Регулирование игр в России: кому лучше, кому хуже

Регулирование игр в России: кому лучше, кому хуже

На днях появилась новость, что российские законодатели решили-таки взяться за индустрию видеоигр и привести её в порядок. СМИ и пользователи в интернете сразу же начали делать апокалиптические прогнозы вроде «Steam всё». Поэтом попробуем всё же прочитать дальше заголовка и без эмоций понять — что же российскому игропрому и игрокам предстоит на самом деле?

TL;DR: Тех игроделов, кто ориентируется на зарубежные рынки, закон почти не затронет. Тех же безумцев, кто рассчитывает на российский рынок, очень даже — им станет в разы сложнее, особенно небольшим командам. Игрокам тоже придётся несладко — велик шанс того, что больше 90% игр вообще перестанет быть доступно на территории страны.

Время ещё есть

Регулирование игр в России: кому лучше, кому хуже

Пока это лишь законопроект, не факт, что его примут или примут в действующем виде. И даже если примут — он начнёт действовать только через полгода после опубликования, будет время поразмыслить и адаптироваться. Однако, я бы не сильно надеялся на то, что про регуляцию игр забудут. Учитывая замедление YouTube, блокировку множества ресурсов, скорее всего, от регуляции не уйти.

Зачем это всё?

В общем-то, авторы законопроекта ничего не утаивают: регуляция вводится для обеспечения психологической безопасности граждан от негативного воздействия видеоигр, защиты нравственности, прав и законных интересов граждан через ограничения деятельности.

Кто попадает под регулирование?

  • Сервис распространения видеоигр. Это сами Steam, GOG, EGS, GooglePlay, VKPlay и прочие магазины-порталы. Не обязательно с необходимостью платить, бесплатные тоже попадают.
  • Организатор сервиса распространения видеоигр. Грубо говоря, это владелец этих самых магазинов-порталов. Есть Steam, а есть Valve, которой Steam принадлежит.
  • Распространитель видеоигры. Это лицо, которое имеет исключительные права на игру или права по распространению её на территории РФ. Издатель, короче говоря.
  • Разработчик игр.

Важно отметить, что все эти требования относятся к сервисам и организаторам, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации. И совершенно непонятно, попадают ли под них все эти стимы с егээсами, потому что деятельности они в России не ведут. Ну как не ведут? Зарегистрировать регион «Российская Федерация» можно, но нельзя напрямую пополнять счёт, а альтернативные методы периодически отваливаются. Скорее всего, под «ведут деятельность» подразумевалось, что доступ к сервисам из России есть. Так что, как говорится, кто добровольно не заблокировался, от регуляции не уйдёт.

Что планируется?

И так, мы определись — коснётся всех, кто доступен из России. Если забежать вперёд и проссумировать всё, что есть в законопроекте — компании должны будут создать эдакую российскую версию стима. Забежав ещё раз вперёд, нужно отметить, что законопроект сильно сырой именно в понятийном смысле — огромное количество деталей в нём просто не прописано, а те, что есть, часто не толкуются.

Первое, что нужно будет сделать сервисам совместно с разработчиками — ввести отечественную маркировку игр. Каждая игра должна содержать информацию-предупреждение (в текстовом или графическом виде) о непотребном контенте: курении, сексе, насилии, нецензурщину и прочем. Список не окончательный, в него могут включаться и другие категории, определяемые Правительством РФ. Кроме этого, Правительство будет определять, будет ли маркировка, принятая площадкой, соответствовать российской. Если да, то можно будет оставить её, если нет — необходимо будет использовать именно российскую.

Во-вторых, распространители игр должны будут проделать ряд следующих действий:

  • Информацию, распространение которой запрещено на территории РФ — убрать.Это крайне небрежно прописанное требование, потому что откуда убирать подобную информацию — не написано. Видимо, подразумевается, что из игры (шоб без всяких ваших этих КиаРио2+). Кроме того, написано, что требование убрать запрещённую информацию относится именно к играм, которые могут монетизироваться на территории РФ (прямой платёж, реклама или внутриигровые покупки). К бесплатным играм, если следовать логике законопроекта, эти требования не относятся. Что, разумеется, неправильно — если распространять информацию запрещено, то её запрещено распространять везде.
  • Если игра подразумевает донат, то его правила должны быть опубликованы на русском языке, а также должна быть возможность разрешить споры на территории России. Оператором платёжной системы должна быть компания из России.
  • Обрабатывать персональные данные пользователя распространитель игр должен на серверах, расположенных в России.
  • Если игра предусматривает авторизацию пользователей каким-либо способом (опять же, непонятно, каким), то для пользователей из России необходимо будет провести идентификацию при помощи мобильного телефона, биометрии, аккаунта на Госуслугах или иным способом, позволяющим точно установить его личность.В общем, теперь не погоняешь под ником VankyaPohyrev19oldseksiboy, теперь играть будет дозволено только как Иван Васильевич Похурев, 1969 года рождения.
  • Есть ещё ряд требований к распространителю, но они не существенны и достаточно легко выполнимы.К организаторам сервиса распространения игр требования тоже велики:
  • Разместить на сайте информацию о себе с возможностью отправить юридически значимые сообщения (а не так, как сейчас: хочу — отвечу, хочу — не отвечу). Отвечать, кстати, придётся на русском и в течении 30 дней. Также потребуется разместить на сайте правила использования, тоже на русском;
  • Если игра подразумевает возможность взимания платы с пользователей в РФ, то платежи должны проходить через российскую систему платежей;
  • Персональные данные россиян должны храниться в России;

Что делать, если игра не соответствует этим требованиям? Её распространение в интернете запрещено. Вот так вот прям и запрещено, причём не в российском сегменте сети, а сразу во всём интернете.

Правда, есть одно но: все эти требования снов относятся к играм, которые как-то монетизируются в России. Если игра бесплатна: доната нет, покупать не нужно и рекламы не напихали, к ней никаких требований нет. Не берёшь денег — гуляй, как хочешь (даже квадроберов можно).

На самом деле, конечно же, нет, даже бесплатные игры придётся подгонять под требования.

А кто следить за всем будет?

Регулирование игр в России: кому лучше, кому хуже

Ну а чтобы пользователи, издатели и разработчики не расслаблялись, будет создать специальный орган по контролю (нет, это не шутка). Бдительным оком он будет шерстить сервисы и указывать, какие игры соответствуют требованиям, а какие нет.

А если не соответствует? Тогда можно будет обратиться к экспертной комиссии, которая сделает обзор игры и укажет, что надо исправить. Правда, уже за денежку.

Что ждёт всех нас?

Регулирование игр в России: кому лучше, кому хуже

Если законопроект будет принят в этом виде — скорее всего, игровая индустрия для России закончится. Очевидно, что небольшие и даже средние инди-студии из других стран выполнять требования не будут. Нужно будет арендовать сервера. Нужно будет делать две версии игры, чтобы в одной не было упоминания всего запрещённого. Нужно будет создавать систему платежей. Нужно будет много чего ещё, а для этого нужны будут деньги, как минимум.

Для средних и мельче студий овчинка просто не стоит выделки. Проще будет забить и отказаться от российского рынка вовсе. Крупным компаниям, в принципе, подобное будет под силу. Однако вопрос — а оно им надо? Риски весьма велики. Ну да, недополученная прибыль, но не критично.

Что по игрокам? Наказание за нарушение закона не прописано, но понятно, что это будет блокировка, так что почти вся западная игровая индустрия отвалится. Легально поиграть будет нельзя. Более того — китайцы, хотя и не против будут всё это сделать, точно также будет смотреть — окупают ли доходы необходимость подстройки? В итоге игроки пойдут на торренты.

Ну а российские компании? У них два выхода: либо делать две игры (для них и для нас), либо просто делать игры для них, потому что у нас в ходу будут торренты, где игроки с удовольствием будут играть в те же игры, но только в версии «для них».

Вот как-то так.

P.S. Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

Про игры и игровую индустрию: https://t.me/gameprodev

Мой личный, куда сваливается наука и всякое гиковское: https://t.me/deeplabscience

77
22
11
11
18 комментариев

"российские законодатели"
"привести её в порядок"

10
1

Само по себе регулирование, конечно, необходимо. Тот же возрастной рейтинг во многих странах свой. Да и азартные составляющие в играх должны быть доступны только для взрослых.

Но, проблема в том, что помимо нового регулирования игр "по-своему", хорошо бы подумать о текущем состоянии других отраслей, негативно влияющих на граждан. Например, реклама ставок на спорт везде и всюду или порнография в ВК, похоже, не привлекают внимание законодателей.

А, может быть, всё дело всего лишь в создании нового органа? Там же и зарплату, наверное, кому-то будут платить... интересно, кому готовят места? 😊

4
1
1

По сути надо обращаться к опыту Китая. Наша система явно подсматривает опыт у них и закладывают базу под издателя прослойку. Стим кстати может подсуетиться, и подключить регистрацию по номеру телефона, но для новых пользователей. Ведь по сути он просто обрубил платежи, оставив лазейку для пополнения. Требования по блокировке исполняет. Это будет компромиссный вариант, когда блокировки сервиса не будет. И кому надо будут продолжать сидеть в других регионах.

3
2

Только у Китая свой специфический рынок. Ну и стим там урезан на 99% - китайцы в нем не сидят

Смысла 0, попытка запустить лапу в игрожур и там оббирать.
Короче мы жили бедно, а потом нас ограбили.

2

Комментарий удалён модератором

Пиратам собственно тоже пизда, не питай иллюзий.

Если начнут блокировать айпишники впс и впн провайдеров, то что будешь делать? Впн провайдеров уже собственно блокируют. Да, пока не всех и некоторые другие методы обходов работают. Но если сравнить с началом 2024 года и концом - это огромная разница в уровне свободы доступа к информации.

2