Регги-рок. Музыка противоречий

Регги-рок. Музыка противоречий

Всем привет! Продолжаю выкладывать посты из ТГ. Идея простая - мне случайно выпадает музыкальный жанр, я его изучаю и рассказываю о нем в формате небольшого поста. Сегодня это регги-рок.

Регги-рок - музыкальный жанр, сочетающий элементы регги и рок-музыки. Если с регги всё более-менее понятно, то что такое рок-музыка и где её границы - это тема для отдельной диссертации. Поэтому сформулирую эти границы так: регги-рок - музыка, исполненная рок-музыкантами, не пытающимися в точности воспроизвести атрибуты регги, а использующими его как часть аранжировки. Хотя на Ямайке есть рок-музыканты, регги-рок - это преимущественно “белое”, “западное” явление.

С чего все началось. Первые песни со словом “регги” в названии появились в 1968 году, но до 1972 года эта музыка “белой” публике не была известна. Пол Саймон и его песня “Mother and Child Reunion” 1972 года считается первой регги-песней, исполненной “белым” музыкантом. Вскоре после неё вышла “C Moon” группы Wings. Если же говорить о регги-роке, то, возможно, первой записью в этом стиле был альбом Боба Марли и группы The Wailers “Catch a fire” (1973). Его записали на Ямайке, но смикшировали как рок-запись, да еще и наложили поверх электрическую гитару с “педальками”.

Панк и новая волна. Британские панки приняли регги как “свою” музыку. Ямайцы массово переезжали в Великобританию, так как она до 1962 года была метрополией Ямайки. Селились они, в основном, в “рабочих” районах, откуда и вышли панки. И если для рок-музыкантов начала 70-х регги был “экзотикой”, то для панков он был музыкой протеста. И когда панкам надоело играть три аккорда, регги стал одной из основ пост-панка и последовавшей за ним “новой волны”. Конец 70-х и первая половина 80-х - время, когда регги в поп-чартах Великобритании и США было очень много. Это был скорее регги-поп, чем регги-рок, но “новая волна” как раз стремилась разрушить границу между попом и роком. В середине 80-х “новая волна” всем приелась, на Ямайке же возник новый стиль дэнсхолл, и регги в чартах стало гораздо меньше.

Южная Калифорния. В начале 90-х в моде был “рок-кроссовер”, то есть сочетание несочетаемого на основе рок-музыки. Одним из его частных проявлений стала “третья волна ска”, группы которой смешивали ска с панком, рэпом и всем остальным, что попадалось под руку. А там, где ска, там и регги. В Южной Калифорнии разом возникло несколько групп, постоянно обращавшихся к регги - Sublime, Pepper, Slightly Stoopid… Эти группы породили целый поджанр “кали-регги” (т.е “калифорнийский регги”), живущий по сей день.

А что у нас? За неимением в СССР собственных ямайцев, именно рок-музыканты знакомили советских слушателей с регги. Причем если относительно официальные “Карнавал” и “Динамик” отталкивались от “новой волны” вроде The Police, то подпольный “Аквариум” брал за основу Боба Марли и его соотечественников. К регги обращались “Странные игры”, “Мануфактура”, “Браво”, “Кино”... К концу 80-х появились и группы, для которых регги был не экзотикой или эзотерикой, а руководством к действию - например, “Комитет охраны тепла”.

Кое-что потяжелее. Еще в конце 70-х американцы Bad Brains на одном концерте могли играть пулеметные хардкор-треки вперемешку с расслабленным регги. Но совмещать “тяжелую” музыку с регги активно стали только в 90-е - тогда появился стиль, называнный “регги-металом”. Это группы вроде Dub War, Skindred и Eyesburn. Регги-метал - не совсем метал и не совсем регги, скорее это смесь хардкора с ритмичной читкой в стиле рагга. Если в рандоме когда-нибудь выпадет такой стиль, подробно поговорим и про него:)

Это интересно. Регги и рок-музыка - дальние родственники. У них общий предок - ритм-энд-блюз. Но если на Западе он повлиял на рок-н-ролл и дальше - на рок-музыку в целом, то на Ямайке ритм-энд-блюз стал основной для ска, который, путем замедления, превратился в регги. Так что “рок” в названиях ямайских жанров “рокстеди” (промежуточный между ска и регги стиль середины 1960-х) и “лаверз рок” (приторный регги 70-х с любовной тематикой) возник неслучайно.

Что дальше? В ходе поисков наткнулся на эту статью, посвященную “белому” регги за авторством Майка Аллейна. Это статья в научном журнале, от автора, изучающего музыку на стыке “черной” и “белой” традиции, от Джими Хендрикса до Рианны. Вроде знакомые факты, но очень интересно.

Плейлист

Led Zeppelin - D’yer Mak’er

Led Zeppelin не были первыми, но, в отличие от Пола Саймона или Пола Маккартни, они не просто “сыграли песню в стиле регги”, а поместили этот стиль в иной контекст. Громыхающие барабаны, активная гитара, убранный на задний план бас - это всё ближе к рок-музыке. Но грув и настроение совершенно ямайские.

Thin Lizzy - Halfcaste

Одни из прародителей хэви-метала обратились к регги в 1975 году на обратной стороне сингла Rosalie. Расслабленный куплет здесь контрастирует с напряженным фанковым проигрышем и автобиографическим текстом о судьбе полукровки. Фил Лайнотт был сыном ирландки и африканца, и хорошо знал, каково это - быть “недостаточно черным” и “недостаточно белым”.

The Clash - (White man) In Hammersmith Palais

The Clash одними из первых среди панков обратились к регги. Их кавер на “Police and Thieves” Джуниора Марвина вышел раньше, чем альбом самого Марвина с этой песней. В “(White man) In Hammersmith Palais” выражен конфликт, заложенный в панковском отношении к регги. Сюжет простой - панки пошли на регги-концерт ради песен протеста, а услышали приторную попсу, и поняли, что и регги уже не тот, и панк не тот, и протеста никакого нет. Это же противоречие отражено и в музыке - то “тяжелой”, то расслабленной.

The Police - Bring on the night

“Фишкой” ранних The Police было совмещение регги с энергичными треками “под панк”. К 1979 году музыканты уже не косили под панков, но от регги не отказались. В Bring on the night ямайский грув сочетается с нетипичными для стиля элементами. Саммерс играет соло так, как будто у него парализовало руку, Коупленд заколачивает гвозди в барабаны, а Стинг ведет фанковую басовую линию в куплете. А по итогу - хорошая поп-песня. Такая вот магия The Police.

The Specials - Ghost Town

Одним из попутчиков “новой волны” был лейбл 2Tone Records, на котором выходили альбомы британских около-панков, игравших ска и регги. Основал его Джерри Даммерс, лидер группы The Specials. И без того агрессивные и политизированные, в 1980 году The Specials отправились в тур по Великобритании, и насмотрелись на безработицу, бедность и упадок, захвативших в то время страну. Этот ужас был воплощен в Ghost Town. В этой песне The Specials обращаются к регги не как к экзотике, но как к музыке отчаявшихся и обреченных. А “голоса призраков” добавляют песне горькой иронии. Ghost Town 3 недели держался в топе синглов Великобритании. К тому моменту The Specials уже распались.

Кино - Троллейбус (1984)

Цой не пел про Джа, сенсимилью и не страдал по пляжам Ямайки. Тем интереснее его обращение к регги в этой песне. Речь именно о версии с альбома “Начальник Камчатки” 1984 года, т.к. “46” - это просто демка, а для “Последнего героя” песню переделали. “Троллейбус” - рок-гимн с “тяжелым” риффом, саксофонными атаками Игоря Бутмана и куплетами в стиле регги, передающими задумчивое и мистическое настроение.

Sublime - Pawn Shop

Выходцы из панковского подполья, Sublime записывали альбомы в наркопритонах, сами их продавали, а на концертах выпускали на сцену далматинца Луи, кусавшего зрителей. Тексты Sublime не сильно отличались от популярного в те годы в тех местах гангста-рэпа. Первый альбом, записанный в нормальной студии, стал для Sublime последним - героин забрал лидера группы, Брэдли Ноуэлла, за месяц до релиза. На этом альбоме меньше эпатажа и больше лирики. Pawn Shop - как раз пример такой лирической песни, монолог человека, вновь оказавшегося у дверей ломбарда.

Sticky Fingers - How to fly

Относительно современный (всего-то 11 лет!) пример песни в этом жанре. В отличие от других треков из плейлиста, здесь регги смешан не с панком или хард-роком, а с нео-психоделией.

33
11
5 комментариев

В Калифорнии ещё была такая группа No Doubt, к
которые в первых альбомах играли как раз регги-ррк и ска 3 волны

Так точно, и Гвен Стефани даже пела на втором вроде альбоме Sublime)

Субляйм - топич

Было время, зависали с нашими типа Джа Дивижн и прочими ребятами и сессионниками из тусовки. А, да - музыка тоже нравилась.