Твой промокод на КиноПоиск
HESOYAM
18+
Игры
Greed71 Reviews
1220

С чего начинались 3D-шутеры? Ретро-обзор Wolfenstein 3D

Статья и видео.

В закладки

С чего начинался путь Улильяма B.J. Бласковица? Каково было первое появление старого вояки? Битва с механизированным Адольфом? Каким вообще был самый первый 3Д шутер?

Wolfenstein 3D появилась в 1992 году и стала настоящим хитом. Изначально она вышла на DOS, но с течением времени её портировали вообще куда только можно: от SNES и Apple Macintosh до Xbox 360 и PlayStation 3. Wolfenstein 3D стала первым шутером от первого лица, задавшим моду всем последующим играм в этом жанре. Уже после неё вышли знаменитые Duke Nukem 3D и Doom.

Узнаёте этого верзилу?)

Играть нам предстояло за сейчас уже далеко не безызвестного американского солдата Уильяма Бласковица. Игра состояла из шести эпизодов, в каждом из которых было по 9 этажей, то есть уровней. Каждый из этих эпизодов начинался с небольшой и незамысловатой карты, но этаж за этажом карты становились всё более сложные и похожие на лабиринт. А на последнем, девятом уровне вас всегда ожидал босс.

Первый эпизод повествует о побеге Би Джея из замка Вольфенштайн. Отстреливая охрану мы должны были пробраться до главного надзирателя жирного Ганса Гроссе, порешить его и покинуть зловещую нацистскую тюрьму. Второй эпизод называется Операция Эйзенфауст. В нём наш герой должен пробраться в секретную лабораторию, где проводились эксперименты по созданию суперсолдат и похерить все планы гитлеровцев. Следующим шагом Бласковица стало покушение на самого Фюрера. Этот эпизод мне понравился больше всего. Здесь появляется сам Адольф Алоисович сначала в виде каких-то духов некромантов, похожих на Дракулу, а затем он является нам в огромном экзоскелете с кучей пушек. Ну что сказать, в этом весь Вольфенштайн…

Конечно же самым запоминающимся боссом был сам Адольф Гитлер, которого разработчики облачили в устрашающего вида мощную броню с ракетницами...

Остальные три эпизода посвящены предотвращению Уильямом химической войны, и они являются приквелом к первым трём.

Геймплей представлял собой исследование уровней в поисках лифта, который переносит вас на следующий. По пути мы отстреливали толпы нацистов и искали ключи, чтобы открывать двери. Так же на этажах спрятаны сокровища и драгоценности, собирая которые вы получаете дополнительные очки. В конце каждой миссии вам приводили статистику в процентном виде сколько из всех врагов на уровне вы убили, сколько собрали сокровищ и открыли секретных помещений.

Врагов в игре встречается всего 5 видов, не считая боссов. Это немецкие овчарки, рядовые солдаты, более живучие эсэсовцы со шмайсерами, солдаты-мутанты и офицеры в белой форме. Расправляться с нацистской заразой нам предстояло, используя довольно скромный арсенал: нож, пистолет, мп-40 и миниган. Причем боеприпасы для каждого оружия (не считая ножа) используются одни и те же. С одной стороны, это круто, что создатели игры учли тот момент, что в пистолете-пулемёте МП-40 используются пистолетные патроны (ну если предположить, что пистолет у нас люгер), но с другой – теми же патронами мы стреляем и из минигана и это… странно. Но это не суть важно. Начинали игру мы с одним только ножом и пистолетом и по ходу действия находили уже и последующие два ствола. Но заканчивая один эпизод с миниганом, в следующий мы уже вступали также лишь с ножом и пистолетом.

А вот псинок между прочем было жалко...

Когда Уильям получал раны не только уменьшался показатель здоровья, но и расположенное рядом с ним лицо героя начинало сочится кровью, и чем сильнее мы были ранены тем плачевнее он выглядел и там. Для пополнения здоровья нужно было собирать тарелки с едой или аптечки. Хотя Бласковиц не брезговал и собачьим кормом, который хоть и совсем немного, но всё же восстанавливал ему здоровье.

Несмотря на название эта игра ещё не являлась полноценным 3D-shooter'ом. Да, мы вроде как перемещаемся по трехмерному пространству, однако все модели вокруг плоские, и если противники ещё имели небольшой набор картинок, то объекты интерьера всегда поворачивались "лицом" вслед за нашим взглядом. Однако не будем забывать, что игра вышла в 1992 году. Хоть это и была псевдотрёхмерная игра, она всё же заложила основу последующих, развившихся уже в полноценное «3D» проекты. Wolfenstein 3D это просто… классика.

Зомби-солдаты охраняют комнату в (подземной лаборатории!) с колодцем, жратвой и кучей сокровищ... Хм, определённая логика в этом прослеживается...

Для тех, кто всё ещё помнит такие игры, для кого игры от 1999 до 2009 года не являются ретро (меня так бомбит, когда я случайно натолкнусь на какой-нибудь видос на YouTube а-ля «Ведьмак 2007 РЕТРООБЗОР»...) – вам я советую так же вернуться к этой игре и просто предаться воспоминаниям, а заодно можно и немного поанализировать и сравнить какими игры были тогда и какими являются сейчас. Вам может не зайти Вольфенштайн 2009-го или Вольфенштайн 2001-го, но вот родной Вольфенштайн 3Д 92-го вас точно зацепит. Ведь именно с этого началась эра 3Д боевиков…

{ "author_name": "Greed71 Reviews", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 74, "likes": 32, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 34399, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 16 Dec 2018 23:00:22 +0300", "is_special": false }
18+
Ходите в кино дома
Проведите 45 дней с КиноПоиск
по промокоду HESOYAM
Промокод будет скопирован
Промокод действует до 10.07.20 для новых подписчиков онлайн-кинотеатра КиноПоиск HD на 45 дней бесплатной подписки. Условия просмотра: ya.cc/4y4UX
Объявление на DTF
0
74 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2

Я один сижу уже 5 минут в ожидании исправления "его" на "чего"?

Ответить
0

автор лал, что поделать...

Ответить
1

АфФфтор жжот. Читать(смотреть) до конца

Ответить
0

жжгу как могу

Ответить

Аналитический Никита

2

Catacomb 3-D, чуть постарше шутер.

Ответить
1

о ней я забыл (хотя разработали те же id software)

Ответить
2

Да я помню это время, фактически два года в него играл, пока ходил в кружок информатики после школы. Забавно что не надоедало.

Ответить
2

Каким вообще был самый первый 3Д шутер?

Hovertank 3D и Catacomb 3D. Это если не вспоминать о Maze War 1973го года выхода.

Ответить

Нынешний Абдужаббор

Grzegorz
0

А где была пальба какими-то красными шарами в лабиринте?

Ответить
1

Поправь заголовок

Ответить
0

спасибо, исправил

Ответить
1

А как же вспомнить гениальный алгоритм заполнения экрана красными пикселями при смерти?

Ответить
1

Помню лабиринт из потайных дверей на каком-то из уровней, кажется я его так и не прошёл полностью.

Ответить
0

вообще-то до Wolfenstein 3D про Блажковича было выпущено 2 игры в двумерной перспективе, и они стали первопроходцами стелс-жанра, так что это точно не первое его пришествие *nerd mode off*

Ответить
1

о стелсе речь и не идёт, и опять же, говорите "двухмерной", я же утверждаю что Wolfenstein 3D был первым среди 3D шутеров (или же промежуточной ступенью между 2-мерными и 3Д шутерами)

Ответить
2

Нет, он именно про Блажковича. До Wolf3D были ещё Castle Wolfenstein и Beyond Castle Wolfenstein 1981го и 1984го годов выхода соответственно и кои были одними из самых первых стелс-игр.

Ответить
0

понял, извиняюсь... но насколько я помню в самом первом Wolf'е герой был безымянным шпионом

Ответить
0

я про то, что у тебя по фактике вступление неверное:
цитата: "С чего начинался путь Улильяма B.J. Бласковица? Каково было первое появление старого вояки?"
и далее ты говоришь про Wolfenstein 3D. если бы ты написал хотя бы "С чего начинался трёхмерный путь Улильяма B.J. Бласковица? Каково было первое появление старого вояки в 3D?", то вопросов бы не возникло. а так явная неточность

Ответить
1

я имел ввиду первый 3D-шутан, а не первое появление Би Джея. Неточность? Возможно, и всё же W3D определённо был в первой волне 3D шутеров, сделавших жанр популярным, благодаря которым он стал развиваться (ну и собственно именно 3D шутеров до id Software никто не делал)

Ответить
1

Всё верно, я не спорю с тобой. Я только указал, что по фактике вступление сформулировано неточно и показал, как можно было бы этого избежать. Я не пришёл докапываться :)

Ответить
0

ну я только начинающий, есть куда развиваться)

Ответить
1

Отлично, мне нравятся твои тексты.
Но вернёмся к вступлению твоего материала. Я думаю, я не очень понятно выразился. Короче, во вступлении ты задаёшь вопрос: "С чего начинался путь Улильяма B.J. Бласковица? Каково было первое появление старого вояки? "

И после этого ты не отвечаешь на этот вопрос, а рассказываешь про его третью игру. Надеюсь, теперь понятно, про какую ошибку я говорю? (Плюс, имя можно тоже поправить на Уильяма)

Ответить
0

да, я понял, извини что не сразу) просто, насколько я помню, герой первых двух вольфов (первого так точно) был просто безымянным агентом, и в них сюжета вообще не было... потому я и назвал W3D первым похождением Бласковица

Ответить
1

Перепроверил, точно - имя у героя появилось именно с W3D. Признаю, ошибся. Пару раз смотрел историю всей серии и помнил, что всё началось с двумерной перспективы
Я его спутал с Дюком Нюкемом - тот тоже начал с двумерной игры

P.S. Спасибо за материал, благодаря твоим текстам вспоминаю, что надо взяться за некоторые подзабытые тайтлы

Ответить
0

Хоть это и была псевдотрёхмерная игра

Нет, это была частично трехмерная игра. Помещения были 3D.

Ответить
0

нет, не были, там технология не так работает, можно в принципе кучу текста и видео найти о том, что такое Дум, Вудьф 3д (и Дюк, Blood и т.д.), и как они создают иллюзию трехмерности

Ответить
0

Трехмерность - это не то, что считается через матрицы. Это то, что видит пользователь.

Ответить
0

Лолшто? Что я щас прочитал?
Иллюзию трехмерности можно на листе бумаги ручкой создать, с помощью теней и правильной геометрии, трехмерным это её конечно не делает. Картина с правильной перспективой и светотенью тоже создает иллюзию, но трехмерным объектом в отличии от скульптуры не является.
Уровни в этих шутерах создавали иллюзию но трехмерных объектов там не было. Например не было мостов, которые бы были вписаны в пространство уровня так, чтобы можно было и по ним пройти, и под ними.
Какая разница, что видит пользователь? Он видит иллюзию.

Ответить
0

Ты поехавший? Если пользователь видит стены с перспективной, то для него это 3д. И ему до лампочки, какие трюки используются для создания этой перспективы.

Ответить
0

Скажем проще, что видит пользователь, ты уж извини, никого не волнует. Позицию в стиле "пользователь видит тридэ, для него это тридэ, ЗНАЧИТ ЭТА ТРИДЕ!" даже комментировать не хочется, да и не нужно. Как работает Вульф 3д ты явно не очень понимаешь, за с пеной у рта доказываешь, что там 3д, которого там по факту нет. Так что предлагаю или пойти ознакомиться наконец уже с тем, что такое старые 3д шутеры типа дума, или завязывать, потому что поехавший тут явно не я.

Ответить
0

Ты читаешь вообще или нет?

Ответить
1

твои бредни? Читаю, да. К сожалению. Сначала ты пишешь "нет, она была частично трехмерной, там были трехмерные уровни", и когда тебе указывают на то, что их там не было, ты начинаешь нести феерическую чушь о том, что "пользователь видит, для него триде, блаблабла".
Так вот, специально для тугих, предлагаю эксперимент: возьми лист бумаги, нарисуй на нем куб по всем законам перспективы и светотени, а потом посиди над рисунком и подумаей, является ли этот куб трехмерным объектом (ведь ты же так видишь!) и почему. Когда найдешь ответ, возвращайся.
Даю намек: 3д это не про "посмотреть", это про взаимодействие.

Ответить
0

Если этот же куб со светотенями нарисует Unreal Engine 4, он станет трехмерным?
Ну а трехмерность в геймплее и в рендере - это совершенно разные вещи. Иначе кучу современных игр с 3D графикой придется разжаловать. Например, многие типичные JRPG и MMO. Двумерной игрой станет, в частности, Dota 2.

Ответить
0

нет станут

Ответить

Постоянный ключ

Антон
0

Нет, это псевдо3д.

Ответить

Постоянный ключ

Антон
1

Ну да, как в каком-нибудь Sonic 3d или мариокарт с 16битных консолей. Меняется только вид, суть не меняется.

Ответить
0

Окей, тогда дотка - и Diablo 3 -"двумерные", "2.5D", "псевдотрехмерные"? Суть-то не меняется.

Ответить

Постоянный ключ

Dzed
0

В diablo 3 движок обрабатывает 3д модели, это 3д игра с фиксированной камерой. Псевдо3д - Сакред, дьябло 2.

Ответить
0

Причем тут формат данных, обрабатываемых движком? Я только что услышал, что все дело в "сути".

Ответить

Постоянный ключ

Dzed
0

От формата данных обрабатываемых движком зависит, 3d игра или псевдо3д.

Ответить
0

То есть, если треугольники, то 3D, а воксели - уже нет, наверное?

Ответить

Постоянный ключ

Dzed
0

Воксел - 3д элемент :)

Из википедии Во́ксел (в разговорной речи во́ксель, англ. Voxel — образовано из слов: объёмный (англ. volumetric) и пиксель (англ. pixel))

Ответить
–1

В первом Blood воксельное оружие, в ZAR, Shattered Steel, Comanche - воксельные карты. В C&C Tiberium Sun воксельные юниты. Все они теперь 3D?

Ответить

Постоянный ключ

Dzed
0

Я, пожалуй, перестану отвечать на глупые провокационные вопросы.

Ответить
0

В общем, я понял теперь, что геймплей - неважно, как выглядит картинка на экране - неважно. Важно чтобы где-то внутри были одобренные партией форматы данных.

Ответить
0

Я не соглашусь с этим, извините, дурацким, популярным среди пионеров мнением о псевдотрехмерности. Если карту Doom или Wolf3D в точности воссоздать в современном движке, не использовать фильтрацию текстур и современные эффекты освещения, то она будет отображена ИДЕНТИЧНО. Правильно наложенные текстуры с коррекцией перспективы.
Способ рендеринга - это детали реализации движка. То, как написан код, то, какой формат данных используется для описания уровней.
Но игры эти - трехмерные, ибо она отображают трехмерное изображение.
Ну а в Думе еще и работает третья координата в геймплее, несмотря на запрет возможности прыгать.

Ответить
0

И да, не надо объяснять мне чем 2.5D движки отличаются от "настоящих". Я все это сам писал в свое время.

Ответить
0

Ну а в Думе еще и работает третья координата в геймплее, несмотря на запрет возможности прыгать.

А как мы должны, по твоему, передвигаться по лестницам и лифтам? Z не только для прыжков нужен был

Ответить
0

Не со мной спорить нужно.

Ответить
0

В свою очередь я не соглашусь с дурацким, извините, мнением в стиле "с точки зрения пользователя трехмерно, значит трехмерно".

Ответить
0

Можно найти кучу объяснений на youtube от пионеров, не написавших ни строчки кода в жизни. С точки зрения пользователя, если абстрагироваться от программирования, это трехмерные игры. Где способ рендеринга, да, накладывает ограничения на свободу перемещения, возможность наклонить камеру, на структуру карт и геймплея, наконец. При этому можно найти множество игр на современных движках с теми же или схожими ограничениями. Например, невозможность прыгать, отсутствие многоэтажности, фиксированные или ограниченные углы камеры.
С другой стороны, берем ROTT, использующий допиленный движок Wolf3D и там есть прыжки, прицеливание по вертикали и фейковая многоэтажность, при все тех же фундаментальных ограничениях рендера и двумерной клеточной структуре карт.
Или Chasm: The Rift, который мы вначале считали убийцей квейка, а при пристальном рассмотрении - опять квадратно-гнездовые карты по клеточкам из Wolf3D и отсутствие перспективы по вертикали.
Так что или крестик снимите, или штаны наденьте.

Ответить
0

С точки зрения пользователя, если абстрагироваться от программирования, это трехмерные игры.

Я, вроде, выше черным по белому уже писал, что речь не идёт о точке зрения пользователя, и почему, но вот опять.

Так что или крестик снимите, или штаны наденьте.

Забавно, популярное выражение, на удивление неуместно использованное, т.к. я не вижу, как то, что я писал, противоречит самому себе.

Ответить
0

P.S. я придумал, какой грязный прием использовать, чтобы объяснить мою позиции на счет "точки зрения пользователя")

Возьмём условную гифку на 100 кадров, которые последовательно сменяют друг друга, и возьмём следующую картинку: раз, с точки зрения пользователя, обе картинки выглядят движущимися, то мы и ту и другую будем называть анимацией?

Ответить
0

"Каким вообще был самый первый 3Д шутер?" Прям таки самый первый? Мне казалось что то еще раньше бывало.

Ответить
0

именно 3D и именно шутер... нет

Ответить
0

Или да. Maze War?

Ответить
0

не 3Д и даже не псевдо-3Д

Ответить
1

меньше кадров анимации, меньше возможностей, свободного поворота нет, нет цветовой палитры, нет текстур - это всё понятно, учитывая год выхода. Но в остальном работает примерно так же, как фульф, который просто был красивее и более продвинутым. Реально 3D-шутеры начались, как мы помним, с q1,вот там, там отличия принципиальные.

Ответить
0

Maze War, Eidolon, Battlezone, Midi Maze (deathmatch!) и многое другое в 80-х.

Ответить
0

все вышеперечисленные игры не были 3D-шутерами (наиболее близок к этому только Battlezone)

Ответить
0

чем они были, и по каким критериям вы определили, что они не были 3д-шутерами?

Ответить
0

Сейчас у автора пойдут отмазки, что если не на ногах бегать, а ездить на колесах да еще и оружия не видно, то уже не шутер а симулятор :) А про "3D" уже и мы с вами поспорили.

Ответить
0

"Мы с вами поспорили?")
МЫ не спорили, я вам не написал ни строчки - но это не значит, что я согласен, я просто не хочу повторять по второму разу то же самое ;)

Ответить
0

upd. Окей, я не удержался, и ответил пару раз. Краткая суть:
1) не всё, что мы видим, представляет собой трехмерный объект, даже если кажется таковым. В этом вся суть оптических иллюзий.
2) "Точка зрения пользователя" аргумент такой себе, т.к. точка зрения пользователя совсем не обязательно отражает действительные свойства объекта, на который он смотрит.

Ответить
0

Я могу назвать еще кучу игр 80-х, где будут, в том или ином сочетании 1) трехмерность от первого или 3-го лица 2) возможность стрелять во врагов.

Ответить
0

Странно что 9 уровней, может я проходил какую то модификацию - Вольфенштейн: Ретерн ту зе кастл (3,5 мегабайта была) - там 18 уровней - но в нее все описанное входило.

Ответить
0

9 уровней в каждом эпизоде, а эпизодов было 5, если я не ошибаюсь...

Ответить
0

сколько можно одно и то же мусолить, уже каждый такого рода типовой обзор запилил. смысл?

Ответить
0

захотелось, законом не запрещено, обзорю, что хочу)

Ответить
0

Это, к примеру, не шутер, или не 3D?
https://www.youtube.com/watch?v=p2RuDX5UkaI

Ответить

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }