Просто красавица, или/и самая успешная женщина игровой индустрии? Биография Джейд Реймонд

Всё о девушке, которая в 2007-ом взорвала интернет одним своим появлением на E3. Вы узнаете о начале её карьеры, проектах, замужем ли она, почему Канада лучше США, сколько телешоу вела и чем она, всё-таки, занималась в команде разработки Assassin's Creed.

Кто бы что ни говорил, кто бы что ни делал, но игровая индустрия до сих пор остаётся территорией мужчин. Безусловно, число прекрасных дам растёт, но на ключевых ролях их можно встретить редко. Вот так, без гугления, на ум приходят Роберта Уильямс, Эми Хенниг, да и Джейд Реймонд. Ну если прям поднапрячься, то ещё всплывёт имя Икуми Накамуры.

Конечно, если задаться целью, то можно найти гораздо больше имён. Но тренд, как говорится, на лицо. Поэтому даже как-то обидно, что про ту же Джейд Реймонд нет каких-то крупных материалов, биографии там какой, или большого такого неформального интервью. И речь именно о западной прессе. Так что пришлось, вычленять по кусочку из её многочисленных бесед со СМИ, и самому составлять её неполную, и, возможно, в некоторых местах, недостоверную историю жизни. Чтобы уж потом я смог стать её литературным негром и написать для неё автобиографию. Или не литературным.

О, Канада

Почему-то своих родителей наша героиня в интервью не упоминает. Скорей всего, просто не было повода. Зато точно известно что родилась она в 1975 году. 28-го августа. В Монреале, что в Канаде. Да, Джейд прекрасный представитель этого дружелюбного народа, который во Второй войне за независимость США, надавал соседям люлей. Вот американцы до сих пор и злятся на них.

Как-то примерно так выглядят родители Джейд. По версии Южного Парка.

Уже в восемь лет юная мисс Реймонд, помимо обычной школы, ходила на курсы робототехники и программирования. Как мы можем подсчитать, было это в восьмидесятых. Вместе с ней туда ходило, кстати, всего два человека. Потому что это был пилотный проект какой-то местной образовательной организации, но дальнейшего финансирование ему не дали. Зато Джейд выучила язык программирования Logo.

Пример программирования на языке Logo.

В перерывах между учёбой, робототехникой и борьбой со снегом, она с двумя своим сёстрами играла в NES. Любимая игра – Donkey Kong. Родственники, видя успехи маленькой Джейд в точных науках, советовали ей выбрать путь архитектора. Но эти ваши видеоигры всё не давали покоя девочке. И она решила связать свою жизнь с этим прекрасным видом развлечений.

В итоге, Реймонд поступила в Университет Макгилла. На научный факультет. Где училась в Школе Информатики, если по нашему (в ориг. School of Computer Science). Как рассказывает Джейд, она сама платила за учёбу, за книги и всякие мелочи. Работала вечерами в госпитале (санитаркой, видимо). В принципе, ей не привыкать. В школьные годы она успела попробовать себя в роли няни, официантки, буфетчицы и оператора коммутатора, что бы последнее не значило.

К своей альма-матер Джейд, судя по всему, сильно прикипела. Сейчас она не только шатается по школам Монреаля и рассказывает, как там было классно в Университете Макгилла, но и учредила стипендию имени себя. Для девушек, которые показывают выдающиеся результаты в информатике. Молодец.

Реймонд вещает для студентов Университета Макгилла. Примерно наши дни.

А вот себя молодцом во время учёбы в университете Джейд не считала. Каждый студент, как и полагается, должен был сделать свой проект. Ну и Реймонд решила быстренько написать какую-нибудь игру, хотя обычно в Школе Информатики выбирают в качестве своего проекта программу.

Джейд вспоминает, что сделала нечто ужасное, отдалённо напоминающее классические квесты. В них она играла со своим кузеном на Apple-II, когда ещё и читать не умела. Её преподаватель, Джеральд Ратцер, тактично про качество игры умолчал, зато выделил её коммуникативные навыки. То, как она представляла свою игру, его поразило.

Видимо, поразило и кого-то ещё. Потому что всего через три дня после выпуска Джейд уже устроилась на свою первую полноценную работу.

Из разработчика в журналисты

Всё сводится к тому, что свою карьеру Джейд начала именно в Sony. Причём в онлайн-подразделении. Ещё и в качестве программиста. Сама она говорит, что работала там над какими-то небольшими проектами, схожими по смыслу с американской Jeopardy! Причём писала серверный код. Wikipedia же уточняет, что Реймонд успела там поучаствовать ещё и в запуске первой для подразделения группы Исследования и Разработки. Подтверждения этой информации я не нашёл.

Видимо, где-то во время работы в Sony кто-то понял, что у Реймонд есть все данные для продюсерской должности. Потому что именно в этом качестве она пришла в EA. Причём попала в команду, ответственную за Sims Online. Там она трудилась под непосредственным руководством технического директора Джеффа Линда, работу с которым она вспоминает очень тепло.

А потом наступает время мистики. Почему-то никто особо не спрашивает, а может, просто игнорирует тот факт, что Джейд Реймонд вдруг перевоплощается в корреспондента. Всё случается в 2003-ом году. На Game Developer Award's Ceremony. Джейд, неизвестно как и почему, участвует в ней в качестве ведущей. Всё это видит ещё один весёлый канадец Виктор Лукас, создатель шоу про видеоигры The Electric Playground. Он был так восхищён очаровательной девушкой, что предложил ей роль со-ведущей в своей программе. Джейд, конечно, согласилась. Но только не на постоянной основе. А так, от случаю к случаю.

Джейд Реймонд в эпизоде 16-го сезона The Electric Playground. Примерно 2005-ый год. Допрашивает разработчиков Full Auto 2, эксклюзива PS3. Первая, кстати, была эксклюзивом Xbox 360.

Так играющая Канада впервые и познакомилась с Джейд Реймонд. Симпатичная девушка, которая рассказывает про игры. До сих пор этот образ способен выколачивать приличные суммы денег из нас, простодушных геймеров, любящих глазами и всякими-другими иногда выпирающими частями тела. Только нашу канадскую звезду уж точно не назовёшь вульгарной или вызывающей.

2005-ый год. Реймонд в компании клонов допрашивает разработчиков Republic Commando.

Assassin's Creed

Сотрудники СМИ вхожи в места, о которых обыватели даже не задумываются. Возможно, Реймонд умело воспользовалась своим новым амплуа, обросла нужными связями и проторила себе дорожку в Ubisoft. А может, французы были просто фанатами её творчества. В любом случае, в 2004-ом году Реймонд получила главное предложение в своей жизни. Ubisoft позвали её на роль продюсера. Да ещё и только зарождающейся франшизы. Assassin's Creed.

А тут уже коллеги из The Electric Playground допрашивают саму Реймонд. Судя по всему, это уже 2006-ой.

Игра уже была не просто в разработке, у неё была готова основа. Нужно было нарастить мяса. Вела разработку Ubisoft Montreal. Да, студия из родного города Джейд, которая после университета, в основном, работала в США. Руководил всеми процессами, происходящими с Assassin's Creed, Патрис Дезиле. Человек творческий. Вот Джейд и взяли ему в помощь, чтобы она отвечала за организацию всего процесса. Тем более команду расширяли. Всё это – версия Ubisoft.

На момент прихода к французам Джейд, на минуточку, было 29 лет. Это особо никого не смущало, до той памятной презентации на E3. Судя по всему, и руководство Ubisoft не догадывалось, какое чудо попало им в руки. Впервые Assassin's Creed представили публике в 2006-ом году. На E3. Реймонд на сцену не выходила, но была доступна для СМИ.

E3 2006. Реймонд рассказывает об ИИ в Assassin's Creed.

В том же году, но уже в сентябре, Реймонд вышла на сцену в Испании, где на презентации Micorosft X06 впервые представила Assassin's Creed, так сказать, живьём. Видимо, кто-то во Франции, наконец, догадался, что у них есть человек с опытом работы ведущим, лёгкий в общении, да ещё и женщина. И красивая. Был отдан приказ расчехлять PR-орудия.

Разглядеть, конечно, сложно, но это Джейд Реймонд, впервые на сцене представляет Assassin's Creed.

Джейд начала появляться чуть ли не в каждом видео о новой для Ubisoft франшизы. Она ходила по офису и на камеру приставала к разработчикам с вопросами. Постоянно давала интервью.

2006-ой год. Реймонд берёт интервью у креативного директора перезапуска Принца Персии, а теперь и Assassin's Creed, Патриса Дезиле. То, как она произносит его имя, намекает нам, что Джейд говорит по-французски. Как и, наверно, почти любой житель Монреаля.

А потом случился E3 2007, где она стала чуть ли не единственной дамой на сцене главной видеоигровой выставки тех лет и забрала всё внимание. В принципе, Assassin's Creed мог уже и не выходить.

E3 2007 секция Microsoft. Джейд Реймонд и Патрис Дезиле.

Ubisoft продолжали пихать Джейд куда только можно. Её притащили даже в Москву. PR-щики французского игрового гиганта уже начали запрещать журналистам спрашивать Реймонд о внешности и о том, как она влияет на рабочую обстановку в коллективе.

Стесняшка Джейд и автор Страны Игр Артём Шорохов. Декабрь 2007-го.
Стесняшка Джейд и автор Страны Игр Артём Шорохов. Декабрь 2007-го.

Разумеется, такой бездумный подход чуть всё не испортил. Именно для Реймонд. Ведь насильно мил не будешь. А её целый год чуть ли не насильно пихали в глотку фанатам. Вот особые ретивые товарищи на неё и ополчились. Рисовали даже порно-комиксы с её участием.

В принципе, мы заслужили плохие игры.
В принципе, мы заслужили плохие игры.

Но Assassin's Creed вышел и стал, мягко говоря, успешным. При этом первую часть встретили не то чтобы тепло. Но хорошо покупали. Заслуга ли это Джейд Реймонд, которую PR-машина Ubisoft сделала лицом франшизы? Возможно. Правда, французы сей факт признали без всяких возможно и повысили девушку до исполнительного продюсера. Теперь она отвечала за всю франшизу Assassin's Creed.

Из-за раскрутки Реймонд многие начали считать, что дама чуть ли не самолично разрабатывала игру. Хотя в многочисленных интервью она редко конкретизировала свои обязанности и обычно переходила на дипломатичное "мы", когда дело касалось именно создания Assassin's Creed. А когда её спрашивали, считает ли она себя лицом игры, то всегда говорила, что таковым лучше называть Патриса Дезиле. Или их обоих.

Тут, как бы, не нужно обладать особым знанием процессов разработки, чтобы понимать, что к чему. Продюсер, он почти в любой индустрии продюсер. Безусловно, он может влиять на творческий процесс. Но, судя по всему, Реймонд просто давала своей команде делать своё дело и концентрировалась на своих организаторских обязанностях. Делегирование, распределение нагрузки, выстраивание очерёдности задач, поиск актёров озвучки и композиторов. Тот самый эффективный менеджер.

Jade Empire

В момент разработки сиквела Assassin's Creed Реймонд уже перестали пихать куда надо и не надо. Франшиза встала на ноги. Но были и другие. Собственно, почти все игры, которые разрабатывали в монреальском офисе Ubisoft так или иначе попадали в сферу рабочих интересов Реймонд. Она успела даже посмотреть на создание прототипа Watch Dogs.

Параллельно девушка развивалась и на личном фронте. К огорчению её многочисленных фанатов Реймонд нашла себе самого красивого (по моей собственной версии) монреальского рыцаря на белом коне. Звать его – Дэн Велан. На момент встречи с Джейд он трудился где-то в должности инженера. В 2010-ом году пара ждала первенца.

Реймонд с мужем в 2015-ом году на бале Монреальского музея изящных искусств.
Реймонд с мужем в 2015-ом году на бале Монреальского музея изящных искусств.

И когда до родов оставалось совсем чуть-чуть, Реймонд позвонили серьёзные дядьки из Ubisoft. А именно Яннис Маллат. Он, собственно, был в то время генеральным директором Ubisoft Montreal и также отвечал за франшизу Assassin's Creed. Как раз в то время ходили слухи, что французы откроют ещё одну студию в Торонто, и вот мистер Маллат её возглавит. Но что-то пошло не так. И создавать новое отделение предложили Реймонд. Которая была на восьмом месяце беременности.

Реймонд в Ubisoft Toronto. Примерно 2010-ый год.
Реймонд в Ubisoft Toronto. Примерно 2010-ый год.

От таких предложений не отказываются. И вот, только родившая Реймонд подбирает персонал, ищет здание для будущих коллег. А вмещать оно должно аж 800 канадцев разной массы и вероисповедания. В сентябре 2010-го года новый офис открылся. Такую тьму канадцев или ещё каких национальностей набрать, разумеется не удалось, потому что эта задача долгоиграющая. Но народ и так активно шёл работать к Реймонд. Или с Реймонд.

Джейд Реймонд в 2013-ом году рассказывает о Ubisoft Toronto.

Начальство доверило новой студии возрождать слэш продолжать серию Splinter Cell. Ей немного поплохело после Double Agent и Conviction. И нужна была мягкая перезагрузка. И она удалась. С точки зрения критиков и игроков. А в головном офисе смотрели на финансовые результаты.

Splinter Cell: Blacklist.

И они были не очень. Планировали продать пять миллионов копий, а получилось только две. Кто виноват? Наверно, игроки. Но следующая часть была в планах. Во всяком случае, об этом говорила сама Реймонд. Но она её не дождалась. Через года полтора после выхода Splinter Cell: Blacklist она ушла из студии, которую сама и создавала. За это время она успела подарить своему муженьку ещё одну принцессу.

Как только стало известно, что Джейд покидает Ubisoft, ей начали названивать все кто мог. Но Реймонд взяла перерыв до февраля 2015-го. Чтобы понять, чего она хочет. За это время она пошаталась по всяким сайтам и нараздавала интервью. Делилась своим видением современной игровой индустрии.

По её словам, в играх не хватает каких-то повседневных вещей, лежащих на поверхности. В пример она привела медицинскую систему США.

А как насчет того, что система настроена против бедных? Если вы потеряете работу, особенно в Штатах, где нет медицинского обслуживания, ваш долг может очень быстро выйти из-под контроля. Очень легко стать бездомным. Этот метагеймплейный цикл можно было бы легко привнести в игру, я думаю.

Джейд Реймонд, в интервью Erogamer 26 октября 2014-го года.

Подтрунивание над особенностями государственной медицины соседей любимая тема для канадцев и американцев. Так что идея лежит на поверхности.

В том же интервью Реймонд предложила идею игры, основанной на теме реинкарнации. Допустим, после смерти твой персонаж воскресает в виде какого-либо животного. И так далее. По-моему, неплохая идея для очередного рогалика.

Часто нашу мадам спрашивали и о сексизме в индустрии компьютерных развлечений. На что она с упёртостью чугунной батареи отвечала, что с его проявлениями в своей работе не сталкивалась. Да, были приколы типа того порно-комикса, но это прилетело от потребителей, а не от коллег.

При этом Джейд отмечает, что тема эта в самих играх особо не раскрыта. Стоит ли её поднимать? Стоит. А делать её основной – нет. Главное создавать хорошие игры. Не важно, для мальчиков или для девочек. Она вот с удовольствием играла в Mario Super Bros. 3, хотя её делали явно не для девочек.

Интервью Реймонд из 2014-года. Незадолго до ухода из Ubisoft.

Но всё это говорить проще, когда за твоей спиной не стоит работодатель. В 2015 Джейд пришло предложение от EA. Они дают ей деньги на студию и делают её своей дочкой. Не Джейд, а студию. Опять же, от таких вещей не отказываются. Так Реймонд вернулась в EA.

Предстояло снова с нуля организовать рабочий процесс ААА-разработчика. Опыт с Торонто показал, что и после её ухода всё прекрасно функционирует, так что главное – успешно провести начальный этап. Наверно, какие-то такие мысли были у боссов EA. Новообразованную студию нарекли Motive.

Вдобавок под управление Реймонд напихали ещё офисов поменьше и, самое главное, она стала ответственной за франшизу Star Wars. Причём на этом этапе она пересеклась с Эми Хенниг, которая как раз занималась проектом по любимой всеми нами вселенной вместе с Visceral Games. Но не срослось. Не удивлюсь, если этот женский дрим-тим предложила собрать Кэтлин Кеннеди.

Джейд Реймонд вещает в качестве директора EA Motive примерно в 2017-ом.

Видимо, чуя, что-то в EA ничего адекватного со Star Wars сделать не могут, Реймонд опять взяла свои снегоступы и отправилась по своим делам, никак не связанным с деятельностью EA. Motive работала прекрасно и без неё. После так себе кампании для Battlefront II и так себе Squadrons ребята сделали неплохой ремейк Dead Space. Мама Реймонд ими гордится. Наверно.

Стадия принятия

Своими делами Реймонд оказался некий секретный проект. Настолько секретный, что о нём сейчас уже могли и забыть. Речь о Google Stadia, попытки в облачный гейминг от известного поисковика. На этот раз Реймонд предложили возглавить, ни много ни мало, всё игровое и развлекательное направление Stadia. А ещё и обещали должность вице-президента Google. Ну кто откажется?

В принципе, в Stadia удалось привлечь приличное число крупных издателей. Но Реймонд отвечала именно за внутреннее производство. Разумеется, главную студию разработки открыли в Монреале. Потом ещё одну купили (тоже в Монреале), а третью запустили в Лос-Анджелесе.

2019-ый год. Реймонд на презентации Google Stadia.

Судя по всему, ни одной игры студии Реймонд разработать не успели, потому что Stadia умерла. Так и не определившись с целевой аудиторией, в Google решили сместить фокус на сторонних издателей, а не производить игры самим. Реймонд о закрытии сказали заранее, поэтому она попросила Google дать ей возможность искать новую работу, пока всё кругом рушится.

Дама пошла питчить свою новую студию инвесторам. И сразу получила восторженные отзывы от Sony. А ещё денег. Забрав большую часть своей команды со Stadia Джейд основала Haven Studios. Конечно же, в Монреале. Я так понимаю, Реймонд для бюджета города сделала больше, чем большая часть чиновников столицы Квебека.

Особо неизвестно, что там делали команды Реймонд в Google. Видимо, что-то с упором на онлайн, потому что этот путь избрали и в новой студии Джейд. Укрепить костяк Haven мадам пригласила старых знакомых по Assassin's Creed. Оригинальной. Наверно, наиболее видный из них, арт-директор первых игр, а потом и арт-директор франшизы в целом Рафаэль Лакост.

Видимо, усиление состава разработчиков вдохновило Sony на поглощение Haven. И студия Реймонд стала первой канадской в большой семье PlayStation. Скорей всего, такие договорённости были изначально, но технически Джейд Реймонд полтора года, наконец-то, управляла независимой командой.

Со-основатели  Haven Джейд Рэймонд и Леон О'Рейл. Ну и Марк Церни. 2022-ой год.
Со-основатели  Haven Джейд Рэймонд и Леон О'Рейл. Ну и Марк Церни. 2022-ой год.

Сейчас ребята заняты очередной сервисной игрой Fairgame$. Видимо, следуя плану Sony. Реймонд, как обычно, не лезет в разработку, а занята (судя по вакансиям на сайте) укреплением команды, поиском нужных людей, ну и другими организационными вопросами. Не удивлюсь, если после выпуска Fairgame$ она опять отправится открывать очередную студию в Монреале.

Как милой канадской девушке удалось основать аж три студии? Это, между прочим, на две больше, чем у Кодзимы. И все они работают. По сей день. На неё в открытую никогда не жаловались сотрудники, к ней возвращаются работать, ей дают деньги EA и Sony. Она умудряется уже больше двадцати лет плавать в игровом океане, который населяют, в основном, самцы разных видов. От гиков до мачо, от скупердяев до миллиардеров.

И всё это время Джейд Реймонд аккуратно лавирует между ними. У неё куча профильных наград. Она ежегодно светится на обложках канадских журналов как главное лицо местной игровой индустрии. Она пару раз попадала в Variety500.

Реймонд выглядывает снизу в правом углу. Попала в список 100 самых классных канадцев по версии канадцев.
Реймонд выглядывает снизу в правом углу. Попала в список 100 самых классных канадцев по версии канадцев.

Но вот обычному геймеру, главному потребителю в игровой индустрии, на неё всё равно. Её пик пришёлся на запуск Assassin's Creed. Тогда её, в основном, и запомнили, как красивую девушку, которая что-то там вещала со сцены, но никакого отношения к разработке не имела. Её появления в новостных сводках отмечают одинаковыми комментариями про то, что она получила денег, ничего не сделала и пошла дальше получать деньги у кого-то ещё.

Джейд Реймонд в 2023-ем.
Джейд Реймонд в 2023-ем.

Тут три варианта. Или геймеры ничего не понимают в игровой индустрии. Или большие дяди-издатели не понимают в игровой индустрии. Или лучше всех всё понимает Джейд Реймонд. В одном из своих ранних интервью, она упомянула, что её суперспособность – понимать, что лучше. Судя по всему, это так и есть. Она явно лучше всех понимает, что в данный момент лучше для неё и её семьи. И для Монреаля.

198198
2323
1010
66
44
44
11
11
11
108 комментариев

Ей дарил цветы сам Тоха Логвинов (жаль тогда у него ещё не было камаро)

77
10
8
2

После этого под ее началом не было выпущено ни одной игры? Думаем

64
6
3

Это высшее признание

10

Помню то видео,как он её улыбался подобострастно,как будто впервые тян увидел вживую.

1

Пик карьеры :

54

Вот пик ее карьеры)

15