Владычицы земли «чёрных фараонов»: воинственные царицы древней Нубии (лонг)

Владычицы земли «чёрных фараонов»: воинственные царицы древней Нубии (лонг)

В годы своего расцвета Древний Египет оказывал значительное влияние на соседние земли. Чаще всего это были заимствования военных, административных или религиозных элементов, но в случае с южными соседями наблюдалось полное доминирование египетской культуры. На территории нынешнего Судана в верхнем течении Нила с IX века до н. э. существовало царство «чёрных фараонов», которое называли Куш, Напата или Мероэ.

Как и в Египте, роль женщины в политической жизни кушитов была велика – более того, здесь сложился уникальный институт власти женщин-правительниц. В титуле «кандакия» соединились понятные нам термины «королевы-регентши» и «королевы-матери», а также фактическая роль женщины как полководца и главы государства.

Земля «чёрных фараонов»

Археологические данные эпохи неолита (VI - II тыс. до н.э.) свидетельствуют о наличии в Нубии сформировавшейся раннеземледельческой культуры. На основе достижений этой культуры на землях от 1 до 4 порога Нила примерно к 2500 году до н.э. возникает цивилизация с центром в городе Керма. По названию этого города первый этап развития нубийской культуры также называют Кермой. До 1750 года отмечено постоянное противостояние между, находящемся севернее, государством Древнего Египта и нубийцами.

Руины древнего поселения Керма, современное состояние
Руины древнего поселения Керма, современное состояние

Исходя из того, что наибольшее число крепостей за эту тысячу лет египтяне построили на своей границе с Кермой, можно сделать вывод, что нубийцы воспринимались как серьезная угроза. Фараоны не только строили внушительные кирпичные крепости, но и были вынуждены содержать в пограничье значительные войска для защиты от набегов южан. Одновременно, наемные нубийские лучники составляли важную и заметную часть египетской армии. Можно сказать, что отношения строились одновременно на вражде и стычках и взаимовыгодной торговле. Само название Нубия произошло от египетского слова «золото». Но также египтяне называли эти земли и «страной лука», то есть населенной опасными враждебными воинами.

Когда Египет был един и силен, то Керма была вынуждена защищаться. Однако стоило только ситуации измениться, как нубийцы переходили в нападение. Между 1800 и 1700 годами до н.э. северная часть Египта была занята переселенцами и Сирии и Палестины, которых египтян называли гиксосами. Оставшаяся независимой южная часть была куда слабее единого царства. Этим воспользовались правители из Кермы. Заключив союз с гиксосами, между 1575 и 1550 гг. до н. э. нубийцы напали на египтян. В произошедшем сражении египтяне потерпели настолько сокрушительное поражение, что постарались убрать из своей истории всякое упоминание об этом событии.

Погребение культуры Керма, ок. 2450 до н.э., Национальный музей Судана
Погребение культуры Керма, ок. 2450 до н.э., Национальный музей Судана

Нубийцы не имели намерения захватить землю. Они интересовались пленниками, скотом и ценностями. Награбленные в этом походе египетские сокровища, в том числе статуи, стелы и элегантный алебастровый сосуд, были найдены в царской гробнице в Керме.

Участник сражения и правитель одного из египетским номов (провинций) по имени Собекнахт, приказал высечь надпись на стене своей гробницы. В последующем надпись была покрыта сажей и грязью. Текст принимает форму обращения к читателю:

«Слушайте, живые на земле, Куш пришел... пробудился и воспрял, он возбудил племена Вавата... земли Пунта и Меджаев».

Хотя задачей надписи является восхваление правителя и его родового божества, понятно, что речь идет о катастрофе.

Кинжалы из бронзы и меди, 1750-1450 гг. до н. э., Керма, Британский музей
Кинжалы из бронзы и меди, 1750-1450 гг. до н. э., Керма, Британский музей

Примерно в тоже время Керма ведет затяжную войну с расположенным в Судане царством с центром на острове Сай. К сожалению, раскопки начались недавно и мы пока мало знаем об этом государстве и подробностях его отношений с Кермой. Точно известно, что около 1500 года до н.э. победителем вышли нубийцы, которые в итоге присоединили Сай к своим землям.

Тем временем фараоны южного Нижнего Царства смогли отвоевать у гиксосов север страны. Закаленная в боях в Египте, Сирии и Палестине армия египетского фараона Тутмоса I вторглась в Нубию. В 1500 году до н.э. Керма пала. Египтяне правили страной до 1070 года до н.э.

Художественная реконструкция главного района Кермы. Всё намного скромнее чем в Египте.
Художественная реконструкция главного района Кермы. Всё намного скромнее чем в Египте.

На 500 лет покорённая Нубия попала под влияние египетской цивилизации – в этот период она была известна под названием Куш. Африканцы усвоили письменность, религию и другие элементы культуры северян, местная элита стала воспринимать себя как египтян.

Нельзя сказать, что это были мирные годы. С приходом к власти нового фараона Нубия, теперь называемая страной Куш пробовала изгнать захватчиков, но безуспешно. Период владычества египтян так и называется - периодом Куша.

Фараоны ценили кушитских воинов и набирали их в свое войско. Вместе с великими завоевателями как Тутмос III или Рамзес II темнокожие лучники сражались далеко от своей родины. Стоит отметить, что египтяне было неизвестно понятие равенства народов и рас. На первое место они ставили себя, затем темнокожих нубийцев, затем ливийцев и лишь потом дикарей из других стран.

Ушебти (вечные загробные помощники) в виде нубийских лучников из гробницы Месехти, номарха Асьюта, династия XI или XII, около 2000 г. до н. э. Модель из окрашенного дерева. Египетский музей, Каир
Ушебти (вечные загробные помощники) в виде нубийских лучников из гробницы Месехти, номарха Асьюта, династия XI или XII, около 2000 г. до н. э. Модель из окрашенного дерева. Египетский музей, Каир

Между 1077 и 1070 годами до н. э. египетская империя периода Нового Царства пала. После ухода египтян столицей независимого царства Куш стал город Напата, а потому следующий период истории Нубии называется периодом Напаты. Напата усиливается настолько, что завоевывает Египет. Фараоны 25 династии Древнего Египта были кушитами и правили из Напаты. Теперь все земли по берегам Нила были объединены под властью Кушитской империи. Следует сказать, что правили черные фараоны в целом не хуже египтян, благо сами были носителями той же египетской культуры.

Кушитские воины штурмуют египетский храм в Мемфисе, 730 год до н.э.
Кушитские воины штурмуют египетский храм в Мемфисе, 730 год до н.э.

Тем временем за пределами долины Нила Ассирия строит свою империю. Наступает черед кушитских фараонов сразиться с самой сильной и передовой армией тогдашнего мира.

В 671-656 годах до н.э. Кушитская империя воюет с Ассирией и в итоге кушиты вытеснены из Египта. Но и власть ассирийцев над землей фараонов не прочна. Уже в 591 году до н. э. египтяне под руководством независимого фараона Псамметиха II вторглись в Куш, где разграбили и сожгли Напату.

Триумф египтян был недолог. В 525 году до н.э. войска персидского царя Камбиза II захватывают Египет после поражения фараона Псамметиха III в сражение при Пелузии. Персы не останавились на достигнутом. В 524 году до н.э. Камбиз вторгается в Нубию, но терпит поражение.

Царь Персии Камбис II и дочь царя Египта Амасиса II
Царь Персии Камбис II и дочь царя Египта Амасиса II

Сохранилась надпись кушитская царя (надпись Настесена) об этих событиях:

«Явился К-м-б-з-у-д-н (?). Я отправил войско из Д-р. Великое поражение. (Я захватил) все его… Я пленил все корабли царя. Я нанес ему поражение. Я взял все его земли, весь скот, все, чем питаются люди, от К-р-д до Т-р-д-ф. Я предоставил червям (?) того, у которого были раны; того, который был нужен для жизни людей, я оставил в живых… Я посвятил тебе, Амон из Напаты, мой добрый отец, лампу в Т-к-т-к. Я привез добычу: 300 быков, 300 голов мелкого скота, 200 мужчин».

Неизвестно как, но персидский царь Дарий в 521 году до н.э. получил первый из «даров» от нубийцев: «2 хеника самородного золота, 200 стволов эбенового дерева, 5 эфиопских мальчиков и 20 слоновых бивней». Насколько были регулярны и добровольны такие дары точно не известно.

Новые цари Нубии теперь уже из города Мероэ поддерживали мирные отношения с персами и сменившими их в роли владык Египта греками. Лишь период установления власти римлян был связан с военными действиями, но и затем на границе с Египтом наступил мир.

Рассказывая об военной истории Нубии стоит отметить, что мы почти ничего не знаем о взаимоотношениях с другими соседями. Скорее всего и там было немало конфликтов и сражений, но мы о них практически ничего не знаем.

Карта царства Куш
Карта царства Куш

Новая столица

После того как в 591 году до н. э. египетский фараон Псамметих II захватил и разрушил Напату столица страны переместилась на юг, в более безопасный город Мероэ.

Глядя на пустынные окрестности руин Мероэ, трудно представить себе, что в древности эти земли были покрыты лесами. Мероэ был крупным городом и важным торговым центром – здесь сходились караванные пути из центральных областей Африки и с побережья Красного моря. Богатство этого города стало легендарным – сюда стекалось выращенное на берегах Нила зерно и другие товары, которые было удобно перевозить вверх и вниз по реке. Охотники добывали леопардовые шкуры и слоновьи бивни, чтобы выгодно продать их в Египте.

Власть поддерживала торговлю как главный источник богатства и процветания, но это не значит, что кушиты не вели войн. Однако в условиях, когда соседи с севера почти всегда сильнее и многочисленнее, а прочие окрестные племена слишком бедны, чтобы быть постоянной военной добычей, по-настоящему выигрышной долгосрочной стратегией была лишь сложная система транзитной торговли.

Большие курганы железного шлака в Мероэ во время раскопок
Большие курганы железного шлака в Мероэ во время раскопок

Место для нового административного и хозяйственного центра страны было выбрано с учётом запасов железной руды и обширных лесов, необходимых для производства стратегически важного металла. Огромные курганы шлака говорят о немалых объёмах производства в древности. Железо дало земледельцам, воинам, охотникам и строителям из Мероэ новые возможности, а развитие металлургии обеспечило рост благосостояния.

Мероэ против Напаты

Пять столетий Напата была центром египетской администрации в завоёванном Куше. Освободившись от контроля со стороны северного соседа, Куш оставался под давлением политических и религиозных традиций Египта – темнокожие кушитские цари именовали себя фараонами, их имена записывались в картушах, а гробницами были пирамиды.

Культ бога Амона был мощной идеологической силой в Египте и оказал сильное влияние на царей Куша. В Напате египетский фараон Тутмос III построил храм Амона, который на протяжении веков являлся важнейшим культовым сооружением кушитского царства. Как и в Египте, храм был освобождён от налогов и получал большие пожертвования, жрецы Напаты контролировали монархов в Мероэ и даже могли решить, что царю пора умереть на благо своего народа и уступить место одобренному ими преемнику. Влияние старой египетской веры в Нубии было куда сильнее, чем в самом Египте, где воцарилась династия, основанная соратником Александра Македонского полководцем Птолемеем.

Пирамиды в Мероэ. Современное состояние.
Пирамиды в Мероэ. Современное состояние.

До прихода к власти каждый кушитский царь изучал греческую философию и военное дело, а потому был не склонен слепо следовать традициям предков. Сильные и независимые от религиозных деятелей эллинистические правители стали образцом для «чёрного фараона» Аркамани I. Новый царь не пожелал подчиняться священникам – храм Амона был разрушен, а его жрецы убиты. Среди прочих преобразований было резкое усиление роли женщин-кандакий (возможно, что победу в борьбе со столь могущественными соперниками как жрецы царю обеспечила поддержка действующей кандакии).

Правление великого царя

Аркамани I и его соратники избавились от старого жречества, дополнили пантеон богами местного происхождения, отказались от египетских иероглифов и перешли на алфавитную систему письма. К сожалению, кушитская письменность до сих пор не расшифрована, поэтому историкам неизвестны подробности возвышения женщин-правительниц. Даже последовательность правления царей и прочтение их имён остаются предметом споров, которые пока не разрешены письменными источниками.

Кушитское государство имело весьма сильную армию, которая воевала против римлян и вместе с римлянами, а также защищала земли царства и его торговые пути.

Наследовать престол мог не только сын действующего правителя, но и его брат, поэтому титул «кандакия» могла носить как мать царя, так и мать наследника престола. Имеющиеся данные говорят о том, что чётких правил выбора нового монарха не было. Это могло привести к путанице и конфликту во время передачи власти. Имел ли место такой конфликт, доподлинно неизвестно, однако есть сведения о длительной напряжённости между престолом и храмом и, возможно, между потенциальными наследниками. Известно и то, что после правления Аркамани женщины-правительницы получили значительную власть.

Владычицы Нубии

Первой известной нам кандакией, которая правила самостоятельно примерно в 170-150 годах до н. э., была Шанакдакете. На монументе властительница изображена в боевом облачении, ведущей свою армию в бой, но это не означает, что она действительно присутствовала на поле сражения. Вполне возможно, что военные победы неких полководцев были зафиксированы в классическом древнеегипетском стиле «фараон, побивающий врагов». Впрочем, известно, что во времена её правления царство расширило свои границы, а экономика бурно развивалась.

Шанакдакете провела религиозно-политическую реформу и передала власть над хозяйством храмов «жене Амона», тем самым устранив или потеснив мужчину-первосвященника Амона. Приверженность властительницы египетским традициям проявляется в надписях, где она называет себя на староегипетский манер «Сыном Ра, Владыкой двух земель, возлюбленным (богини справедливости) Маат».

Амаринена (правила около 40-10 годов до н. э.) известна как кандакия, заключившая выгодный мирный договор с римским императором Августом после конфликта между Кушем и Римом в 27-22 годах до н. э. Войну начали римляне в ответ на кушитские набеги на Египет – одну из важнейших провинций Римской империи, снабжавшую метрополию дешёвым зерном.

Древнегреческий историк Страбон писал, что в 25 году до н. э. войска Амаринены оккупировали территории, граница которых проходила южнее современного Асуана. Римляне могли выставить для защиты от нападавших только три когорты легионеров, но они были уничтожены в бою.

Кушиты захватили золотые рудники Нижней Нубии, затем царица, которая, по утверждению Страбона, была «весьма сильной женщиной, слепой на один глаз», повела своих воинов на север – в области, занятые римлянами. Поход завершился разграблением римских храмов на священном острове Филы, где были захвачены статуи императора Августа.

Римский префект Египта Гай Петроний ответил на набеги, вторгнувшись в Куш в 22 году до н. э. Легионеры начали многочисленные атаки на территорию Куша, за которыми следовали контратаки кушитов. Римляне строили форты и занимали территории, а воины царицы обходили основные римские силы и атаковали гарнизоны в тылу. Как оказатель успешности своих действий римский полководец отправил в Рим для участия в гладиаторских играх 1000 «нубийских воинов». Сколько среди пленников было действительно солдат Амаринены, а сколько попавшихся под руку крестьян не известно.

Массовое римское вторжение в 24 году до н.э. привело к серьезным потеря для кушитов, но общие итоги кампании были неубедительны. Некоторые римские источники утверждают, что важный религиозный центр город Напата был захвачен. Современные историки оспаривают это, поскольку это не подтверждается археологическими данными.

Скорее всего Гай Петроний смог потеснить кушитов в северной Нубии и продержался там три года, когда Амаринена собрала новое войско на юге и перешла в контратаку. На это раз уже римляне запросили о подкреплениях. Возле римской крепости в Премнисе две армии маневрировали, пытаясь занять наиболее выгодную для генерального сражения позицию. У римлян было 10 000 солдат. Силы нубийцев оценивают примерно в 30 000 воинов.

Стела Амаринены
Стела Амаринены

Исторические источники неясны в отношении того, произошло ли сражение. Тот факт, что римская военная машина остановилась, предполагает политическое решение конфликта или военную необходимость, вызванную тупиковой ситуацией. Оценив собственные и вражеские силы, стороны решили начать переговоры

Фактические боевые действия были предотвращены или остановлены на этих переговорах, а послам из Мероэ было предложено встретиться с самим римским императором на греческом острове Самос, где он временно размещался.

Интерес римлян был сосредоточен на поддержании спокойной южной границы в Египте, и во время переговоров они в конце концов уступили спорные районы. Между 22-21 годами до н.э., а острове Самос был подписан мирный договор. По нему кушиты освобождались от уплаты какую-либо дани Риму. Более того была создана буферная ничейная зона на границе. Римский император Историк Страбон пишет, что Август посчитал что заключил хорошее соглашение.

Кушиты вернули римлянам захваченные статуи императора, кроме одной, которая была обезглавлена (голову замуровали в ступеньку кушитского храма лицом вверх).

Кандакия Аманишакете (правила около 10 года до н. э.-1 года н. э.) известна благодаря своим драгоценностям, ради которых итальянский авантюрист Джузеппе Ферлини в 1834 году разрушил её погребальную пирамиду в Мероэ. Разрушенные надписи и барельефы дают понять, что это была могущественная царица, правившая независимо, но детали её правления навсегда утеряны.

Аманиторе правила в 1-25 годах, которые стали периодом наивысшего расцвета кушитского государства. Правительница смогла восстановить храм Амона в Напате и отремонтировать храмы в Мероэ, при ней процветали торговля, металлургия и сельское хозяйство, были вырыты новые оросительные каналы. На стене храма Аманиторе изображена в образе воительницы вместе с соправителем царём Натакамани (неясно, был он её мужем или сыном).

Кандакия Аманиторе с настенного рельефа
Кандакия Аманиторе с настенного рельефа

Амантитере правила в 25-41 годах и упоминается в Библии. На основе отрывка из Библии, в котором её евнух, встреченный апостолом Филиппом, читает Книгу Исайи, учёные предполагают, что она была еврейкой. Нет никаких доказательств существования в Мероэ еврейской общины, однако известно, что евреи жили в Куше. Иногда библейский отрывок цитируется, чтобы доказать, что она правила одна, поскольку её евнух имел «великий авторитет» и отвечал за царскую сокровищницу. Но эти утверждения вряд ли доказывают независимость царицы, равно как и чтение евнухом Книги Исайи не доказывает её принадлежности к иудаизму.

Кандакия Аманикаташан царствовала приблизительно в 62-85 годах. Известно, что во время Первой Иудейской войны она оказала римлянам помощь, послав к ним кавалерию и знаменитых кушитских лучников – одним из ранних египетских названий Нубии было Та-Сет («Страна лука»).

Железное оружие из Мероэ
Железное оружие из Мероэ

Экономическое процветание и политическая стабильность царства Куш продолжались до III века н. э. При царицах Малегерабар (около 266-283 годов) и Лахидеамани (около 306-314 годов) Рим переориентировал свою торговлю в регионе на эфиопское царство Аксум. Правители Куша потеряли контроль над своей территорией, царство раскололось на три независимые части, а в 330 или 350 году город Мероэ был захвачен войсками Аксума.

Вероятно, именно активное производство железа привело к экологической катастрофе – леса были сожжены в плавильных печах. Это серьёзно изменило климат, и земли, истощённые многовековым использованием, перестали обеспечивать потребности в зерне.

Военное дело

Если в Древнем Египте охота была скорее развлечением элиты, чем способом прокормить себя, то в Нубии дела обстояли иначе. Земледелие нижнем течении Нила никогда не было таким же продуктивным как на севере, а потому навыки владения луком обеспечивали нубийцев и едой, и ценными шкурами диких животных для обмена. Египетские источники эпохи Древнего царства прямо именуют Нубию «землей лука». Настенные росписи, датируемые примерно 3200 годом. до н.э., показывают нубийцев, несущих луки. Египтяне даже использовали лук как иероглифическое написание для названия «Нубия».

На протяжении всей истории изображения нубийских богов, царей и воинов показывают, что они держат луки. В могилах археологи часто находят скелеты, держащие луки и лежащие рядом колчаны стрел. В более поздние века люди иногда были похоронены с каменными кольцами на больших пальцах. Эти кольца позволили им оттянуть очень тугую тетиву, не причиняя вреда себе. Около 2600 г. до н. э. египтяне начали нанимать тысячи нубийцев в качестве лучников для своих армий.

Колчан нубийского лучника из захоронения около 410 года н.э.
Колчан нубийского лучника из захоронения около 410 года н.э.

Греческий историк Геродот писал о мастерстве кушитских лучников, что они могли поддерживать дождь из стрел или попасть в глаз вражескому воину. Лучники служили основой нубийского войска со времен Кермы и вплоть до потери государственности в 4 веке нашей эры.

Лучников в бою на открытой местности прикрывали копейщики. Они были вооружены большим щитом и копьем. Голову защищал парик на египетский манер. Нубийские копейщики были равноценный египетским, но не могли противостоять ассирийской, греческой или римской тяжелой пехоте.

До завоевания падения Кермы лошадь была не известна в Нубии, зато после установления египетской власти здесь появились коневодческие комплексы. Поэтому, когда нубийцы снова стали независимыми, то их войска стали использовать и боевые колесницы, и всадников. Столкнувшиеся с кавалерией царицы Амаринены римляне оценили кушитов как совершенно не уступающих знаменитым еще со времен Пунических воин нумидийцев. Это была быстрая легкая конница, не способная нанести решающий удар на поле сражения, но невероятно полезная при преследованиях и маневренной войне.

А вот появившиеся в период правления в Египте греческой династии Птолеемеев боевые слоны были козырной картой нубийских полководцев и использовались в сражениях против римлян. До нашего времени сохранились руины большого царского центра по подготовке боевых слонов в Судане.

Боевые слоны конвоируют пленников, рельеф из храма бога Ападемака.
Боевые слоны конвоируют пленников, рельеф из храма бога Ападемака.

Что касается оружия, то каменные наконечники и лезвия Кермы сменились, бронзовыми Кушитского периода и наконец железными из Мероэ. Из доспехов нубийцы пользовались панцирями из шнурованных между собой бронзовых или железных пластинок. Видимо доспехами защищались лишь элита, но не простые воины.

Нубийцы умели строить и штурмовать крепости и защищенные стенами города. Анализ характера боевых действий указывает на развитую систему комплектования, обучения и снабжения воинов.

Именно армия была гарантом существования нубийского государства во все времена. Армия позволяла не только осуществлять независимую политику, но и защищала очень важную торговлю.

Бронзовое и железное оружие периода Мероэ
Бронзовое и железное оружие периода Мероэ

Заключение

Царица эфиопов Кандакия упоминается в Библии, когда апостол Филипп встречает царского евнуха и обращает его в христианство (Деяния 8: 27-39). В этом отрывке, как и в других древних произведениях, упоминающих о Кандакии, титул часто смешивался с личным именем Кандакии из Мероэ, правившей около 345-332 годов до н. э.

Исторические источники позволяют сделать вывод о том, что до правления царя Аркамани I (примерно 270-260 годы до н. э.) царицы не играли заметной роли в жизни государства. Именно Аркамани I провёл ряд реформ, в числе которых было возвышение женщин. Титул «кандакия» существовал и ранее, но именно после реформ он стал обозначать женщину-монарха. Наследники Аркамани I уже разделяли властные полномочия с царицами, а начиная с кандакии по имени Шанакдакете (правила около 170-150 годов до н. э.), женщины правили единолично.

Последующие кандакии использовали мужские атрибуты власти, связанные с древними образами фараона как вождя, воителя и охотника.

На правления цариц Нубии пришелся период наивысшего расцвета этой древней и не до конца понятной нам цивилизации. Вместе с гибелью Куша навсегда исчез и феномен его женщин-правительниц.

Владычицы земли «чёрных фараонов»: воинственные царицы древней Нубии (лонг)
Владычицы земли «чёрных фараонов»: воинственные царицы древней Нубии (лонг)
3838
33
12 комментариев

И этих же народов и не осталось? Кто там в Египте сейчас? Арабы?

1

Кто такие древние египтяне и куда они делись после потери государственности в 525 г. до н.э.

Древние египтяне это жители долины реки Нил начиная с V тысячелетия до н.э. и вплоть до рубежа новой эры, когда культура Египта начала необратимые изменения под влиянием эллинизма, затем христианства.

Если совсем просто, то древний египтянин это носитель древнеегипетской культуры без какой-либо привязки к расовым особенностям.

Большая часть населения Верхнего и Нижнего Египта оставалась преемственной с неолита вплоть до современности. Да, именно современности.

При этом, население Египта на любом из этапов исторического развития нельзя рассматривать как однородное. Антропологи фиксируют на основании изучения многочисленных останков (хвала пескам пустыни) изменчивость внешности от более негроидного юга до более европеоидного севера.

Это связано с географией. На севере Египет граничил с ливийцами и семитами Леванта, а на юге с негроидным населением Судана. В целом это переходный североафриканский тип. Это не сплошь белые люди, это не темнокожие, а разнообразие множества вариантов: генный поток шёл скорее с севера на юг, чем с юга на север.

Что касается арабаизации, то надо чётко понимать, что речь идёт почти всегда только об изменениях культуры. Арабские завоевания вели не только арабы, а скорее мусульмане. Их количество было невелико относительно египтян. Поэтому когда мы смотрим на современных "арабов" Египта, то перед нами почти наверняка прямой потомок подданного Эхнатона или Тутанхамона.

1
1

И почему какой-нибудь Нетфликс не снимает документалки про этот период и этих цариц? Хотя о чем это я... проще же сделать Клеопатру черной, чем действительно заморачиваться.

1

Всегда задавался подобным вопросом.

1. Государственность и культура исконного чернокожего народа.

2. Противостояние с иконами брутальности вроде Ассирии и Рима

3. Настоящие сильные женщины разных возрастов и внешности.

Ну и какого чёрта?

2

пуф пуф, я дочитал

1

Спасибо! За прочтение и отзыв! Для того и писалось.