.

Разумеется, автор не станет делиться секретными знаниями, полученных из научно достоверных голливудских блокбастеров, аниме, комиксов и, МОЖЕТ БЫТЬ, даже из учебника истории за 5 класс. Хм, а любая ли книга про попаданца обязана быть достоверной с научной точки зрения? Отнюдь, но, чтобы книга не вызвала отторжения, автор должен дать ответы на самые неудобные вопросы, прежде чем запускать читателя в историю.

Но вот есть изъян у такой схемы – аудитория. Читатели, как правило, хотят подстраивать мир под себя, изменять, коверкать, искажать. Они хотят быть героями RPG, не скованными рамками. Омоновцу Сережке тяжко будет мир менять. Языка не знает, обычаев тоже, холопы гоняют ссаными тряпками. Я предполагаю, что современному читателю скучно читать про «спецов». Это можно заметить и по лайкам с комментами.

Аниме про работяг
Аниме про работяг
Аниме про гигачадов
Аниме про гигачадов

Так и родилась, не побоюсь слова, гениальная мысль – отправить героя в тело… другого героя. Вот тут-то разгуляться можно вовсю! Дали арматуриной по голове, и – о чудо – вы теперь Спартак, сударь, вызволяете голодных рабов из оков, попутно объясняя, как из палок, камней и какой-то матери сделать пушку. Согласитесь, веселее же! А попади в тело Сталина, Ленина, Гитлера и пр., и пр. – мир перевернется с ног на голову.

Самое изумительное – Сережка познает истину. Сметающий поток знаний хлынет в разум героя, и он будет знать абсолютли всю правду о мире. Ну ту, где гладиатор Максимус сражался на арене Колизея и погиб в схватке с императором… Э-э, простите, я хотел сказать, что зря Парис выкрал Елену – жену спартанского царя. Да-да, в фильме «Троя» так и было, а еще Брэд Питт, тьфу ты, Ахиллес бился с Гектором. Но вот беда: тогда и Спарты еще не было.

Все это к тому, что по сути оба типа попадания – винегрет из фантазии, дичи из Википедии и научпопа. Но если первый тип, на мой взгляд, скуден на сублимацию желаний обывателя, то вот второй тип неимоверно популярен. Куда ни глянь на Литресе или АвторТудей, всюду увидишь цветастые обложки с магом/космическим адмиралом/Темным Принцем/эльфом следопытом Сережкой. Герою незачем учиться, познавать мир, тренироваться с мечом – он и так все знает!

Мнение о попаданцах в современной литературе.

Но и этот тип также имеет недостаток – страшное однообразие. Среднестатистические авторы черпают знания из одних и тех же источников, поэтому и выходят одинаковые работы. Тем не менее это еще крайне популярно, поэтому талантливый начинающий автор растворяется в потоке книгосодержащих продуктов.

Проблемы с мотивацией.

Не могу не упомянуть и о мотивации таких вот героев. Меня удивляет, с какой решительностью попаданец рвется спасти миллионы незнакомых ему людей или изменить ход событий. Вот попал герой из великой могучей в рабовладельческое общество. Везде тлен, разруха, упадок. А Сережка наш не пальцем деланый парень, он – либерал (при детях такие слова лучше не произносить).

Сережка строит грандиозные планы по реформации, а общество крутит пальцем у виска, а местный королек отправляет борца за свободу на плаху. Народ, живущий сотни лет в подобных условиях, не примет доводы Сережки. Никто не поймет сути, потому как раб за пару дней или месяцев не осознает концепцию демократии. Но Сережке все равно, он хочет сломать такой уклад помимо воли народа. Сдается мне, герой-то наш вовсе не хороший парень, а тиран, считающий, что его видение мира – это истина. Наверное, авторы мыслят, будто все общества за всю историю человечества желали равенства, порядка и справедливости, но не могли к этому прийти, потому что не было человека, готового протянуть руку помощи.

Предположим, Сережка возьмет власть в свои руки (ах, прошу прощения – он «освободит всех от оков невежества», аки мать драконов из «Игры престолов»), но герой закончит как и все тираны – с пером под ребром.

А еще меня радует реакция людей на попаданца. Ее нет. Для людей из прошлого будто нормально общаться с пришельцем, следовать его советам, помогать ему реализовывать больные фантазии. Наш Сережка гениальный человек. Он сведущ в науках, военном деле, но вот незадача: в средневековье гениев сжигали. Да ла-а-адно, это Джордано Бруно сказал, что Земля круглая, а Сережка-то не философ, он – морпех. А что любили люди во всех эпохах? Правильно, мочить друг друга. Сережка в этом поднаторел, он рассказал местным о пулях, автоматах и т.п. Мол, демократию проще нести с пушкой в руках. Ему еще и спасибо скажут.

Мнение о попаданцах в современной литературе.

Фуф, я слегка увлекся, но, как по мне, героям подобных творений не хватает мотивации для подвигов. Чаще всего его просто просят об этом, либо он прожженный идеалист. Его хлебом не корми – дай подвиг совершить. Сережка подобен герою из второсортной игры, где люди не живут, а подстраиваются под него.

В любом обществе, будь то средневековье или киберпанк, или деревня пышногрудых эльфиек, Сережку будут отвергать, несмотря на его исключительность. Он – изгой, «нитакусик», только вот его не ждет светлое будущее, как героев многих фэнтези книг. Представьте, что в наш мир попадает орк/эльф/мужик из будущего. Он знает языки, сведущ в искусствах, разбирается в технологиях. Он будет нести слово свое в народ? Приведет нас к галактическому коммунизму? Пф-ф, его запрут в лаборатории или в дурке, проведут тесты, сделают лоботомию, а потом разберут на запчасти (в конце-то концов, мы гуманное общество!)

Встает парочка вопросов: зачем и когда кончится это безумие? Не надо быть знатоком литературы, чтобы заметить отсутствие достоинств в подобных работах. Они построены по одному шаблону: герой попадает в волшебный мир/альтернативную реальность/прошлое, где за пару дней он обживается, быстро учит язык с помощью шайтан-технологий или флакончика со слезой эльфийской царевны, затем использует свои «навыки» и «уникальное мышление» для перестройки мира (разумеется, никаких негативных последствий и быть не может), а в конце победа. Но книги покупают и читают, а значит, пишут и издают.

В поисках глубинных смыслов.

Мнение о попаданцах в современной литературе.

Как мне кажется, писать такие работы легко: не надо штудировать тома по истории, изучать культуру и быт. Навалим магии, нелепых терминов, парочку сексуальных фантазий, анимешных диалогов – и вуаля! А еще герой будет знать все! Автору даже не нужно обосновывать свои фантазии.

Глуп ли автор подобной литературы? Нет. Есть ли у него писательское чутье? Возможно. Мне видится, что тут дело не столько в бесталанности и глупости, сколько в закомплексованности авторов (а еще и читателя). Некоторые хотят быть значимыми, некоторые быть предводителями, некоторые воодушевлять людей или найти любовь (не просто же так герои собирают гаремы). Все эти «книги» – это крик души человека, его слезы по нереализованному потенциалу. А читатель что? Тут все похоже. Читая такие книги, мы все больше убеждаем себя, что быть таким же офигенным спецом нам мешают лишь внешние факторы. А вот если бы да кабы… Людям так нравится погружаться в мир грез, где все просто и легко. Наша неуверенность, страхи порождают графоманистых чудищ, но нельзя терять нить с реальностью.

Попаданец «нового типа» дарит сладкую иллюзию, получает все и сразу, не теряет часть себя, он – сама неотразимость. Но он не толкает вперед, не мотивирует. Ради лулзов я могу разобрать одну из «эпичнейших» работ с точки зрения искушенного читателя и поорать со словесных конструкций и роялей, но оно надо? И без моего обзора каждый разумный, образованный человек понимает, что в современных попаданческих мирах нет жизни, лишь ее суррогат, нет идеи, нет вменяемых конфликтов.

Взглянем на старые работы, в которых авторы представляют героев не как супер одаренных уникумов, а как людей, нашедших в себе силы побороть недостатки, отыскать лучшее в душе и вернуться обратно, но не зазнавшимися ублюдками. Уверенность и сила воли сделали из них действительно героев попаданцев. Примеры: «Лев, колдунья и платяной шкаф» (хотя книга мне не нравится, но не из-за приема), «Лорд с планеты Земля» от Сергея Лукьяненко (в ней хватает изъянов, но сама идея с лихвой окупает абсурдность и наивность поступков героя. Тут вам и поиски себя, Бога, сопоставление красоты с войной. Есть повод задуматься, что значит быть человеком), а если вы любите СССР, то вот вам «Голубой человек» (нет набившей оскомину советской пропаганды, герой – простой парень, который не стремиться менять мир, попадет в тело ровесника без «уберспособностей», в книге есть детальные описания дореволюционной Москвы, драматичная любовная линия. Это серьезный роман с толикой иронией позволяет увидеть Москву 1959 г. и 1894 г., это история о людях, их быте и мечтах). Стоит отметить, что это мое личное мнение, однако в любом случае это глубокие, проработанные произведения. Они могут показаться скучными, наивными и старомодными, но не глупыми.

Вывод.

Я считаю «попаданчество» отличным приемом, ОДНАКО фантазии на бумаге ≠ книга. В погоне за легкими деньгами, за сладкой сказкой авторы и читатели напрочь позабыли о смысле писательства. Настоящая книга – это не столько развлечение, сколько разговор по душам писателя с аудиторией, в котором он заостряет внимание на социальных проблемах, чувствах, дружбе и сложных моральных дилеммах либо пытается найти выход из кризиса. Жанр – это антураж, не более. А в работах про современных попаданцев нет ничего: у главных героев нет серьезных проблем, конфликты решаются сами собой, все пластиковое, розовое, будто мир барби, либо чересчур кровожадное, пафосное. И ладно бы подростки, которым нечего сказать в силу своего возраста, творили/читали подобное (ребята перерастут), но взрослые люди с десятками лет за плечами?.. Компенсировать так свои недостатки – уму непостижимо!

Кто-то обвинит меня в излишней критике, мол, всякие «Возвышения Меркурия», «Супер лекари» или «RPG в городе гоблинов» – чтиво в дорогу, расслабить мозги. Расслабить мозги ≠ выключить их вовсе! Эти работы схожи со «Стражами Завесы» или последней «Saints Row» – 30+ игрок с ума сойдет в попытке осознать шизофреничный бред на экране. Позволю себе вульгарный вопрос: зачем читать о сексуальных фантазиях сороколетнего скуфа?

Через хорошие книги мы познаем иную точку зрения, взгляд. Наше сознание наполняется противоречиями, из которых и возникает новое суждение. Книги учат нас размышлять и никогда не забывать, что жизнь – это вечная борьба, в которой мы не должны опускать руки и стремиться не к изменению всего мира, а в первую очередь к изменениям в своей душе.

Читайте хорошую литературу, читайте вдумчиво, читайте чаще. Всем бобра!

1919
22
11
11
11
87 комментариев

Попаданцы - самый мусорный жанр. Чисто ход ленивого автора.

14
1
Ответить

Попаданцы рофельный жанр, когда работает наоборот, типа какой-нибудь рыцарь или там австралопитек попадает в наш мир, вот это забавно смотреть)
А так, конешн, полная залупонь книжки о попаданцах, фильмы о них и аниме офк тоже.

3
1
Ответить

Ой, надеюсь к тебе набегут сейчас пояснять что это не так, а я со стороны посмотрю хоть разок.

Ответить

Попаданцы бывают разные, каждый сам выбирает что читать.
Ильин, Метельский, Зайцев - формально пишут про попаданцев, но есть нюансы.
PS попаданство - это простой обоснуй "а откуда у этого героя такие навыки взялись?".
С тем же успехом (или без оного, если автор не умеет писать) можно начать книгу с того, что Локи ради шутки выдал трэллю знания о промежуточном патроне, командирской башенке и песнях Высотского, а хозяин выдал работы и пиздюлей.

Ответить

Литрпг залупа, мне начальник как-то сказал что он литрпг читает и сталкера, так я его нахуй послал. Теперь безработный.

7
1
1
1
Ответить

с начальниками надо обращаться как с душевнобольными или маленькими детьми. Вот у меня был один, так у него на рабочем столе лежали цитатник Мао и православная иконка. И ничего, нормально общались, он даже зарплату мне повысил)

2
1
Ответить

Единственный автор который умнее чем большинство читателей - это автор учебника по математике. Поэтому не вижу ничего плохого в том что люди читают такую литературу чтобы отвлечься от быта. А вот авторы которые "я понял всё и сейчас тебе расскажу" вызывают раздражение.

6
1
Ответить