С чего начинались 3D-шутеры? Ретро-обзор Wolfenstein 3D

Статья и видео.

С чего начинался путь Улильяма B.J. Бласковица? Каково было первое появление старого вояки? Битва с механизированным Адольфом? Каким вообще был самый первый 3Д шутер?

Wolfenstein 3D появилась в 1992 году и стала настоящим хитом. Изначально она вышла на DOS, но с течением времени её портировали вообще куда только можно: от SNES и Apple Macintosh до Xbox 360 и PlayStation 3. Wolfenstein 3D стала первым шутером от первого лица, задавшим моду всем последующим играм в этом жанре. Уже после неё вышли знаменитые Duke Nukem 3D и Doom.

<i>Узнаёте этого верзилу?)</i>
Узнаёте этого верзилу?)

Играть нам предстояло за сейчас уже далеко не безызвестного американского солдата Уильяма Бласковица. Игра состояла из шести эпизодов, в каждом из которых было по 9 этажей, то есть уровней. Каждый из этих эпизодов начинался с небольшой и незамысловатой карты, но этаж за этажом карты становились всё более сложные и похожие на лабиринт. А на последнем, девятом уровне вас всегда ожидал босс.

Первый эпизод повествует о побеге Би Джея из замка Вольфенштайн. Отстреливая охрану мы должны были пробраться до главного надзирателя жирного Ганса Гроссе, порешить его и покинуть зловещую нацистскую тюрьму. Второй эпизод называется Операция Эйзенфауст. В нём наш герой должен пробраться в секретную лабораторию, где проводились эксперименты по созданию суперсолдат и похерить все планы гитлеровцев. Следующим шагом Бласковица стало покушение на самого Фюрера. Этот эпизод мне понравился больше всего. Здесь появляется сам Адольф Алоисович сначала в виде каких-то духов некромантов, похожих на Дракулу, а затем он является нам в огромном экзоскелете с кучей пушек. Ну что сказать, в этом весь Вольфенштайн…

<i> Конечно же самым запоминающимся боссом был сам Адольф Гитлер, которого разработчики облачили в устрашающего вида мощную броню с ракетницами... </i>
Конечно же самым запоминающимся боссом был сам Адольф Гитлер, которого разработчики облачили в устрашающего вида мощную броню с ракетницами...

Остальные три эпизода посвящены предотвращению Уильямом химической войны, и они являются приквелом к первым трём.

Геймплей представлял собой исследование уровней в поисках лифта, который переносит вас на следующий. По пути мы отстреливали толпы нацистов и искали ключи, чтобы открывать двери. Так же на этажах спрятаны сокровища и драгоценности, собирая которые вы получаете дополнительные очки. В конце каждой миссии вам приводили статистику в процентном виде сколько из всех врагов на уровне вы убили, сколько собрали сокровищ и открыли секретных помещений.

С чего начинались 3D-шутеры? Ретро-обзор Wolfenstein 3D

Врагов в игре встречается всего 5 видов, не считая боссов. Это немецкие овчарки, рядовые солдаты, более живучие эсэсовцы со шмайсерами, солдаты-мутанты и офицеры в белой форме. Расправляться с нацистской заразой нам предстояло, используя довольно скромный арсенал: нож, пистолет, мп-40 и миниган. Причем боеприпасы для каждого оружия (не считая ножа) используются одни и те же. С одной стороны, это круто, что создатели игры учли тот момент, что в пистолете-пулемёте МП-40 используются пистолетные патроны (ну если предположить, что пистолет у нас люгер), но с другой – теми же патронами мы стреляем и из минигана и это… странно. Но это не суть важно. Начинали игру мы с одним только ножом и пистолетом и по ходу действия находили уже и последующие два ствола. Но заканчивая один эпизод с миниганом, в следующий мы уже вступали также лишь с ножом и пистолетом.

<i>А вот псинок между прочем было жалко...</i>
А вот псинок между прочем было жалко...

Когда Уильям получал раны не только уменьшался показатель здоровья, но и расположенное рядом с ним лицо героя начинало сочится кровью, и чем сильнее мы были ранены тем плачевнее он выглядел и там. Для пополнения здоровья нужно было собирать тарелки с едой или аптечки. Хотя Бласковиц не брезговал и собачьим кормом, который хоть и совсем немного, но всё же восстанавливал ему здоровье.

Несмотря на название эта игра ещё не являлась полноценным 3D-shooter'ом. Да, мы вроде как перемещаемся по трехмерному пространству, однако все модели вокруг плоские, и если противники ещё имели небольшой набор картинок, то объекты интерьера всегда поворачивались "лицом" вслед за нашим взглядом. Однако не будем забывать, что игра вышла в 1992 году. Хоть это и была псевдотрёхмерная игра, она всё же заложила основу последующих, развившихся уже в полноценное «3D» проекты. Wolfenstein 3D это просто… классика.

<i>Зомби-солдаты охраняют комнату в (подземной лаборатории!) с колодцем, жратвой и кучей сокровищ... Хм, определённая логика в этом прослеживается...</i>
Зомби-солдаты охраняют комнату в (подземной лаборатории!) с колодцем, жратвой и кучей сокровищ... Хм, определённая логика в этом прослеживается...

Для тех, кто всё ещё помнит такие игры, для кого игры от 1999 до 2009 года не являются ретро (меня так бомбит, когда я случайно натолкнусь на какой-нибудь видос на YouTube а-ля «Ведьмак 2007 РЕТРООБЗОР»...) – вам я советую так же вернуться к этой игре и просто предаться воспоминаниям, а заодно можно и немного поанализировать и сравнить какими игры были тогда и какими являются сейчас. Вам может не зайти Вольфенштайн 2009-го или Вольфенштайн 2001-го, но вот родной Вольфенштайн 3Д 92-го вас точно зацепит. Ведь именно с этого началась эра 3Д боевиков…

3434
74 комментария

Комментарий недоступен

3

Комментарий недоступен

2

Комментарий недоступен

1

Я один сижу уже 5 минут в ожидании исправления "его" на "чего"?

3

автор лал, что поделать...

Catacomb 3-D, чуть постарше шутер.

2

о ней я забыл (хотя разработали те же id software)

1