С чего начинались 3D-шутеры? Ретро-обзор Wolfenstein 3D
Статья и видео.
С чего начинался путь Улильяма B.J. Бласковица? Каково было первое появление старого вояки? Битва с механизированным Адольфом? Каким вообще был самый первый 3Д шутер?
Wolfenstein 3D появилась в 1992 году и стала настоящим хитом. Изначально она вышла на DOS, но с течением времени её портировали вообще куда только можно: от SNES и Apple Macintosh до Xbox 360 и PlayStation 3. Wolfenstein 3D стала первым шутером от первого лица, задавшим моду всем последующим играм в этом жанре. Уже после неё вышли знаменитые Duke Nukem 3D и Doom.
Играть нам предстояло за сейчас уже далеко не безызвестного американского солдата Уильяма Бласковица. Игра состояла из шести эпизодов, в каждом из которых было по 9 этажей, то есть уровней. Каждый из этих эпизодов начинался с небольшой и незамысловатой карты, но этаж за этажом карты становились всё более сложные и похожие на лабиринт. А на последнем, девятом уровне вас всегда ожидал босс.
Первый эпизод повествует о побеге Би Джея из замка Вольфенштайн. Отстреливая охрану мы должны были пробраться до главного надзирателя жирного Ганса Гроссе, порешить его и покинуть зловещую нацистскую тюрьму. Второй эпизод называется Операция Эйзенфауст. В нём наш герой должен пробраться в секретную лабораторию, где проводились эксперименты по созданию суперсолдат и похерить все планы гитлеровцев. Следующим шагом Бласковица стало покушение на самого Фюрера. Этот эпизод мне понравился больше всего. Здесь появляется сам Адольф Алоисович сначала в виде каких-то духов некромантов, похожих на Дракулу, а затем он является нам в огромном экзоскелете с кучей пушек. Ну что сказать, в этом весь Вольфенштайн…
Остальные три эпизода посвящены предотвращению Уильямом химической войны, и они являются приквелом к первым трём.
Геймплей представлял собой исследование уровней в поисках лифта, который переносит вас на следующий. По пути мы отстреливали толпы нацистов и искали ключи, чтобы открывать двери. Так же на этажах спрятаны сокровища и драгоценности, собирая которые вы получаете дополнительные очки. В конце каждой миссии вам приводили статистику в процентном виде сколько из всех врагов на уровне вы убили, сколько собрали сокровищ и открыли секретных помещений.
Врагов в игре встречается всего 5 видов, не считая боссов. Это немецкие овчарки, рядовые солдаты, более живучие эсэсовцы со шмайсерами, солдаты-мутанты и офицеры в белой форме. Расправляться с нацистской заразой нам предстояло, используя довольно скромный арсенал: нож, пистолет, мп-40 и миниган. Причем боеприпасы для каждого оружия (не считая ножа) используются одни и те же. С одной стороны, это круто, что создатели игры учли тот момент, что в пистолете-пулемёте МП-40 используются пистолетные патроны (ну если предположить, что пистолет у нас люгер), но с другой – теми же патронами мы стреляем и из минигана и это… странно. Но это не суть важно. Начинали игру мы с одним только ножом и пистолетом и по ходу действия находили уже и последующие два ствола. Но заканчивая один эпизод с миниганом, в следующий мы уже вступали также лишь с ножом и пистолетом.
Когда Уильям получал раны не только уменьшался показатель здоровья, но и расположенное рядом с ним лицо героя начинало сочится кровью, и чем сильнее мы были ранены тем плачевнее он выглядел и там. Для пополнения здоровья нужно было собирать тарелки с едой или аптечки. Хотя Бласковиц не брезговал и собачьим кормом, который хоть и совсем немного, но всё же восстанавливал ему здоровье.
Несмотря на название эта игра ещё не являлась полноценным 3D-shooter'ом. Да, мы вроде как перемещаемся по трехмерному пространству, однако все модели вокруг плоские, и если противники ещё имели небольшой набор картинок, то объекты интерьера всегда поворачивались "лицом" вслед за нашим взглядом. Однако не будем забывать, что игра вышла в 1992 году. Хоть это и была псевдотрёхмерная игра, она всё же заложила основу последующих, развившихся уже в полноценное «3D» проекты. Wolfenstein 3D это просто… классика.
Для тех, кто всё ещё помнит такие игры, для кого игры от 1999 до 2009 года не являются ретро (меня так бомбит, когда я случайно натолкнусь на какой-нибудь видос на YouTube а-ля «Ведьмак 2007 РЕТРООБЗОР»...) – вам я советую так же вернуться к этой игре и просто предаться воспоминаниям, а заодно можно и немного поанализировать и сравнить какими игры были тогда и какими являются сейчас. Вам может не зайти Вольфенштайн 2009-го или Вольфенштайн 2001-го, но вот родной Вольфенштайн 3Д 92-го вас точно зацепит. Ведь именно с этого началась эра 3Д боевиков…
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Я один сижу уже 5 минут в ожидании исправления "его" на "чего"?
автор лал, что поделать...
Catacomb 3-D, чуть постарше шутер.
о ней я забыл (хотя разработали те же id software)